Каждый новый эпизод «Слова…»отличается от предшествующих, весьма существенно и пространственно – временной характеристикой, и персонажами. Бояна автор сравнивает с соловьём. « Соловей серо – бурая птичка семейства дроздовых. Песня звучная и разнообразная. Держатся на средних и нижних ветках деревьев». Вспомним трёхчастное деление «мысленного» древа : верх занимает орёл, низ древа, корни - волк , а на средних и нижних ветках - соловей. Отличительная черта людей - владеть словом. Выражение «разливаться соловьём» значит говорить красноречиво. Три зоны мироздания связаны: небесная - с благостью, подземная - с невежеством, земная - со страстью. Любовь, страсть связывали с добыванием невесты, с предстоящим её похищением. Жених ехал за невестой с целым войском.
В свадебном обряде соловей сообщает девице о приезде сватов.
«На том острове калина растёт,
На той калине соловей сидит,
А мимо едет Степан молодец,
Шелковой плёточкой помахивает»
Цель соловья разбудить невесту и предупредить её родню.
« Буди Аксиньюшку во тереме,
Чтобы не крепко спала
Чтобы Николаевна не просыпала» ( Русская народная поэзия, Ленинград, 1984г. стр. 239)
Б.А. Ларин пишет: «Не только в поэтической литературе, но и в деловом языке Московской Руси находим образную идиоматику, проникшую туда из живого языка:
А пойдёт на тебя крымская рать
Хоти нам птичьим языком весть подай…»
Разведчики пользовались маскировочными звукоподражательными сигналами наподобие птичьего свиста, птичьего пения, иначе говоря « Птичьем языком»… . В приведённом источнике выделенный нами оборот содержит фразеологическую метафоричность, так как в целом означает: любыми средствами и как можно скорее извести, предупреди нас». ( Б.А. Ларин,История русского языка и общее языкознание, Москва, 1977г. стр. 140) .
Боян передаёт сообщение Игорю: «Не буря соколы занесе, чрезъ поля широкая широкая – галицы стада бежать к Дону великому». В свадебных песнях с подобным текстом сообщают о приближении сватов:
« Не было ветру, не было ветру
Вдруг навеяло.
Не было гостей, не было гостей-
Вдруг наехали». ( Русская народная поэзия, стр. 287)
Задача Бояна не только дать знать о приближении врагов, но и подвигнуть князя Игоря на благие дела ( рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы) выйти в поход. Каждый князь сам решал выступить ему в поход или нет. Например: «А князь Ярослав Черниговский не пошёл с братом, говоря так: «Я послал к половцам мужа своего Ольстина Олексича и не могу пойти войной на своего мужа»(Из Ипатьевской летописи В год 6693(1185).
Боян же «сиа плъкы ущекотал», своим красноречием убедил выйти в поход. « Игорь же отвечал Святославову мужу (Бояну): «Не дай бог отказаться от похода на поганых, поганые всем нам общий враг»( Ипатьевская летопись В год 6693(1185). «Потом стал совещаться Игорь с дружиной, каким путём поехать, чтобы соединиться с полками Святослава («Велесовь внуче»). Если ехать по «тропе» - дороге, то Игорь не успевал догнать Святослава Киевского с его войском. « Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь как птица: вот приехал к тебе муж («Боян») от Святослава («Велесовь внуче») в четверг. А сам он идёт из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?»(летопись).Мы уже знаем , что в поле человеку трудно ориентироваться, трудно держаться верного направления, проложить путь. Иное дело «тропа» тут есть направление. Игорь решает ехать по «полю» «хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы («Комони ржуть за Сулою»). Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить Со Святославом».( летопись) Текст «Слова… « звенить слава в Киеве» созвучен с летописью «Святослав же и великий князь Рюрик одержали победу… и пошли каждый восвояси, славя бога в троице…»