Разгадка"Слова о полку Игореве..."

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Не буря соколы занесе...

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 май 2008, 15:56

Каждый новый эпизод «Слова…»отличается от предшествующих, весьма существенно и пространственно – временной характеристикой, и персонажами. Бояна автор сравнивает с соловьём. « Соловей серо – бурая птичка семейства дроздовых. Песня звучная и разнообразная. Держатся на средних и нижних ветках деревьев». Вспомним трёхчастное деление «мысленного» древа : верх занимает орёл, низ древа, корни - волк , а на средних и нижних ветках - соловей. Отличительная черта людей - владеть словом. Выражение «разливаться соловьём» значит говорить красноречиво. Три зоны мироздания связаны: небесная - с благостью, подземная - с невежеством, земная - со страстью. Любовь, страсть связывали с добыванием невесты, с предстоящим её похищением. Жених ехал за невестой с целым войском.
В свадебном обряде соловей сообщает девице о приезде сватов.
«На том острове калина растёт,
На той калине соловей сидит,
А мимо едет Степан молодец,
Шелковой плёточкой помахивает»
Цель соловья разбудить невесту и предупредить её родню.
« Буди Аксиньюшку во тереме,
Чтобы не крепко спала
Чтобы Николаевна не просыпала» ( Русская народная поэзия, Ленинград, 1984г. стр. 239)

Б.А. Ларин пишет: «Не только в поэтической литературе, но и в деловом языке Московской Руси находим образную идиоматику, проникшую туда из живого языка:
А пойдёт на тебя крымская рать
Хоти нам птичьим языком весть подай…»
Разведчики пользовались маскировочными звукоподражательными сигналами наподобие птичьего свиста, птичьего пения, иначе говоря « Птичьем языком»… . В приведённом источнике выделенный нами оборот содержит фразеологическую метафоричность, так как в целом означает: любыми средствами и как можно скорее извести, предупреди нас». ( Б.А. Ларин,История русского языка и общее языкознание, Москва, 1977г. стр. 140) .
Боян передаёт сообщение Игорю: «Не буря соколы занесе, чрезъ поля широкая широкая – галицы стада бежать к Дону великому». В свадебных песнях с подобным текстом сообщают о приближении сватов:
« Не было ветру, не было ветру
Вдруг навеяло.
Не было гостей, не было гостей-
Вдруг наехали». ( Русская народная поэзия, стр. 287)
Задача Бояна не только дать знать о приближении врагов, но и подвигнуть князя Игоря на благие дела ( рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы) выйти в поход. Каждый князь сам решал выступить ему в поход или нет. Например: «А князь Ярослав Черниговский не пошёл с братом, говоря так: «Я послал к половцам мужа своего Ольстина Олексича и не могу пойти войной на своего мужа»(Из Ипатьевской летописи В год 6693(1185).
Боян же «сиа плъкы ущекотал», своим красноречием убедил выйти в поход. « Игорь же отвечал Святославову мужу (Бояну): «Не дай бог отказаться от похода на поганых, поганые всем нам общий враг»( Ипатьевская летопись В год 6693(1185). «Потом стал совещаться Игорь с дружиной, каким путём поехать, чтобы соединиться с полками Святослава («Велесовь внуче»). Если ехать по «тропе» - дороге, то Игорь не успевал догнать Святослава Киевского с его войском. « Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь как птица: вот приехал к тебе муж («Боян») от Святослава («Велесовь внуче») в четверг. А сам он идёт из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?»(летопись).Мы уже знаем , что в поле человеку трудно ориентироваться, трудно держаться верного направления, проложить путь. Иное дело «тропа» тут есть направление. Игорь решает ехать по «полю» «хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы («Комони ржуть за Сулою»). Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить Со Святославом».( летопись) Текст «Слова… « звенить слава в Киеве» созвучен с летописью «Святослав же и великий князь Рюрик одержали победу… и пошли каждый восвояси, славя бога в троице…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Троян в "Слове..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 май 2008, 08:36

