Крымцы 300 лет воевали и союзничали с Черкесами в перемежку - все Крымские Ханы (и почти вся знать) получили воспитание в Черкесии и имели жен из Черкешенок знатных родов, часто очень влиятельных, Черкесы занимали при дворе Ханов высокое положение (что раздрожало Татар), многие Крымские султаны (принцы Гиреев) остались жить в Черкесии, составив целое сословие "хануко" ("сын Хана"), занимавшее положение ниже Пщы и тлекотлешей, но выше дыженуго и обладавшее рядом привилегий более подходящим Пщы чем уоркам.
На рубеже XVII/XVIII вв Крымцы произвели мощнейщий натиск на Кабардей, воспользовавшись междоусобицей среди Пщы в борьбе за титул Пщышхуэ.
Причины такого упорства Крымских Ханов, несмотря на многочисленные поражения понесенные ими в Черкесиии, в частности, в Кабардее, описаны в "Указе ЕИВ Самодержицы Всероссийской из Государственной Коллегий иностранных дел господину пример-майору Никифорову, определенному в Крым консулем" (1763 г):
"До заключения последняго с Портою Отоманскою в 1739-м году трактата как крымския войска по случающимся между кабардинскими владельцами ссорам в подкрепление одних, а в обезсиливание других время от времени делали на их жилища наступления и по большой части по крепости оных прогоняемы были от них с уроном, так и со здешней стороны по разным обстоятельствам посыланы были туда войска.
Ни со здешней, ни с турецкой стороны взаимных жалоб о таких воинских на Кабарду нашествиях не произходило, турецкий двор в тамошния дела мало тогда интересовался, и оставлял в том ханам крымским поступать по их воле, а со здешней стороны хотя и известно было, что кубанския солтаны и крымские ханы иногда на кабардинцов войском нападали, довольствованось надеждою, что в том им великой удачи не будет.
По заключении упомянутого трактата, по которому кабардинской народ, чтоб решить спор, оставлен вольным и за бариеру между обоими государствами, с тем только, чтоб с обоих сторон содержать от них аманатов и наказывать их при случае могущих быть от них противностей; чаятельно было, что толь еще меньше затруднения будет о сем народе между здешним двором и Портою Отоманскою, но весьма однако противное тому случилось.
Кабардинской народ, почитаемый в тамошней стороне за превосходно храброй, разделяясь на Большую и Малую Кабарду, из которой в первой сколько известно с лишком с 6 тысяч человек военных людей набраться может, а с другой также с лишком с 3 тысячи был всегда предметом ревностного старания ханов крымских иметь оной себе подчиненным.
Нужда в том для них превеликая, кабардинцы сверх того, что храбрыми почитаются, имеют еще из тамошних горцов многих и в своем подчинении. Естли бы удалось которому из ханов крымских привесть кабардинцов в свое послушание, мог бы он старание свое распространить о приобретении уже в свое подданство и других горских народов, а тем зделать себя сильным в горах."
***
В годы правления в Крыму Давлет-Гирей-хана (дважды занимал престол: в 1699-1702 гг и, сменив Каплан-Гирей-хана, после поражения последнего в Кабардее, в 1709-1713 гг, когда вновь был заменен Каплан-Гиреем-ханом) Крымцы начали мощное наступление на Кабардей, значительную роль в котром играли Ногайцы Кубанской орды сераскира Бахты-Гирея.
Походы следовали почти ежегодно: 1699, 1700, 1701.
После первого смещения Давлет-Гирея-хана с престола, в 1703 г при Селим-Гирей-хане (правил четырежды: 1671-1678, 1684-1691, 1692-1699 и 1702-1704 гг - возможно именно он и активизировал натиск на Кабардей в 1699 г, а Давлет-Гирей-хан уже подхватил инициативу) был также совершен большой поход в Кабардей.
Каким образом были связаны эти события с войнами Османлы 1683-98 гг, Карловацким конгрессом 1698 г и сепаратными мирными договорами Османлы 1699 г с Габсбургами и Речью Посполитой, а в 1700 г (Константинопольский договор) с Россией, по которому Петр I завоевал Азов - очень важную стратегическую позицию, перекрывавшую один из маршрутов переброски Крымских войск на Кавказ и далее в Иран (хотя оставался путь через пролив на Тамань) и открывавший дорогу Казацким набегам, я не знаю.
Но по времени коррелирует.
Возможно Османлы и Крымцы, видя намерения Петра I продолжать экспансию на юг (так оно и случилось в дальнейшем) и опасаясь того, что Русские захватят Черкесию, и прежде всего Кабардей, решили сыграть на опережение и превентивно установить контроль над Кабардеем.
***
Почему именно Кабардей стал главной мишенью?
