ПАДЕНИЕ ГЕОК ТЕПЕ
После покорения Кавказа, Россия направила ее внимание на остающиеся независимыми территории Средней Азии, или Туркестана, как он тогда назывался. К 1874 г. Ханства Хивы и Бухары были захвачены (и их правители были превращены в вассалов), так же как и Туркменские земли к западу от Каспийского моря. Оставалась одна последняя цитадель сопротивления - Туркмены-Текинцы.
Колонизация в восточном направлении была начата еще в шестнадцатом веке. Россия объясняла Европе, что она только защищала свои интересы, и позже запустила в ход идею о России, стремящейся к своим естественным географическим границам. Завоевание этих частей ничем не отличалось от завоевания других колонизированных регионов. Образец был следующим - истребление, создание искусственных административных границ для слома сопротивления, принудительный труд, уничтожение жителей земель пригодных для обработки и приток Русских в данный регион. Экономическая эксплуатация захваченных территорий шла параллельно с кампанией дискредитации о 'варварском' характере местных народов, все из которых были теперь квалифицированы как кочевники, и поэтому как дикари.
Ссылка Достоевского в Семипалатинск имела такой же характер как и ссылки провинившихся Декабристов. Он служил в царских армейских заставах на аннексированной территории. Следовательно, он хорошо знал и о своих обязанностях, и о государственной политике в колонизированных странах. Также в Семипалатинске Достоевский написал свои патриотические оды о Русских колониальных методах. Достоевский действительно прошел испытания Востоком за свои пять лет каторжных работ и в течение последующего периода ссылки. Его пребывание в в этом регионе принесло ему знакомство с ко-оптированным Казахом, Шоканом Валихановом, которого писатель очень полюбил, и призывал к тому, чтобы максимально использовать его Европейское образование, для того чтобы «просвещать свой народ». Упоминания о своих долгих годах общения с нерусскими заключенными, включая привязанность писателя к молодому Чеченскому мальчику, можно найти в Примечаниях к «Запискам из мертвого дома». Все же его взгляды относительно Востока продолжали увековечивание стереотипов. Каковы же были взгляды писателя относительно царской политики на Востоке?
В 1881 г. Геок-Тепе в Ахалском оазисе - главная цитадель Теке-Туркмен - была полностью захвачена Русской армией после нескольких неудачных попыток. Достоевский ликовал по поводу успеха Русской 'экспедиции' возглавляемой Генералом Михаилом Скобелевом (который ранее уже сделал себе имя в Русско-турецких войнах 1877-78 гг.):
«... да здравствует наша победа в Геок-Тепе! Да здравствует Скобелев и его солдаты, и вечная память павшим героям! 23. Писатель демонстрировал такой же энтузиазму по отношению к Скобелеву, какой романтики (Пушкин, Лермонтов – прим.А.) демонстрировали по отношению к успехам Ермолова на Кавказе. В той же самой главе в «Геок-Тепе. Какое значение имеет для нас Азия?» Достоевский пишет:
«Геок-Тепе взято, Текинцы хотя и не полностью сокрущенные – приведены к подчинению. Однако, победа, несомненно, наша.» 24
Осада Геок-Тепе являестя в российской истории актом геноцида в котором по крайней мере 20 000 человек, включая женщин и детей, были преднамеренно вырезаны (massacred) Русской армией. Молодой протеже Ермолова, Скобелев, «Кровавые Глаза» как его называли Туркмены, открыто выражает свои методы покорения:
«Я держу за принцип то, что в Азии продолжительность мира находится в прямой пропорции к той резне, которую вы устраиваете врагу. Чем сильнее вы бьете по ним, тем дольше они будут тихими впоследствии. Моя система - это: Ударить сильно и продолжать поражать до тех пор, пока сопротивление не будет полностью закончено: тогда сразу формируйте ряды, прекращайте резню, и будьте добры и гуманны к обессиленному врагу.» 25
Джордж Курзон (Керзон) посетил этот регион вскоре после его аннексии. Описывая осаду Геок-Тепе, этот Англичанин стремился дистанцировать Англичан от Российской тактики аннексии одновременно повторяя слова о Восточной пассивности и покорности перед лицом завоевания:
«Больший контраст, чем это может едва представляться по отношению к Британскому методу, который состоит в том, чтобы сделать несколько осторожных легких и частых ударов, чем один лобовой удар; твердо запрещать все грабежи или резню, и воздержаться не менее чем полностью от последующего братания. Не может быть сомнений в том, что Русская тактика, хотя может быть и аморальна,но чрезвычайно эффективна с практической точки зрения, и что Восточные люди в частности, в чьей памяти отпечаталось такое ужасное бедствие, расположены признать в тяжелой руке завоевателя всесильное желание Бога, и перейти сразу от ярого антагонизма к мирному и даже дружественному подчинению» 26
Ссылки:
23. Достоевский Ф.М., Дневник писателя за 1981 год (январь), Полное собрание сочинений, Ленинград, Наука, 1983, т. 27, с 40.
24. Там же, с.32
25. In Curzon, George, "Russia in Central Asia in 1889 and the Anglo-Russian Question", London, Frank Cass & Co. Ltd., 1967, pp. 85-86.
26. Там же, р. 86
Kalpana Sahni "Crucifying the Orient"
