Лемурий писал(а):Согласно её версии Троян - это Кий и его 2 брата, а название "Троян" от триединого (см. выше Гринченко)
Дело в том, что
во-первых вечи - это тысячелетия, а не столетия, о чем она сама писала в другой работе, когда говорила, что последнее значение появилось чуть-ли не с Петра I;
во-вторых до устья Азовского моря даже по легенде Кий с братьями никогда не добирались, даже несмотря на сходство имени их сестры Лыбедь с образом Девы-Обиды;
а в третьих, Гринченко пишет, что Троян - это либо тройка лошадей, либо танец, либо растение, но первое и основное значение: отец троих близнецов.
Кардинально менять свои научные взгляды относительно изучения событий, связанных с походом Игоря и толкований различных поэтических образов "Слова", видимо, стало непременным условием научных работ историков и литературоведов самого высокого ранга. Как мне, простому любителю "Слова" понять какое же из мнений наших весьма уважаемых ученых наиболее точно соответствует истине?
Д.С.Лихачев в своих работах неоднократно писал, что смелый и благородный князь Игорь решив порвать со своим недавним союзником Кончаком поставил перед собой безумно смелую задачу с горсткой храбрецов решив захватить Тьмутаракань, бывшую вотчину своего деда Олега, выйдя к берегам Черного моря. Но вот в рецензии на книгу В.Святищука, в которой он высказывает гипотезу о свадебном походе Игоря, рецензент, известный филолог Е.Отин отмечает: "Одно то, что данная работа была положительно оценена академиком Д.С.Лихачевым говорит о ее ценности для науки". Где же тогда разрыв союза с Кончаком, если академиком положительно оценивается гипотеза В.Святищука относительно несомненного укрепления союза между ханом и князем женитьбой своих детей?
Как понять, какое из научных положений относительно упоминания реки Каялы Б.А.Рыбакова наиболее соответствует истине, когда в ряде своих работ он утверждает, что упоминание реки Каялы в "Слове" повлияло на летописный рассказ о походе Игоря, считая "Слово" первичным относительно летописного сообщения. Но в журнале "Вопросы литературы" №3 1967 г. в статье "Старые мысли, устарелые методы", посвященной критике концепции А.А.Зимина он пишет: "Мы можем говорить о заимствовании поэтом XII века сведений у современного ему летописца или наоборот, летописцем у поэта (видимо, это относится и к реке Каяле), что разумеется, менее вероятно". Перед нами два взаимоисключающих положения, высказанных одним и тем же ученым. В этом случае позиция самого А.А.Зимина, стоящего на принципиальных научных позициях вызывает большее уважение.
С.А.Плетнева провела, несомненно, ценные исследования по картографированию половецких изваяний, позволяющие существенно уточнить этническую локализацию половецких объединений, но удивляет ее трактовка летописного сообщения о причинах распри между Игорем и Владимиром Глебовичем во время их совместного похода на половцев. Летописец сообщает, что Игорь не дал выгодного места переяславскому князю в авангарде, позволявшего рассчитывать на богатую добычу. Возмущенный Владимир покинул со своим полком объединенное войско, вторгшись в пределы Новгород-Северского княжества ограбил и пожег несколько городков "взяв там много добыток". Но, видимо С.А.Плетнева знакома с какими-то другими сведениями, так как пишет: "князь Игорь в этом году отказался идти на половцев (речь идет о 1183 г.), за что князь Владимир Глебович разорил несколько северских городков". С кем же тогда как не с половцами сражался Игорь, в то время когда его земли грабил Владимир, фактически дизертировавший с поля боя? Известно, что С.А.Плетнева, как и большинство исследователей считала, что войско Игоря было разгромлено в степи 12 мая 1185г., но это ей не помешало в статье "Половецкая земля" сборника "Древнерусские княжества X - XIII в.в. М Наука С.292 написать, что: "Перед боем 27 апреля сам Игорь говорил, что "собрахом на себя землю всю" подразумевая, что вторая битва состоялась еще до солнечного затмения. Тогда получается, что Игорь сражался с половцами две недели.
Хорошо известно, что после пленения Игорева войска хан Кончак напал на Переяславское княжество, осадив Переяславль, а Гза на княжество Северское, сжег острог у Путивля. Но в книге известнейших украинских историков, специалистов по истории Киевской Руси А.П. и П.П. Толочко "Україна крізь віки. Київська Русь том 4 Альтернативи К., 1998 р. С.250 находим, что Кза не ходил на Северское княжество, а: "Тим часом Кончак палив міста у Посуллі, хан Кза грабував околиці Переяслава". К тому же, боевые действия ими 1185 года датируются 1186 г. и выходит, что половцы осаждали Переяславль целый год. Видимо, ученым действительно удалось заглянуть сквозь столетия.
Что же тогда говорить о более скромных исследователях поэтики "Слова", к примеру М.Сахаровой и В.Семибратовой, соавторов книги "Судьбы замечательных произведений. Беседы о книгах" М., "Книга" 1985г. С.13 пишущих, что: "тысяцкий Рагуил Добрынич, дочь которого по свидетельству историка В.Н.Татищева, пользовавшегося неизвестным для нас
списком "Слова" (!?), Игорь выдал замуж за спасшего его из плена половчанина Лавора". Вот так! В.Н.Татищев, ни много ни мало, имел на руках неизвестный список "Слова" и молчал!
К сожалению, стоит констатировать тот факт, что и Л.В.Соколова изменила свои представления о веках Трояна. Но, что касается Трояна, то возможно, под землей Трояней у синего моря подразумеваются земли мифического Змея - Трояна трехголового бога преисподней. В древности Змиевы валы назывались Трояновыми.
Хочу высказать некоторые свои соображения относительно образа Девы-Обиды. Возможно, автор, как талантливый поэт средневековья уже тогда в образе Девы-Обиды отобразил Луну в полнолуние. Многие поэты обращаясь к образу Луны в полнолуние отмечали ее печальный лик, образованный лунными морями. Круглое лицо, обиженно поджатые губы. Ну чем не Дева-Обида! Автор поэтически олицетворяет разгром войск Игоря и последующее нападение половцев на Русские земли с образом ночи, где с вершины гибель людей созерцает печальная Луна. Возможно, если это так, этот образ может иметь и прикладное значение, т.к. по моим подсчетам полнолуние должно было наступить во второй половине мая, после гибели русского войска. Есть еще одно толкование этого образа, связанного с народным поверием, что Господь на Луне в виде пятен оставил напоминание людям, о том, как Каин убил Авеля. Интересно, что в самом "Слове" именно после образа Девы-Обиды следует такие слова: "Рекостя бо братъ брату се мое, а то мое же". Не намек ли это на образ Луны, где по старинным сказаниям Каин убивает Авеля.