Analogopotom писал(а): Если принять данные Гишона – с учетом полукочевого образа жизни населения Израиля, нет оснований увеличивать цифру 750 тыс, если только чуть-чуть, за счет прибавления жен и наложниц, - то двадцатитысячная армия будет составлять 26, 6%. Слишком много получается. Ведь царю еще надо было с кого-то налоги собирать, и кто-то должен был производить продукты питания.
Полагаю, что воинскую повинность надо понимать, как возможность собрать быстро и в одном месте большое количество мужского половозрелого населения, но только на определенный короткий период, например, на время военной компании.
Да, 26,6% - это слишком много. Но отрывок, который я хочу привести, можно понять и в том смысле, что налоги и повинности при Соломоне первоначально были возложены только на ханаанеев, а израильтяне были заняты в армии и администрации:
Всех людей, оставшихся от амореев, хеттийцев, перизеев, хивийцев, йевусеев, которые были не из сынов Израиля, на детей их ... возложил Соломон трудовую подать, как это и ныне. Сынов же Израиля Соломон не делал рабами, ибо они были воинами, и слугами его, и чиновниками его, и военачальниками его, и начальниками его колесниц и его всадников...
(1 Цар. 9:20-23).
Analogopotom писал(а):Но представьте себе обоз для армии в 20 тыс. чел, отправившейся покорять, допустим, Идумею, где всего три с половиной города, и в каждом гарнизон, исходя из здравого смысла, 500 воинов от силы.![]()
Может их и поменьше было, тут трудно что-либо утверждать, но я думаю, что постоянная армия в годы правления Соломона прежде всего использовалась для того, чтобы удерживать контроль над империей, доставшейся ему в наследство от Давида. Серьезных завоевательных походов не было.
Однако сам зародыш регулярной армии в количестве 3 тыс. воинов был создан ещё Саулом уже в начале его царствования:
Минул год по воцарении Саула, и два года царствовал он над Израилем, и выбрал себе Саул три тысячи из израильтян; и две тысячи были с Саулом в Михмасе и на горе Бейт-Эль, а тысяча была с Йонатаном в Гиве Биньяминовой; а остальной народ он отпустил, каждого в шатры его.
(1 Сам. 13:1-3).
Analogopotom писал(а):Однако если вспомнить, что во времена Давида-Соломона активно велось масштабное строительство, в том числе, фортификационных сооружений, можно допустить, что мужское население отрабатывало повинность в стройбате.
Не сразу, но кончилось всё именно стройбатом:
И царь Соломон наложил повинность на весь Израиль, повинность же составляла тридцать тысяч человек. И посылал он их в Леванон по десять тысяч в месяц попеременно: месяц они были в Леваноне, два месяца в доме своём. Адонирам же распоряжался повинностью. Ещё было у Соломона семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов в горах...
(1 Цар. 5: 27-30).
Все эти повинности и стали одной из причина распада государства на две части при наследнике Соломона царе Рехаваме.
Analogopotom писал(а):Ilik писал(а): Кроме того, одомашнивание лошади в Передней Азии произошло, как считает Дьяконов, независимо от индоевропейцев и первыми сделали это касситы. Это не исключает, по его мнению, и быстрого распостранения новинки среди разных этнических групп Передней Азии.
Горелик считает, что двухколесные боевые колесницы с упряжкой из двух-четырех лошадей были изобретены в сиро-палестинском регионе, откуда распространились по всей Евразии и Северной Африке.
Даже по всей Евразии?

Если мы суммируем территориально все три теории, то получим четырехугольник между Ханааном, Вост. Анатолией, Загросом и Южной Месопотамией. Где-то на этих пространствах и появилась переднеазиатская двухколесная колесница в начале II тыс. до н.э.