"Готские девы" и др. словосочетания в СПИ - 2

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Евгений Беляков » 12 дек 2008, 02:34

Уточню, Лемурий - чуть позже. (Я это где-то читал, чуть ли не у того же Рыбакова).
Оказывается, я был не прав, и статья о Данииле Заточнике в Энциклопедии СПИ есть.
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-0041.htm
Ну там явно не хватает аргументов, даже нет одной из двух припевок (как раз про голову). В любом случае - интересно, если Вы не видели.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Новый » 12 дек 2008, 08:16

Вот обещанный последовательный перевод сна. Собственно, здесь важнее не перевод сам по себе (он в основном не оригинален), а версия истолкования подтекстов. Я после каждой фразы буду давать в скобках и её интерпретацию, и тот фрагмент речи бояр, который, по моей мысли, является откликом на неё.
"Сею ночью с вечера облачали меня (некие неименуемые ОНИ: напрашивается - ангелы) черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с печалью смешанное..."
(Это - после отрывка о державном величии Святослава. Образ "кровати" даёт контраст: величие сменилось "немощью". "Облекали черным саваном" символически означает "объяла скорбь властителя и державу", поскольку "паполома" - нечто объемлющее и покрывающее. "Синее вино" - опять же "вино скорби", ибо оно цветовым эпитетом - чтО уже раньше обсуждалось, - связано с морем - враждебной в данном случае стихией, - и через это последнее, "вкусовыми" ассоциациями, подводит к крови и слезам. Тем более, что по "Голубиной книге" "кровь - от моря", а со слезами смешивает Святослав всё, что произносит позже. Кроме того, об этом вине и прямо сказано, что оно смешано с печалью).
(Отклик-истолкование в речи бояр: "Уже княже туга ум полонила...", и далее "тьма свет покрыла... снесеся хула на хвалу...тресну нужда на волю... връжеса Див на землю", а частично ещё и "Темно бо бе в третий день: два солнца померкоста..." и т. д. Все эти образы "затмевания" связаны, по-моему, с "черной паполомой").
"Сыпали мне из опустевших колчанов поганых еретиков (это моя - понимаю, что спорная, - версия слова "толковины") крупный жемчуг на лоно, и утешали меня" ( те же "ОНИ" - видимо, ангелы).
(Подтекст: препровождали на лоно моё, т. е., наверное, "являли мне для благословения" - см. мой пост о том, что в начале "златого слова" Святослав, произнося фразы, аналогичные фразам Иакова о Симеоне и Левии, входит как бы в роль "патриарха", - бесценные души погибших от стрел половецких; утешение же заключается в самой возможности благословить их на вечную жизнь).
(Частичный отклик в речи бояр - возможно, "...уже соколома крильца припешали поганых саблями...": метафорически эти посеченные "крылья" означают, видимо, дружину, ибо они нечто как бы "отдельное": "...а САМОЮ опуташа в путины железны...". Участь разная: князьям - плен, дружине - гибель. Я не стал бы придавать особого значения тому, что в речи бояр - " посечены саблями", а Святослав говорит о "колчанах: так или иначе, это образ гибели от оружия).
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 12 дек 2008, 08:41

Кстати, насчет метафор "затмевания": я не фиксирую внимания на том, кто такой "Див", поскольку для трактовки сна это не имеет первостепенного значения; в принципе я уверен, что это некий фольклорный персонаж (в одной былине есть "тетушка Марья Дивовна"). но не "божество"...
Итак, дальше. "Уже не укреплен венцом (если "кнес" - некая верхняя деталь) терем мой златоверхий".
(Подтекст: "Уже не крепка держава наследниками").
(Отклик в речи бояр: "Се бо два сокола... с ОТНЯ - Святослав символически их "отец, - злата стола... и т. д., до "путины железны". Образ "опустевшего гнезда" и "обессилевшего царства").
Наконец, "Всю ночь с вечера (почти повторяется временнАя фраза в начале сна; т. е. это происходит одновременно с облачением Святослава "на кроваты тисове") серые (или действительно "иссиня черные") вОроны граяли на лугу у Плеснеска, были в лесах Кисанских (понимаю, что и это спорная трактовка) и понеслись к синему морю"
(Подтекст: в то время, когда Святослав в скорби благословляет на вечную жизнь погибших воинов, разгуливаются "дикие" и враждебные стихии: вОроны как бы облетают землю - луга и леса, - и несут к морю печальную для русских весть).
(Отклик в речи бояр: "Се бо Готские девы... и до лелеют месть Шароканю". Скорбная весть достигла моря - недружественной стихии, - и живущие там радуются нашей печали.).
Вот, моя трактовка СОБСТВЕННО СНА, хотя его, конечно, нельзя рассматривать отдельно. Вообще - просьба ко всем собеседникам, - прочитав эти мои посты, посмотрите два сообщения здесь же, в "Готских девах", от 21-го ноября и одно - от 28-го. Там имеются дополнительные соображения.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 12 дек 2008, 09:15

