Если коротко, то вот доводы А.Н. Ужанкова.
"Известный итальянский медиевист Рикардо Пиккио считал «Слово…» светским произведением, но к концу жизни пришел к мнению, что всё-таки это религиозное произведение. "Если мы действительно сможем поместить «Слово о полку Игореве» в его естественный религиозный контекст, мы будем способствовать преодолению вековых предубеждений" - заметил он. Под «вековыми предубеждениями» следует понимать представления о «Слове» как языческом произведении или же подделке XVIII века, а под «естественным религиозным контекстом» — сложившееся в XI–XII веках религиозно-мировоззренческое мышление. Я в своей книге «Слово о полку Игореве» и его эпоха» стараюсь преодолеть многолетнее предубеждение. Я никогда не хотел найти автора и в этой книге я написал, что автора «Слова..» мы, скорее всего, никогда не узнаем. Но пока книга лежала в типографии, я рассказал о ней своему приятелю, и он заметил: «Так ведь ты практически уже назвал автора…»
Всегда исходили из посылок, кто бы мог написать. Кандидатами в авторы пребывали и словутный певец Митуса, и зять Игоря Владимир Галицкий, и многие другие. Но прежде, чем ответить «кто?», надо установить «когда?» и «где?».
Когда написано «Слово»? В советское время доминировала гипотеза: не позднее 1187 года. Но в обращении к князю Всеволоду там сказано: «Дон можешь вычерпать шлемами». А Всеволод поход на Дон свершил только в 1195 году. Тогда я стал выяснять, что автор знает. Автор всегда проговорится о своем времени! И вот тут у него сказано: «Здесь же ныне стали стяги Рюриковы, а другие — Давыдовы, но порознь их полотнища развеваются»… А когда Рюрик и Давыд стали соправителями? После 1197 года. Помните, что сказано о Романе Галицком: «Можешь притрепать свои мечи о шлемы половецкие?» Но половцы никогда не доходили до Галицко-Волынской Руси!
Зато в 1200 году, в мае, Роман посылает в Константинополь послов свататься к принцессе Анне. В 1201 году у них рождается сын – Даниил Галицкий. А осенью 1200 года же половцы пошли на Константироноль. И император попросил своего зятя о помощи.
- Знакомая история. Вот так же император Никифор просил Святослава помочь ему против болгар, а Василий II – Владимира помочь подавить мятеж Варда Фоки!
- Вот именно! И Роман совершает дальний рейд в половецкие степи, громит половцев и спасает ромеев. Это могло произойти не раньше января 1200 года (новолетие было 1 марта). Время создания «Слова...» – примерно ноябрь-декабрь 1200 года.
Теперь «где? »... Автор « Слова...» знает минимум пять исторических деталей, которые отсутствуют в летописях. Значит, это не устная традиция, автор мог пользоваться документами, которые хранились либо в княжеском дворе, либо в монастыре. Кроме того, в «Слове…» есть множество непрямых цитат из Книги пророка Иеремии. Автор мог черпать их только из оригинала на греческом языке. Следовательно, он был образованным человеком.
- И воином. Судя по тому, как он знает ратное дело. Воин, ушедший в монастырь?
- Совершенно верно. Скорее всего, автор – один из 15 воинов, которые спаслись бегством после поражения князя Игоря, попавшего в плен. Знатный воин, боярин. В то время князья и бояре часто уходили в монахи. Очевидно, воин, который спасся, дал обет уйти в монахи.
И вот где-то в конце 1185 года в Выдубицком монастыре появляется инок Моисей. В 1187 году он уже игумен. Боярин, постригшийся в монахи, мог так быстро подняться по иерархии. Многие предыдущиее игумены этого монастыря становились епископами. То есть они были людьми образованными. Это уже традиция. В том монастыре в XII веке сложилась литературная школа. Там созданы «Сказание о Борисе и Глебе», «Послание детям» Владимира Мономаха. Это уже школа. «Литинститут» при монастыре.
- Я верю гипотезе учёного-медиевиста Андрея Никитина, который считает, что на автора «Слова...» повлияла не дошедшая до нас поэма Баяна о междоусобной войне, развязанной за 120 лет до Игорева похода Олегом Гориславичем. Автор цитирует ее, напоминая, как пагубна междоусобица!
- Возможно, в княжеской библиотеке хранилась. Княжий двор Мономаховичей располагался чуть выше монастыря. И автор стилизует под Баяна. Если бы я был язычник, я бы писал так. К тому времени (200 лет прошло с крещения Руси) язычников не осталось. Для автора образы, которые исследователями принимались за свидетельства его язычества, – поэтические. Поэтическое сознание.
- Но почему именно игумен Моисей?
- Игумен Моисей написал замечательное «Слово на Обновление златоверхого Михайловского монастыря». Гениальное произведение! А двух гениев в одном монастыре быть не могло!" (
https://www.kompravda.eu/daily/26650/3671344/ )