В «Повести временных лет…» изложение русской истории начинается с загадки. Она заключена в тексте о путешествие апостола Андрея вверх по Днепру до Новгорода, откуда он отправился в Рим. Вот как излагает летописец это событие:
« Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город великий, и воздвигнет бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев; и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел и рассказал; «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, .и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, я то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп».
Загадок здесь несколько и круг вопросов широк.
Ранние историки церкви собирали легенды о жизни апостола Андрея, однако ни о каком путешествии по Днепру церковное предание не знает. С другой стороны в тексте есть психологические моменты, которые выдумать трудно: упоминание Рима и рассказ о банях. Загадочно и другое: апостол желал пойти в Рим, а летописец отправил его на север, т. е. в противоположную сторону. Исследователи текста объясняли причину отправления апостола «в Рим по Днепру» желанием привести апостола на место будущего Киева, чтобы тот благословил Русскую землю. Тогда возникает вопрос, почему апостол не пытался обратить в христианскую веру, хлещущихся в банях «словен». Почему из всего увиденного в путешествии апостолу больше всего запомнились бани, и именно о них он рассказывал в Риме? Исследователи рассматривали «банную историю», как насмешку киевлян над новгородцами, но стоит вспомнить, что киевляне таким же способом мылись в бане. Большинство исследователей оставляли в стороне «хлестанье в бане» и считали ,что летописец отправил апостола в путешествие с целью ввести Русскую церковь в сферу непосредственной деятельности апостолов. Хочу изложить свою версию, зачем обратился летописец к такому сюжету.
Несмотря на необычность маршрута апостола Андрея, попасть в Рим, поднимаясь на север по Днепру можно. Перед сообщением об апостоле в тексте летописи имеется своеобразная подсказка, как двигался провозвестник христианства Андрей.
«…тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в вер¬ховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вы¬текает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно при¬плыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».Из текста ясно, что весь путь апостола Андрея складывается из 2 торговых путей « из варяг в греки» : сухопутно – речного(« заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода: « Обойди князь пороги на конях…») ориентированного на реки ,и от Новгорода до Рима – морского. Вместо долгого и полного опасностей плавания по морю апостол, пройдя « кругосветное» путешествие, предпочел более короткий и надежный путь по рекам и суше. И благословил город Киев на Днепре, служивший своеобразными воротами европейской торговли с народами Причерноморья.
Удобные водные пути способствовали развитию широких торговых связей Новгорода: из реки Волхов в Ладожское озеро, по Неве можно добраться до Балтийского моря далее вокруг Европы через Гибралтар в Италию и далее в Константинополь. Торговый Новгород рос и был богатым городом. Но морской путь (наличие множества островов, подводных скал, течений, резкой сменой погоды, штормы и бури, тихоходные и неуклюжие суда) ассоциировался у апостола с «мучениями» новгородских «словен» в бане, о чем он и рассказал , окончив своё морское путешествие в Риме. Морской торговый путь преодолевался одним кораблем, на суше товары чаще передавались через цепь последующих звеньев, так на протяжении торгового пути возникали поселения, которые и способствовали возникновению Русского государства, что и отметил летописец. В свете экономической взаимосвязи варяг и греков из Византии по торговому пути с юга проникают идеи христианства, а с севера в Киев приходят воинственные варяги Аскольд и Дир, а затем и Олег с сыном Рюрика. Гениальный летописец убеждает нас, что путь « из варяг в греки» по рекам и суше, который первым прошел апостол Андрей, стал « стержнем» формирования древнерусского государства.
Татьяна.