Слово о полку Игореве и XIV век.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Какую славу вы предпочтёте?

Слава Петра I
0
Голосов нет
Слава Серафима Саровского
1
17%
Слава Александра Сергеевича Пушкина
4
67%
Мне не нужна слава
1
17%
 
Всего голосов : 6

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 18 июн 2014, 14:55

Интересный факт....

Московский князь Дмитрий Донской, который в 1378 году был отлучен от церкви и проклят за антицерковную деятельность специальным посланием митрополита Киевского Киприана, святые мощи которого были обретены при перестройке Успенского собора Московского Кремля 27 мая 1472 года и покоятся рядом с мощами святителя Московского Фотия, безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 года.
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 18 июн 2014, 22:25

Змей Горыныч в СПИ...

Не вернуть войско Игорево...

81 За нимъ кликну Карна и Жля, поскочи по Руской земли, смагу мычючи въ пламянѣ розѣ

Лемурий перводит это место довольно туманной фразой...

по нему кликнула Карна и Желя поскакала по Русской земле, смагу кидая в рог всесожжения*.

Представляется возможным, что речь здесь идёт об "огнедышащем драконе", который символизирует половецкую (== монголо-татарскую) нечисть.

Если СПИ было записано СО СЛОВ автора, тогда в случае, когда "великие книжники" не понимали, что говорил автор - они записывали как могли... что они слышали... но то, что они слышали не всегда точно соответствовало тому, что хотел сказать автор...

Кликну Карна и Жля - имеет отношение по смыслу к обозначению дракона КАРА ЖЛАН - Чёрный дракон.

По этому это предложение нужно перевести примерно так ---

И за ним поскакал с кличем чёрный огнедышащий дракон сея гибель из огненной пасти...

Образ "огнедышащего дракона" появляется в былине про "Калинов мост", соединяющий мир живых и мир мёртвых. Его охраняет Калинов-царь, он же огнедышащий дракон.

Интересно, что символ Георгия Победоносца, убивающего Дракона как раз связывается с победой Москвы над монголо-татарами... Дракон в XIV - XV веках, помимо Калинов-царя охраняющего мост между миром живых и мёртвых, также символизировал монголо-татар.
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 19 июн 2014, 22:55

Сергей Шавырин писал(а):Лемурий перводит это место довольно туманной фразой...
по нему кликнула Карна и Желя поскакала по Русской земле, смагу кидая в рог всесожжения*.

Лемурий ещё и ссылку дал, почему не из рога (дракона) огонь мечут, в ВЪ рог.

:arrow: см. Рог всесожжения
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 19 июн 2014, 23:35

Лемурий писал(а):Лемурий ещё и ссылку дал, почему не из рога (дракона) огонь мечут, в ВЪ рог.


Но ведь говорят "трубить в рог" а не "трубить из рога"...???

Получается что-то вроде "извергая пламя в свой огненный рог"...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 00:03

Лемурий писал(а):Лемурий ещё и ссылку дал, почему не из рога (дракона) огонь мечут, в ВЪ рог


Ангелы апокалипсиса "трубят В рога"... а дракон этот сравнивается с ангелом апокалипсиса. Калин-царь всегда связывался в былинах с Мамаем.
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение userdez » 20 июн 2014, 08:32

Лемурий писал(а):10 метров - это Вы до времен Трои "докопаете", все интересное до 3-х метров.


В молодости принимал участие в официальных раскопках.
В нашем случае всё интересное- это два штыка(40-50см.).
Математики могут посчитать: масса стрелы, начальная скорость,
ускорение свободного падения, плотность грунта...
поправку на ветер можно не учитывать.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 08:40

userdez писал(а):В молодости принимал участие в официальных раскопках.
В нашем случае всё интересное- это два штыка(40-50см.).
Математики могут посчитать: масса стрелы, начальная скорость,
ускорение свободного падения, плотность грунта...
поправку на ветер можно не учитывать.


Согласно моей фантастической теории, на расстоянии метра можно достичь разрешения в 0.1 миллиметр. Но для разработки таких фантастических теорий нужен американский университет и финансирование крупного бизнеса...

Интересно, почему corvin не появляется? Ведь он не раз заявлял, что он сторонник написания Слова в XIV веке?
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 20 июн 2014, 11:14

Сергей Шавырин писал(а):Но ведь говорят "трубить в рог" а не "трубить из рога"...???
Получается что-то вроде "извергая пламя в свой огненный рог"...

В "пламенный рог" не "трубят" в целях самосохранения. Давайте не отходить от текста. Что там написано?

... в тексте ведь сказано "въ пламянѣ розѣ", а не "из пляменного рога". Древнерусский язык хорошо различал предлог въ с местн. пад. в значении "внутри чего-либо" и предлог изъ с родит. пад. в значении "направление действия изнутри чего-либо". Очевидно, если бы автору нужно было бы сказать "из пламенного рога", он бы эту конструкцию и употребил.

...если определить для глагола мыкати значение "кидать", "метать", то и первый текст из "Слова" можно понять так: "кидая людям рог с огнем", т.е. рог вместе с огнем, в нем находящимся; рог потому и пламяныи, что наполнен огнем...
---------
Иссерлин Е.М. «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве»: (Лексико-семантич. параллели) . — Филол. науки, 1973, № 4, с. 99-100
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 20 июн 2014, 11:17

userdez писал(а):В молодости принимал участие в официальных раскопках.
В нашем случае всё интересное- это два штыка(40-50см.).
Математики могут посчитать: масса стрелы, начальная скорость,
ускорение свободного падения, плотность грунта...
поправку на ветер можно не учитывать.

