Б. Бгажноков:
- http://www.djeguako.ru/content/view/108/1/
Благопожелания (Ф1эхъусхэр)
Благопожелания — небольшие по объему речевые формулы, используемые в повседневном общении по тому или иному поводу: рождение ребенка, оказание услуг, покупка, постройка дома, женитьба и т. п. У всех народов мира они производны от заклинаний, молитв, с помощью которых, по понятиям древнего человека, можно было воздействовать на сверхъестественные силы (духов, демонов, богов) и, через их посредство, на внешний мир. Когда Э. Фрэзер писал: «магия — близкая родственница науки» (Фрэзер, 1928, 75), он имел в виду, надо полагать, общность задач, решаемых той и другой, хотя ясно, что магия пыталась решать эти задачи иначе, чем наука.
- http://www.djeguako.ru/content/view/107/1/
Тосты, заклинания, молитвы
Тосты находятся в отношении соподчинения к благопожеланиям, также как и пожелания, они входят в объем понятия хъуэхъу. Но есть между ними и различия. Тосты произносились и произносятся сейчас обычно на празднично-обрядовых трапезах. Объем тостов значительно превышает объем благопожеланий, своеобычна их структура и композиционная схема.
- http://www.djeguako.ru/content/view/106/1/
Табу в коммуникативном поведении адыгов. Социальные функции и типы табу.
Полинезийское слово табу представляют обычно как «категорический запрет на религиозной основе» (Ляликов, Токарев, 1970, 177). Л.Я. Штернберг, ссылаясь на Д. Фрэзера, сообщает, что оно «образовалось из глагола ta(отмечать) и наречия усиления ри, что вместе должно означать «всецело выделенный, отмеченный» (Штернберг, 1936, 186). Он указывает также, что в этом слове, кроме того, уживается противоположное значение — «проклятый», «нечистый», добавим — «ненавистный».
- http://www.djeguako.ru/content/view/89/1/
Табу на имена людей и термины родства.
Запрет на произнесение личных имен достаточно освещен в научной литературе. Об этом писали в разное время Г. Спенсер, Э. Тейлор, Л. Леви-Брюль, Д. Фрэзер, Д. К. Зеленин и др. Причем, все, во всяком случае упомянутые, авторы единодушны в том мнении, что генетически запреты такого рода восходят к представлениям древних людей о непроизвольности языкового знака. «Слово представляется не символом, не субститутом предмета, а свойством, атрибутом этого предмета. Свойство это мыслится, как реальная часть, иногда даже как сущность предмета или существа, лица» (Зеленин, 1935, 51). «Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова; кто же ворует то слово, тот человек ворует все», — читаем мы в «Законах Ману» (1960, 100—101).
- http://www.djeguako.ru/content/view/88/1/
Табу на названия животных, лекарственных средств и болезней.
Судя по высказываниям целого ряда авторов XIX в., у адыгов бытовал долгое время особый охотничий язык — щак1уэбзэ (Потоцкий, стр. 232; Клапрот, стр. 270; Люлье, 1927, 15). Насколько можно судить по тем скудным данным, которыми мы располагаем, — это язык иносказания, в котором метафорическому* обозначению были подвержены вещи и явления, так или иначе связанные с охотой, но, прежде всего, промысловые животные.
- http://www.djeguako.ru/content/view/86/1/
Табу связанные с половозрастной специализацией коммуникативного поведения.
Дифференциация форм выражения одного и того же содержания по половозрастному признаку выступает у всех народов в роли своего рода знаков различия — социального и, отчасти, биологического. Нарушение правил, предусматривающих символику такого типа, издревле считается недопустимым; например, у инков, по свидетельству средневекового историка И. Г. де ла Вега, дифференциация определенной части лексики по признаку пола поддерживалась - «страхом превращения мужчины в женщину, а женщины в мужчину» (Вега, 1974, 215).
- http://www.djeguako.ru/content/view/85/1/
Тематические и контактные табу.
О некоторых запретах тематического плана мы уже знаем из первого раздела книги: запрет на самохвальство, похвалу детей, расспросы гостя и др. Это рыцарские по своему содержанию предписания. Кроме этого, у адыгов имеется еще ряд других тематических запретов. Например, не рекомендуется рассказывать о хорошем сне, видимо, исходя из предположения о том, что злые духи, услышав это, могут наслать порчу, помешать свершению предсказанного. Правда, существует и другое поверье, в соответствии с которым тайну сновидений следует открывать только перед родными, особенно близкими людьми. Это правило, вероятно, тоже относится к категории охранительных, только в данном случае имеется в виду оберегание от дурного глаза.