Новый писал(а):Думаю, что именно на этом и основывался Иосиф Флавий - безотносительно степени реалистичности того. что я процитировал. Любопытно к тому же, что здесь не евреям (слово "иудеи" надо в данном случае, видимо, считать обобщением) приписывются "несемитские" истоки, а наоборот - спартанцы причисляются к "семитам" ("...от рода Авраамова...").
Похоже на то, что Иосиф действительно имел ввиду такого рода родство. Как это объяснить? Может и в данном случае самое простое объяснение - это и самое верное?
Я имею ввиду ранние финикийские колонии в Эгеиде. Финикийцы-ханаанеи - это близкородственный израильтянам народ. И они основывали свои поселения в Архипелаге в XII-XI вв. до н.э. С приходом дорийцев на острова население их постепенно эллинизировалось, но оставалась память о семитском происхождении.
Вот маленький фрагмент из книги Ю.Б.Циркина "От Ханаана до Карфагена":
Геродот (IV, 147), опираясь на местное предание, сообщает, что финикийцы прибыли на Феру за восемь поколений до лаконцев. Продолжительность поколения у Геродота колеблется от 30 до 40 лет, но в целом три поколения составляют сто лет (Лурье, 1947, 112; Haw, Wells, 1954, 439; Ball, 1979, 281). Следовательно, финикийцы прибыли на Феру приблизительно на 240 или 320 лет ранее лаконцев. Последние же, как кажется, переселились на Феру в самом начале VIII в. до н. э. (Jeffrey, 1976,185). Поэтому прибытие финикийцев на Феру надо отнести к первой половине XI или концу XII в. до н. э. С. Маринатос приписывает лаконское завоевание Феры ко времени не ранее 700 г. до н. э., но и он датирует прибытие туда финикийцев концом микенской или началом протогеометрической эпохи (Marinatos, 1973, 200).
Фукидид (VI, 112) вкладывает в уста мелосцев утверждение, что их община существует уже семьсот лет. Известно, что Фукидид сам сочинял речи в своем произведении, но так, как они могли бы быть произнесены в действительности (Соболевский, 1955, 96— 97). Поэтому и в данном случае можно думать, что историк довольно верно передал смысл речи мелосцев. Поскольку эта речь была произнесена в 416 г. до н. э., то основание своей общины жители Мелоса относили к 1116 г. до н. э. Разумеется, само число 700 — круглое, и его нельзя принимать буквально. К тому же это число часто употреблялось просто в значении «много». И все же отбрасывать его полностью нельзя. Не уточняя дату основания мелосского поселения, можно просто отнести это событие к концу XII н. до н. э. И Геродот (VIII, 48), и Фукидид (V, 84, 2), и Ксенофонт (Hell. II, 2, 2, 3) утверждают, что Мелос был спартанской колонией. Спартанцы едва ли могли вывести на этот острой колонию в конце XII в. до н. э. Так что столь высокая дата могла относиться только к первому созданию общины. Учитывая приведенное выше сообщение Стефана Византийского, эта первоначальная община была финикийской.