Поляризация значения «горы» прослеживается в тексте «Уже бо беды его пасетъ птицъ по дубию, влъци грозу въсрожать по яругам , орли клекотом на кости звери зовутъ» это – « яруга» овраг. Противоположность горе, глубокая впадина Те же «действующие лица», что и в тексте « мыслию по древу серымъ вълкомъ по земли, шизым орлом подъ облакы» : древо – дубию, «влъком»- « влъци»,» «орломъ»- «орли». « Мысленно древо», имеющего духовную природу, в данном тексте заменено на дуб «по дубию» определяющего только материальный мир. Три дерева в «Слове…» : одно нейтральное - « славию по мыслену древу», и два представляют собой единство противоположностей «…мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом подъ облакы» и «по дубию, влъци грозу въсрожать по яругам , орли клекотом на кости звери зовутъ» .Композиционный прём ниспадение образов: орел из под облаков падает на трупы, волк от грозы прячется в овраге. Все ниспадающие ряды образов ведут к последнему моменту, гибели человека «на кости звери зовутъ»
Постепенное сужение пространства в «яруге» овраге показывает, что и психологическое время человека начинает сжиматься.
«Значение слова гроза можно определить как угрожающая гибель, нависшая страшная опасность. Гроза означает ещё не страх, а скорее то, что вызывает страх, предчувствие беды. В « Слове о полку Игореве…» (Святослав) грозою бяшеть притрепалъ своими сильными плъки – грозою привёл в трепет, внушил страх. Там же, « Грозы твоя по землям текуть», т.е. от чего может родиться ужас или страх».( Б.А Ларин История русского языка и общее языкознание, Москва,1977г.) Во время грозы в дубы наиболее часто попадает молния. Спрятаться от молнии можно в оврагах, т. к. она сражает «всърожать» только высокие деревья и возвышенные места.
Б.Л.. Ларин сравнивая сложный комплекс значений яр , буй, и совпадение значений этих прилагательных подкрепляется их чередованием в « Слове…» « Буй тур Всеволод, Яръ туре Всеволоде» отмечает « что развитие прилагательных буй и яр имеет ясно проследимый параллелизм, а существительное буй может быть сближено по комплексу значений с существительным яр – открытое высокое место, гора \\ , овраг, ручей в овраге, глубокое место в водоёме.
Нетрудно заметить аналогичность семантической структуры, что и у слов яр, буй и связь представлений гора « рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы» и водная пучина «Вступила девою на землю Трояню всъплескала лебедиными крылы на синем море у Дону». Море противоположность горе, глубокая впадина, залитая водой. Тот же приём ниспадения образа девы с земли на синее море в образе птицы. В свадебных песнях перелётом лебеди на синее море предполагался переход невесты в чужой мир, женихову родню.
« Гуси, вы лебеди,
Ещё я не ваша, не вашего лебедина.
Тогда буду ваша, как с вами поплыву
По синему морю, по тихому Дунаю». (Русская народная поэзия, Ленинград, 1984г. стр.285).
« Как по морю, морю синему
Плавала лебедь, плавала лебедь,
Лебедь белая, крыльями била об сине море,
Жалобу творила синю морю…» (Там же, стр.271)
Параллелизм сопоставляет два действия переход невесты в жениховою родню и перемещение в пространстве с земли « вступила девою на землю…» в мир подземный в «глуботу окиян – море».
Мир подземный связан с тьмой, значит, и счисление времени будет по месяцу. «На седьмом веце Трояни…» читаем в летописи « В год 6576 (1068) … Всеслав же сидел в Киеве семь месяцев».

Пространство «рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы» связано с небесным миром, со светом, солнцем . « Были вечи Трояни, минула лета …» по лету древние счисляли солнечный год. Век Трояна языческого божества ровнялся солнечному году, который делился на месяцы.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

