На чем путешествовал Дженкинсон на судах-круглодонках ( бусы) и судах-плоскодонках (насады). На санях зимой мог преодолевать до 400 миль в три дня.
"В XVII в. Астрахань становится важным центром морского судостроения. Здесь в ведении воеводы находилось специальное государственное учреждение – Деловой двор, которое занималось строительством судов и самим мореплаванием на Каспии. При деловом дворе состоял штат корабельных мастеров, здесь же находились и кормщик – шкиперы морских судов. В ведении Делового двора числилась флотилия речных и морских есаульных стругов, на которых стрельцы несли службу по охране судоходства[1]. Корабельный лес сплавлялся в Астрахань плотами из Казани и других городов бассейна Волги.
Основным типом русских торговых судов были бусы – остроносые, круглодонные суда с одним или двумя парусами. На них имелись запасные канаты, якоря и паруса. Командовал бусой служилый человек, бравший с собой плотника, десятника, 20 стрельцов и пушкарей. В составе экипажа бусы также были кормщик, носовщик, махоня (сигнальщик), а для выхода в море брали в Астрахани опытного вожа (лоцмана). Чердаки (каюты) для членов посольств, купцов и экипажа были выше и просторнее, чем на сругах; на бусе обязательно имелись складские помещения для товаров[2].
Грузоподъемность некоторых бус была очень значительна. Так, англичанин Дженкинсон купил в Астрахани судно для плавания по Каспию и перевез на нем груз, для которого потребовался караван в 1000 верблюдов, т.е. более 200 т, в то время как из Англии в Архангельск он прибыл на судне грузоподъемностью 120 т[3].
Постройка бус на верфи Делового двора носила организованный и стабильный характер. Бусы всегда были вооружены, чтобы защищаться от нападений жителей прибрежных областей и казаков. Как правило, на судне стояло от одной до двух пушек, остальное огнестрельное вооружение было ручным. С таким вооружением русские суда на Каспии могли только защищаться, ни о каких пиратских действиях с целью преследования и нападения не могло быть и речи. Защищались русские бусы вполне успешно.» (
http://astrakhan-musei.ru/t_menu/t_menu/category/258 )
"Идя от Лисьего Носа дальше, все наши четыре корабля в двенадцатый день указанного месяца благополучно прибыли на рейд св. Николая в русской земле, где мы и стали на якорь, пройдя от Лондона до этого рейда 750 лиг. Русский посланник со своей свитой в большой радости сошел на берег, а наши суда начали немедленно разгружаться. Приняв [75] новый груз и дождавшись попутного ветра, они 1 августа отправились в Англию.
Выехав из Устюга по реке Сухоне, мы прибыли в город, называемый Тотьмой. Здесь река очень мелка и дно каменисто; это место очень опасно для прохода здешних судов и лодок, которые они (русские) называют насадами (nassades) и дощаниками (dosneckes) и в которых перевозят товары из помянутых выше Колмогор в город Вологду. Суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более, как на 4 фута и поднимают 200 тонн; на них нет никаких железных частей, но все сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг шеи длинные тонкие веревки, прикрепленные к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами. На Двине очень много таких судов; по большей части они принадлежат вологжанам, ибо в этом городе живет много купцов, пользующихся вышеупомянутыми судами для доставки в Вологду соли с морского берега.
В зимнее время русские ездят на санях и в городе и в деревне, так как дорога крепкая и гладкая от снега; все воды и реки замерзают, и одна лошадь, запряженная в санки, может провезти человека до 400 миль в три дня; но в летнее время дороги покрыты глубокой грязью, и путешествие очень тяжело.» (
http://www.kolamap.ru/library/1558_jankinson.htm )