И. М. Дьяконов А. Ю. Милитарев
Послесловие к книге Анри Лота « К другим Тассили»
Предлагаемая вниманию читателей Анри Лота, известного французского исследователя Сахары, этнографа, археолога и специалиста по сахарскому первобытному искусству, содержит отчет о его экспедициях 1958—1974 годов в различные районы великой пустыни, последовавших за его первыми экспедициями (1956—1957) в поисках произведений наскальной живописи, — до этого Лот путешествовал по Сахаре как этнограф *.
Находки Лота справедливо вызвали еще в конце 1950-х мирную сенсацию. Настоящая книга не только занимательный рассказ о полной приключений жизни в пустыне, но и научный итог почти двадцатилетнего периода анализа, размышлений и гипотез автора, касающихся происхождения, интерпретации, относительной и абсолютной хронологии и классификации образцов наскальных росписей, обнаруженных и скопированных им и его помощниками. Количество этих росписей неисчислимо и далеко превосходит всю совокупность известных до сих пор произведений доисторического изобразительного искусства, найденных в других районах земного шара. Историческое и художественное их значение огромно.
А. Лот, помимо описания работы экспедиций, уделяет довольно много места ясному и подробному обсуждению разнообразных аспектов проблематики, которую создают для исторической науки сахарские находки. Мы же остановимся здесь лишь на некоторых вопросах, получивших, на наш взгляд, недостаточно полное освещение или вовсе оставшихся вне поля зрения автора.
-------------------------------------------------------------------------------------
* Описанию экспедиций 1956—1957 гг. посвящена первая книга А. Лота на русском языке — «В поисках фресок Тассили» (М., 1962); второе издание — «В поисках» фресок Тассилин-Аджера» (Л., 1973, с добавлением рисунков из книги Ж—Д. Лажу «Чудеса Тассили н`Ажжера», Париж, 1962). Предисловие к последней книге, написанное известным африканистом, членом-корреспондентом АН СССР Д. А. Ольдерогге, содержит целый ряд сведений по археологии, палеографии, истории Северной Африки и Сахары, по истории исследований памятников доисторического искусства в этой части Африки до начала 1960-х гг., а также анализ ряда связанных с открытиями Лота проблем, которые мы не сумели охватить в настоящем «Послесловии»