яруги им знаемы

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 май 2008, 23:23

С текста « Трубы трубятъ въ Новеграде, стоятъ стязи в Путивле…» автор продолжает рассказ о походе Игоря. После сватовства самым значительным событием свадебного ритуала был сговор – обрядовый акт, во время которого окончательно договаривались о свадьбе. Невеста причитала:
«Не в трубушку трубили рано по заре –
Расплакалась Прасковья по Русой косе»
Мы возвращаемся к самому началу похода, когда происходит тоже своеобразный «сговор» князей, т. е. сбор войск. По тексту «Слова…» инициатором похода был не Игорь, а его брат Всеволод: «Седлай, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готовы оседлани у Курьска напереди». Неудачу похода автор «Слова…» видит в похвальбе Всеволода « А мои ти куряне сведомы кмети, под трубами повити, под шеломами възлелеяни…». « В повести временных лет…В год 6586 (1078)» летописец тоже осуждал гордыню.« Похвалился он сильно, не ведая, что бог гордым противится, а смиренным даёт благодать, чтобы не хвалился сильный силою своею».
В тексте « Слова…» «пути имъ ведоми, яруги имъ знаемы» автор прибегает к иронии. Дело в том, что ориентирами в пространстве русских были возвышенности: горы, холмы, а также города: «Новеград», « Путивль», « у Курьска напереди». Поэтому автор «Слова…» горестно восклицает: « О, Руская земле уже за шеломянем (за холмом) еси!». В чужой половецкой земле эти ориентиры дороги отсутствуют. Скотоводческие племена половцев базировались на водопоях в долинах рек «земли незнаемой Влъзе, и Поморию и Посулию …». Они не могли откочевывать от воды дальше, чем на два дневных перехода. Воины Всеволода « сами скачютть, акы серые влъци въ поле» . В яругах хорошо прятаться от грозы «влъцы грозу въстрожать по яругам…».В «Слове…» образом грозы передана битва « Быти грому великому, итти дождю стрелами съ Дону великаго, ту ся копиемъ приламати, ту ся саблямъ потручати о шеломы половецкыя …». Мы знаем, что часть войска во время битвы побежало с поля боя « вышли из повиновения ковуи и обратились в бегство» ( Из Ипатьевской летописи. «В год 6693» 1185г). Всеволод хвалит своё войско, и его знание путей, а автор «Слова…» раскрывает образами «вълци», « поля» «яруги» противоположное.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: яруги им знаемы

Сообщение sasha a » 29 май 2008, 15:26

Zinchenko_tanya писал(а):С В тексте « Слова…» «пути имъ ведоми, яруги имъ знаемы» автор прибегает к иронии. Дело в том, что ориентирами в пространстве русских были возвышенности: горы, холмы, а также города: «Новеград», « Путивль», « у Курьска напереди». .


Дорогая Таня, добрый совет: заглядывайте иногда в доступные источники:


Яруга — овраг (3): А мои ти Куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени, пути имь вѣдоми, яругы имъ знаеми. 8. Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубію; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ. 9. Наступи (Святослав) на землю Половецкую, притопта хлъми и яругы, взмути рѣкы и озеры, иссуши потокы и болота. 21.

А от вышеписанных и воловарных колодезей вверх по речке Жеребцу сенных покосов многое число и леса с яругами, и в тех яругах Изюмского полку казаков розных городов посеки. Булав. восст., 101 (1704 г.). А о воре Голом присыльные казаки сказывают, что есть у них об нем веденье, будто он шатаетца по яругам, и с ним человек около 20-ти. Там же, 358 (1708 г.).

Ср. Даль (ТСЖВЯ): Яруга — юж. овраг, росточь, глубокая водороина, крутобокая лощина. Яруг — тул. яруга, овраг, буерак; || ручей в овраге, ключ, родник. Доп. к «Опыту»: Яруга — 1) Роща, растущая на острове. 2) Лог, покрытый лесом. Ворон. 3) Овраг, поросший лесом. Гринченко (Сл. укр. мови): Яруга — большой овраг, лог.

Ср. П. Мелиоранский (Турецкие элементы в языке «Сл. о п. Иг.». — ИОРЯС, 1902, т. VII, кн. 2, с. 302): «Возможно, что слово это заимствовано в весьма древнее время из турецкого языка, где ...јаруђ значит „трещина, расселина, щель“. ...Не совсем ясным является для нас конечный „а“ в слове „яруга“; вероятно он явился „по аналогии“, но какой? Слово „яр“ крутизна, пропасть, обрыв, овраг тоже несомненно заимствованное турецкое слово ...ар». Б. В. Кобилянський (Діалектна лексика у «Сл. о п. Иг.». — Мовознавство, Київ, 1970, № 4, с. 72): «Яруга — тюрк. яр — суфікс — уга. ...Слова яр, яруга відомі східно і південнослов’янським мовам. Серед східнослов’янських мов найширше вони вживаються в украінські

