Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 июл 2010, 12:38

pan писал(а):Так у героя короткие волосы и фронтальная позиция по отношению ко льву, как у Геракла, однако, он раздирает ему пасть, как Самсон вблизи виноградной лозы...

А Вы, pan, уверены, что это виноградная лоза? Если бы было так, то это был бы явно Самсон. В Петродворце Самсон тоже короткострижен, но это всё равно Самсон, раздирающий "льва как козленка".

Сравните это древо с аналогичными, рядом с которыми изображены Грифоны/Дивы:

Изображение
Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 сен 2010, 10:09

Здравствуйте , Лемурий!
Троян -, как языческий бог, упомянут в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" в ряду "Троян, Хърс, Велес, Перун", в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и Хорса, Дыя и Трояна", см. также "Слово и откровение святых апостолов" [А.Афанасьев. Поэтические воззерния славян на природу. т.2, -М.: Индрик, 1994, стр 642 сл.]
В "Слове о Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова: "О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!" "Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя". "Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена". "На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу". На семь месяцев Изяслав потерял престол («на седьмомъ веце Трояни…»).: «В год 6576(1068)Всеслав же сидел в Киеве, в этом бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его. Из – за того и навёл бог поганых, Всеслава же явно избавил крест честной! Ибо в день воздвижения Всеслав , вздохнув, сказал: «О крест честной! Так я верил в тебя , ты и избавил меня от этой темницы».Бог же показал силу креста в поученье земли русской, чтобы не преступали честного креста, целовав его, если же кто преступит ,то и здесь, на земле, примет казнь и будущем казнь вечную….» В «Слове…» «ни хытру, ни горазду,ни птицу горазду, суда божиа не минути.» В Православной Церкви праздник Воздвижения креста включен в число двунадесятых праздников. По сравнению с другими двунадесятыми праздниками этот праздник имеет свои особенности, заключающиеся в том, что, с одной стороны, он напоминает о величии и торжестве совершенного Иисусом Христом дела спасения людей, победы жизни над смертью, а с другой — о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа и о греховности людей. Празднование всемирного воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня установлено Церковью на 14 сентября (27 сентября по нов.стилю) и является ежегодным не переходящим праздником. . Воспевая силу Креста Господня, и спасение, на нем содеянное, святая Церковь призывает нас целовать святой Крест "радостью и страхом: страхом греха ради, яко недостойнии суще, радостию же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость" (см. 3 нед. Вел. поста). Сам обряд воздвижения Креста Господня имеет глубокое духовное значение. Так как Крест Христов есть орудие и вместе символ нашего спасения, священная хоругвь нашей веры, знамение христианина и Церкви Христовой. То и в совершающемся в этот день воздвижении Святого Креста мы должны усматривать изображение всего образа нашего спасения, всей сущности нашей святой веры, всей прошедшей и настоящей судьбы нашей и всей будущей участи нашей.
Как представляют высоту креста церковнослужители : « Как высок Крест Христов?Так же как небо как Престол Господень.Да , он высок как высочайшее небо, так как когда Христос был распят на Кресте, Небо сошло на землю, земля же вознеслась до Неба. Такова высота креста» (Закон Божий, Москва 2008 Прот . Серафим Слободский стр.449).
Такую же высоту имеет и Троянова тропа « рища въ тропу Трояню чрезъ поля на горы»
« Как глубок Христов Крест? Если Крест высотой доходит до небес, то глубиной своей до ада, до глубочайшего грешника в глубочайшем омуте - , так как Христос сошёл в ад и проповедовал там духам в темнице(1 Петр. 3 , 19) Закон Божий, Москва 2008 Прот . Серафим Слободский стр.449)
И Тороянов путь вниз с земли на море т. е. в подземное царство. «вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море». Перелётом в образе птицы с земли на море в свадебных песнях означает переход невесты со своей стороны на чужую женихову, которая представлялась, как загробный мир.
«По морю, морю синему,
Плавала лебедь белая.
Лебедь залётная .
Крыльями бьёт о сине море…» (Русская народная поэзия.Ленинград,1984 стр.245)
Мир представляли древние трёхслойным: внизу – море(океан), затем над ним земля – поле, и вверху, в небе, мир горний .
Крест -- остов всего мирового пути. В былине :
Высота ли, высота поднебесная -- верхняя точка
Глубота, глубота окиян - море --- нижняя точка. Там где нет моря «Глубоки омуты днепровские»
Широко раздолье по всей земле - горизонтальная линия креста.
« Крест низводится долу и опять возносится горе: это образ нашего горького падения в Адаме и нашего превознесения во Христе от глубины ада к Царствию Божию и от смерти к вечно-блаженной жизни в Боге. Крестная казнь была самая жестокая. Она была символом всей злобы человеческой: «О стонати Русской земли помянувшее пръвую годину и пръвыъ князей! Того старого Владимира нельзя бе пригвоздить къ горам киевскымъ….». . "...слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия" (1 Кор. 1, 18). Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим - на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается ради любви или ненависти к Тому, Кем освятилось Древо Креста. А с отвержением Креста они отвергают и сам путь спасения, путь шествия вослед Христа. И становятся они игралищем бесов на пути в погибель». Крест может быть животворящим – христианским , а для Изяслава , который нарушил клятву крестоцелования он стал олицетворением языческого бога Трояна.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 сен 2010, 12:09

