Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 окт 2014, 08:41

Zinchenko_tanya писал(а):Потом ложился в святом углу, и сыновья разбирали над ним крышу избы, чтобы легче вылетела душа, чтобы не мучила тело, а тако же, чтобы не вздумала задержаться в доме, беспокоить живых...

Во-о-от, теперь Вы и сами видите что в "мутен сне" на горах Киевских (где стоят стяги Рюрика и Давыда) провожают старшего Ольговича в последний путь. Явный намёк на смену "сокола в серебряной седине, которому князья не пособляют" новым "соколом в мытях".

А кнес в тереме ни всем разбирали, а лишь...колдунам:

Поверья о том, что для облегчения кончины человека, нужно приподнять матицу или конек, были неоднократно записаны в различных местностях; любопытно, что эти "суеверия" чаще всего относились к людям, считающимся колдунами, знахарями, вещунами...
В сохранившейся в архиве Всесоюзного Географического общества рукописи В. Яшерова "Этнографические сведения о селе Гаврилове (Лукояновского у. Нижегородск. губ.)" 1850 г. засвидетельствовано: "Когда, перед смертью колдуна никто не соглашается принять от него колдовство, то он сильно тоскует, велит поднять на избе жолоб" *1): под "жолобом" избы, как мы видели, подразумевается именно "князек", "конек", "охлупень", "шолом". Еще более ясно изложено то же суеверие в рукописи В.С. Виноградова "Селение Никольское, Енотаевского у." (Астраханской губ.) 1848 г. (в том же архиве); рассказывая об одной старухе, которую считали колдуньей, автор записывает: "умирая, она сильно мучилась, все что-то хотела передать невесткам и умерла, только когда подняли конец крыши у избы" 2)...
-----
1) Д.К. Зеленин. Описание рукописей архива и. Русского Географического общества, вып.2, Пгр., 1915, стр.780;
2) Д.К. Зеленин, там же вып. 1, Пгр., 1914, стр.65;
------
Алексеев М. П. К "Сну Святослава" в "Слове о полку Игореве"// "Слово о полку Игореве", сб. статей под. ред. В. П. Андриановой-Перетц, М.-Л., 1950, с.242
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 окт 2014, 09:34

Добавлю "В народной поэзии мы наблюдаем постепенное или ступенчатое сужение образов : двор , дом кровать и действующее лицо:
«… Среди того двора
Стоит горенка нова
Как во этой горенке.
Кроватка тесовая.
Как на этой на кроватке
Перинушка пуховая
.Как на этой на перине
Лизаветушка душа…».
Русская народная поэзия . Ленинград. Художественная литература, 1984 стр. 33.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 окт 2014, 09:45

Лемурий , про Рюрика и Давыда -это отдельный разговор . Не буду отвлекаться от темы границ и " ворот ".
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 02 окт 2014, 15:26

Конечно должны быть объяснены свадебные мотивы сна. А объяснения этого нет.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 окт 2014, 13:25

Здравствуйте corvin!
Сон Святослава
"Си ночь, съ вечера, одевахуть мя - рече -
чръною паполомою
на кроваты тисове;
чръпахуть ми синее вино,
с трудомъ смешено;
сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ
великый женчюгь на лоно
и негуютъ мя.
Уже дьскы безъ кнеса
в моемъ теремь златовръсемъ.
похож на сон невесты , который она рассказывает утром свадебного дня .Одинаковый образ разрушенного дома:
1) В «Слове…» Уже дьскы безъ кнеса
в моемъ теремь златовръсемъ.»
2) Во сне невесты : «Мне прошедшу темну ноченьку
Во просоньках много виделось
…У моего кормильца батюшка
Развалилася хоромина,
Бревна врозь все раскатилися.»( Русские народные песни. Москва. 1988. Издательство Правда стр .220)
На «своей» родной сторонушке дома в фольклоре представлены так : «высокий новый терем», дома «златоверхие», тут же упоминается и образ «красно – зеленое виноградье», то ли образ мирового древа , то ли идеальный образ рая . Более полно о доме на «своей» стороне можно прочитать в колядках (Русская народная поэзия . Ленинград. Художественная литература. 1984)
Разрушенные дома «непокрытая хоромина, углы прочь отвалились, по бревну раскатились» – это образ чужой стороны.
« Мы рассудим страшный сон:
Все пусты- то хоромины-
Да тут чужедальная сторона,
Да углы прочь отвалилися…» Русская народная поэзия . Ленинград. Художественная литература. 1984стр. 251-252)
На «своей» стороне, как верно отметил Роберт Манн в книге «Песнь о полку Игореве» к девушке относятся с любовью «нега матушкина» и её потеря при расставании невесты с матерью» . Жемчуг – образ слез в обрядовой поэзии. На «чужой» стороне к пришлым относились плохо, поэтому капают слезы на грудь у невесты, как «великый женчюгь на лоно».
« На чужой- то на сторонушке
Три поля горя насеяны,
Печалью –то огорожены
Горючим слезам поливаны…»( Русская народная поэзия стр . 190)
Там же , на чужой стороне :
«Зла – лиха свекровушка
Она бежит по – скотинному
Она кричит по - звериному…» .
Невеста не понимает чужого , звериного языка и ей переводят сказанное свекровью :
«Переводины цикают:
- Ты вставайко ленивая,
Ты вставай не работное».
(Русская свадьба. Современник . Москва . 1985г стр . 51)
Во сне Святослав видит «поганыхъ тльковинъ». Толковникъ — переводчик, толмач, истолкователь.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 окт 2014, 15:37

Zinchenko_tanya писал(а):На «чужой» стороне к пришлым относились плохо, поэтому капают слезы на грудь у невесты, как «великый женчюгь на лоно».