200
літературній мові і діалектах у формах, утворених за допомогою зменшувальних і збільшувальних суфіксів... Білор. яр, рос. (діал.) яр; слн. jarek „ривчак“, jaruga „глибокий рів“; схв. jrak, јаруга „великий яр“; слц. jarok і п. jar (запозичено з украінськоі мови)». С. И. Котков (Лексич. элементы «Сл. о п. Иг.», связанные с Новгород-Северской землей. — Русская речь, 1975, № 5, с. 19—20): «Так же (яруга, — В. В.) называли овраг в XVI—XVIII веках в той же самой русской области (на территории бывшей Новгород-Северской земли, — В. В.), а помимо того, на сопредельной с ней курской территории. В путивльской писцовой книге 1625—1626 годов: ...„по яруге Почаеве по яруге Плоскои по яруге Заднеи ...по Кучковым яружком и по иным яругом“ (л. 255 об.); в рыльской отказной книге того же времени: ...„по Будочкову еругу да от (я)руги по Жорнов лог“ (л. 485 об.)... О бытовании слова яруга в местах восточнее Путивля можно, например, судить по записям первой половины XVII века в белгородской отказной книге: ...„по Олонною да по Круглою яруги“ (л. 709 об.); „с Муромскою яругою“ (л. 818 об.); „по яругу что вышла яруга верхом под ливенскую дорогу, а от той яруги вниз по лагу к Северскому Донцу“ (л. 835 об. — 836)... Распространение слова яруга, признаваемого тюркизмом, на южной и юго-западной территориях русского языка и в границах украинского исторически объяснимо: интенсивные контакты восточных словян с тюркоязычной средой происходили именно здесь, на этих обширных пространствах».

Ср. также: К. Г. Менгес. Восточные элементы в «Сл. о п. Иг.». Пер. с англ. А. А. Алексеева. Л., 1979, с. 188; Н. А. Баскаков. Половецкие отблески в «Сл. о п. Иг.». — Ural-Altaische Jahrbücher, Wiesbaden, 1976, Bd 48, S. 24—25.

◊ Яругы — им. пад. мн. ч.; яругамъ — дат. пад. мн. ч.; яругы — вин. пад. мн. ч.

Словарь-справочник "Слова..."

feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss6/ss6-1992.htm
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Русская яруга.

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 май 2008, 17:38

Здравствуйте, sasha a !
Хорошо, что Вы мне пишите. Обратная связь дает мне представление о том, что непонятно. Я пишу информацию большими порциями. И, возможно, Вы правы, надо останавливаться на словах, которые вызывают непонимание. Таково слово «яруга».
«Уже в XIX в. лексикографы и этимологи ( Линде, Даль, Миклошевич), а за ними и авторы последующих этимологических словарей ( Брюкнер, Бернекер, Преображенский, Фасмер) противопоставляли группе слов яръ – лето, весна другую , происходящую от существительного яр – овраг , крутой берег, которое объясняли как заимствование из тюркских языков. Однако это объяснение сталкивается со значительными трудностями.
В последний раз по этому вопросу писал Н.К. Дмитриев . (Дмитриев Н.К. О тюркских элементах русского словаря. - Лексикографический сборник. Вып. 3, М, 1958г. стр . 37). « Яр - во многих тюркских языках обозначает, отвесный крутой берег, очевидно, от глагола яр – рассекать пополам, рубить». Однако, в турецком языке яра – рана, ярык – расщелина, а овраг – дэрэ. В узбекском овраг, обрыв, крутой берег – джар. Иными словами, в тех турецких языках, которые раньше всего ( набеги печенегов, куман – половцев) имели контакт с русскими, подходящее по значению слово имеет начальное дж (джар), а в тех, где оно звучит сходно с начальным i (яр), значение слово другое. Башкирское яр – берег, могло быть заимствовано из русского. Азербайджанское «йыртыг» - дыра, рваный тоже указывает не на схождение, а, скорее, на удаление от русского яр. Поэтому считать слова яр и яруга несомненными тюркизмами пока нельзя. Картотека Словаря древнерусского языка (АН СССР) для слова яр – даёт большой материал из памятников XYII в. Здесь яр имеет не только значение1) крутой, гористый берег, но, кроме того 2) возвышенное , видное место.
1) « А выше того осыпного городка, подле Науну,- яр великий и высокий».
2) « А поистине от яр есть так будто гора, потому, что во многих местех есть превысокий».
Заметно расходятся с предполагаемыми тюркскими источниками и те далеко уводящие значения слов яр – яруга, которые указывает В.И. Даль ( Толковый словарь, изд. 3 –е, т. IYстр.1579 -1581) яр – круть, круча // обрыв, стремнина, обрушенный берег оврага, пропасти. Подводный яр – внезапный глубокий уступ дна. « По ярам ходила, ягоду брала» - по оврагам, буеракам. Яруга – овраг, глубокая водороина. Яруг – тульск. яруга, овраг // ручей в овраге, ключ, родник.
Современным русским говорам слова яр, яруга известны в разнообразных значениях. Приведём пример только на слово яр.
1) “Крутой обрыв” и” глубокое место” в реке с водоворотом. (вятск., калуж.)
2) “Крутой берег” и’открытое, высокое место” (вологодск.).
3) “Открытое, высокое место” (сольвычегодск.).
4) “Глубокое место в реке” ярь - самое бурное течение в реке, водоворот, пучина . ( чердынск., Поволжье, холмогорск.).
5) “утёс, гора отвесно крутая” (саратовск.)
6) “Глубокий овраг с крутыми берегами” ( саратовск., донск., челябинск., липецк.)
Схему значений слов яр и яруга (Кроме опубликованных источников, использованы данные картотеки Областного словаря АН СССР) в восточнославянских языках мы восстанавливаем на основании выше изложенного в таком виде:
Яр
1а. Открытое высокое место 1б. Глубокое место, уступ дна (в реке, озере и т.д.)