Евгений Беляков писал(а):Оказывается, я был не прав, и статья о Данииле Заточнике в Энциклопедии СПИ есть.
Конечно, с нее и начинал... Только Вы НЕ ошиблись, просто последний раз Вы "сокрушались", что в ЭС нет информации по Клименту Смолятичу. А это действительно так.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 12 дек 2008, 09:29

Новый писал(а):"Сыпали мне из опустевших колчанов поганых еретиков (это моя - понимаю, что спорная, - версия слова "толковины")
Святослав, произнося фразы, аналогичные фразам Иакова о Симеоне и Левии, входит как бы в роль "патриарха", - бесценные души погибших от стрел половецких;
А ведь так хорошо начинали...
Только
1. обращаясь к боярам, Святослав говорит ИМ - одеваете меня.
2. По Вашей версии выходит: еретики, погибшие от половецких стрел, души которых сыпят ангелы на лоно Святослава для благославления... Так?

В таком случае, он как минимум позиционировать должен себя с ролью Господа Бога, если ангелы у него благословления спрашивают.
И что за "еретиков" половецкие стрелы расстреляли :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 12 дек 2008, 09:47

Новый писал(а): "Уже не укреплен венцом (если "кнес" - некая верхняя деталь) терем мой златоверхий".
(Подтекст: "Уже не крепка держава наследниками").

"Всю ночь с вечера (почти повторяется временнАя фраза в начале сна; т. е. это происходит одновременно с облачением Святослава "на кроваты тисове") серые (или действительно "иссиня черные") вОроны граяли на лугу у Плеснеска, были в лесах Кисанских (понимаю, что и это спорная трактовка) и понеслись к синему морю"
(Подтекст: в то время, когда Святослав в скорби благословляет на вечную жизнь погибших воинов, разгуливаются "дикие" и враждебные стихии: вОроны как бы облетают землю - луга и леса, - и несут к морю печальную для русских весть)...

На счет наследников ИНТЕРЕСНЫЙ вариант. Только при чём здесь ЗОЛОТОверхий терем - ассоциация какая?

Вороны НЕСУТСЯ к морю. Зачем им нестись с места "кровавого пира" да ещё в таком количестве?
И в конце концов, как Святослав может благословлять да ещё "на вечную жизнь"? Он же не Господь Бог на Судном Дне...

Вот такие маленькие замечания.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Новый » 12 дек 2008, 11:11

Но ведь "одевахуть", чръпахуть", "сыпахуть", "негують" - глаголы третьего, а не второго лица, так же, как "граяхуть", кикахуть", "говоряхуть" (про вОронов и галок во фрагменте о Гориславиче). То есть не "ВЫ", а некие "ОНИ" одевали и т. д. Я считаю, что "они" - ангелы. Благословлять же Святослав может в качестве символического "отца" Игоря и Всеволода (и, опосредованно, возглавляемых ими дружинников) и в качестве "патриарха" - аналогично тому, как в Библии умирающий Иаков произносит благословение Израилю в целом и отдельным сыновьям конкретно. Аналогия усиливается тем, что в начале "златого слова" Святослав произносит об Игоре и Всеволоде фразы, перекликающиеся (см. мой пост от 16-го ноября) с высказываниями Иакова на смертном одре о Симеоне и Левии. Конечно, то, чтО предрекает Иаков, относится к ЭТОЙ жизни, а не к вечной; но благословение Святослава, по моей мысли, - напутствие, а не "вердикт".
Что касается "еретиков", то этим словом, на мой взгляд, названы сами половцы: "поганые еретики". Это неправильно с формально-церковной точки зрения (язычники и еретики - не одно и то же), но Автор, по моей версии, мирянин; если же так, то он, при всей своей начитанности, мог ОШИБОЧНО применить термин. Я писал уже раньше, что моя интерпретация слова "толковины" связана с "иже суть толковины" из ПВЛ (по аналогии с Плано Карпини - у него за "которые суть" следует религиозный термин, "язычники", - и на основе допущения, что в религиозной практике дулебов, уличей и тиверцев, коих Нестор так именует, были какие-то отклонения от киевского православия). Так что, по моей трактовке, благословляет Святослав не "еретиков", а погибших от стрел, пущенных т. н. "погаными еретиками" - половцами.
"Золотоверхий терем" прямо связан со "златым отним столом": слетевшие с него соколы, наследники "осиротили" его, и он утратил крепость... "Златой верх", "златой венец" - вполне естественный, по-моему, символ великой державы.
ВОроны несутся к морю не с какою либо целью, а, я думаю, по фольклорной традиции (помните "Три побоища", где они тоже слетаются после кровавых пиршеств? Ведь это тоже на фольклорной основе...). Множественность же их подчеркивает то, о чём я сегодня утром писал: разгул "диких" и враждебных стихий над землей - лугами, лесами, побережьем, - одновременно ("Си ночь с вечера" и "Всю нощь с вечера") с облачением Святослава и высыпанием жемчуга.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Евгений Беляков » 12 дек 2008, 12:37

