Небольшое отступление – в обычае русских воинов того времени было выступать в поход не только «конно, людно и оружно», но еще и «красно». Вид прекрасно вооруженных и одетых воинов всегда оказывал большое психологическое воздействие и на своих, и на чужих, являясь наглядной демонстрацией силы и могущества государства. Это было замечено еще в древности. Так, автор знаменитого византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикон» писал, что «ромеи и все другие народы, изучая издали боевой строй друг друга, склонны определять по внешнему виду, что более грозным в сражении оказываются те, у которых больше блестит оружие». Спустя 500 лет другой византийский автор, Кекавмен, советовал военачальнику-стратигу: «Знай, что если у стратиота конь, одежда и оружие хороши, а вдобавок стратиот храбр, то он окажется равным двум. Если он робок, то знай, что приободрится и средним будет в деле. А если он неряха, имеет седло большое, стремена неудобные, коня плохого, то знай, что, если он и храбр, то помышляет заранее о собственном спасении посредством бегства…».
Русские хорошо усвоили эти истины, поэтому великие князья и государи требовали от своих воевод и служилых людей, чтобы те шли на «прямое дело» «красно» и «цветно». Так, в 1514 г. великий князь требовал от своих детей боярских, отряженных встречать турецкого посланника, чтобы те «имали с собою платье лутчее, чтобы там сьехався, видети было их цветно». Спустя пятьдесят лет кардинал Коммендоне писал из Варшавы своему итальянскому адресату, что русские имеют обычай «перед вступлением в битву надевать сверх оружия драгоценные разноцветные одеяния, так что русское войско имеет вид прекрасного цветущего луга». Прошло еще 34 года, и, готовясь к встрече крымских послов, царь Борис Годунов приказал, чтобы были все «воеводы, и дворяня, и дети боярские нарядные и цветные, и лошади бы у них были лутчие, … чтоб их крымские посланники видели». Одним словом, величественное и вместе с тем прекрасное описание русской рати накануне сражения, передаваемое неизвестным автором «Сказания о Мамаевом побоище», вовсе не является поэтической метафорой и преувеличением – достаточно обратиться к документам. «Цветность» и «доспешность» московского служилого человека той эпохи хорошо видна, к примеру, из духовной грамоты сына боярского Г.Д. Русинова. Он писал, что «…со мною на службе доспеху: шолом шамахеискои да бехтерец, а платья: кожух черева лисьи, да с него спорок отлас дымчат, да однорятка колтырская багрова, да терлик безиннои, да шапка с соболем, да шапка горлоната поношона, да колпак оръдинскои подложены, пугвицы серебряны, да другои колпак здешнеи подложен, да у ожерелья у пристяжново четыре пугвицы серебряны з жемчюги з гурмыцкими…».