Софоний рязанец

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Софоний рязанец

Сообщение Лемурий » 29 май 2024, 18:43

userdez писал(а):Для начала нужно определиться, Сафроний боярин или как сказано в одном из списков "ерей", а так же у Ефросина "старец", что тоже подразумевает монашество. Вероятно список Ефросина не особая редакция, а первоначальная(черновик), попавшая в К-Б с Лаче озера. Список же Ундольского, это переработанный вариант в чьих то интересах, экземпляра переданного "на волю" сразу же после написания "З" в 81-82 гг. Т. О. Сафроний, возможно и есть тот поп из Орды.

Потихоньку распутаем этот "клубок вопросов".
Софоний рязанец - боярин, даже исторический реальный персонаж такой известен: Софоний Алтыкулачевич ( см. Ржига 1959:404-405) - сын татарина, кстати, это объяснило бы почему он желал поражения Мамая, поскольку тот был не чингизид и узурпировал власть с помощью управляемых ханов, которых сам же и приводил к власти.
В последствии Софоний в старости мог и в монахи уйти, но тут но нестыковочка: иерей - это иеромонах, святительский сан бывший боярин бы получил не скоро. Соловьев 1958:183-184 несомненно был священником, иеромонахом старцем, жившим в Рязани.
"Автор Обзора считает, что Софоний, рязанский священник, написал "Повѣданіе о нахожденіи на Русь Мамая". Это Повѣданіе представляет историко-поэтическое изображение Куликовской битвы, при чем сочинитель основывался на раcсказах очевидцев..." (см. Шамбинаго 1906:23).

Софоний не может быть "попом от Орды", хоть это совпало бы с его саном, поскольку из удаленного места он не смог бы предупредить оперативно Москву о приближении Мамая, а писание Софония 1:1 совпадают с предупреждением Дмитрия Ивановича, присланного ему оперативно:

    «Въ лѣто 6888 [1380]. А се писаніе Софоніа Резанца, Брянского боярина, на похвалу великому князю Дмитрію Ивановичу и брату его князю Володимеру Андрѣевичу. Вѣдомо ли вамъ, Рускымъ государямъ, царь Мамай пришелъ изъ (За)волжіа, сталь на рѣцѣ Воронежѣ, а всѣмъ своимъ улусомъ не велѣлъ хлѣба пахать; а вѣдомо мое таково, что хощетъ ити на Русь, и вы бы, государи, послали ero пообыскать, туто ли онъ стоить, где его мнѣ повѣдали?»(Твер.1380)
=
    "Тогда прiиде вѣсть на Москву къ великому князю Дмитрею Ивановичю, ако князь Мамай Воложьскыа орды [= царь Мамай пришелъ изъ (За)волжіа] не у къ тому князь зовется, но великiй силный царь, и стоить на Воронежѣ [= сталь на рѣцѣ Воронежѣ], кочюя во мнозѣ силѣ, и хощетъ на тебе ити ратью..."(Никон. 1380)
К тому же если бы "поп от Орды" был Софоний Алтыкулачевич, то нём непременно вспомнили бы, а тут просто поп перебежчика Ивана Вельяминова.

В любом случае, этот поп - москвич, был на месте заточения Данилы Заточника и, очевидно, нашел там его рукописи со "Словом о полку Игореве", сам ли он решил прославить двор Вельяминовых словами неизвестного или забытого "Слова" или передал оказией найденную рукопись в Москву. В любом случае, "Задонщина" прославляет роль Вельяминовых и рязанского боярства, но написана москвичом, знавшего имена жен московских бояр ( см. Тихомиров 1947:164). Дом Вельяминовых самое точное попадание. Начинается "З." на пиру в доме Вельяминовых, первая из названых жен, которые оплакивают московских бояр - жена Микулы Вельяминова. Поп от Орды на Лаче озере от Ивана Вельяминова. Вельяминовы бежали "с большими боярами московскими" в Рязань в 1356 после убийства тысяцкого А.П.Хвоста, что говорит о их крепких связях с рязанским боярством.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Софоний рязанец

