Новый » 12 дек 2008, 11:11
Но ведь "одевахуть", чръпахуть", "сыпахуть", "негують" - глаголы третьего, а не второго лица, так же, как "граяхуть", кикахуть", "говоряхуть" (про вОронов и галок во фрагменте о Гориславиче). То есть не "ВЫ", а некие "ОНИ" одевали и т. д. Я считаю, что "они" - ангелы. Благословлять же Святослав может в качестве символического "отца" Игоря и Всеволода (и, опосредованно, возглавляемых ими дружинников) и в качестве "патриарха" - аналогично тому, как в Библии умирающий Иаков произносит благословение Израилю в целом и отдельным сыновьям конкретно. Аналогия усиливается тем, что в начале "златого слова" Святослав произносит об Игоре и Всеволоде фразы, перекликающиеся (см. мой пост от 16-го ноября) с высказываниями Иакова на смертном одре о Симеоне и Левии. Конечно, то, чтО предрекает Иаков, относится к ЭТОЙ жизни, а не к вечной; но благословение Святослава, по моей мысли, - напутствие, а не "вердикт".
Что касается "еретиков", то этим словом, на мой взгляд, названы сами половцы: "поганые еретики". Это неправильно с формально-церковной точки зрения (язычники и еретики - не одно и то же), но Автор, по моей версии, мирянин; если же так, то он, при всей своей начитанности, мог ОШИБОЧНО применить термин. Я писал уже раньше, что моя интерпретация слова "толковины" связана с "иже суть толковины" из ПВЛ (по аналогии с Плано Карпини - у него за "которые суть" следует религиозный термин, "язычники", - и на основе допущения, что в религиозной практике дулебов, уличей и тиверцев, коих Нестор так именует, были какие-то отклонения от киевского православия). Так что, по моей трактовке, благословляет Святослав не "еретиков", а погибших от стрел, пущенных т. н. "погаными еретиками" - половцами.
"Золотоверхий терем" прямо связан со "златым отним столом": слетевшие с него соколы, наследники "осиротили" его, и он утратил крепость... "Златой верх", "златой венец" - вполне естественный, по-моему, символ великой державы.
ВОроны несутся к морю не с какою либо целью, а, я думаю, по фольклорной традиции (помните "Три побоища", где они тоже слетаются после кровавых пиршеств? Ведь это тоже на фольклорной основе...). Множественность же их подчеркивает то, о чём я сегодня утром писал: разгул "диких" и враждебных стихий над землей - лугами, лесами, побережьем, - одновременно ("Си ночь с вечера" и "Всю нощь с вечера") с облачением Святослава и высыпанием жемчуга.