На то было несколько причин:
- Часть страны, а именно "нижняя Кабарда" (или "Ахочинская Кабарда", "Идарова Кабарда"), т. е. княжество Сунчалеевичей-Черкасских, потомков Дома Идара, со времен династического брака Ивана Грозного с их дочерью Гуашеней (в крещении Марией), твердо держалась Русской ориентации и хотя была выдавлена из политической жизни собственно Кабардея, но ее правитель "Султанбек Каспулатович" (сын Камботыпща - того самого "Каспулата Удалого" о ком до сих пор поют "востра сабля твоя" -729-th.gif ) был весьма влиятелен в Кабардее и Дагестане, т. к. за ним стоял могущественный клан родственников в Москве - князей Черкасских и, в первую очередь, боярин князь Михаил Алегукович Черкасский.
Последний фигура была еще та, вряд-ли последняя в расчетах - чуть ли не второй человек в Российском государстве после самого Петра: воспитатель Царя, позднее оставляемый им "за себя" во время загранкомандировок, первый в России избранный генералиссимус (взял самоотвод "по состоянию здоровья"), один из двоих бояр (еще Стрешнев) кому Петр, из уважения, особой привилегией разрешил оставить бороду и, самое пикантное, человек, которому оппоненты Петра предлагали престол, но он сохранил абсолютную лояльность своем Царю, воспитаннику и родственнику (князья Черкасские были близкой родней Романовым). Кстати, Михаил Черкасский изображен на картине Сурикова "Утро стрелецкой казни" - подробнее о нем здесь:
http://community.livejournal.com/cherkasskiy/6709.html
В совокупности, влияние Иналидского Дома Идара и в России (Черкасские) и в Кабардее (Сунчалеевичи-Черкасские), вместе, представляли угрозу Крымским интересам в этой стране и усиливали Русские позиции в регионе, что было опасно для Османлы и, особенно, Гиреев, в свете неизбежной новой схватки с Романовыми и Калмыками.
Опасения эти в будующем подтвердились - Кабардинцы поддержали Петра I в его Каспийском походе 1722-23 гг, заключив с Петром союз.
- Часть Пщы Кабардея тяготела временами к России, в частности, из ветви Бэчмырзэ Дома Джамбот (один из трех Домов, которые поделили Кабардей, разделился в дальнейшем еще надвое - Бэчмырзэ и Кайтыкуэ (не путать с Домом Кайтыкуэ XVI-XVII вв!!! из которого вышел Казыипщ, чьими потомками являются все три Дома (позднее четыре) Кабардинских Иналидов), при Петре возвысился такой парень, как Давлетджериипщ (Александр Бекович-Черкасский) - любимец Царя, получивший образование в Европе, часто выполнявший особые миссии в Кабардее, где в это время правил его родной дядька Кургокуэпщ. Позднее Бекович составит карту восточного берега Каспия и погибнет во время возглавляемого им Хивинского похода 1717 г. Говорят Петр на смертном одре сожалел о двух вещах: что не отомстил Туркам за Прутское унижение, а Хиве за гибель Бековича.
Бекович был не один - были и другие Пщы, готовые встать на Российскую сторону и это не могла не тревожить Хана, видевшего как его Османский сюзерен только что проиграл войну "джяурам".
Именно благодаря Бековичу Русское влияние в Кабардее выросло на порядок и это нарушало равновесие в стране,
- Кабардей плоскостная страна (80% территории Пятигорская степь), чье население и скот нельзя долго прятать в горах, следовательно, Кабардинцы вынуждены будут дать бой, который, имея артиллерию (против которой Кабардинцы до конца своей истории дейстовали неважно), регулярную пехоту и численный перевес можно у них выиграть, что не раз и не два демонстрировали прошлые набеги Крымцев, хотя и биты были не раз,
- В Кабардее, после смерти Хатохущыкуэпща, начиная с 1670-х гг, когда Пщышхуэ стал Мысостыпщ (правил в 1672-1695 гг), начались междоусобицы, продолжавшиеся и при Кургокуэпще (1695-1708 гг). Именно в таких случаях Ханы и вмешивались - против сплоченного Кабардея Ханы редко выступали.
Т. о. момент для начала экспансии был удачный.
***
Что говорит про все это Ногма?
Вот предистория Канжальской битвы с его слов:
"Крымский хан, известясь, что между кабардинскими князьями, живущими в беспрестанных раздорах, нет ни одного князя, достойного управлять кабардинцами [т. е. чей авторитет безусловно признавался бы большинством родственников-Пщы], послал донесение о том турецкому султану, и султан прислал ему войско. Хан присоединив к нему и свое собственное, отправился для покорения Кабарды. Войска эти неожиданно прибыли к пределам кабардинцев. Последние, услышав о нечаянном нападении неприятеля, собрали несколько тысяч воинов и ожидали приближения его на левом берегу Баксана, послав передовой отряд под начальством Альбек Тамбиева [Тамби - тлекотлеши из рода Кабарда, давшего имя всем Кабардинцам] для разузнания положения и числа неприятеля. Альбек прибыл к р. Подкумку, остановился и дал знать пятигорским и живущим на Куме кабардинцам о наступлении неприятеля, посоветовав им при этом скрыться в густоте лесов.