Добрый день, Татьяна!
Сегодня 1 сентября. Вы пунктуальны и держите "Слово" :)
Zinchenko_tanya писал(а):Троян -, как языческий бог, упомянут в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" в ряду "Троян, Хърс, Велес, Перун", в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и Хорса, Дыя и Трояна", см. также "Слово и откровение святых апостолов" [А.Афанасьев. Поэтические воззерния славян на природу. т.2, -М.: Индрик, 1994, стр 642 сл.]

Безусловно языческий бог, только такой, от которого отсчитывали века язычества, почитатели которого жили "у синего моря у Дона Великого", "седьмой век" которого совпадает с седьмым апокалиптическим веком от первочеловека Адама и в Тропу которого можно "рыскать" обращаясь в "ТРОПАХ" (тропаря) к ветхозаветным временам.
Не забудьте приплюсовать, его связь с князем Игорем "того" внуком.
Подробно в теме: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Zinchenko_tanya писал(а):На семь месяцев Изяслав потерял престол («на седьмомъ веце Трояни…»).: «В год 6576(1068)Всеслав же сидел в Киеве, в этом бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его. Из – за того и навёл бог поганых, Всеслава же явно избавил крест честной! Ибо в день воздвижения Всеслав , вздохнув, сказал: «О крест честной! Так я верил в тебя , ты и избавил меня от этой темницы». Бог же показал силу креста в поученье земли русской, чтобы не преступали честного креста, целовав его, если же кто преступит ,то и здесь, на земле, примет казнь и будущем казнь вечную….»

Каким образом можно семь месяцев приравнять в седьмому апокалиптическому веку (тысячелетию)?

По Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского.(12-я гл. "Небес" (О вѣцѣ) — ЧОИДР, 1877, кн. 4. четыре варианта употребления слова "вѣкъ":
- Каждого человека житие называется век;
- Называется также век - тысяча лет век един.
- Также называется век всё настоящее житье;
- И также прибавим век, который по воскрешению без конца будет.
Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ...
--------
Кирик Новгородец Учение имже ведати человеку числа всех лет л.344

Zinchenko_tanya писал(а):Крест может быть животворящим – христианским , а для Изяслава , который нарушил клятву крестоцелования он стал олицетворением языческого бога Трояна.

Атрибут христианства олицетворял языческого бога??? И примеры можете привести?
Вы не правильно расставили "положительных" и "отрицательных" героев в отрывке о Всеславе Полоцком.
Подробно в теме: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 сен 2010, 09:51

Здравствуйте , Лемурий!
Определим точку отсчёта времени сначала старого и нового. У христиан «все время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю называется Ветхим Заветом, то есть древним (старым) договором, или союзом Бога с людьми…
.Пришествие на землю спасителя, - Единородного сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, называется Новым заветом, так как Иисус. Победив грех и смерть на Кресте, заключил с людьми новый союз или договор по которому все снова могут получить блаженство - вечную жизнь с богом , через основанную Им на земле Святую Церковь.» (Закон Божий, Москва . 2008 прот . Серафим Слободский стр. 72)
Старые слова сказанные пророками - это содержание Ветхого Завета, а новые заповеди, проповеданые апостолами – это содержание Нового Завета, учения апостолов. Время христианство на Руси , « от старого Владимира до нынешнего Игоря…», поэтому старые слова это боги , образы, обряды - времен язычества , а новые символы связаны с принятием христианства. .Автор использовал и языческих богов и христианских, чтобы подтвердить и подкрепить написанное им с целью предохранить верующих от еретических учений и отступничестве. Поэтому Автор ссылается и на языческих богов и на пророков и на апостолов.