Сообщение userdez » 29 май 2024, 19:13

Не забываем, что и рукописи в К-Б могли появиться при преподобном Кирилле, в молодости казнначей Тимофея Вельяминова. Учитывая, что в конце века ему было ужу 60 лет, то он прекрасно мог знать лично попа из Орды. Думаю, что Ивану он мог перейти "по наследству", от отца Василия(тысяцкого).
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Софоний рязанец

Сообщение Лемурий » 29 май 2024, 19:30

userdez писал(а):Не забываем, что и рукописи в К-Б могли появиться при преподобном Кирилле, в молодости казнначей Тимофея Вельяминова. Учитывая, что в конце века ему было ужу 60 лет, то он прекрасно мог знать лично попа из Орды. Думаю, что Ивану он мог перейти "по наследству", от отца Василия(тысяцкого).

Тут Вы, сами того не ведая, подошли к самому интересному:

    "Кирилло-Белозерском (список 1470-х гг. — РНБ, собрание Кирилло-Белозерского монастыря, № 9/1086)... Самый ранний, Кирилло-Белозерский, список представляет собой сокращенную переработку только первой половины произведения, сделанную известным книгописцем XV в., монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином..."("Задонщина" Пушк.Дом)

K-Б хоть и самый древний список, но НЕПОЛНЫЙ. Иными словами, монах К-Б монастыря Евфросин XVв хоть и переписал список, но его протограф оказался неполным, иными словами тоже был итогом работы переписчика. Поэтому далее будем выяснять какой из списков более полный, отсюда и будем искать концы к протографу СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Софоний рязанец

Сообщение userdez » 29 май 2024, 20:01

Вы, сами того не ведая, подошли к самому интересному:

Это люди дикари, растерялись и рыдают, в день какой неведомо, ни в каком году, а userdez знает это интересное и в каком году оно могло быть.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Скандал вокруг пояса Дмитрия Ивановича

Сообщение Лемурий » 02 июн 2024, 14:44

Как отмечал ранее в цитате из статьи М.Н. Тихомирова последний московский тысяцкий Василий Васильевич Вельяминов был замешан в подмене свадебного подарка - золотого пояса:

Изображение
Чистяков П. П. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, 1861 г. (фрагмент).

    «Скандал, происшедший на свадьбе Василия Васильевича и Марии Ярославны, летописи описывают в одних и тех же выражениях, следуя ранее записанному тексту, почти сказочного содержания. На свадьбе, состоявшейся 8 февраля 1433 года, среди прочих гостей были и сыновья Юрия Дмитриевича — Василий Юрьевич Косой и Дмитрий Юрьевич Шемяка. Наместник московского князя в Ростове Петр Константинович "познал" "на князе Васильи Юрьевиче пояс злат, на чепех, с камением, что был приданой князя великого Дмитрея Ивановича от князя Дмитреа Константиновичя Суздальскаго". Далее следует ремарка, восходящая к источнику многих летописей: об этом вроде бы маловажном эпизоде приходится говорить потому, что из-за него случилось большое зло. И последующую часть они излагают вполне идентично. Рассказ же интересен именно своеобразными цепями взаимосвязей, переходящих от поколения к поколению.

