"Страшный суд". Византийская мозаика собора Санта Мария Ассунта, Торчелло, Италия. Ок. 1130 г. Фрагмент "Жатва плевел".156 Утръже вазни с три кусы. Отвори врата Нову-граду - разшибе славу Ярославу.
157 Скочи влъкомъ до Немиги съ дуду. Tокъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла.
158 Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ.
159 Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
160 Тому въ Полотскѣ позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша.
161 Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше.
162 Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече:
163 «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».
-------------
156 Урвал удачи с три куска*. Отворил ворота Новгороду - расшиб славу* Ярославу.
157 Прыгнул волком до Немиги с дудой*.
Ток на Немиге*: снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела.
158 Немиги кровавые берега не добром были посеяны - посеяны костями русских сынов.
159 Всеслав-князь людей судил, князьям города раздавал, а сам ночью волком рыскал: из Киева до рассвета дорыскивал до Тмутороканского Кура*, великому Хорсу волком путь* перебежавшему.
160 Тому (Всеславу) в Полоцке позвонили к заутрене рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон слышал.
161 Хоть и была душа волхва* в другом* теле, но часто от бед страдал.
162 Тому (Всеславу) вещий Боян и первую припевку осмысленную* сказал:
163 «Ни хитрому, ни гораздому, ни птице гораздой суда Божьего не миновать!»
------------
*
Утръже вазни - подробно в теме:
Утръже вазни с три кусы Дословно: отсек удачи с 3 куска (скудно, мало), либо урвал удачи с 3 клока.
*
С три кусы - "кусъ" (кусок или попытка ) существительное от глагола "кушатися" - покуситься, попытаться.
Если переводить слово как "попытка", то более убедительной является версия А.М. Ранчина:
...
речь идет о трех попытках взятия города. Почему в «Слове…» названы три попытки захвата Всеславом Новгорода, неясно. Из источников известны только две: взятие города в 1067 г. и неудачное нападение в 1069. Недавно было высказано любопытное объяснение:
в 1065 г. Всеслав напал на Псков, а Псков принадлежал в то время к Новгородской волости.
------
А. М. Ранчин «Темные места» в «Слове о полку Игореве»
Но дело в том, что даже при таком изложении событий удачная попытка 2-я, а не 3-я, к тому же порядковое числительное 3-й требует существительного в род. пад. ед.ч. 1-го скл. кусъ - куса, а в тексте: ◊ кусы — вин. пад.
мн. ч..
Правильнее переводить: "отсек удачи с три куска" (т.е. «в небольшом количестве, скудно, мало») как предлагает:
Л. В. Соколова Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ, т.53, СПб, 2003, с.44-45 *
Разшибе славу Ярославу "... В лето 6575. Заратися Всеслав, сынъ Брячислав, Полоцкии, зая Новгород до Неревского конца, пожже, поимав все у святеи Софии, и паникадила, и колоколы...." (Новг. 1067)
Ярослав Мудрый княжил 24 года в Новгороде с 1010 по 1134 г. Сюда специально из Киева он приезжает в 1045 г. для участия в закладке Софийского Собора, с которого снял колокола Всеслав. В 1021 на реке Судмири Ярослав разбил войска, захватившего в том же году Новгород, Брячислава (отца Всеслава). Теперь сын Брячислава, захватив Новгород и сняв колокола со Святой Софии, "разбил славу" Ярослава.
Почему Всеслав именно "разбил" славу Ярослава, можно найти в новгородских летописях:
B 6573 (1065) году:
«Князь Всеславъ Полоцкий былъ у Пльскова ратью и перси билъ порокы » (Новг. 4-я).
"...Перси Пскова имеют в плане конфигурацию подковы, приставленной краями к Кромскому холму, и находятся в низине под этим холмом. Пазуха внутри Персей была конечно засыпана грунтом, а наверху когда-то находился двор псковских князей..."
(
Г. Мокеев Древнерусские крепости комбинированного типа)
"
Порокъ" (по Срезн.): 1)
оружие стенобитное; 2) сооружение для метания снарядов при обороне города;
В случае с 1065 годом подходят именно оружия стенобитные, которые широко применял Всеслав при атаках городов.