Веком автор называет время, и исчисляет его по языческому богу Трояну. Но время величина постоянная и «В повести временных лет …» летописец подтверждает цифру 7 и связывает её с месяцами « Всеслав же седе Кыеве месяць 7» . Только на семь месяцев выпал «Всеславу жребий» княжить на киевском престоле. Год на Руси начинался 1 марта, 15 сентября – это седьмой месяц с начала года. Автор ещё раз обыграл цифру 7.
Цифра 7 не раз применяется автором «Слова…». Это седьмая заповедь Закона Божия. « Не прелюбы сотвори». Седьмой заповедью Господь Бог запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую не законную любовь. Я уже писала об этом , но напомню:" На седьмомъ веце Трояни връже жребий о девицу себе любу».
« люди же освободили Всеслава из поруба – в 15 день сентября и прославили его среди княжеского двора»(Летопись 1068г ) Всеславу необходимо было упрочить свою власть и среди элиты. И здесь мы подходим к важному вопросу о порядке престолонаследия. На Руси действовал патриархальный принцип наследования престола. Муж вдовы мог призываться к наследию престола. И такой жребий Всеславу выпал т.к. в Киеве из наследников рода Ярослава Мудрого никого не осталось. «Изяслав же бежал в Польшу», «Святослав был в Чернигове». Сюжет «мужа на свадьбе своей жены» известен и в Европе и Азии в десятках самостоятельных версиях. При всех вариациях этого сюжета основная его схема следующая. Муж покидает жену и отправляется в далёкие страны. На чужбине он задерживается. Её принуждают к новому замужеству, чтобы через мнимую вдову придти к полноправной власти в княжестве. Муж неожиданно узнаёт о предстоящей свадьбе своей жены и чудесным образом переносится на родину. с помощью бога- покровителя или волшебника. Мнимого жениха наказывают, либо он убегает.
По –мнению автора «Слова….», чтобы быть полноправным правителем Киева , Всеслав решает жениться « връже жребий о девицу себе любу» на оставшейся без мужа в Киеве жене Изяслава. Как в «Одиссеи» Гомера женихи в отсутствии царя захватили его дом, расточают его добро и добиваются мнимой вдовы , так и в «Слове…» мы видим бесчинства Всеслава . Это суд над верными слугами бывшего князя «Всеслав князь людям судяше» и награждение городами тех, кто преданно ему служит «князем грады рядяше».
Основным содержанием рассказа о возвращении мужа является борьба за власть, родной дом и жену с узурпатором – насильником. . Законы патрилинейного престолонаследия смещаются, его нормы как бы переворачиваются. Возникает мир в связи с ситуацией временного нарушения «нравственного порядка» и создания, когда законный наследник сын Ярослава Мудрого Изяслав и «внуце Всеслав» временно меняются местами.

Всеслав , конечно, «притрепа славу деду сврему…» «… Изяславу сыну Василькову» набегами на Новгород «отвори врата Новеграду», междоусобными битвами с Ярославичами «Ярославли вси и внуце Всеслав уже понизти стязи свои…» погубил много людей в битве на Немиге «Ток на Немиге, снопы стелют головами ,нарушил заповедь « не прелюбодействуй»,но Изяслав ещё больший грешник он нарушил клятву крестоцелования. За это он потерял на 7 месяцев престол «Были вечи Трояни…», затем вернул его «минула лета Ярослава» после смерти отца продолжилось законное княжение Изяслава в Киеве. Но « ни хытру , ни горазду , ни птицу горазду суда Божия не минути», и вот пришло время прокричать петушку в Тмуторокани «курь Тмутороканя» и из Тмутороканя появляются «плъци Ольговы». Осквернение крестоцелования навлекут на Изяслава ещё страшные бедствия. В Войне с Олегом Изяслава убивают « Съ той же Каялы Святополк полелея отца своего междю угорьскими иноходьци ко Святой Софии въ Киеву… Погибашеть жизнь Даждьбожа внука…».
Все несчастья , которые произойдут с великим грешником Изяславом надо начинать рассматривать с текста «Уже бо Сула не течетъ…» до «нельзя бе пригвоздить къ горам Киевским» и продолжение повествования о злоключениях Изяслава с текста «Были вечи Трояни» до « хотять полетети на уедие» и добавить ещё кусочек « «Уже бо , братия не веселая година» до « а погани съ всехъ странъ прихождаху…на землю Русскую». Вот сколько текста автор потратил на обличения грешника Изяслава.
И какой же Всеслав антихрист, если сам Бог избавил его от темницы и привел на киевское царство. «В год 6576(1068)Всеслав же сидел в Киеве, в этом бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его. Из –за того и навёл бог поганых, Всеслава же явно избавил крест честной! Ибо в день воздвижения Всеслав ,вздохнув, сказал, О крест честной! Так я верил в тебя ,ты и избавил меня от этой темницы».Бог же показал силу креста в поученье земли русской, чтобы не преступали честного креста, целовав его, если же кто преступит ,то и здесь, на земле, примет казнь и будущем казнь вечную….».А Изяслав , преступив клятву крестоцелования, потерял на время престол а затем и принял смерть .На образе грешника Изяслава автор построил своё поучение , и показал что бывает с данными клятвопреступниками.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 02 сен 2010, 12:22

