Слово о полку Игореве и XIV век.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Какую славу вы предпочтёте?

Слава Петра I
0
Голосов нет
Слава Серафима Саровского
1
17%
Слава Александра Сергеевича Пушкина
4
67%
Мне не нужна слава
1
17%
 
Всего голосов : 6

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 20 июн 2014, 11:59

Сергей Шавырин писал(а):Перевод "огонь" вполне легитимный...

Пример хоть один приведите! Да и "огонь" кидать в пламенный рог, как "масло масленое" получается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 12:03

Лемурий писал(а):Это Вы про что, про политику в СПИ, так тему эту закрыли, если не заметили. Теперь она открыта. Из удаленного по СПИ ничего не было.


А как же "три былины конопляныя"? и что вкруг произведений Епифаня слишком много конопли?
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 12:07

Лемурий писал(а):
Сергей Шавырин писал(а):Перевод "огонь" вполне легитимный...

Пример хоть один приведите! Да и "огонь" кидать в пламенный рог, как "масло масленое" получается.


Я же уже написал, что "пламенный рог" не обзятельно "сделанный из пламени".... Если говорят "геенна огненная" то к "огню" какое этот отношение.... просто вы говорите про "алтарь" а я говорю, что имеется в виду нечно диаметрально противоположное. В данном предложении нарисовано животное ИЗ АДА. То есть что-то типа Сатаны... какой там может быть алтарь? А буквально в словах это можно транслировать самыми разными методами...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 12:16

userdez писал(а):
Сергей Шавырин писал(а): Но Епифаний сыграл в этом случае роль Ивана Сусанина: увел в сторону рязанцев и литовцев

А я знаю ешё одного Епифания, который надул даже англичан...
http://www.youtube.com/watch?v=Hd6EzrNlzbg&list=RDHd6EzrNlzbg


Очень оригинально!!! Но речь здесь может идти о том, что народная молва сохранила предание о том, что некий Епифаний увёл от истины поэта - сделав его "святым и преподобным".... и от реальных обстаятесльств Куликовской битвы. Реальности этой битвы возможно были напрямую связаны с тем фактом, что митрополитом Киприяном - великий князь Дмитрий был отлучён от церкви... Вообще отлучение от церкви обычно применяется в тех случаях когда кто-то серьёзно извращает православное учение. Так был отлучён от церкви Толстой.... мусульман от церкви не отлучают....

Это ещё раз является наблюдением в поддержку того, что Дмитрий был сторонником легенды о "трёх святителях" и Новом Иерусалиме...

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.


На гербе Епифани изображены три коноплянника ---- утвержден 8 марта 1778 года на высшем уровне

щитъ, поле серебряное с черною внизу землею, изъ которой вырастают три былины конопляныя, показуя, что окружности сего города, между прочими произведенiями, изобилуютъ въ конопляхъ.

Не жалею, не зову, не плачу
Последний раз редактировалось Сергей Шавырин 20 июн 2014, 13:24, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 20 июн 2014, 13:21

Сергей Шавырин писал(а):Решил скопировать сюда сообщения затёртые модератором на форуме Нового Геродота... шоб було...

Зачем напраслину на модератора наводить? Вот Ваша "конопля"!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 20 июн 2014, 13:27

Лемурий писал(а):
Сергей Шавырин писал(а):Решил скопировать сюда сообщения затёртые модератором на форуме Нового Геродота... шоб було...

Зачем напраслину на модератора наводить? Вот Ваша "конопля"!


Про модератора стёр.... но мне показалось, что они куда-то исчезли... там была "интересная информация" про отлучение от церкви Дмитрия Донского - а про коноплю не было... наверное просто форум как-то сдвинулся... на два деления... и сообщения перескочили на предыдущую страницу... извиняюсь...

никак не наберусь храбрости про Трояна.... как бы это помягче начать....????
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 22 июн 2014, 12:33

Птица Дева – кто она?

Рассмотрим следующий отрывок из СПИ:

Въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена. Усобица княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: «Се мое, а то мое же»

Образ «девы-лебедя» восходит к скандинавским народным преданиям о «валькириях», девах, которые способны принимать вид лебедей, чтобы подбирать с поля убитых. В русских былинах дева-лебедь приняла более конкретные сюжетные линии, имея своим прототипом скорее всего именно валькирий. Вариаций на тему «девы лебедя» много. Пушкин рассмотрел достаточно положительную деву которая всячески помогает главному героя устраивая для него разные чудеса. Тем не менее, возможно основной миф, который стоит за русскими былинами, более точно отражён в опере «Садко». Конечно, дева-лебедь в этом варианте не такая бескорыстная и приводит к достаточно драматическим событиям. Хотя можно предположить, что Пушкин разделил основной миф на два независимых – Царевну-Лебедь и Золотую Рыбку написав на эту тему ДВЕ разные сказки

