lll писал(а):1. Докажите, что у Вас нет совести.
В хайдеггерианском образе мира, который я (с особыми примечаниями - о них отдельный долгий разговор) исповедую, и создание которого является главным достижением мировой философии в XX в., Совесть сущностна для человеческого вообще. Правда, с интерпретацией Совести самим Хайдеггером (там есть страшная и непонятная формулировка "совесть есть зов присутствия к самому себе") я не совсем согласен, у меня вообще к Хайдеггеру есть претензии. Но так или иначе, в известном Смысле, Совесть - это то делает человека человеком. Почему - опять же отдельный долгий разговор. Помыслить себе человека как человека без Совести - значит лишить его человеческой сущности. Совесть есть у Вас, у меня, у Вашего коллеги. Она есть. С чего Вы взяли, что ее у меня нет? Разве я об этом говорил...
2. Если она все-таки у Вас есть, докажите, что она у Вас какая-то особая. Не такая, как у других.
Скажите, а вот, допустим, лицо у Вас какое-то особое, не такое как у всех? Или точно такое же? У Вас, у меня, у Афинянина, у СУ29, у Гитлера, у Достоевского одно лицо или разные?
На Ваш вопрос ответ подготовил Ваш коллега. В дискуссии с СергАни он однажды произнес знаковую фразу:
Неужели не стыдно?
А вот
не стыдно. Потому что Совесть у них двоих отлична друг от друга, как отлична она и у всех остальных людей. Вы можете легко и спокойно убить человека? А вот кто-то может. И никаких мук Совести испытывать потом не будет. Ваша Совесть Вам не позволит. Его Совесть ему - запросто.
И это что, буджет критерий правды и добра? Господи, да о чём я, братцы?! Ну это ж такая элементарщина!!! Есть одна очень хорошая максима, которая может служить отправной точкой для целого ряда философских концептуализаций.
Люди разные. И у всех людей разная Совесть.
Совесть - и на самом деле прекрасный этический критерий. Но это
последнийкритерий, который
в чистом виде начинает работать лишь тогда, когда все остальные критерии отпадают. "Все остальные критерии" - это наши повседневные этические представления, данные нам нашей культурой. Вот когда человек находится в состоянии дилеммы, последний и единственный выход для него будет заключаться в том, чтобы обратиться к самому себе. То есть к своей Совести.
Нет, разумеется, Совести можно слушаться, не только попав в дилемму. Можно слушать своего даймона постоянно, как это делал Сократ. Здесь у Вас хорошая жизненная позиция, и никто с этим не спорит. Она не абсолютна и не убережет Вас от бед и ошибок, но по крайней мере на такой позиции Вы всегда останетесь самотождественны. И это работает.
Но работает только на уровне личности. Ибо Совесть - атрибут личности и относит к личному (или, можно сказать, к экзистенциальному). И на уровне общества этот критерий тут же испаряется, ибо критерий может быть только
один, иначе он не критерий. А в социуме - сколько людей, столько же и содержаний у их Совести.
Ну а что касается меня, грешного, и одного из феноменов (в Смысле - проявлений) моей Совести - см. внимательнее предыдущий пост. Там был один хороший различающий пример.
P.S. Это я так за пять минут рассчитывал отвтетить...