Доброе утро, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а): Определим точку отсчёта времени сначала старого и нового. У христиан «все время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю называется Ветхим Заветом, то есть древним (старым) договором, или союзом Бога с людьми…

Согласен. Напомню, что в ТРОПАХ (тропарях) принято вести повествование от ветхозаветных времен до настоящего времени.

Zinchenko_tanya писал(а):Старые слова сказанные пророками - это содержание Ветхого Завета, а новые заповеди, проповеданые апостолами – это содержание Нового Завета, учения апостолов.

А вот тут НЕ согласен.
У Вас как и большинства переводчиков ошибка в первой же строке СПИ.
старыми словесы трудныхъ повѣстій - слово "повѣстіи" стоит в род. пад. мн. ч., т.е. "старыми словесы трудныхъ повѣстій" - это ОДНО единое словосочетание: "старыми словами трудных повестей" (старым стилем летописных повестей).

Zinchenko_tanya писал(а): Веком автор называет время, и исчисляет его по языческому богу Трояну. Но время величина постоянная и «В повести временных лет …» летописец подтверждает цифру 7 и связывает её с месяцами « Всеслав же седе Кыеве месяць 7» . Только на семь месяцев выпал «Всеславу жребий» княжить на киевском престоле. Год на Руси начинался 1 марта, 15 сентября – это седьмой месяц с начала года. Автор ещё раз обыграл цифру 7.

Вы же сами намедни писали, что Троян - языческий бог. Не уж то Вы считаете в год вокняжения Всеслава в Киеве 7 месяцев назад было время языческого Трояна? Далее идут лета Ярослава, т.е. века (тысячелетия) Трояна были ДО Ярослава Мудрого.

Zinchenko_tanya писал(а):Цифра 7 не раз применяется автором «Слова…». Это седьмая заповедь Закона Божия. « Не прелюбы сотвори». Седьмой заповедью Господь Бог запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую не законную любовь. Я уже писала об этом , но напомню:" На седьмомъ веце Трояни връже жребий о девицу себе любу».

Вот более близкие параллели:
Глаголется же, яко по седмих тысящах лет пришествие Его будет. Прежде же Его пришествия приидет антихрист, и родится, яко глаголет святый Ипполит Римский, от жены скверны, и девицы мнимыя...
--------------
Тропарь воскресный. Синаксарь

И рѣша старци и боляре: "М[е]чемъ жребии мечемъ жребии на отрока и дѣвицю на него же падеть того зарѣжемъ б(ого)мъ..."
Бѣ жа Варягъ то пришелъ изъ Грекъ . [и] держаше вѣру христеяньску. И бѣ у него сынъ красенъ лицемъ и душею. На сего паде жребии по зависти дьяволи...
-------
Лаврентьевская летопись 6478 (983)
Реша старци и бояре: "Мечемъ жребьи на отрокы и на девици: на него же падеть, того зарежем б(о)г(о)мъ"...(Радз. 983)


Zinchenko_tanya писал(а): И здесь мы подходим к важному вопросу о порядке престолонаследия. На Руси действовал патриархальный принцип наследования престола. Муж вдовы мог призываться к наследию престола. И такой жребий Всеславу выпал т.к. в Киеве из наследников рода Ярослава Мудрого никого не осталось. «Изяслав же бежал в Польшу», «Святослав был в Чернигове».