Во второй картина оперы «Садко», Садко сидит на берегу озера Ильмень и встречает Волхову, которая из лебедя превращается в деву, обещает выйти за Садко замуж и на прощание дарит трёх золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень. Эти рыбки принесут Садко счастье и, когда он пойдёт с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает ему терпеливо ждать его возвращения. Садко отстраняет свою законную жену Любаву, полюбив дочь морского царя. Он становится очень богатым. В пятой картине оперы «Садко» - корабль стоит посередине моря и корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом… но ничего не помогает. Корабль не движется, морской царь требует человеческой жертвы и Садко опускается на морское дно… Когда Садко играет в гусли – то на море поднимается буря, которая топит многие корабли.

В конце появляется могучий богатырь, который выбивает из рук садко гусли, возвещает конец царства Морского царя. В конце концов Садко, пробудившись, возвращается к своей Любаве, «озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло всё предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно.»

Теперь посмотрим, как эта былина отображается на историю Руси XIV века. За время своего пребывания в Орде в 1315 – 1317 годах Юрий сделал неожиданный и удачный ход. Овдовевший к этому времени 34-летний московский князь посватался к сестре Узбека Кончаке. Возможно, именно эта женитьба дала первоначальный толчок для возникновения России, поскольку только после этого хан Узбек начал активно поддерживать Москву и Юрия, а потом и его брата Ивана Калиту. Такое замужество сделало Ивана Калиту и московское княжество очень богатым, поскольку вся дань Орде теперь проходила через руки Калиты, а следовательно он мог раскручивать очень прибыльный бизнес, пуская эти деньги по случаю «в дело». За таким удачным замужеством последовала «морская буря» – зверства московской власти по отношению к среднерусским княжествам – Ахмылова рать, Федорчукова рать и проч. Русь теперь должна была платить большую дань «Морскому царю»…. Исход истории скорее всего относится к области мечтаний сказителя былин – Морское царство или власть Орды уничтожается…

Возвращаемся к Слову о полку Игореве. Если СПИ было написано в XIV веке и отражает политическую ситуацию России XIV века… то смысл процитированного текста про «деву-лебедь» вполне проясняется…

Союз Москвы с Ордой автор СПИ сравнивает с женитьбой Садко на «царевне-лебеди» - Кончаке… вообще имя «Кончак» в разных вариациях встречается в СПИ очень часто и жителя XIV века каждое упоминание этого имени – ордынской жены князя Юрия, дочери (~сестре) морского царя хана Узбека должно ранить за живое. Такой сепаратный мир между Ордой и Москвой, который символизирует собой брачный союз между Юрием и Кончакой вылился во «времена насилия» - когда Московские князья восходили во власть по залитому кровью ордынскому ковру… После этого прекратилась война русичей против поганых – наступило время «великой тишины» поскольку один князь – московский сказал, что всё принадлежит ему и узурпировал право отдельных княжеств на индивидуальную уплату дани….

Таким образом дева-Лебедь, которая упоминается в СПИ символизирует собой союз с ордой – этот союз сделал богатым Москву, за которыми последовали времена насилия и наконец унизительное положение «ига перед Морским Царём».
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 22 июн 2014, 14:35

Ну или этот образ продиктован народным фольклором, известному Автору СПИ.

В приведенном ниже отрывке и мосты, и болото, и сине море, и Дева с лебедиными крыльями, которую обидели:

Вот приходит домой: «Ах, Лебедь-птица, красная девица! Что я наделал: спьяну тобой похвалился, своей жизни лишился!» — «Все знаю, Данило Бессчастный! Поди зови к себе в гости и князя с княгинею и всех горожан. А станет князь отзываться на пыль да на грязь, ныне-де пути недобрые, сине море всколыхалося, топи зыбкие открылися, — ты скажи ему: не бойся, Владимир-князь! Через топи, через реки строены мосты калиновые, перево́дины [перила] дубовые, устланы мосты сукнами багровыми, а убиты всё гвоздями полуженными: у добра мо́лодца сапог не запылится, у его коня копыто не замарается!» Пошел Данило Бессчастный гостей звать, а Лебедь-птица, красная девица, выступила на крылечко, крылышками тряхнула, головкой кивнула — и сделала мост от своего дома до палат князя Владимира: весь устлан сукнами багровыми, а убит гвоздями полуженными; по одну сторону цветы цветут, соловьи поют, по другую сторону яблоки спеют, фрукты зреют.

