sasha a писал(а): Летопись говорит о том, что он обладал волшебной, сверхъестественной скоростью передвижения. Что же говорит о Всеславе сам автор "Слова"? О колдуне-князе сказано в "Слове", что он в полночь из Белгорода (под Киевом) "обесися сине мгле", а наутро уже громил ворота Новгорода.
Здесь у Вас анахронизм получается. Всё "царствие" этого сына Пагубы описано как один день:
На седьмом тысячелетии Трояновом бросил Всеслав жребий о "дéвице" ему любой [городе, где ему княжить].
Тот как бы (= окони\оконо) "клюками"* подпёрся о и захватил град Киев - дотронулся стружием* своим злата престола киевского.
Скочил от них(киевлян) из Белаграда* в полночь [апрель 1069], лютым зверем обернувшись* в синей мгле;
Утром [1065 - «рать почалъ»] же везло (Всеславу). С трех (волчьих) кусов отворил ворота Новгороду - расшиб славу Ярославу.
Прыгнул волком до Немиги (веселясь) с дудой*.
Ток на Немиге [3 марта 1067]: снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела.
Немиги кровавые берега не добром были посеяны - посеяны костями русских сынов.
Всеслав-князь людей судил, князьям города раздавал, а сам ночью волком рыскал: из Киева до рассвета дорыскивал до Тмутороканского Кура*, великому Хорсу волком путь перебежавшему.
Тому (Всеславу) в Полоцке позвонили к заутрене рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал.
Хоть и была душа волхва в другом (оборотня) теле, но часто от бед страдал.
На седьмом вѣцѣ -
" В лето 6552 умре Брячьславъ сынъ Изяславль внукъ Володимирь отецъ Всеславль и Всеславъ сынъ его седе на столе его . его же роди мати от волъхвования . матери бо родивши его . и бысть ему язва на главе его . рекоша же волъсви матери его . се язьвено на главе его навяжи на нь да носить е до живота своего . еже носилъ Всеславъ и до смертного дни на собе сего ради немилостив есть на кровопролитье..." (Ипат. 1044)
Сравните с Откровением Иоанна Богослова глава 13:
"3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем...""
Глаголется же, яко по седмих тысящах лет пришествие Его будет. Прежде же Его пришествия приидет антихрист, и родится, яко глаголет святый Ипполит Римский, от жены скверны, и девицы мнимыя..." (
Тропарь воскресный. Синаксарь).
Стружие - здесь согласен с Татьяной Зинченко, что это не только древко копья или часть оструганного дерева, а некий древнейший символ власти. Воткнутая в землю оструганная веха, служила знаком принадлежности участка земли.
Иными словами Всеслав,
"застолбил" Киевский престол.
Обесися - обернуться (лютым зверем) - самое подходящее по контексту значение в сочетании с князем-оборотнем, меняющим свой образ именно в полночь.
Переводя это слово как "повиснуть на шее, обнимая" как правило, ссылаются на Срезневского, хотя именно у него пример из СПИ остается обособленным, без перевода:
Въ коемъ мѣстѣ въдваряешися, рьци, да ту пришьдъши, обѣшюся твоеи выи. Златостр. до 1200 г. Срезн. Матер., II, 587. Въстав же Авраамъ и отвръзе двери, вниде же Исаакъ и обѣсися о выи отца своего и плачяся и лобызая. Пам. отр. лит., I, 82 (XVI в.) "обернуться (вокруг)" - не противоречит аналогам употребления слова "обеситися".
Съ дудоу - см.
Салмина. Дудутки // Энциклопедия "Слова о полку Игореве". Т. 2. — 1995Куръ - так именуется в летописи византийский император Алексей I Комнин.
Хръсови путь - Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям, запрещающим второй брак.
Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог...(Ипат. 1114)