Zinchenko_tanya » 08 авг 2013, 13:00
Здравствуйте Лемурий.
Троян – языческий бог, в «Слове…» он связан с пространством и временем.
Как представляли обитаемое пространство древние люди ? Вселенная в мифологии — сложное сооружение, состоящее из самостоятельных миров, отделённых друг от друга теми или иными преградами и препятствиями. Например, землю от подземного мира может отделять река (Стикс).
В то же время миры изолированы не полностью, они сообщаются между собой. С земли можно попасть на небо или спуститься в преисподнюю при помощи бога Трояна. Связующим элементом служит так называемая ось мира, пронизывающая всё мироздание. Располагаясь, как правило, в самом центре Вселенной, она является как бы главным опорным столбом, скрепляющим громоздкую махину космоса, ТРИ зоны мироздания: мир небесный (горний), мир земной (дольний) и мир подземный(водный). Сама же ось мира ,« На седьмом веце Трояни», на небе прикреплена к созвездию состоящего из семи звёзд, последняя звезда в хвосте Малой Медведицы и есть Полярная. В наше время это самая близкая к Северному полюсу мира звезда, и поэтому невооруженным глазом нельзя заметить ее суточного вращения. Создается впечатление, что Полярная звезда "неподвижна" и не участвует в видимом суточном вращении небесной сферы, а все другие звезды вращаются вокруг нее.
Представления об оси мира зафиксированы у большинства народов земного шара. Вполне естественно, что в разных мифах ей приписывается разный облик. Однако из всего множества образов, созданных народной фантазией и обработанных религиозной мыслью, можно выделить несколько наиболее популярных. Самый известный среди них — образ мирового древа, горы и креста,( стружия) .
Попасть в идеальный мир горний можно, поднимаясь вверх «рища в тропу Трояню чрезъ поля на горы»» Библейские тексты дают основание утверждать, что на горе находился и рай. По книге Бытие, сад Эдема располагался просто “на востоке”, но Иезекииль (28:13 — 16) вносит уточнение, помещая его на горе. По всей видимости, с раем отождествляется и священная “гора господня”, о которой в одном из псалмов (Пс., 23:3—5) сказано, что взойти туда сможет лишь праведник с “руками неповинными и сердцем чистым”.
Опустится вниз по оси мира в подземное царство мёртвых , в море , тоже можно с помощью Трояна « Вступила девою на землю Трояню» и перелётом в образе птицы «Уже на синем море у Дона». Нетрудно заметить аналогичность семантической структуры, что и у слов яр, буй и связь представлений гора « рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы» и водная пучина «Вступила девою на землю Трояню всъплескала лебедиными крылы на синем море у Дону». Море противоположность горе , глубокая впадина ,залитая водой. Тот же приём ниспадения образа девы на синее море в образе птицы. В зооморфных образах древние представляли переход людей из мира живых в мир мёртвых « На полёте лебедь белая, ой куда летишь касатушка…» (Похоронный плач по дочери . Обрядовая поэзия. «Современник»,1989, стр.614)
_________________
Татьяна