*
Скочи влъкомъ до Немиги съ дуду - см. "
Дуду Всеслава"
"Дуда" в современном значении в древнерусском языке писалась как "сопѣль" = свирель. Если мы оставляем "дуду" без правки на тв. п. ед. ч. "дуд-оЮ", то "дуду" - несклоняемое существительное, например, заимствованное из польского, чешского языков слово "
dudy" (волынка) в древнерусской транскрипции XII в. - "
доуду", где последняя буква = "ижица". Сократи самый старательный переписчик XVI века диграф "оу" на "о" - он неизменно бы получил: "
cъ дуду".

cм.
Терещенко А. Быт русского народа в 7ч, СПб., 1848 , т.1, с. 485Надо отметить, что "поехали с дудой" (см.
Словарь В.И. Даля =Дуда=) устойчивое словосочетание, означающее "поехать с разгульным весельем". Если в этом отрывке идет речь о том, что у Всеслава вначале была "Вазнь" - удача, везение, фарт - то на её гребне Автор употребляет выражение "разгульного веселья".
*
Tокъ на Немизѣ - 3 марта 1067 года на речке
Немиге (приток Свислочи, ныне в пределах г. Минска) войска Ярославичей разбили войско Всеслава.
"..Всеславъ поиде противу и совокупившеся обои (Ярославичи с Всеславом) на Немизе месяца марта въ 3 день и бяше снегъ великъ и поидоша противу обо и бысть сеча зла падоша мнозе и одоле Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ, а Всеславъ бежа..."( Ипат. 1067)
*
Снопы стелютъ головами... на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ - этот сюжет Автор заимствует
из апокалиптического сюжета "жатвы пшеницы и плевел". По этому сюжету есть и пшеница (праведники), есть и плевелы (грешники).
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам:
"Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою"...
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть Диавол. Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего... (Мф. гл.13)
"Враг, сеющий плевелы" ("Das Gleichnis vom bösen Feind"), c. 1540
Mömpelgarder Altar, Kunsthistorisches Museum, WienПараллель "
жатва [плевел] есть кончина века" подтверждается контекстом СПИ - Всеслав действует на седьмом (последнем) апокалиптическом веке (тысячелетии).
"
Усобная же рать бываеть от сважения Дьявола. Богъ бо не хощеть зла вь человецехъ, но блага. А Дьяволъ радуеться злому убииству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти братоненавидения, клеветы..." (Ипат.1067)
*
Дорискаше до куръ Тмутороканя - "куръ" так именуется в летописи византийский император Алексей I Комнин.
...В се же лето иде Леонь царевичь зять Володимерь на куръ от Олексия.. (Ипат.1116)
...умре куръ Олексии и взя царство сынъ его Иванъ... (Ипат.1117)
Это было поистине удивительное зрелище: как кованная из бронзы или каленого железа статуя,
еженощно стоял император с вечера до полуночи, а нередко и до третьих петухов или даже до ярких солнечных лучей...
------------
Анна Комнина АЛЕКСИАДА)
В 1083 г., благодаря помощи Куръ Олексия (византийского императора с 1081 г.) Олегу Святославичу, Тмуторокань стала византийской провинцией.
Подробно в теме:
Кому принадлежали в 1185 году Корсунь, Сурож и Тмуторокань.
Поэтому добежать, рыская как волк, до "кура тмутороканьего" = до "кура византийского" Алексея I Комнина, с которым Всеслав Полоцкий поддерживал союзнические отношения.
*
Хръсови путь - Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям, запрещающим второй брак.
Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом... (Ипат. 1114)
*
Вѣща душа - в данном случае колдовская. Душа волхва, провидца.
*
Въ друзѣ тѣлѣ - другое (тело) у князя-оборотня. Сравните:
"
...а друзии просять алчюще..." (Пчела 77, 18.)
"
...а друзии имения деля..." (Пчела 275,12)
*
Осмысленная припевка - это 3-я припевка Бояна, хотя именно на эту Автор указывает, что она первая. Из первых трех припевок начиная с "осмысленной" получается акростих:
→
«
Н буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великом
у».
«
Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Пути
влѣ».
«
Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не мину
ти!».
Читаем по часовой стрелке:
Ни-Ко-Н-У в лѣ-ти ...
В 1188 году исполнялось 100 лет со дня смерти этого великого летописца, ходыны (от ходити) из Киева до Тмуторокани, из Тмуторокани до Новгорода и обратно, песнотворца (=гимнографа) старого времени Ярослава Мудрого - Олега Святославича.