Re: Свивая славы ...
Добавлено: 05 июн 2018, 10:13
краевед писал(а):Можно сказать только одно, что поэт мог быть выходцем из семьи высокообразованных людей, занимающей довольно высокое положение в обществе, скорее всего боярской.
Уважаемый краевед, родители не показатель. Автор был книжником великим - это правда, но доступ к книгам - столь дорогому для XIIв источнику знаний - он мог получить и в монастыре, будучи обычным калугером. Что касается "боярской среды", то уж точно НЕТ. Вы вслед за акад. Рыбаковым, который основываясь на авторе "Мстиславова летописания", считаете, что ведение летописи князь мог поручить "окаянному киевскому боярину" Петру Бориславичу.
- "Когда Изяслав княжил в Переяславле, "философ" Климент находился в непосредственном соседстве и был, очевидно, хорошо знаком князю, что и позволило назначить Климента митрополитом в 1147 году. Вся дальнейшая судьба Климента и Петра Бориславича была связана с судьбой князя Изяслава; оба были в Киеве, когда князь княжил там, они уезжали во Владимир-Волынский, когда боярство Киева не хотело видеть Изяслава на "отнем золотом столе". Врагами всех троих - князя, митрополита и летописца - были прежде всего Ольговичи..."
---------
Рыбаков Б.А. Петр Бориславич М., 1991, С.199
В одном из тропарей, читаемых во время службы на первой неделе Великого поста (перед Пасхой), говорится: "На Страшном судилищи без оглагольников (обличителей) обличаюся, без свидетелей осуждаюся; книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются".
Очевидно, речь идет о тех же многочисленных книгах, о которых говорит "Апокалипсис". Но в тропаре они имеют уточняющее название - "совестные", то есть, "сведующие", "знающие", можно сказать, "возвещающие"( ср.: "Грядущая пред пришествиемь да съвестять вамь"). То есть это книги, знающие и повествующие о человеческих деяниях. Такое их восприятие отразилось на Руси довольно рано, еще в "Изборнике 1076", составленного для Святослава Ярославича, в 1073-1076 гг. княжившего в Киеве: "Яко да написаетъ ся въ твоеи мысли вьсегда eда запечатлится в твоем сознании навечно): Вьторааго пришьствия Соудии Гърдыи на престоле седяштя: книгы отъвьрзаемы, дела таиная обличаема: любодеяния, татьбы (воровство), грабления, лихоимания (лихоимство), хоулы. клеветы, зависть...". Но ведь все известные нам летописи как раз и повествуют о человеческих деяниях, и не всегда самых достойных. В одном из списков "Повесть временных лет" так и озаглавлена: "Повесть времянных дей (деяний, поступков) Нестора черноризца Феодосіева Печерскаго монастыря".
---
Ужанков А.Н. РУССКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ И СТРАШНЫЙ СУД ("CОВЕСТНЫЕ КНИГИ" ДРЕВНЕЙ РУСИ)
За Петра Бориславича за самого на Страшном Суде заступаться надо было, ибо клирик, имеющий право заносить записи в "совестные книги" о нём так и написал:
- "Окаяннiи же боаре Kiевъстiи Петръ Бориславичь, и Нестеръ Жирославичь, и Яковъ Дигеневичь начаша коромолити и тайно съсылатися со княземъ Мстиславомъ Аньдрѣевичемъ и со иными князи, како предати имъ градъ Кiевъ...» (Никон.1170)