Добрый день, с возвращением. Со Всеславом надо будет разбираться капитально.
Лемурий писал(а):Новый писал(а):должна фигурировать "жена, облечённая в солнце", которую преследует дракон и которая удаляется - в метафизическом смысле, - "в пустыню", т. е. в некое "изгнание". Это, положим, метафора "небесного града Иерусалима".
... Где здесь дракон и жена облеченная в солнце? Это токмо фрагмент - эпизод "Страшного суда"...
И этот фрагмент (см. приведенное Вами изображение) об антихристе ничего не даёт, в Откровении же он - действующее лицо, и, если пытаться идентифицировать с ним кого-то (в частности, Всеслава), то надо сопоставлять действия. И, сопоставляя их, мы не увидим ничего похожего.
Давайте вновь посмотрим - какие основания имеются, на Ваш взгляд, для того, чтобы считать Всеслава антихристом? Пронумерую для удобства:
1). Выражение "седьмой век", способное вызвать в том числе апокалиптические ассоциации. Одно из возможных значений термина "век" - тысячелетие. ЕСЛИ интерпретировать так, то Всеслав действует на седьмом тысячелетии от сотворения мира.
Контраргументы:
Во-первых, тысячелетие - не единственное возможное значение слова "век".
Во-вторых, не сказано, что седьмой век - от сотворения мира. Это седьмой век некоего Трояна. О том же, кто такой Троян, мы дискутируем в смежной теме, и, пока этот вопрос не решён, нельзя твёрдо основываться на одном из допущений. Т. е. не факт, что Троян, кем бы он ни был, отстоит от Всеслава на тысячелетия. Есть версии о ТрАяне, есть (её придерживается Соколова) о "троянах" (Кие, Щеке и Хориве), есть о Рюрике (с его сомнительными братьями), и т. д.
(Понятно, что "века Трояновы" нельзя безапелляционно истолковывать как века "ОТ Трояна". Я учитываю, что в обоих случаях (и "вечи" - если всё-таки "вечи", а не "сечи", - и "на седьмом веце") даётся образ некоей "сверхпротяжённости", и это, безусловно, аргумент в пользу Вашей, скажем так, версии вИдения интересующих нас выражений. И в пользу идеи о том, что эти века Трояновы должны "захватывать" время деятельности Всеслава. Но, с другой стороны, эти "вечи" (или, учитывая дискуссионность вопроса, "сечи") Трояновы, по любому, отодвигаются в ПРОШЛОЕ, они "БЫЛИ". БЫЛИ даже относительно Ярослава, тем более - относительно Всеслава. Можно считать, конечно, что, поскольку для автора СПИ все три компонента в прошлом, Трояновы века "вбирают" периоды Ярослава и Всеслава, но есть тут очевидный элемент натяжки. И в том, чтобы относить время Всеслава к "седьмому веку язычества", - поскольку фактически это уже в любом случае христианская эпоха, тем более, что в городе Всеслава даже Софийский собор уже стоял. Я признаю, что и интерпретация (пусть довольно общепринятая) "ОТ Тро(А)яна" основана на спорном допущении, но тут получается - натяжка против натяжки)
В-третьих, тысячелетие - огромный срок, и масштабы реальной деятельности Всеслава совершенно не таковы, чтобы делать из него как бы фигуру, "знаменующую" "век" в этом понимании.
В-третьих, если уж так, времена Всеслава приходятся на СЕРЕДИНУ, а не начало тысячелетия, т. е. нет здесь эффекта "смены века" - эффекта, который, допустим, оправдывал бы такое выражение. Тогда можно было бы понять так: "ПО НАСТУПЛЕНИИ седьмого тысячелетия". Но это в нашем случае исключено. И если век здесь - тысячелетие, то звучит это примерно так же, как, допустим, "во втором тысячелетии Колумб открыл Америку". Неестественно "расширенная" датировка.
2). Образ "жатвы-молотьбы" и сеяния ("На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ")
Контраргументы:
Во-первых, метафоры жатвы и молотьбы очень распространены как зрительно-сенсорные образы битвы. Вот выдержки из нескольких моих постов. То, что в начале без пояснения, - загадки, собранные Далем.
Новый ранее в этой теме писал(а):...Шел я мимо поповского, видел дело таковское: лежат мужики убитые, брюха распоротые (снопы во время молотьбы).
Шел я мимо Петровска, видел дело таковско: головы разбиты, брюха вывалены, душу в рай несут, тело в край везут (снопы
...На поле ногайском, на рубеже татарском, лежат люди побиты, у них головы обриты (снопы).