И здесь согласен. Под "девицами" подразумеваются города. Изяслав бежал в Польшу, Святослав - в Чернигов, Всеволод - в Переяславль. Свободны были Киев, Новгород, Смоленск.
Да и Лидия Викторовна в работе Л. В. Соколова Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ, т.53, СПб, 2003, с.27 подсказывает, что "добывание города и девицы взаимно символизировалось" см.
Действительно, в ряде традиций, прежде всего древних ближневосточных, известны тексты, где город рассматривается как дева.
Ср., например, в обращении к Иерусалиму: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий. . .»Мф. 21,5 (ср. Ио, 12, 15) в соответствии с подобными образами ветхозаветной литературы: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: сей, Царь твой грядет к тебе. . .» (Захар. 9, 9) или: «Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой. . .» (Исайя, 62, 11 и т. п.; ср.: «Так говорит Господь Бог дщери Иерусалима. . .» Иезек 16,3 и др.), или: «... с чем сравнять тебя, дщерь Иерусалима? чему подобить тебя, чтоб утешить тебя, дева,дщерь Сиона?» (Плач Иер. 2, 13) и др. Наконец, неоднократно встречаются места, где Иерусалим, дщерь Сион, выступает как невеста, ожидающая жениха (Господа, Спасителя). Ср.: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его — как горячий светильник. . . Не будут уже называть тебя «оставленным» [собств. — «оставленной». — В. Т.], и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с д е в о ю, так сочетаются с тобою сыновья Твои; и как жених радуется о н е в е с т е, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исайя, 62, 1, 4—5)
-------
В. Н. Топоров Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте


Zinchenko_tanya писал(а):в «Слове…» мы видим бесчинства Всеслава . Это суд над верными слугами бывшего князя «Всеслав князь людям судяше» и награждение городами тех, кто преданно ему служит «князем грады рядяше».

Так НЕЛЬЗЯ утверждать. В отрывке "Всеслав князь людям судяше, князем грады рядяше" - нет притяжательных прилагательных. Мы не можем поэтому утверждать, что речь идет именно о киевлянах Изяслава. Скорее это итог деяний Всеслава.

Zinchenko_tanya писал(а): Всеслав , конечно, «притрепа славу деду своему…» «… Изяславу сыну Василькову» набегами на Новгород «отвори врата Новеграду»

Вы, Татьяна, перевернули последовательность словосочетаний.
Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы литовскія, притрепа славу дѣду своему Всеславу
-----
Один же Изяслав, сын Васильков, позвенел своими острыми мечами о шеломы литовские, притрепал "славу" деду своему Всеславу

"Притрепал славу" сделал из плохой хорошую. Кстати, знаете кто под Изяславом значится?

Zinchenko_tanya писал(а):Но « ни хытру , ни горазду , ни птицу горазду суда Божия не минути», и вот пришло время прокричать петушку в Тмуторокани «курь Тмутороканя».

«ни хытру , ни горазду , ни птицу горазду суда Божия не минути» - относится ИМЕННО к Всеславу Полоцкому. Это именно его великого грешного НЕ минует Суд Божий.
"Куръ Тмутороканя" к петуху отношения никакого НЕ имеет. Матарху (Тмуторокань) Олег Гориславич оставил Византии, он и сам был только византийским наместником.
Тмутороканская печать Олега Святославича: Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии, о которой писал А.В. Соловьев в "Восемь заметок к "Слову о полку Игореве" // ТОДРЛ, М., Л., 1964., Том XX., с.378, на греческом языке и принадлежит к типу печатей провинциальных наместников византийских императоров.
Сравните её с более поздней "черниговской" (1094-1115) печатью Олега Святославича:
В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков Древнерусские вислые печати

Куръ - так именуется в летописи византийский император Алексей I Комнин.
...В се же лето иде Леонь царевичь зять Володимерь на куръ . от Олексия.. (Ипат.1116)
оумре куръ Олексии и взя царство сынъ его Иванъ... (Ипат.1117)

Zinchenko_tanya писал(а): Все несчастья , которые произойдут с великим грешником Изяславом надо начинать рассматривать с текста «Уже бо Сула не течетъ…» до «нельзя бе пригвоздить къ горам Киевским» и продолжение повествования о злоключениях Изяслава с текста «Были вечи Трояни» до « хотять полетети на уедие» и добавить ещё кусочек « «Уже бо , братия не веселая година» до « а погани съ всехъ странъ прихождаху…на землю Русскую». Вот сколько текста автор потратил на обличения грешника Изяслава.

Вот здесь поподробнее. Со своей стороны могу заметить, что такой исторический персонаж как Изяслав Ярославич в СПИ отсутствует.

Zinchenko_tanya писал(а): И какой же Всеслав антихрист, если сам Бог избавил его от темницы и привел на киевское царство. «В год 6576(1068)Всеслав же сидел в Киеве, в этом бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его. Из –за того и навёл бог поганых, Всеслава же явно избавил крест честной! Ибо в день воздвижения Всеслав ,вздохнув, сказал, О крест честной! Так я верил в тебя ,ты и избавил меня от этой темницы».Бог же показал силу креста в поученье земли русской, чтобы не преступали честного креста, целовав его, если же кто преступит ,то и здесь, на земле, примет казнь и будущем казнь вечную….».

