
И. Клейн пишет:
Образ Всеслава - составная часть апокалиптического субстрата "Слова": автор изображает своего героя по образу Антихриста, отрицательного героя апокалиптической литературы. Не только автор "Слова", впрочем, связывает Всеслава с апокалиптической тематикой. Это же можно отметить и у Нестора-летописца: сообщив под 1065 г., что "В се же лето Всеслав рать почал"(Лавр.6573), он, вслед за этим рассказывает о появлении кометы, о выловленном рыбаками в Сетомле страшном "детище" - уроде и о солнечном затмении. Комета появилась в 1066 г., затмение имело место в 1064 г. Объединение этих событий в единый рассказ в летописном повествовании должно восприниматься как "предзнаменование усобиц, начатых Всеславом"...
----------
И. Клейн (Майнц). «Слово о полку Игореве» и апокалиптическая литература.(К постановке вопроса о топике древнерусской литературы) // ТОДРЛ Л.: Наука, 1976. — Т. 31, с.107
Проверим, так ли это.
Нестор составлял компилятивную летопись. Если сведения о чудесных предзнаменованиях есть и в Лаврентьевской летописи и в Ипатьевской (причем в обоих источниках они планетарного масштаба " шестоногъ въ Африкии же 2 дѣтища родистася" и т.д.), то сведения о "чудесном" рождении Всеслава в этих источниках разнятся.
Для того чтобы правильно проанализировать летописи надо вернуться к изначальным Сводам:
- Древнейшему Киевскому Своду 1039 года в редакции 1073 года и
- Новгородскому Своду 1050 года с продолжениями до 1079 года
по работе А.А. Шахматова Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001.
Предзнаменования, правда только произошедшие в Руси, мы находим в Древнейшем Киевском Своде 1039 года в редакции 1073 года, но там НЕ слова о рождении Всеслава, только длинные рассказы о борьбе Яна Вышатича и Глеба Святославича с волхвами.
Въ лето 6573 (1065)....Рече има Янь: "по истине прельстилъ ва есть бесъ: коему Богу веруета?" Она же реста: "антихрьсту"...
--------
Древнейший Киевский Свод 1039 года в редакции 1073 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 446
В Новгородском Своде 1050 года с продолжениями до 1079 года НЕТ ни слова про планетарные предзнаменования, но есть о чудесном рождении Всеслава с недоброй отметиной:
Въ лето 6552 (1044). Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие*...
-------
* Все известие о смерти Брячислава и о Всеславе вошло в Нач. свод.
-------
Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 471
Здесь очень важно привести правильный перевод. Дело в том, что язва (=рана) созвучно слову язвьно (=кожа по Срезн.), что побудило поздних летописцев заменить слово (н-р Лавр.) "язва" на "язвьно" в первом случае и получалось, что несмотря на дурные предзнаменования и немилосердие младенца на кровопролитие, тот "родился в рубашке" (плаценте). Это не согласуется ни только с изначальным Новгородским Сводом:
бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "Се язвьно, навяжи на нь, да носить е до живота своего". Еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кровопролитие...
-------
была у него язва (рана) на главе его. Сказали (тогда) волхвы матери его: "Сию кожу навяжи на него, и да носит (пусть) до (конца) жизни своей". Еже носит Всеслав и до сего дня на себе, ибо немилостив на кровопролитие...
но и с поздним вариантом Новгородского свода:
.Въ лето 6552. Сего роди мати от волхования. Матере бо родивше его, и бе ему язвено, яма на главе его; рекоша бо волсви матери его: "Все язвенно навяжи на нь, да носит его до живота своего", еже носил Всеслав и до смертнаго дне на собе; сего ради немилостивъ есть на кровопролитие...
-------
ПСРЛ, т. 43 Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского
После краткого обзора летописей перейдём непосредственно к обсуждению образа Всеслава в СПИ.