    Выше говорилось, что род тысяцких Вельяминовых был изначально враждебен Ивану Ивановичу и затем Дмитрию Донскому. И в этом рассказе в качестве негативной фигуры представлен тысяцкий Василий, сын Василия Вельяминовича. Василий Васильевич имел отношение к убийству в 1357 году тысяцкого Алексея Петровича Хвоста, близкого Ивану Ивановичу, а затем бежал с другими заговорщиками в Рязань, но через некоторое время был возвращен великим князем после встречи с двумя заговорщиками в Орде. Сын последнего тысяцкого Иван Васильевич открыто боролся против московского князя и в Орде, и в Твери, и в Серпухове, и по приказу Дмитрия был убит в 1379 году. Но другой сын — Микула погиб в следующем году на Куликовом поле, то есть оставался на стороне московского князя. Согласно рассказу о свадьбе, именно тысяцкий Василий подменил пояс: "Князю великому дал меншой, а тот дал сыну своему Микуле, а за Микулою была того же князя Дмитрия Константиновича... дочь его болшая Марья, и Микула тот пояс дал в приданое же Ивану Дмитриевичу; а Иван Дмитриевичь дал его за своею дочерью князю Андрею Владимировичю, потом же, по смерти Андрееве и по Ордынском приходе, Иван Дмитреевичь княжну Андрееву дщерь, а свою внуку, обручал за князя Василья Юрьевича и тот пояс дал ему; и на свадьбе великого князя Василиа Васильевичя был на нем". В этой истории преступник лишь один — тысяцкий Василий Вельяминов, укравший княжеский пояс…»

    ——
    Кузьмин А.Г. Борьба за Москву и митрополию во второй половине XV века
Много подмечено важных деталей, но для последующего исследования важно отметить, что Микула Васильевич Вельяминов был женат на старшей дочери суздальского князя Дмитрия Константиновича Марии, а на младшей Евдокии был женат Дмитрий Иванович Донской.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Софоний рязанец

Сообщение userdez » 02 апр 2025, 18:38

Кучкин А. В. утверждает, что потомки сына тысяцкого Ивана Васильевича имели земли южнее Вереи на Протве( совр. Калужская обл.). Логично предположить, что родовые земли старшего сына В. В. были там в составе Серпуховского княжества Владимира Храброго. Именно в Серпухове И. В. и схвачен. А теперь смотрим карту, именно через Серпухов лежит дорога на Протву. Но не только четыре года разлуки с семьей, двигали им. Его цель бояре и князь Серпухова. Косвенно можно предположить, что в 78-79 гг произошло первое "розмирье" Владимира с Донским. В летописи этого нет(во всяком случае в Рогожском летописце) , но не случайно в это время он получает во владение три города:Дмитров, Галич, Боровск. Именно территориальными уступками Донской урегулировал летописно известное "розмирье" с Владимиром 88-89гг. За это он заплатил двумя городами: Волоком и Ржевом.
С большой долей вероятности И. В. и шёл в Серпухов, чтобы поставить на этого деятельного князя в борьбе с Донским, раз не получилась авантюра с Тверским князем в 76 году. А о политических интригах на Руси в 1379 году его просветили люди из свиты Митяя или Дионисия, в июле прошедшие через Орду.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Софоний рязанец

Сообщение userdez » 04 апр 2025, 09:47

"Некий поп из Орды" звучит таинственно: или летописец не знал его имя, или знал, но не желательно было упоминать. Вельяминовским попом не мог быть человек посторонний, как -никак первые бояре на Москве. Поп-белец, ставший на Лаче иноком и поменявший имя мог вернуться и опять занять высокое положение в церкви. Обратим внимание на Савву, человек он не из бедной семьи, если имел деревеньки для размена, тем более с самим великим князем, да ещё и по неподсудной грамоте . Это примерно также, если бы я обменял свою дачу с огурцами на одну из Президентских резиденций)) Тот же Пимен отсидел год в ссылке на Чухломе и в 1382 году стал митрополитом. Он же и поставил Савву в епископа Сарайского, сразу же после своего назначения в митрополиты. Интересно, что через 200 лет вспомнили Заточника, но это скорее всего Митяй, когда интересовался отеческим примером поставления в митрополиты. Тоже непонятно, наказание это попу или поощрение: "будешь сидеть там, где и Заточник, раз такой умный. У нас на Руси всех литераторов- витиев отправляют туда"(а может само озеро является "местом силы" и способствовало раскрытию талантов))) . Первый кандидат на попа, это Савва, ставший епископом Сарайским(Орду знал, связи остались, лучший кандидат) , а ранее инок Симонова и участник сделки, подписанной Козьмой. Если он вернулся с Лаче в 79-80 г. уже иноком, то все может сойтись по годам совершения сделки на обмен землями с князем. Савва не так прост, в частности он один из четырех человек упомянут на похоронах Донского, да еще рядом с Сергием Радонежским, митрополитом греческим, оказавшимся в Москве... Все остальные присутстствующие названы скопом и мимоходом. Да и Крутицкое подворье, если не ошибаюсь, в шаговой доступности от Симонова, то есть Кирилл и Савва после 82 года были соседями да и возможно ещё в Симонове пересеклись.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Софоний рязанец