Дописки в летопись были позже. В начале его вокняжения сами "клюки" (пастыри церкви) ему помогали.
"Никон вернулся в неспокойное время (июль - август 1068 г.): на Русскую землю напали половцы, и Ярославичи потерпели поражение. Мы уже знаем, что поражение Изяслава вызвало в Киеве революцию: Изяслав - изгнан, а Всеслав Полоцкий, через преступление крестоцелования захваченный Ярославичами и посаженный в поруб за год перед тем, - высажен из поруба киевлянами на Киевский стол. Уже указывалось и на то, что Антоний Печерский выступал в этих событиях как защитник этого переворота, опираясь на чудесное совпадение праздника Креста (15 сентября) с указанными событиями и видя в этом перст Божий. Никон, занесший эти события в свой летописный Свод в таком освящении, значит сочувствовал борьбе Антония за соблюдение князьями крестоцелования. Если справедливы были наши соображения, что в Киеве описанная революция имела в числе других источников и недовольство церковной политикой Ярославичей , то тем понятнее становится роль обители Антония и Никона, защитников русской церкви от угнетений греческого господства..."
---------
/М.Д. Присёлков ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, (1913) Спб, 2003 с.117/

Сам Великий Никон (Иларион-Боян) внес хвалебную запись этих событий в Древнейший Киевский Свод 1039 года в редакции 1073 года. Позднее, уже в Новгородской летописи появится недвусмысленная вставка, вошедшая в Начальный свод Нестора:
Въ лето 6552 (1044). Володимеръ съдела городъ Новьгородъ.
Въ се же лето умьре Брячиславъ и Вьсеславъ, сынъ его седе на столе отьца своего.

* Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие*.
------
* Все известие о смерти Брячислава и о Всеславе вошло в Нач. свод.
------
Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 471

И понеслась по Руси "слава" о князе-оборотне.

Изображение
Радзивилловская летопись М.227 (л. 100 об.)
В лето 6575 (1067)... Ничего бо ся боять беси, токмо креста.
Аще бо бывають от бесовъ мечтания, знаменавше лице крестомъ, прогоними бывають.
Всеславъ же седе в Киеве месяць 7.

3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.
--------
Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова (12:3-4)

Изображение
Радзивилловская летопись М.277 (л. 123 об.)
В лето 6559 (1091)... спаде змий превеликъ от небеси, и ужашося людие.
В се же время и земля стукну, яко мнози слыша.


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
В лето 6600 (1092). Предивно бысть в Полоцку въ мечте: бываше в нощи тутонъ, станяше по улици, яко человеци, рыщущи беси.
И аще кто вылазяще ис хромины, хотя видети, абие уязвенъ будетъ невидимо от бесовъ язвою, и с того умре, и не смеяху исходити ис хором.


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
[В то же лето (1092)] Посем же начаша въ день являтися на конех,
и не бе их видети самихъ, но коне ихъ видети копыта; и тако уязвляху людие полоцкиаи ихъ область.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 сен 2010, 09:28

Здравствуйте , Лемурий!
Между двумя линиями рода «старого Владимира» :потомками Ярослава Мудрого и Изяслава Полоцкого шла междоусобная борьба: « Ярославе вси (сыновья Ярослава Мудрого ) , внуце Всеславль (внук Изяслава Полоцкого )! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочисте изъ дедней славе. Вы бо своими крамолами начясте наводите поганыя на землю Русскую, на жизнь Всеславлю.»
Киевский престол занимали : то потомок Ярослава Мудрого , сын Изяслав с 1054 по 1078гг, то внук Изяслава Полоцкого - Всеслав в1068г. С 15 сентября 1068г и правил семь месяцев.
Родословная Всеслава Родословная Изяслава (Ум 1078)
Изяслав Полоцкий (ум.1001) дед Ярослав Мудрый (ум 1054)

Брячислав Полоцкий (ум.1044г.) Изяслав (ум 1078)