Под дубком-дубком, под карандышком-дубком, лежат люди побиты, у них гузки побриты (снопы).
...На тонце на деревце животы наши качаются (колосья).
Тонко деревце животы качает (солома)...
Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют — пройду огонь и воду, и конец мои — нож и зубы (хлеб).
...разобьют мои косточки, отнесут в пресветлый рай!» (Рожь и овин)...
...Тута потута, люди побиты, а ус под Торжок пошел (рожь вымолотили и повезли продавать)."
http://www.slova.ru/book_page/1/480.html (начало цитаты)"...Анату, которая была богиней не только любви, но и охоты и войны, в это время как раз занималась войной. В долине на берегу моря между двумя крепостями сражалась она против людей востока3. К ее ногам падали головы воинов, как отрезанные колосья (sic! - НОВЫЙ), над нею, как саранча, летали отрубленные руки. Анату прикрепляла руки воинов к своему поясу, а головы привязывала к своей спине..."(конец цитаты)
http://ulenspiegel.od.ua/balu-i-anatuЭто из "угаритского цикла" ("Балу и Анату. Постройка дворца Балу"). По-моему, где-то в данном цикле и "снопы" есть в качестве метафоры голов, но в этом я не уверен (найду - дам цитату...). Но, как бы то ни было - всем жатвам жатва.
И из Гомера:
(начало цитаты)"...Скоро сердце людей пресыщается в битве убийством,
Где уже множество класов медь по земле разостлала,
Скудной становится жатва, как скоро весы наклоняет
Зевс Эгиох, меж племен человеческих браней решитель..." (конец цитаты)
("Илиада", песнь девятнадцатая, 221-224)
(начало цитаты)"...предание рассказывает, что Эгиль попал в руки своего заклятого врага— конунга Эйрика Кровавая Секира. В ночь перед казнью поэт сочиняет хвалебную песнь в честь Эйрика, которая теперь носит красноречивое название "Выкуп за голову":
" Серп в жатве сеч -
Сек жадно меч.
Был ран резец
клинка конец.
И стали рдяны
От стали льдяной
Доспехи в рьяной
Потехе бранной.(конец цитаты)
http://vved-v-germ-phil.cvsw.ru/4.htmlЭто в главе "поэзия скальдов" (конец страницы). Эгиль - это скальд Эгиль Скалагримссон.
Т. е. для объяснения самого наличия этих метафор в "Слове" совершенно не нужны апокалиптические мотивы, метафоры эти - более чем характерны в мировой литературе для описаний битвы.
Во-вторых, в отрывке из "Слова" общее в евангельской притчей - только факт упоминания сеяния и жатвы. Но и в сельском хозяйстве, и в этой притче жнут и молотят то, что посеяно, в "Слове" же берега Немиги "посеяны костями" В РЕЗУЛЬТАТЕ "жатвы". Таким образом, даже если и связывать это с притчей, то и тогда или сеяние или жатва - одно из двух, - наверняка за пределами предполагаемой аналогии. Если Всеслав (вместе с Ярославичами, не забудем) "евангельский" сеятель, то - не жнец (в притче жатва откладывается на весьма длительный срок), а тогда лишается апокалиптического смысла "седьмой век Троянов" в качестве "века жатвы".
В-третьих, "евангельским" жнецом он быть не может, потому что "жнут" в Мф 13 - ангелы.
Лемурий писал(а):... «Сдулъ токъ» — выражение заимствовано автором «Слова» из устного народного творчества: богатыри и их мифические противники (чаще Змей) перед битвой «дуют ток» , то есть готовят поле битвы; в переносном смысле выражение «сдул ток» означает «приготовился к битве»....
Но мы же уже разбирали этот вопрос на 5-ой стр. темы. Начиная с "дми точок" (сказка однозначно свидетельствует о том, что "точок" - это обыкновенное оружие, типа "заточки") и кончая тем, что выражение "сдуть ток", во всяком случае в описываемом значении, нигде не фигурирует. Если приведёте, признаю свою ошибку, но я лично не нашёл.
Лемурий писал(а):... в летописи изображения периода Всеслава Полоцкого "прорисованы" более тщательно:
В лето 6559 (1091)... спаде змий превеликъ от небеси, и ужашося людие. В се же время и земля стукну, яко мнози слыша[/size]
Но это же ничего конкретно о Всеславе, в смысле - о его якобы зловещей сущности. - не говорит. Тем более, что это уже и не те самые "времена Всеслава", он тогда активен уже вроде и не был. Это скорее уж времена Мономаха и Гориславича.