// гора отвесно крутая // водоворот, пучина, бурное течение.
II. Лог, поросший лесом.
// овраг, буерак, яруга.

Яруга.
а) Овраг, буерак (укр. и южнорусск.) б) Ручей в овраге, родник.

По свидетельству Линде, и польское iar имело в старых текстах значения 1) крутой скалистый берег.2) глубокое место в водоёме (см.Linde S. ,Slownik jezuka polskiego,t IIs.236). А слово jaruga, которое А. Брюкнер без достаточного основания считал заимствованным, имело совершенно неизвестное турецкому источнику значение ‘глубокое болото”. Богатые материалы по употреблению слова яр, яруга свидетельствуют о его древности в русском, украинском и польских языках. Поляризация значений, наличие единства противоположных значений является свидетельством древности слов с такой семантической структурой».
(Ларин Б. А. ,История русского языка и общее языкознание., Москва, 1977г.).

По тексту «Слова…» Игорь отправляется «…поискати града Тьмутороканя…» в «земле незнаеме».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: "рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы"

Сообщение sasha a » 30 май 2008, 22:11

Нет, Таня, вы меня не поняли. Я хотела обратить ваше внимание на логические неувязки, бездоказательные утверждения и притянутые за уши сентенции на примере этого слова "яруга". Все это умаляет ценность вашей работы.

Вы пишите:
...ориентирами в пространстве русских были возвышенности: горы, холмы, а также города: «Новеград», « Путивль», « у Курьска напереди». Поэтому автор «Слова…» горестно восклицает: « О, Руская земле уже за шеломянем (за холмом) еси!». В чужой половецкой земле эти ориентиры дороги отсутствуют. Но в приведенном отрывке говорится не только о возвышенностях, но и об оврагах. Так были в половецкой земле овраги или не были?

Хочу подчеркнуть, что в те века люди умели ориентироваться также по другим особенностям рельефа, по солнцу и по звездам. Познания о географии родного края у них были более обширны, чем вы себе это представляете.

Далее про "иронию":
В тексте « Слова…» «пути имъ ведоми, яруги имъ знаемы» автор прибегает к иронии. .

Выдернув фразу из предложения, вы исказили смысл: А мои ти Куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени, пути имь вѣдоми, яругы имъ знаеми.

Здесь прямая речь, на что указывает притяжательное местоимение "мои".
Полководец не может говорить с иронией о войнах, с которыми собирается одолеть врага, подтрунивая над их подготовкой, и умаляя боевые достоинства. Извините, но это - нонсенс.

Приводя в доказательство отрывок из "Повести временных лет…В год 6586 (1078)» летописец тоже осуждал гордыню.« Похвалился он сильно, не ведая, что бог гордым противится, а смиренным даёт благодать, чтобы не хвалился сильный силою своею». , вы явно спутали гордыню с гордостью полководца за русских ратников.

Похожий конфуз произошел с "полем". Вы утверждаете:

Zinchenko_tanya писал(а):« Символом страны, народа выступает в эпическом сознании «поле». И недаром, поле – пространство, охватываемое глазом....В поле человеку трудно ориентироваться, трудно держаться верного направления, проложить путь. Иное дело «тропа». ».


