sasha a писал(а):Но не все внуки мнили себя равными богу, говоря "ЗНАЮ ВСЕ". Вот за эту фразу князь Глеб рассек вещуна топором, воевода Вышатич отдал двух таких же всезнаек на растерзание медведю, а в Пскове, не долго думая, сожгли целую компанию.
Не за эту фразу, а за то что поклонялись Антихристу и жен русских изводили "фокусами"... То что Боян предрёк Всеславу рано или поздно случилось. Как о таких предсказателях говорят? Вещий.
Антихристу поклонялись только два вещуна, погубленых Вышатой. Ведун при князе Глебе и 12 ведьм в Пскове имя Антихриста не поминали.
Вообще вопрос, какой именно уровень знаний считать "вещим", весьма интересен.
Предсказание погоды/урожая/или неурожая по тем или иным признакам - не считается ведовством. Нет ничего ведовского в предсказаниях, основанных на очевидных фактах. Типа, не ходи в поле во время грозы, а то примешь смерть.
Традиционно к вещим предсказаниям относят те, которые определяют долгосрочную судьбу человека, его смерть в отдаленный период и характер такой смерти.
Христианская религия считает, что "все в руце Божей", и человек не может знать своего/другого человека смертного часа. Вещуны нарушали основной принцип ограничения информационного доступа, умаляя могущество Бога, чем очень раздражали Церковь. Отсюда и столь жестокая, показательная расправа.
Боян также не поминал Антихриста, но назван Вещим. Почему? Что такого он предсказал, что сбылось?
Мое мнение, что Боян предсказывал "вещими перстами" князьям СЛАВУ, т.е. ПОБЕДУ в неочевидных условиях.
В СПИ также все предрекало князю Игорю гибель, но, вопреки солнечному знамению, он получает избавление и ему (в числе прочих князей) поется СЛАВА.
Таким образом, Автор, вслед за Бояном, предрек Игорю победу в условиях, казалось бы, неминуемого провала. Мутный (вещий) сон Святослава не сбылся, но сбылось моление Ярославны, ее обращение к языческим силам. Получается, что женщина-"вещун" сильнее мужчины-"вещуна". Как хотите, но у меня вырисовывается весьма феминистская сюжетная линия
Не говоря уже про то, что Автор СПИ (Климент Смолячтич) и Даниил Заточник одно и тоже лицо, СДЗ вряд ли могло быть написано ранее СПИ по причине того, что адресат Даниилы Заточника Ярослав Владимирович был новгородским князем в 1187-1196 и в 1197-1199 (в 1182-1184 он был токмо представителем Всеволода Большое Гнездо), а последняя датировка СПИ сентябрь 1187 года (если ещё точнее 21 сентября см. здесь), т.е. до смерти Ярослава Осмомысла (1 октября 1187) и после возвращения Владимира Игоревича из половецкого плена (сентябрь 1187).
...А Вы не допускаете, что у СПИ и СДЗ один и тот же Автор ?
Нет, не допускаю. Автор был слишком умен, чтобы так самолюбоваться в Молении, а затем цитировать самого себя, любимого, в Слове.
Даниил Заточник - фигура легендарная, анонимная, - это его и сближает с Автором СПИ. Но не более того.
По поводу времени написания Слова - у меня лично баааальшие сомнения. Вы, я так понимаю, считаете, что поэма была написана на одном дыхании за пару дней?
На основе своего скромного опыта в поэтических экзерсисах не могу согласиться с Вашим предположением. Сие физически невозможно. Поэтическое дитя должно пройти определенный период развития, прежде чем появиться на свет. Как говорил старина Мюллер, даже если взять девять беременных женщин, то ребенок все равно не родится через месяц.
Кроме того, мутный сон Святослава (вещее предсказание его смерти) противоречит заявленной Автором приемственности от Бояна "рокотать славу" князьям. Автор принципиально не мог предсказать смерть здравствующему князю, описать ее с таким натурализмом. Это не вписывается в жизнеутверждающую концепцию Автора. Я думаю, что поэма была написана после смерти Святослава, после июля 1194 г.
Но тут суть не в этом. Всё дело в синтаксическом разборе "птицю горазду", где птицю и горазду стоят в дат. пад. (кому?), т.е. являются неделимым словосочетанием.
По контексту подходит более:
Гораздъ = Сведущий, знающий.
Къ преславному царьску повелѣнью и философи и ритори на сборъ придоша словесьници зѣло горазди. Хрон. Амарт., 342 (XIII—XIV вв. ~ XI в.) - цит. СССПИ "Гораздъ"
Вопрос: а каким образом можно знать через птиц? "Авгуры" на Руси назывались кобниками, вряд ли Автор их имел в виду, иначе так бы и написал. Мне видится здесь всё то же представление о Всеславе как о видовито.
А вот тут соглашусь с ВАми. Действительно, остроумие Бояна должно было выразиться в тонком намеке на князя Всеслава и его знакомстве с нечистой силой. Вместе с тем, считаю, что Автор обыграл эту строфу из Моления ДЗ на нескольких уровнях. Даниил Заточник же, как известно, вернулся из плена с мешком зелья, т.е он - такой же ведун, как и Всеслав.