Сообщение Лемурий » 06 апр 2025, 10:19

userdez писал(а):Тот же Пимен отсидел год в ссылке на Чухломе и в 1382 году стал митрополитом. Он же и поставил Савву в епископа Сарайского, сразу же после своего назначения в митрополиты. Интересно, что через 200 лет вспомнили Заточника, но это скорее всего Митяй, когда интересовался отеческим примером поставления в митрополиты. Тоже непонятно, наказание это попу или поощрение: "будешь сидеть там, где и Заточник, раз такой умный. У нас на Руси всех литераторов- витиев отправляют туда"(а может само озеро является "местом силы" и способствовало раскрытию талантов)…

Когда про попа пишут «много истязаша», то летописец приветствует наказание, вспомните Федорца, наказанного на Песьем острове. Тот же Кирилл Туровский присоединяется к общей хуле: «чрес закон священьскаго ищеть взяти сана…». В данном случае клир осуждает лже-епископа, называет его в уменьшительно-презрительной форме: не Федор, а Федорец, смакует описания наказания. С Даниилом Заточником иначе, в летописи за 1378 просто указание места: «послаша его на заточенiе на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеникъ».

Поэтому считаю, что «поп с Лаче озера» нигде больше не появлялся, забыт как Герострат.

P.S. Кстати, Клим тоже может быть уменьшительное от Климент, см. Успенский 2017:174, но его наказание никто кроме псевдо-Даниила XIIIв в МДС не смакует и не иронизирует над ним. Многим амбициозным клирикам, таких как Нифонт Новгородский, Константин I, бывший епископ Черниговский, внезапное становление начитанного схимника из Заруба в митрополиты перечеркнуло их честолюбивые планы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Софоний рязанец

Сообщение userdez » 08 апр 2025, 12:02

Лемурий писал(а):Когда про попа пишут «много истязаша», то летописец приветствует наказание,

Основное значение слова "истязать" у Срезневского, это "требовать, исследовать, узнать". Множество примеров и только одна цитата на физические мучения.

"Истязание словесное", "опасно испытати".
ГИМ, СИН., № 300, Студийский устав, послед. четверть 12 века, лист 233 об.,
https://catalog.shm.ru/api/spf/2z2zcrdf ... 5YH0u.data
Похоже, что и "истягну ум" СПИ имеет тот же корень, что и "истязаша".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Софоний рязанец

Сообщение Лемурий » 08 апр 2025, 12:27

userdez писал(а):Основное значение слова "истязать" у Срезневского, это "требовать, исследовать, узнать". Множество примеров и только одна цитата на физические мучения.
Похоже, что и "истягну ум" СПИ имеет тот же корень, что и "истязаша".

    "Си бо рече Соломон: “Промыслиша — и прѣлстишася, ослѣпи бо я злоба их”; рекоша бо: “Уловимъ правьдника, руганиемь и ранами истяжем его и смертию безлѣпотьною осудим его”..."
    ---
    Они, как Соломон, “задумали — и обманулись, ибо ослепила их злоба”, и сказали: “Схватим праведника, глумленьем и ранами измучим его, и смерти бессмысленной осудим его”.
    ---
    СВЯТОГО КИРИЛА МНИХА СЛОВО О СЪНЯТИИ ТѢЛА ХРИСТОВА С КРЕСТА И О МИРОНОСИЦАХ,
Если же взять основное значение "требовать" = дознаваться, то суть та же.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26