что не соответствует нашему житейскому опыту: в поле ориентироваться как раз совсем не трудно: все хорошо видно, ориентиры, как на ладони. Проложить тропу (особенно верховому) - пара пустяков.
О том же говорит пословица: Жизнь прожить - не поле перейти.

Надеюсь, мои замечания помогут вам.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сведения из "доступных источников".

Сообщение Zinchenko_tanya » 31 май 2008, 11:15

Здравствуйте, sasha a !
Воспользовалась «Вашим добрым советом и заглянула в доступные источники».
«Возвращаясь к характеристике Всеволодом его воинов, мы замечаем, что его слова оказываются бахвальством и в другом отношении. В числе воинских добродетелей своих курян Всеволод называет и такое : «…пути имъ ведоми, яругы имъ знаеми…». Но яруги как в дальнейшем оказывается, не только «знаемы», но и полны тревожной неизвестности : « вълци грозу въстрожатъ по яругам». Это снова ответ на бахвальство Всеволода…»
(Лихачев Д.С., Слово о полку Игореве и культура его времени., Санкт – Петербург., 2000г. стр.418.)
« Море - это, как и поле незнаемое, страна незнаемая, стихия неизвестности, окружающая Русь. В неизвестность идёт Игорево войско….Главное символическое значение моря – неизвестность, чреватая несчастиями». ( Там же стр. 428)
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Древо, гора - яруга - ось мира.

Сообщение Zinchenko_tanya » 31 май 2008, 21:53

Образ древа – величайшее изобретение человечества. Возник он давно несколько десятков тысяч лет назад и определил структуру всех мифологических систем. На него как на ось стали нанизывать все элементы мира, от конкретных богов до отвлечённых представлений вроде временных категорий. Вертикаль структуры складывалась из трех частей, или уровней, - нижнего – корни, среднего – нижние и средние ветки и верхней кроны. Образы внутреннего внешнего мира насаживались на этот каркас, и теперь их можно выразить в знаковых системах – в словах, числах , формулах, изображениях. В « Слове …» не одно , а три дерева – одно на небе « …мыслию по древу…», другое на земле «… славию по мыслену древу…» третье - в преисподней «Уже бо беды его пасетъ птиц по дубию…».Это и древо жизни , человек умирает, дерево роняет листок «… а древо не бологом листвие срони…» «… а Игорева храброго плъку не кресити.». Автор «Слова…», рассказывая о походе Игоря, путешествует из одной космической области в другую - с Земли на Небо или с Земли в Преисподнюю. Мир состоял как бы из трех этажей, соединенный между собой центральной осью древом. По нему автор «Слова…», как жрец, или шаман может воспарить в небеса «… летая умом подъ облакы…». Во многих случаях для связи между небом и землёй служила Мировая гора. Сообщение с небом стало уделом избранных, шаманы или жрецы взбираясь по Мировой горе «…рища в тропу Трояню чресь поля на горы…», рассказывают богам о нуждах своего народа. Равноправный вариант - Мировое древо - Мировая гора – это вертикальная ось мира. Опускаясь в Преисподнюю, мы используем сдвоенную противоположность горе – впадину « …притопта хлъмы и яругы…». Символика Мировой горы как центра мира отмечена в «Слове…» «А Святославъ мутенъ сонъ виде въ Киеве на горахъ…». Три зоны мироздания соединяют киевские горы :
«Солнце светится на небеси (мир небесный)
Игорь князь въ русской земле (мир земной)
Девицы поют на Дунаи, вьются голоси чрез море (мир подземный)
до Киева».
Ещё раз хочется вспомнить начало былины о Соловье Будимировиче :
«Высота ли, высота поднебесная ( мир небесный)
Глубота, глубота акиян - море ( мир подземный)
Широко раздолье по всей земли» (мир земной).
А так как в е Киеве не было ни миря, ни океана «глуботу» подземного мира определяли
« омуты днепровские».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Сведения из "доступных источников".

Сообщение sasha a » 01 июн 2008, 00:10

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте, sasha a !
Воспользовалась «Вашим добрым советом и заглянула в доступные источники».
«Возвращаясь к характеристике Всеволодом его воинов, мы замечаем, что его слова оказываются бахвальством и в другом отношении. В числе воинских добродетелей своих курян Всеволод называет и такое : «…пути имъ ведоми, яругы имъ знаеми…». Но яруги как в дальнейшем оказывается, не только «знаемы», но и полны тревожной неизвестности : « вълци грозу въстрожатъ по яругам». Это снова ответ на бахвальство Всеволода…»
(Лихачев Д.С., Слово о полку Игореве и культура его времени., Санкт – Петербург., 2000г. стр.418.)