После этого Альбек ожидал неприятеля на правой стороне Подкумка и часто выезжал на курган проведать, скоро ли будет ханское войско. Между тем крымцы расположились для отдыха в пустых жилищах на Куме, истребляя все огнем, и, пробыв там три дня, двинулись вперед. Альбек, узнав обо всем подробно, возвратился к кабардинцам, которые, немедленно вышли к ним настречу. Между тем крымцы уже подошли к Подкумку, где и встретились с ними. В произошедшей битве кабардинцы были сбиты превосходством неприятеля и отступили к Баксану; там вновь завязался жаркий бой, в котором много кабардинцев пало, а остальные покорились. Хан принуждал их принять магометанскую веру, умертвил древних шогенов ["шоджен" - христианский священник], палки [жезлы] их разбросал, а книги истребил огнем; некоторые из шогенов скрылись в горах с книгами, где докончили жизнь в пещерах. Оставшиеся после них книги найдены полуистлевшими. Войско свое хан расположил по квартирам, в каждый дом по четыре человека., велел кормить и поить их и лошадей, в каждом ауле поставил по одному мулле для обучения народа исламу и взял несколько княжеских детей к себе в аманаты [заложники]. Сверх того для утверждения своей власти он наложил подать по одной душе с каждого аула, что составляло 120 человек. старики говорят, что крымский хан жил в Кабарде до тех пор, пока собрал подать и затем, оставив на Баксане пашу с войском, сам уехал.(...)
[Далее идет история абрека Машукуэ, в честь которого и названа гора в Пятигорске, выступившего против Хана] (...)
Уже несколько лет крымское войско стояло в Кабарде, собирая ежегодно вышеозначенную подать; некоторые приняли ислам, тогда как другие, боясь притеснения турок, тайно исповедовали свою веру. Старики говорят, что крымское войско стояло в Кабарде семь лет, некоторые утверждают что вдвое. Наконец возмужали кабардинские князья; старшинство между ними принадлежало Кургоко Хатожукову [т. е. Кургокуэпщу], распоряжавшемуся всеми делами народа. Между тем пронесся слух, что крымский паша, стоявший с войском в бесланеевских владениях [т. е. к западу от Кабардея], по подозрению в связях с женой князя Заурбека этим последним был убит и что Заурбек, боясь преследования бежал за Кубань. Слух об этом дошел до крымского хана, и он прислал войско, с повелением принудить бесланеевцев выдать Заурбека, в случае же сопротивления - всех их исторебить. Необходимость заставила бесланеевцев отыскать Заурбека. Они послали к нему аталыка [воспитателя - почитался чуть ли не больше Отца родного] его, и тот посредством ложных обещаний прощения и примирения с ханом уговорил Заурбека возвратиться. Одни говорят, что Заурбек был повешен; другие же, что он был взят к хану [видимо правы последние - хан был родственником Иналидов и не посмел бы нарушить их неприкосновенность, т. к. это угрожало бы объединением их всех против него, но сама история с "выманиванием" говорит, что дела Бесланеевцев (и не только) были совсем плохи]. С этого времени кабардинцы начали переносить самые жестокие притеснения от крымцев. крымцы обращались с ними самым нучтивым и дерзким образом, брали все самоуправно, словом сказать, дошли до такой степени, что не было возможности переносить оскорбление.
Года два или три спустя случилось, что живший в Большой Кабарде [т. е. собственно в Ка,барде в узком смысле] с войском крымский паша, сидя на траве и куря трубку, беседовал с своими приближенными, в числе коих был и князь Кургоко Хатожуков. Обращение его с последним было до того дерзко, что, выкуривши трубку, он стал ее выбивать об голову князя Кургоко [sic!!!]. Поступок этот сильно огорчил князя, однако же он не подал паше ни малейшего вида неудовольствия; но, простившись с ним, он в тот же день собрал многих князей [Пщы] и почетных узденей [уорков, здесь видимо тлекотлешей] и, рассказав им о случившемся, объявил им свое намерение: в следующую ночь умертвить всех турок и крымцев, где бы они ни находились. Не исполнившим сего повеления назначен был значительный штраф и сверх того в знак трусости черный шерстяной колпак. Все единодушно согласились на предложение Кургоко и в следующую же ночь приели его в исполнение, причем ни одного неприятеля не осталось в живых.
На следующий год посланные крымским ханом для собрания податей, узнав на половине пути об этом происшествии, поспешили возвращением для донесения о том хану. Разгневанный хан, в свою очередь, уведомил султана [Ахмед III, годы правления - 1702-1730], который спустя два или три года прислал хану многочисленное войско под начальством Алегот-паши, к которому присоединивши свое войско со многими муллами, эфендиями, хаджи и с припасами, отправился на поражение кабардинцев, строя при этом в некоторых местах мечети и крепости.
Достигнув Черным морем [т. е. через Тамань - Азов был в это время Русским] земли закубанцев [т. е. "Кяхов" - западных Адыгов (западных Черкесов)], он успел многих обратить к исламу и сновать в их земле крепость и мечеть, назвав ее Хаджи-кале. Развалины этой крепости сохранились и до настоящего времени; место называется Хаджи-тагой, или "длина хаджи".
По прошествии некотрого времени крымский хан с войском подступил к границам кабардинцев..."
***
Что случилось дальше, я уже цитировал в предыдущем посте...
Житие мое...