Архивариус писал(а):Война войной, но Петр как раз пытался наладить "нормальную транспортную сеть". Таковой тогда были не дороги, а каналы. Но технически это по большей частью была не выполнимая задача - строившийся канал Волга-Дон например был разрушен во время паводка.
Выгоды транзитной торговли впрочем и с каналами не удалось бы использовать на полную катушку, т.к. тогда "сухопутная" связь безнадежно проигрывала морской. Транзитные товары шли из Персии и Китая, но их не могло быть много, т.к. большей частью выгоднее было вывозить товары морем. И если бы П. не пошел войной на Швецию, Россия и этих 3% не имела бы, т.к. транзит было бы осуществлять некуда (Балтика - у шведов, везти через Архангельск - дорого).
Конечно, глупо отрицать существование попыток создания Петром Великим транспортной сети в России. Но именно попыток: практически все начинания царя в дорожном строительстве закачивались ничем. Чтобы не быть голословным, приведу факты.
Было задумано 6 каналов:
1) канал, соединяющий притоки р. Волги и р. Дона: р. Камышинку и р. Иловлю;
2) канал, соединяющий р. Шать (приток р. Упы, впадающей в р. Оку) и р. Дон;
3) канал, соединяющий р. Тверцу (приток р. Волги) и р. р. Цна;
4) Ладожский канал;
5) канал, соединяющий р. Вытегру (впадает в Онежское озеро) и р. Ковжу (впадает в Белоозеро);
6) канал, соединяющий Балтийское море с Белым.
Из них один канал (3) построен при жизни Петра, один (4) - закончен после его смерти, два канала (1 и 2) начаты, на них затратили кучу средств, но после смены внешнеполитического вектора бросили, не достроив, и ещё два канала (5 и 6) только задумывались. Не густо, а?
Примерно так же обстояло дело со строительством дорог: в годы Азовских походов было начало строительство обширной дорожной сети на юге страны, но после неудаче на Пруте все работы были прекращены. По сути единственным достижением Петра Первого в этой сфере была постройка сухопутной дороги, связавшей Первопрестольную и Санкт - Петербург. Общая протяжённость дороги - 750 вёрст. (все данные см.: Ключевский В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2007. - с. 610 - 611).
Ну так для тогдашних скромных ресурсов это было много. Основным средством перемещенич грузов тогда были водные пути, и каналы которые строились имели гораздо большую ценность чем любые дороги.
Писать о каналах "не густо" имеет смысл предоставив данные о многочисленных каналах прорытых в предшествующую эпоху.
Архивариус писал(а):По поводу дорог и "безнадёжного проигрыша торговле морской"...
Великий князь Московский Иван III и его сын и преемник Василий III исполосовали своё государство дорогами, построил постоялые дворы, наладил ямскую службу на зависть супостату: "... из Новагорода в Москву приезжали они [чужестранцы] в 72 часа... Лошадей было множество на учреждённых ямах: кто требовал десяти или двенадцати, тому приводили сорок или пятьдесят..." (см.: Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х книгах. Кн. 3 (т. VII - IX). - Ростов - на - Дону: Издательство "Феникс", 1995. - с. 110).
А вот Пётр Алексеевич значения дорог, судя по всему, не понимал. Вот наиболее красноречивое описание русской дороги начала XVIII в.: "... По этой дороге даже иностранные послы недель в 5 добирались из Москвы до Петербурга вследствие грязи и поломанных мостов, дней по 8 дожидались лошадей на станциях..." (см.: Ключевский В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2007. - с. 610). Вот так-то, и это дорога между двумя столицами! Чего же ждать от прочих дорог империи?
От себя замечу: расстояние от Москвы до Новгорода напрямую - 500 км, а со всеми поворотами - заворотами - чуть поболе: километров 600 - 650. Чувствуете разницу 72 часа и пять недель?
Вы всерьез полагаете, что дороги при Иване III были лучше чем в XVIII веке? За 72 часа - а нельзя ли источники откуда взял Карамзин информацию? Подозреваю, что речь идет о езде на санях по замерзшим рекам.
Архивариус писал(а):Спрашивается: о какой торговле, о каком эффективном управлении государством, о какой быстрой переброске можно говорить, если даже для поездки из Первопрестольной в Парадиз нужно угробить более месяца??? И не простому смертному, а иностранному послу!!!
Такая езда тогда была нормой - см. Э.Хобсбаум "Век революций" вступление. С Ключевским осторожней - он сильно передергивает. И где кстати "торговля" была при Иване III который якобы понастроил дорог.
Архивариус писал(а): По поводу транзитной торговли...
Интересно, а с кем торговал, скажем, Алексей Михайлович, не имея гаваней на Балтике? Или может все его экспортные товары проходили через Архангельск? Может быть русские товары не продавались лифляндским и курляндским купцам? Или это были невыгодные сделки? если мне не изменяет память, то в годы Тридцатилетней войны, не имея портов на балтийском побережье, Московское царство не без выгоды для себя снабжало хлебом сначало Данию, а затем Швецию!
То то А.М. пытался завоевать порты на Балтике. Хлебом скандинавов снабжали по политическим соображениям, и обьем торговли сравнительно с XVIII был ничтожный.
Архивариус писал(а):По поводу проигрыша сухопутной связи морской...
Насколько..... Вот так-то, уважаемый shuric!
См. Э.Хобсбаум "Век революций" вступление. Тогда проще было вокруг света грузы провезти по морю на паруснике, чем несколько сот км. по суше.