Вот и пишу до 3-х метров, просто Сергей спрашивал что он увидит на глубине 10м.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 20 июн 2014, 11:19

Сергей Шавырин писал(а):Интересно, почему corvin не появляется? Ведь он не раз заявлял, что он сторонник написания Слова в XIV веке?

Видимо осознал, что далее противится очевидному - оказаться в состоянии когнитивного диссонанса, когда убеждения расходятся с фактами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 11:21

Лемурий писал(а):В "пламенный рог" не "трубят" в целях самосохранения. Давайте не отходить от текста. Что там написано?


В пламенный рог там "смагу" то есть огонь мычучи.... "огненный" не обязательно сделанный из огня ... огонь - это смага... а огненный рог - это апокалиптический эпитет... Кстати я кажется знаю, кто такой "Троян" и собираюсь обсуждать это у вас в соответствующей теме... некоторым православным это правда может показаться оскорбительным... так что не обессудьте...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 20 июн 2014, 11:27

Сергей Шавырин писал(а):В пламенный рог там "смагу" то есть огонь мычучи.... "огненный" не обязательно сделанный из огня ... огонь - это смага... а огненный рог - это апокалиптический эпитет... Кстати я кажется знаю, кто такой "Троян" и собираюсь обсуждать это у вас в соответствующей теме... некоторым православным это правда может показаться оскорбительным... так что не обессудьте...

Для начала разберитесь что такое "смага" и в каком случае её кидают в "пламенный рог".

«Трещины, накипь на губах и во рту от высокой температуры, жара, от переутомления». Кровавая смага нъ губах, фси губи пъзасмягли — Брянск. Кали чилавек в растройстви, на губах у него ажно смага — Брянск. Смага ета када чилавек балеить — у нега и рот смагай зарос — Брянск. И нъ губах смага, когда зъбалел чьлавек, ти ат работы; губы сухие, трескають во й смага — Смол. «Влага на губах от жара, трудов и болезней». И губы твое крававыю смагыю занясло — Ельн. (Цит. по СССПИ "Смага")

Обратите внимание, что на таком говоре разговаривали смолятичи.

Почто груди повелѣно възимати попомъ. Яко се уже Богу съвѣдительствующю на отинудьное възвращение лукавыихь имъ дѣаний та сожегаема явѣ бяху на жертовницѣ: лой же есть, се Закона, си же даема бѣаху за грѣхи их, лой бо даем бѣаше за чревное ласкосердьство, исти же — си же за чресленыа сласти, селезена — яростнаго ради, на золчьнѣм бо мѣстѣ лежит. Святителю бо даемо бяше во участие собѣ ему груди и рама. Груди убо ради — вѣдѣнное, и истязаа Богъ святителя, рама же ради — дѣанное, да и дѣаненъ и вѣдѣненъ бысть святитель.
-----------
Зачем повелено брать груди священникам. То зримо сжигалось на жертвеннике, в знак того, что Бог заповедал им никогда не возвращаться на лукавые их деяния: тук — это знак Закона, его приносили за грехи их, тук приносим был за чревоугодие, почки же — за похотное сластолюбие, селезенка — за ярость, ибо она на желчном месте лежит. Священнику же как часть его отдавались груди и плечи. Груди — ради ведения, ибо испытывает Бог святителя, плечи — ради действия, чтобы и деятелен, и умудрен ведением был святитель.
--------
Послание Климента Смолятича
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 11:30

Да... вот ещё что.... вы, Лемурий... когда в будущем будете стирать мои сообщения... вы их лучше не стирайте... а перемещайте в какую-нибудь другую тему.... там "Разное" или "Карантин"... потому что впоследствии может оказаться... что там есть что-то интересное.... а мне разыскивать свои сообщения иногда сложно...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 11:34

Лемурий писал(а):Для начала разберитесь что такое "смага" и в каком случае её кидают в "пламенный рог".


Перевод "огонь" вполне легитимный...

Слово «смага» переводили как «огонь» (В. В. Капнист, Д. Н. Дубенский, Я. Малашев, Н. К. Гудзий, Д. С. Лихачев и др.), как «жар» (Я. О. Пожарский), как «пожар» (Н. Ф. Грамматин, М. Д. Деларю, М. А. Максимович, Е. Огоновский, В. И. Стеллецкий), как «пепел» (Е. В. Барсов, В. А. Яковлев, С. К. Шамбинаго).


Лемурий писал(а):Обратите внимание, что на таком говоре разговаривали смолятичи.


В версии XIV века нужно прежде всего обращать внимание на то, на каком говоре разговаривали в Троицком монастыре... а также в дедушке городов русских Ростове...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 20 июн 2014, 11:57

Сергей Шавырин писал(а):Да... вот ещё что.... вы, Лемурий... когда в будущем будете стирать мои сообщения... вы их лучше не стирайте... а перемещайте в какую-нибудь другую тему.... там "Разное" или "Карантин"... потому что впоследствии может оказаться... что там есть что-то интересное.... а мне разыскивать свои сообщения иногда сложно...

Это Вы про что, про политику в СПИ, так тему эту закрыли, если не заметили. Теперь она открыта. Из удаленного по СПИ ничего не было.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 25