Всеслав Полоцкий (ум.1101г.) внук

Автору необходимо объяснить какой претендент их этих двух родов имеет законное основание занять киевский стол .Для этого он поясняет с текста : «Уже бо Сула не течетъ сребреными струями к граду Переяславлю, а Двина болотомъ течетъ онымъ грозным полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ. Единъ же Изяславъ,сын Васильковъ ( христианское имя Владимира ум. 1015г.) позвони своими острыми мечи о шеломы литовскыя». Изяслава (1001) убили литовцы «а сам подъ чрълеными щиты на кровавее траве притрепан литовскими мечи». Изяслав Полоцкий умер1001г раньше своего отца Владимира ум 1015г и поэтому его род не имел право наследовать Киевский престол по патриархальной линии. Но была ещё возможность вернуть себе престол использую принцип наследования через дочь или княжескую жену , но при условии отсутствия всех мужчин данного рода. Такую возможность использовал «старый Владимир» и автор показывает пример механизма действия данной модели престолонаследия. В какой-то период было разделение Руси на 2 части Киевскую на юге и Полоцкое княжество на севера –западе в «Повести временных лет…»в год 6488(980) сообщается о присоединении Полоцкого княжества : « И приде Володимеръ на Полотескъ и уби Рогволода и сына его два, и дъчерь его поя жены».В «Слове…» « рекъ хоти»: «Дружину твою, княже, птиць крилы приодъ,а звери кровь полизаша», взошел на престол убив князя(отца «хоти» т.е. тестя) и его дружину. Перелётом в образе птицы наши древние предки представляли перемещение души на «тот свет», «а звери кровь полизали» означает, что смерть для человека наступает тогда, когда для животных его тело представляет еду. Устранив князя, муж « хоти», расправляется с потомством тестя, с братьями теперешней жены. В «Слове…» «Не бысть ту брата Брячяслава ни другаго - Всеволода. Единъ же изрони жемчюжную душу из храбра тела чресъ злато ожерелие». « Жемчюжная душа» превращается в артикль сверх положительной оценки братьев «хоти», а «злато ожерелие» -оплечье говорит об их высоком статусе. При помощи постельного свадебного обряда приходит к власти новый глава княжества. Русь - так называли земли между двумя реками Европы Сулой на юге и Двиной на севера – западе. В «Слове…» «Уже бо Сула не течетъ сребреными струями к граду Переяславлю, а Двина болотомъ течетъ онымъ грозным полочаномъ»
Автор «Слова…»текстом « и с хотию на кровать…» рассказывал о событиях происходившим под знаком борьбы между патрилинейным принципом наследования престола и принципом наследования через дочь князя в 980г., где
«хоти» - Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода;
«княже» – Рогволод князь полоцкий.
« Брячяслав и Всеволод» – братья Рогнеды и сыновья Рогволода.

Изяслава (ум 1078), автор «Слова…» считает законным наследником. Он садится на престол сразу после смерти отца Ярослава «Минула лета Ярославля». А для Всеслава Полоцкого законный приход на киевский стол будет только через женщину « на седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицу себе любу» . Муж вдовы мог призываться к наследию престола. И такой жребий Всеславу выпал т.к. в Киеве из наследников рода Ярослава Мудрого никого не осталось. «Изяслав же бежал в Польшу», «Святослав был в Чернигове». И автор использует для повествования сюжет «муж на свадьбе своей жены». Потеря престола Изяславом в 1068 г на 7 месяцев «на седьмом веце Трояни» , не случайна , а результат наказания Божьего за нарушение клятвы крестоцелования. Автор высказывает свою позицию « Тому вещий Боян и пръвое припевку смыслёный рече:»Ни хытру, ни горазду ни птицу горахду суда божиа не минути « И призывает прекратить междоусобицу : «Ярославе вси (сыновья Ярослава Мудрого) и внуце Всеслав(внук Изяслава Полоцкого)Уже понизте свои стязи вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочите изъ дежней славе. Вы бо своими крамолами начасте наводите поганые на Русскую землю ( Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его) «на жизнь Всеславлю» (Из- за того и навел БОГ поганых…).Которою бо беше насилие отъ земли половецкыя».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 сен 2010, 14:41

Добрый день, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Между двумя линиями рода «старого Владимира» :потомками Ярослава Мудрого и Изяслава Полоцкого шла междоусобная борьба: « Ярославе вси (сыновья Ярослава Мудрого ) , внуце Всеславль (внук Изяслава Полоцкого )! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочисте изъ дедней славе. Вы бо своими крамолами начясте наводите поганыя на землю Русскую, на жизнь Всеславлю.»

Конечно, понимаю, что Вы хотите защитить "честь" Всеслава Полоцкого, но зачем идти такими "лукавыми путями"? :)

Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени, уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ
Сравните: Галичкы Осмомыслѣ Ярославе!

◊ Ярославе — зват. пад. - слово в ед. числе, обращение к ОДНОМУ князю - Ярославу (Черниговскому), к которому до этого места в СПИ ещё не обращались.

Далее стоит соединительный союз "И", т.е. Ярослав(1) И все внуки Всеславовы.