Срядился князь со княгинею в гости и поехал в путь-дорогу со всем храбрым воинством. К первой реке подъехал — славное пиво бежит; около того пива много солдат попадало. К другой реке подъехал — славный мед бежит; больше половины войска храброго тому меду поклонилося, на бок повалилося. К третьей реке подъехал — славное вино бежит; тут офицеры кидалися, допьяна напивалися. К четвертой реке подъехал — бежит крепкая водка, тому же вину тетка; оглянулся князь назад, все генералы на боку лежат. Остался князь сам-четверт: князь со княгинею, Алеша Попович, бабий пересмешник, да Данило Бессчастный. Приехали гости званые, вошли в палаты высокие, а в палатах столы стоят кленовые, скатерти шелковые, стулья раскрашо́ные; сели за стол — много было разных кушаньев, а напитков заморских не бутыли, не штофы — реки целые протекли! Князь Владимир со княгинею не пьют ничего, не кушают, только смотрят: когда ж выйдет Лебедь-птица, красная девица?

Долго за столом сидели, долго ее поджидали: время и домой собираться. Данило Бессчастный звал ее раз, и другой, и третий — нет, не пошла к гостям. Говорит Алеша Попович, бабий пересмешник: «Если б это сделала моя жена, я б ее научил мужа слушать!» Услыхала то Лебедь-птица, красная девица, вышла на крылечко, молвила словечко: «Вот-де как мужей учат!», крылышком махнула, головкой кивнула, взвилась-полетела, и остались гости в болоте на кочках: по одну сторону море, по другую — горе, по третью — мох, по четвертую — ох! Отложи, князь, спесь, изволь на Данилу верхом сесть. Пока до палат своих добрались, с головы до ног грязью измарались! Захотелось мне тогда князя со княгиней повидать, да стали со двора пихать; я в подворотню шмыг — всю спину сшиб!
-------
Данило Бессчастный: [Сказка] № 313 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, Т. 2. — 1985. — С. 364—367.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 22 июн 2014, 14:44

Лемурий писал(а):Ну или этот образ продиктован народным фольклором, известному Автору СПИ.

В приведенном ниже отрывке и мосты, и болото, и сине море, и Дева с лебедиными крыльями, которую обидели:


Наверное можно говорить о родстве былин про Садко и Данило. Нужно только выяснить, что относится к оригинальному варианту, а что налипло за 700 лет... за семь вецев однако...

Кстати выражение "иди ты в болото" и "иди ты в пи...зду" прямые синонимы...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 22 июн 2014, 15:17

Лемурий писал(а):Ну или этот образ продиктован народным фольклором, известному Автору СПИ.


И отец хана Узбека зная СПИ, назвал свою дочь Кончака, чтобы выдать замуж за князя Юрия...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Лемурий » 22 июн 2014, 16:19

Вам бы фантастику писать!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 22 июн 2014, 16:41

Лемурий писал(а):Вам бы фантастику писать!


Да вот не выдал мне бох таланту к писаниям.... Вот если бы кто-нидь из знатоков древне-русской словесности заинтересовался гипотезой XIV века... то я бы ему помог встать на крыло... мы ведь летать то не обучены...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 26 июн 2014, 20:31

Я написал новое Эссе по Слову о полку Игореве. Там я рассматриваю некоторые "тёмные места" в предположении того, что Слово было написано в XIV веке Сергием Радонежским...

http://www.informaxinc.ru/black_spots_spi/
http://samlib.ru/s/shavirin/black_spots_spi.shtml

С моей точки зрения Слово о полку Игореве было реальным и действующим оружием против монголо-татарского ига на Руси...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение corvin » 26 июн 2014, 22:28

Если Слово темно, то это дает богатую пищу для фантазий. Вы же начинаете фантазировать там, где ясности несколько больше. Сравнение русских с евреями (избранным Богом народом) исходит в то время именно от Церкви. Естественно живший тогда человек задавался вопросом – допустимо ли христианскому народу подчиняться не христианской Орде? И Церковь отвечала – да, допустимо, как евреи подчинялись во время вавилонского плена.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

Сообщение Сергей Шавырин » 26 июн 2014, 22:32

corvin писал(а): Естественно живший тогда человек задавался вопросом – допустимо ли христианскому народу подчиняться не христианской Орде? И Церковь отвечала – да, допустимо, как евреи подчинялись во время вавилонского плена.


Прекрасно - значит есть смысл делать упор на языческую Троицу - Трояна и по возможности обходить христианскую тематику - что и сделано автором...
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 21