Архивариус писал(а):Собственно, этот вопрос для меня закрыт уже много лет назад. Я сторонник мнения, что это грандиозное предприятие было организовано по вполне меркантильным причина: европейское рыцарство нуждалось в земле, а непосредственный организатор - Святой Престол - убивал сразу несколько зайцев: 1) получал обширные территории; 2) увеличивал число своих епархий и 3) поднимал свой авторитет, что было немаловажно в условиях борьбы со светскими властями за лидерство в Европе.
После 1071 г. (битва при Манцикерте) византийцы стали просить Запад о военной помощи перед лицом неудержимого наступления сельджуков. А в конце 80-х гг. XI в. сельджукская кавалерия иконийского султана Сулеймана уже достигла Мраморного моря. Но еще задолго до этих событий, в начале XI в., в Европу стали доходить сведения о гонениях на восточных христиан в Святой Земле. Я имею ввиду гонения, инициатором которых был фатимидский халиф ал-Хаким и по приказу которого в 1010 г. была даже разрушена церковь Гроба Господня в Иерусалиме. В 80-е же годы XI в. Иудея становится ареной ожесточенной борьбы между сельджуками и египтянами. И сам Иерусалим несколько раз переходил из рук в руки. Считается, что все эти события на бывшем христианском Востоке повлияли на принятие окончательного решения об организации Крестового похода, чтобы спасти то, что еще можно было спасти.
Теперь насчет меркантильных причин. После освобождения Иерусалима бОльшая часть выживших участников Первого крестового похода отправилась домой, чего не произошло бы, если бы они действительно прибыли на Восток в поисках земельных владений. А нехватка людей стала вечной проблемой Иерусалимского королевства и это при наличии свободных земель. В середине XII в. был даже момент, когда королевская курия всерьез рассматривала вопрос об армянской колонизации страны.
С другой стороны, в поход отправились целый ряд крупных феодалов, которые ни в землях, ни в богатствах не нуждались. Зачем же им было рисковать жизнью, отправляясь в неизвестность? Но ведь пошли. Более того, тот же Готфрид Бульонский - будущий обладатель уникального титула "защитник Гроба Господня" - был не каким-нибудь захудалым бароном, а герцогом Нижней Лотарингии. Он продал(!) свои владения, чтобы получить дополнительные средства для организации и оснащения армии. Своими руками сам лишил себя всего. Фактически, он сжег за собой мосты. Где здесь меркантилизм?
Далее, момент для организации похода был выбран исключительно удачно: в 1092-1094 гг. один за другим умерли или были убиты сельджукский визирь Низам аль-Мульк, сельджукский султан Маликшах, фатимидский халиф аль-Мустансир, фатимидский визирь Бадр аль-Джамали и аббасидский халиф (в Багдаде) аль-Муктади. Относительно централизованные Египетская империя Фатимидов и Сельджукская империя тюрок стали слабеть и разваливаться. Возможно, что Урбан II правильно оценил ситуацию и вот 27 ноября 1095 г. христианский мир услышал Проповедь.
