Архивариус
Это связано, во-первых, с тем, что сколько-нибудь достоверная, регулярная статистика о разных сферах жизнедеятельности страны у нас появляется именно с этого периода
мы не имеем данных об объёмах русской внешней торговли в XVI - XVII вв. и можем судить о её размерах только на основании сведений о количестве судов, посетивших русские порты.
Ваше желание, уважаемый Stanislaw, в условиях отсутствия статистики об оборотах внешней торговли Московского царства в XVI - XVII вв. произвести оценку данного показателя по косвенным признакам похвально.
У вас довольно превратное представление об уровне русского делопроизводства в XVII в.
Существует огромный архив РГАДА в котором масса до сих пор не изученных приказных документов касающихся XVII века и даже конца XVI века. Делопроизводство тогда было на уровне по крайней мере не худшем чем в правление Петра, часть документов по тому периоду сгорело в пожаре кажется 1812 года, но большая часть сохранилась.
Много документов публиковалось до революции, а вот в советское время лишь немногие исследователи обращали внимание на этот период русской истории, потому до сих пор немалое кол-во данных которые есть о торговли России (да и не только торговли) того периода черпается из дореволюционных работ. Эти архивы РГАДА о XVII веке всё ещё ждут своих исследователей...
StanislawНадуманность и бездоказательность подобных утверждений очевидна. В этой связи напомню Вам, как совсем недавно Вы и Akrit сурово вопрошали меня требуя привести факты в подтверждение моих умозаключений. Может быть теперь Ваша очередь?
Т.е. вы благосклонно уступаете мне "свою очередь" и вот эти свои фразы подкреплять ненамерены:
даже в XVI-XVII вв. везти грузы через Ливонию было выгоднее чем через Архангельск. В результате русские цари неоднократно принимали и подтверждали решения о борьбе с контрабандой на Ливонском рубеже и об обязательности для русских купцов торговли через Архангельск.
Конечно, дружище , тех, кого она не устраивала (Архангельская торговля - прим. Akrit), ждали в лучшем случае батоги и конфискация имущества.
Россия отпускала через нарвский порт, по словам Флетчера, одного воска 50 тысяч пудов; с завоеванием Нарвы шведами в 1581 году цифра отпускаемого Россиею через Нарву воска упала до 10 тысяч пудов, т. е. уменьшилась в 5 раз.
Всё это было прямым следствием санкций русского правительства против ливонской торговли.
...
Ну что же ладно.
Начнём пожалуй с этого:
Нет, уважаемый, ЭТО я не упустил. Более того, предвидя такой ход в дискуссии, я как раз ЭТОМУ посвятил последний абзац моего предыдущего сообщения. Вы используете весьма оригинальные методы сравнительного анализа: берёте Нарву эпохи упадка, когда против неё уже полтора десятка лет действуют санкции русского правительства и русский экспорт через этот город почти прекратился и... сравниваете её с Архангельском , который уже 20 лет как является главным русским портом да ещё в условиях действия указа 1585 г. (об обязательном экспорте русских товаров через Архангельск).
Каюсь пропустил этот абзац, но это сути дела не меняет кол-во судов не показатель т.к. в Нарву (Шведскую) при указанных оборотах продолжало заходить 30-40 судов, очевидно что они были небольшими, про порядок таможенной регистрации см. Очерки о Рижской торговли Дорошенко (он пишет не только о Риге) у Шаскольского кажется тоже где-то об этом было.
Вот по Архангельскому порту данные после Смуты (привожу только по тем годам где известны полные данные о кол-ве зашедших судов):
Огородников С.Ф. Очерк истории города Архангельска. (СПб., 1890).
1618 - 43 судна (32 голландских только 3 английских)
1621 - 67 судов
1630 - более 100 судов (большинство голландских)
1631 - 54 судна
1652 - 90 судов
1655 - 69 судов (Крестинин В. В. Краткая история о городе Архангельском (СПб., 1792))
1658 - 80 судов ( 50 голландских только 4 английских)
О количестве приходивших ежегодно
только голландских судов в 70-80-х г.г. пишут иностранцы Бруин, и Савари оценивают это число
в 30-40 судов, Кильбургер для
1668 - называет 37 голландских судов,
для 1669 -47, для 1670 - 33 полных данных об общем кол-ве иностранных судов на этот период нет.
О грузоподъёмности приходивших в Архангельск судов также есть данные например:
Таким образом, всего в летней навигации 1589 г. приняло участие 14 кораблей, т.е. по сравнению с нач. 80-х годов можно отметить явное сокращение объема торговых связей. Мы видим что попытки русского правительства стимулировать торговлю на первых порах не увенчались успехом.
Известна грузоподъёмность 9 из них:
Английские суда гостя Онтона Иванова (настоящая фамилия Мерх)
210 ластов
120 ластов
ещё 3 его судна грузоподёмностью 390 ластов
Судно из Любека (некоего голландского купца)
100 ластов
ещё 2 голландских судна каждое по 80 ласт
и одно голландское судно в 75 ласт
(Курц Б.Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле. Киев. 1915)
На 1604 год когда в Архангельск пришло
29 судов оценку их общей грузоподъёмности Любименко (История торговых сношений России с Англией.1912) даёт в
2400 ластов (т.е. в среднем более 80 ластов на судно)
Накануне Смоленской войны в 1631 году Московия впервые продала невиданный для себя объём хлеба -
5500 ластов (Кордт В. А. Очерк сношений Московского государства с республикой Соединенных Нидерландов по 1631 год. Спб. 1902) Надо полагать что большая часть пришедших в тот год в Архангельск судов (а их было
54) вывозило именно зерно.
В 1648 году голландцам удалось договорится с Московским правительством о возможности закупать хлеб в течение 5 лет (1649-1653), ежегодно по 10 000 ластов ржи (Курц Б.Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле. Киев. 1915). В 1652 году по донесению шведского резидента И.Родеса из Архангельска отплыло
70 голландских судов нагруженных ржаным зерном ( т.е.
грузоподъёмность каждого должна была достигать
минимум 145 ластов при условии что кроме зерна они более ничего не везли, что конечно врядли).
Это лишь малая часть известий позволяющих судить о грузоподъёмности судов приходивших в Архангельск.