Лемурий писал(а):краевед писал(а):Первая неделя по Пасхе считается с 21 апреля (Псха, воскресенье) по 27 апреля. сб. Вторая неделя по Пасхе начиналась с воскр. 28, а заканчивалась 4 мая, сб.
У каждого летописца мог быть свой подсчёт, 21 апреля (вс) - Пасха; 28 апреля - 1 «неделя»(=вс), 5 мая - 2-я «неделя»(=вс) после Пасхи. Самое правильное отталкиваться когда они название недель дают. Причём 2-я «неделя» даст 2-ю седмицу до 11.05.1185 (сб).
Уважаемый Лемурий, возможно, даже более правильно, когда летописец указывет в своих записях на конкретное число события, привязывая его к определенной неделе Великого поста, как, например в Ипатьевской летописи о приходе половцев к городу Дмитрову в 1183 г.: "Въ лете [6691(1183)] месяца февраля въ .КГ. въ .А. ю неделю поста придоша Измаилтяне безбожнеи Половци на Роусь воевать ко Дмитровоу...".
Сейчас существуют калькуляторы для вычисления дат празднования Пасхи действующие на основе формулы Гаусса, по которым можно мгновенно расчитать как по старому стилю (Юлианский календапрь), так и по новому
(Григорианский) дату Пасхи для определенного заданного года. В 1183 г. день Пасхи по старому стилю приходился на 17 апреля. В этом случае Первая неделя = (воскр.) Великого поста соответствует 6 марта, а вторая - 13 марта, вскр. Видимо, если учесть, что в Ипатьев. л. даты прописаны по Мартовскому стилю, то речь идет о Пасхе, которая праздновалась в 1184 г. В этом случае стоит учитывать, что 1184 г. был високосным. В 1184 г. согласно расчетам Пасха была 1 апреля. Соответственно, Первая неделя = (вскр.) Великого поста приходилась на 19 февраля, а Вторая неделя Великого поста на 26 февраля. В этом случае 23 февраля в 1184 г. соответствовало четвергу. Но тогда получается, что летописец ошибся, т.к. ни одно из воскресений не приходилось на 23 февраля. Видимо. дело в том, что летописец подразумевал, что первое вскр.(неделя) Великого поста уже прошло, а второе вскр. (неделя) Великого поста еще не наступило, и половцы пришли к Дмитрову в промежутке между 19 и 26 февраля, что и соответствует 23 февраля, четверг, т.е. в Первую неделю Великого поста. Тогда стоит признать, что под неделей летописец подразумевал седмицу, что соответствует и записи. Разве не так?
В случае с описанием похода Игоря. мы знаем, что Пасха с 1184г. на 1185 г. была 21 апреля, а Игорь потерпел поражение после 1 мая, в воскресенье: "и тако во день свтаго воскресения...". Судя по "Истории Российской" В.Н.Татищева поражение произошло во вторую неделю по Пасхе, что по церковному календарю соответствовало 5 мая, если считать первое вскр. по Пасхе 28 апреля, а вторым 5 мая. В этом случае татищевская "вторая неделя выглядит вполне правдоподобно. Если принять запись Ипатьевской летописи, что выход в поход из НовгородСеверского состоялся 23 апреля, вторник, то в этом случае на поход Игоря в половецкую степь практически не осталось времени. а потому наиболее реальной датой выхода в поход представляется 13 апреля, прописанная во всех летописных источниках, в том числе и в "Истории Российской" В.Н.Татищева. Остается открытым вопрос. где Игорь мог переходить Донец 1 мая во время затмения на пути к Осколу. Существует предположение, что Игорь два дня ждал Всеволода придя к устью Оскола, но в этом случае он одновременно находился и на Сальнице, согласно "КБЧ", л.пр. Сев.Донца у Изюма, к которой вовсе не надо было ити, как прописано в летописи: "и оттуда поидоша къ Салнице". Но, только тогда бы Игорь мог достичь кочевий Кончака, если бы встреча с Всеволодом произошла у устья Оскола. В любом другом случае, будь место встречи было назначено в среднем течении Оскола, либо в его верховьях Игорь никак бы не успевал к кочевьям Кончака, т.к. прождав Всеволода два дня. т.е. 2 и 3 мая он никак не успевал бы два раза сразиться с половцами 5 мая потерпев поражение.