Здравствуйте, Таня!
Вы опять невнимательны.
Я рекомендовала заглядывать в ИСТОЧНИКИ, а не в комментарии их инерпретаторов.
Лихачев, конечно, маститый исследователь, но и он не застрахован от ошибок.
Готовясь к походу, Всеволод, естественно, позаботился о том, чтобы узнать "пути и яруги", у него были проводники и разведчики. Но и половцы - не дураки, их "пограничники" (вълцы) скрытно наблюдали за нейтральной полосой "поля", что в степных условиях лучше всего делать, прячась в оврагах. В случае тревоги (грозы) они передавали сообщение в ставку.
Где же тут бахвальство?
В 16 в. был создан специальный документ, регламентировавший пограничную службу на "поле", в его основе, несомненно, лежит многовековой опыт борьбы с половцами и крымчаками.
Можете ознакомиться с ним вот здесь:


http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1560-1580/Prigovor_o_sluzbe_1571/text.htm
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Волки - пограничники?

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 июн 2008, 10:42

Здравствуйте , sasha a !
В данном случае невнимательны Вы, про волков я Вам уже писала.. Напомню:
С образом волка в «Слове…» связаны воины русского князя Всеволода из Курска «акы серыи влъци въ поле» и русский князь Всеслав Полоцкий «скочи влъкомъ до Немиги» и половцы «Гзак бежит серым волкомъ» , « тогда Влурь влъкомъ потече». Мы не будем отождествлять с волком не русских и не половцев, а найдем сопоставление по признаку действия. Волк на «мысленном древе» представляет символ подземного мира, мира всевозможных грехов. И этот грех – жадность. « В год6453 (945)» был убит древлянами князь Игорь .Причина его гибели –жадность, которая осуждается летописцем народной пословицей, и какую он вкладывает в уста древлян: « Aще ся въвадить волк в овце. То выносить все стадо, aще не убьють его». Значит, войско Всеволода состояло из курян « ищучи себе чти, а княю славу» и наёмников, которые из жадности хотели военной добычи «акы серыи влъци». Всеслав нападает на богатый город Новгород и грабит его «отвори врата Новуграду… скочи влъком».Да и половец Влурь похоже спасает Игоря не из милосердия , а из жадности, за вознаграждение «Влурь влъкомъ». Ещё баснописец Крылов сказал:« Что волки жадные всяк знает…».Здесь параллель покоится на сходстве жадности у волка и людей.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Стружие.

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 июн 2008, 11:50

Ось мира древние представляли ещё в виде столпа. Большинство славянских идолов были деревянными и поэтому не сохранились до наших дней. Единственное исключение каменный Збручский идол IX – X в., хранящийся в настоящее время в Краковском археологическом музеи. Этот столп имеет трёхчастное деление и является символом мироздания. Эта бесхитростная космология нашла своё отражение и в быту. У эскимосов и горных алтайцев опорный шест любого шатра был одновременно и Небесным столпом. В «Слове…» таким шестом было «стружие».
«Чърленъ стягъ,
Бела хоругвь,
Чрълена чолка
Сребрено стружие».
Три зоны мироздания определяли три цвета. Разбирая наши сказки, нельзя не приметить, что в них народ нашел некоторый особенный способ выражения числа три, которого придерживается неизменно и постоянно по всей Руси. Сюжет сказки « Сивка- бурка вещая каурка» состоит в том, что умирая, отец велит трем. братьям стеречь его могилу три дня. Старшие братья просят младшего заменить их. Вышедший из могилы отец награждает третьего младшего сына чудесным конем с трехцветной окраской: сивой, бурой, каурой. Сивый - по цвету серый и седой с примесью белесоватого, близок к белому цвету. Бурый - черный с коричневым отливом – темный, черный. Каурый - рыжеватый, сходен с красным цветом. Эта триада белый, черный, красный и определяет необычный окрас «Сивки – бурки вещего каурки».
Цвет связан с отрезками времени: белый- с днем, черный – с ночью, а цвет утра обозначают красным цветом зари. Три цвета связаны с пространством, с тремя зонами мироздания: небесный мир - белый, подземный – черный, земной – красный.
« Тувинский «большой шаман» путешествовал как в верхний, так и в нижние миры. Для «белой» дороги шаман должен иметь «красный плащ» головной убор с перьями орла. Для «черного пути» требовались « черный плащ» и шапка, обрамлённая перьями ворона. (Энциклопедия, Религии мира, Москва, 2002г. Шаманство. Владимир Басилов).
В «Слове…» «бела хоругвь» - христианское знамя с ликами святых (мир небесный).
«Чърленый стяг»- красное знамя (мир земной).
« Чрълена чолка» - челка , срезанные волосы. Бог Велес (Волос) связан с нижним миром. Имя Велеса восходит к древнейшему корню «vel» со значением мёртвый. «Черлена чолка» символический переход людей в подземный мир.
В «Слове …» «стружие» связано с князьями Игоря и Всеслава, а не простых воинов. Видимо оно определяло и власть над пространством. « В греческом слову хоругвь соответствует скипетр». (Югов. Слово о полку Игореве, Л.,1952г. стр. 232).
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Волки - пограничники?