Интересно, что "... стукну земля..." есть и в "Слове" (побег Игоря).
Лемурий писал(а):Новый писал(а): Что касается Всеслава, он "връже жребий о девицю...", и эта девица... я сейчас склонен согласиться, что это действительно город, а не Русская земля... И другая "девица" - Полоцк, - тоже, наоборот, призывает его звоном колоколов к заутрене, он же неверен ей...
Интересное замечание, а почему время ограничено заутренней?
Наверное, поясняется, что его к молитве призывают.
Лемурий писал(а):... Новгород с Софийским собором, откуда он похитил колокола, те самые, что в Полоцк перевез, тоже в "девицах по жребию". В три волчьих куса славу расшиб (а славой как раз этот Софийский собор и был). Вот такой Антихрист.
"В три кусы" - это может быть просто "с трёх попыток", не обязательно "кусаний" и не обязательно "волчьих". А насчёт собора и колоколов... бывало куда покруче. Вот из летописи:
кнѧзю Мстиславу Андрѣєвичю . с братьєю своєю 29 взѧша 30 Къıєвъ . ѥгож̑ 31 не бъıло 32 никогдаже . а Мстиславъ З Изѧславичь бѣжа с братом̑ ис Къıєва Володимерю . с малою дружиною 33. а кнѧгъıню ѥго ӕша 34. и сн҃а ѥго и дружину ѥго изъимаша 35. и весь Къıѥвъ пограбиша . и церкви . и манастъıрѣ . за . г҃ . дн҃и . и иконъı поимаша . и книгъı . и ризъı .
http://krotov.info/acts/12/pvl/lavr18.htm Это о походе сына и брата святого и благоверного Андрея Юрьевича Боголюбского. Он их послал.
А вот из фольклора:
И он берет-то как свой тугой лук разрывчатой,
А он стрелочки берет каленые,
Выходил Илья он да на Киев-град,
И по граду Киеву стал он похаживать
И на матушки божьи церкви погуливать,
На церквах-то он кресты вси да повыломал,
Маковки он золочены все повыстрелял,
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bpu/bpu-103-.htm Что характерно, предполагаемый прототип Ильи Иваныча тоже был канонизирован.
Честное слово, посерьёзнее Всеслава были эти ребята - и ничего, святые...
Лемурий писал(а):Новый писал(а):Можно было бы возразить, что он "взыскует Софии", но - хищнически, насильственно (и действительно, казалось бы, в Новгороде колокол снял). Но народная память - против этой версии. Она роднит его - через героев баллад, - с Иваном-царевичем, тоже кинувшим жребий и ЖЕЛАННЫМ для своей преМУДРОЙ невесты. А где Иван-царевич, там (пусть это другая сказка) и "серый волк", но ничего "антихристова" быть не может: слишком апостольское имя. Сказочное - не обязательно связано с тёмными силами.
У Вас есть удивительная способность предугадывать вопросы. Иногда отвечаешь - глядь, а строкой ниже это же возражение с ответом на него.
А при чем тут герои баллад и эпос о Всеславе Полоцком? Как раз в эпосе о Всеславе он как Антихрист и прописан:
У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот.
sasha_a, если помните, по моей просьбе делала копию страниц:
Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, p. 68-69
Но до сих пор неясно, откуда, из какого фольклорного материала (на базе каких конкретных преданий) сформирован этот "комплексный образ". Я писал уже и об этом. Всеслав матери родной не пужал, рос не быстрее других (мы, во всяком случае, ни о чём таком не знаем), солнцу не угрожал, с вампирами не якшался. Что касается "кровожадности", то... опять же сравним:
"лѣто 6575. Заратися Всеславъ, сынъ Брячьславль, Полотьский, и зая Новъгородъ. Ярославичи же трие — Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ, — совокупивше воя, идоша на Всеслава, зимѣ сущи велицѣ. И придоша кь Мѣньску, и мѣнянѣ затворишася вь градѣ. Си же братья взяша Мѣнескъ, исьсѣкоша мужи, а жены и дѣти взяша на щиты..."
Вот он просто "занял город", а те "иссекоша". И почему же именно он должен избирательно ходить в кровожадных"?
А герои баллад свидетельствуют, помимо прочего, о том, что народная память связала как раз имя "Софья" с "Волхом". Но эту тему я ещё собираюсь основательно проработать.
Продолжение следует.