Женская грудь, Татьяна, по древнерусски "пьрси", а лоно есть Авраамово, на которое душа Лазаря попала, а есть куда отсыпают ответной мерой, как в случае со Святославом из расстелянных колчанов его недавних поганых союзников "великий жемчуг"(=души) убиенных дружинников.

Вы не поможите в соседней теме с днём "Февроньи Русальницы", что следует сразу за Иваном Купалой после которого на Руси массовые браки справлялись. Что Вы знаете об этом?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 окт 2014, 10:38

Здравствуйте , Лемурий !
8 июля день Петра и Февронии. Муромский князь Петр и его жена Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547г. Легенда о их любви была популярна в народе и легла в основу рукописной повести 16 века( известно более 150 списков повести). Прочитать один из списков можно здесь : Древняя русская литература. Москва . Просвещение.1988.стр.275.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 окт 2014, 11:42

Вот тут Вы, Татьяна, сильно ошибаетесь! Если Давыд Юрьевич Муромский (ум. 1228, в крещении Пётр) фигура историческая, то его жена, что по легенде кодовским зельем его от язв Змея излечила, приворотом на себе женила, всех неугодных бояр со свету сжила, после чего в монахине постриглась и в одном гробу с мужем оказалась - фигура, мягко говоря, легендарная. Тем более, Вы сами верите в то, что день Русальницы, что следом за Иваном Купалой, не замещался христианским праздником вплоть до 13 века? Зато была такая святая известная и в 4-м веке Феврония, её как раз день на 25 июня ст.ст. и приходится, он то как раз языческий день и замещал.

Одно то, что день назван Петра (имя Давыда Юрьевича в крещении) и Февронии (в иночестве Ефрония) разве у Вас не вызывает диссонанс: крестное имя + мирское?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 окт 2014, 16:25

Это надо же « приворотом на себе женила»! Какая коварная женщина ! Петру в такой ситуации следовало бы воскликнуть : « Женщины , которых я обидел , не волнуйтесь, нашлась таки стерва , какая за вас отомстила!». Жаль , что эти слова не вошли в легенду ! :D
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 окт 2014, 17:27

Zinchenko_tanya писал(а):Это надо же « приворотом на себе женила»! Какая коварная женщина !

Ну если не приворотом, то как минимум "клюками" через не помазанный ступ:

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: «Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!» И послал к ней, молвив: «Скажите ей – пусть лечит как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены». Пришли к ней и передали эти слова... Наутро же глядит – все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка. И дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла...И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней.
---
Повесть о Петре и Февронии Муромских


Тут другое. В повести речь о мирских именах:

    И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.

А на самом деле Муромский князь был Давыд (Юрьевич) - мирское имя, а Пётр в крещении. Так вот сведений про его жену нигде нет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 окт 2014, 18:25

...меры, которые русское духовенство еще в XI в. применяло для изживания языческих обрядов. Такой мерой был удививший даже митрополита-грека Георгия "петровский пост", начинавшийся неделю спустя после троицына дня, а, следовательно, начинавшийся то в середине мая (и продолжавшийся до петрова дня 29 июня), то в 20-х числах июня и тоже кончавшийся 29 июня. "Петровки" длились в первом случае 6 недель, а во втором - около одной недели, но в любом календарном варианте этот новоизобретенный пост покрывал самый главный языческий праздник - русалии на Ивана Купалу. Однако праздник летнего солнцестояния, годичного апогея солнца, был настолько значителен, что церковникам не удалось его истребить полностью и он закрепился в народе за праздником "в числе", за днем рождества Иоанна Предтечи 24 июня. Иван Грозный называл этот праздник русалиями...
-----
Рыбаков Б.А. Глава тринадцатая: ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНЕСТВА XI - XIII вв. (О Русалиях)//Язычество Древней Руси.


Итак, праздник Русилий на Ивана Купалу был продолжителен, поэтому церковники его заменили "петровом постом", длившемся до 29 июня. Летописная монашеская братия избегала языческих именований: "на Офросеньинъ день, а заутра Богослова" (Ипат.1187) означало на седмицу "Февроньи (Ефросинии) Русальницы" - день поминовения святой преподобномученицы Февронии (ок.304), а на утро 30 июня "12 апостолов в т.ч. Иоанн Богослов".

В летописи за 1187 год никак не могла оказаться муромская княгиня из легенды, чей муж-князь ум. 1228г.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 окт 2014, 10:28

ЛОНО — (устар. высок.) . О теле женщины: грудь или чрево, чресла.
Слёзы - жемчуг, смотрите пример в Книге Роберта Манна стр. 17.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 окт 2014, 14:27

А что, Авраам был "женщина"?
Жемчуг может и "слезы", но в тексте "Великий жемчуг":

    Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.(Мф.13:45-46)
    -----
    Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк.16:22)

О "жемчужной душе" в панегирике Изяславу [Мстиславичу] повторяется.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 окт 2014, 12:46

Здравствуйте , Лемурий !
"ЛО́НО, лона, мн. нет, ср. (книжн. устар.). 1. Грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, чаще в выражении: на лоне чьем - на коленях, на руках, у груди. «Младенец… кормилицы к лону с криком припал.» П.Гнедич.
«... сидеть на Лоне Авраамовом" - значит быть интимно соединённым с Авраамом, как дитя, сидящее на коленях отца, укрывающееся за его пазухой !"
Лоно - образ где ребенку хорошо , спокойно, почти как в раю .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 окт 2014, 14:18

Осталось, дорогая Татьяна, Вам уточнить в какое место (лоно) отсыпают ответной мерой как и в СПИ:

    "...мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам." (Лк.6.38.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24697
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 309