По поводу истолкования сна еще такая параллель: князек, кнес - это Игорь, голова русского войска и будущий голова Руси в смысле великий князь с точки зрения Автора. Эта "мысль" повторяется и как бы закрепляется повторением. Верх терема без князька, так и Русь без Игоря, тяжко голове без плеч, так и Русь без Игоря... Суть отношения Автора к Игорю: он чуть было не совершил ужасную ошибку, но он все равно остается кандидатом на будущего объединителя Руси...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 12 дек 2008, 12:51

Ворона=галка и т.д. - настоящий ПЕРСОНАЖ СПИ. Боян начинает песнь так: "То не буря занесла соколов через поля широкие, то галочьи стада летят к Дону Великому". Галки=вороны СЛЕДУЮТ за войском Игоря в поисках добычи - трупов. Или как это еще можно трактовать. Потом они все садятся на дубы и ждут. Беды его пасут (ожидает) стада птиц по дубию. Затем они упоминаются в рассказе об Олеге Гориславиче: тогда не оратаи покрикивали, но те же самые вороны, слетаясь на уедие, трупия себе ища. Наконец, они появляются в сне святослава и тут уже летят к морю - туда, куда убежали те, кто прорвал кольцо половецкого окружения...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 12 дек 2008, 16:11

Новый писал(а):1.Но ведь "одевахуть", чръпахуть", "сыпахуть", "негують" - глаголы третьего, а не второго лица... Я считаю, что "они" - ангелы.
2.Благословлять же Святослав может в качестве символического "отца" Игоря и Всеволода
3.Так что, по моей трактовке, благословляет Святослав не "еретиков", а погибших от стрел, пущенных т. н. "погаными еретиками" - половцами.
4."Золотоверхий терем" - вполне естественный, по-моему, символ великой державы.
5.ВОроны несутся к морю не с какою либо целью, а, я думаю, по фольклорной традиции...

1. Третье лицо ПРОШЕДШЕГО времени. - согласен. Непосредственно бояр, к кому обращается, в своем сне НЕ видел.
Хотя если откроем Книга пророка Даниила Гл.2
Даниил отвечал царю и сказал:
...ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего?...
У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные,
голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные...
А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною...


2. Тогда это НЕ могут быть ангелы. Ангелы не могут спрашивать благословения на души у князя, пусть даже и Киевского.

3. Перевод в этом случае нужен всей фразы:
сыпахуть митъщими тулы поганыхъ тльковинъ великый женчюгь на лоно

см. Срезневского в ссылках. тльковинъ - либо толкать, толочь; либо переводчик - толмач

4. Ничего не имею против, как вариант ВПОЛНЕ.