Сообщение sasha a » 01 июн 2008, 17:04

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , sasha a !
В данном случае невнимательны Вы, про волков я Вам уже писала.. Напомню:
С образом волка в «Слове…» связаны воины русского князя Всеволода из Курска «акы серыи влъци въ поле» и русский князь Всеслав Полоцкий «скочи влъкомъ до Немиги» и половцы «Гзак бежит серым волкомъ» , « тогда Влурь влъкомъ потече». Мы не будем отождествлять с волком не русских и не половцев, а найдем сопоставление по признаку действия. .


Нет, Таня, я с вами не согласна: Автор Слова обыгрывает одни и те же слова в разных значениях. Поэтому укладывать их в жесткие рамки схемы не имеет смысла. Вы обедняете этим произведение, низводите его до уровня посредственности.

Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубію; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ

Даже невооруженным глазом видно, что в данном случае говорится не о жадности, а о настороженности "птиц"-дозорных (что-то вроде "петушка-золотого-гребешка" из известной сказки Пушкина) и "волков"-пограничников.
Кстати, жители степей украшали шапки хвостами лис и волков, может быть, это легло в основу метафоры?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Волки в "Слове..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 июн 2008, 17:31

Здравствуйте , sasha a!
Образ «вълка» - это результат проявления определённых характерологических свойств людей и как процесс, связанный с определённым психологическим состоянием. Волчий закон – беззаконие, опирающиеся на грубую силу. Волк не просто жаден, а кровожаден. Для насыщения волку достаточно и одной овцы, но попав в стадо начинает «резать» и всех остальных. Это палач одержимый « тёмными инстинктами», ненавистью, жаждой разрушения и не способный остановится в бесконечном порождении зла. Кровожадность и жестокость, как процесс, дающий особое наслаждение. В « Слове…» зверское убийство, мучительная смерть дана как оценочная констатация факта «…орли клектомъ на кости звери зовутъ…». Зло порождённое волком пытается убить и его самого, это образ грозы. Палач и жертва совмещаются в одном лице «…влъци грозу всърожатъ по яругам…», волк в страхе пред смертью прячется в овраге. Воины Всеволода « акы серыи влъци въ поле…» владеют несколькими видами оружия, главными из которых считались копьё (конецъ копия въскръмлени), лук (луци напряжении), сабли ( сабли изъострени). Однако они только тогда могли достичь своей цели в бою, когда к воинским навыкам добавлялось полное отсутствие страха перед смертью. Жизнь и смерть воина были подчинены единственному закону – закону чести, перед которым отступали все остальные чувства. Таков идеальный воин Всеволод. « Яръ туре Всеволод. Стоиши на борони, прыщеши на вои стрелами… забыв чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя Глебовны свычая и обычая».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Бенни » 04 июн 2008, 23:08

Интересная дискуссия! Только позвольте задать вопрос: если птицы - дозорные, а волки - пограничники, то кто такие лисицы, которые "брешут на червленые щиты"?
Бенни
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 19 дек 2007, 19:16

Сообщение Neska » 05 июн 2008, 06:17

Бенни писал(а):Интересная дискуссия! Только позвольте задать вопрос: если птицы - дозорные, а волки - пограничники, то кто такие лисицы, которые "брешут на червленые щиты"?
:roll: :shock: Застрельщики, беспокоившим обстрелом "по щитам" задерживающие спокойный переход войска... :lol:
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 45