5. Опять таки в единственном числе как правило для фольклорной традиции. .
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 12 дек 2008, 16:31

Евгений Беляков писал(а):По поводу истолкования сна еще такая параллель: князек, кнес - это Игорь, голова русского войска и будущий голова Руси в смысле великий князь с точки зрения Автора...
Если бы "кнес" можно было бы перевести как "Князь", то тогда больше подошел бы вариант Саши А. по поводу доски без князя - Иконы без князя. Оказывается кроме Бориса и Глеба на тот момент уже был канонизирован Игорь Ольгович (убиенный в 1147) - дядя Святослава. Но в контекст такая трактовка все равно НЕ влезает.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 12 дек 2008, 16:38

Евгений Беляков писал(а):Наконец, они появляются в сне святослава и тут уже летят к морю - туда, куда убежали те, кто прорвал кольцо половецкого окружения...
Вообще-то, то что они "убежали" к "земле Трояней" - район Танаиса - место впадения Дона в Азовское море, есть только у Рыбакова. В летописях ничего подобного НЕ встречал, там только прорвались к воде...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 12 дек 2008, 18:50

Не могу найти свой пост про воронов (столько уже тем по СПИ!). Я там давала цитату из народного календаря по поводу праздника Ворон, который приходится на 13 или 15 апреля - накануне выхода Игоря в поход. В эти дни вороны собираются в стаи. Меня не отпускает мысль, что эта фраза Святослава имеет непосредственное отношение к этим числам: ловушка для Игоря на Каяле была задумана половцами в эти дни. И на смертном одре Святослав догадывается об этом и кается в том, что сам каким-то косвенным образом был причастен к несчастью с Игорем.
Как бы проверить эту гипотезу?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений Беляков » 12 дек 2008, 19:42

Выполняю свое обещание насчет пения копий в Болгарии.
М.Н.Тихомиров "Боян и троянова земля", сб. "Слово о полку Игореве", 1950 г., с. 186.
Дальнейшему предваряется рассказ о взаимоотношениях Болгарии и Византии (конфликтных к тому времени). Дальше.
"Связь болгарского восстания с движением половцев в степи была в свое время отмечена М.Д.Приселковым. В своей статье о "Слове о полку Игроореве" он указал, что Игорь Святославич совершил свой поход в степь, "зная о том, что основные половецкие силы устремились в Болгарию на помощь восставшим болгарам во главе с Иоанном Асенем.". Правильно связав события в Половецкой степи с начавшимся восстанием в Болгарии, М.Д.Приселков, однако, изобразил походы русских князей таким образом, точно они являлись непосредственным откликом на просьбы византийского императора о помощи против половцев. Отсюда и неправильный взгляд М.Д.Приселкова на "Слово о полку Игореве", как на "агитационно-политическое средство", которым хотела воспользоваться Византийская империя.
...Усобица русских князей прекратила борьбу с половцами и открыла дорогу для их нападений на Русскую землю, - вот та мысль, которая положена в основу певцом "Слова о полку Игореве". Но то же самое происходило и в Болгарии. Болгарское восстание было поддержано половцами или куманами, скифами, как их обычно называют византийские источники. Византийские авторы говорят о невероятных опустошениях, которые эти страшные союзники нанесли Болгарии и Фракии. Здесь параллель ясная и полная: "обида", облегчившая поганым половцам разорение Русской земли, перешла теперь вместе с половцами в Болгарию, на землю Трояню... Почти ту же мысль проводит и Никита Хониат...:"...обнажив мечи против единокровных родственников, наполнили свои отечества убийствами и мятежами"....
---
Я как мог сокращал, но в целом все это выглядит великолепно! И "тропа Трояна" осветилась как бы пламенем факелов мятежников Петра и Асеня.
Необходимо найти книжку Ф.И.Успенского "Образование второго Болгарского царства". Там он пишет об этом восстании.
В числе народов, сражающихся в Болгарии, были "куманы", народ доселе непорабощенный, негостеприимный и весьма воинственный, и те, что происходят из Вордоны, презирающие смерть, ветвь русских, народ любезный богу войны". Ф.И.Успенский объяснял слово "Вордоны", как испорченное русское слово "бродники", указав на участие русских в войнах за освобождение Болгарии.
ВНИМАНИЕ!
Не те ли это "вороны", которые полетели незнамо куда в СПИ? (Или поэтический НАМЕК на них?).
Сопоставим с этим еще и то, что, как я прочитал в той книжке Приселкова, которую Вы мне подарили, уважаемый Лемурий, Илларион возник как своего рода исторический результат освобождения русской церкви от "Болгарского ига".
Получается клубок мыслей, которые, кажется, влекут нас к новым открытиям! Кто первый распутает?!
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 13 дек 2008, 17:04

sasha a писал(а):Не могу найти свой пост про воронов...

:arrow: см. Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 2
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 89