Ярослав (Черниговский) и все внуки Всеславовы*!
Уже склоните стяги свои, вонзите свои мечи вредоносные (от вередити, вережу - вредить (Срезн.),
Уже же выскочите из дедовой "славы" {печально известные "славы" разжигателей междоусобных войн: Олега Гориславича - деда Ярослава Черниговского и немилостивого на кровопролитие Всеслава Полоцкого).
Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово, которому настало насилие от земли Половецкой!
Это обращение к родному брату и родственникам жены немощного киевского князя, ослабленного поддержкой родственников.
Святослав обратил в пепел внешние укрепления Друцка и, не теряя времени, шел к Киеву, сопровождаемый
толпами Половцев. Сие-то гибельное обыкновение, в войнах междоусобных дружиться с иноплеменными хищниками и призывать их для ужасных злодейств в недра государства, всего более обесславило Князей Черниговских в нашей древней истории и было одною из причин народной любви к Мономаховым потомкам, которые дотоле гнушались оным (если исключим Георгия Долгорукого) и, следуя наследственным правилам, отличались Великодушием.
---------
Н.М.Карамзин. История государства Российского. Том 3, Междоусобица 1180 года


Zinchenko_tanya писал(а):Автору необходимо объяснить какой претендент их этих двух родов имеет законное основание занять киевский стол .Для этого он поясняет с текста : «Уже бо Сула не течетъ сребреными струями к граду Переяславлю, а Двина болотомъ течетъ онымъ грозным полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ.

Вообще-то речь о потери контроля над торговыми путями. Посмотрите, где Сула и где Двина:

Изображение
К.В. Кудряшов Солоный и Залозный путь// Половецкая степь. Записки всесоюзного географического общества. Новая серия.
Том 2. Очерки исторической географии, М. ОГИЗ 1948, с.107

2 "среброносных" торговых пути Солоный и Залозный перестали "течь" через Переяславль.

Западная Двина, проходящая через Полоцк, когда-то служила часть важного торгового пути "из Варяг в Греки", а ныне устье Двины контролировалось литовскими племенами. Некогда оживленный поток торговых судов ныне "болотом" тек, давая Полоцку малую прибыль.

Zinchenko_tanya писал(а): Единъ же Изяславъ, сын Васильковъ ( христианское имя Владимира ум. 1015г.) позвони своими острыми мечи о шеломы литовскыя». Изяслава (1001) убили литовцы «а сам подъ чрълеными щиты на кровавее траве притрепан литовскими мечи». Изяслав Полоцкий умер1001г раньше своего отца Владимира ум 1015г и поэтому его род не имел право наследовать Киевский престол по патриархальной линии...
Автор «Слова…»текстом « и с хотию на кровать…» рассказывал о событиях происходившим под знаком борьбы между патрилинейным принципом наследования престола и принципом наследования через дочь князя в 980г., где
«хоти» - Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода;
«княже» – Рогволод князь полоцкий.
« Брячяслав и Всеволод» – братья Рогнеды и сыновья Рогволода.

Уже писал Евгению. Если хоть одна "шестеренка" "темного места" не крутится, весь "механизм" версии надо пересматривать.
По кому по Вашей версии трубили "трубы городенЬскіи"?

Действительно, крестное имя Владимира Святого - Василий (Василько для князей), но и крестное имя Владимира Мономаха тоже Василий (Василько).

Притяжательное прилагательное "городенЬскіи" встречается в летописи два раза:

" В лето [6640 (1132)] Ходи Мьстиславъ на Литву съ сынми своими и съ Олговичи и съ Всеволодомъ ГороденЬскимъ ...
В се же лето [1141] преставися Всеволодъ ГороденЬскии ... "


И оба раза они относятся к Всеволоду (Всеволодко) Давидовичу, кн. городеньскому, сыну Давыда Игоревича, внуку Игоря Ярославича.

[1116]Володимерь[Мономах] отда дщерь свою Огафью за Всеволодка.
[1128 ]Мьстиславъ съ братьею своею многъı Кривичи четъıрьми путьми ... Всеволодка из Городка.

Его отец Давыд Игорьевич был печально известен тем, что в 1097 году ослепил Василька Теребовльского, за что на Витечевском съезде князей в 1100 году был лишён своего города Владимира Волынского. Вместо этого он получил волынские города Буск, Острог, Дубно и Черторыйск, а вскоре Дорогобуж. В этом же княжестве он основал новый городок, который так и назвали в последствии Давид-Городок. Этот Городен (Городок) - Волынское кн. был основан после 1100 года, что никак не попадает во времена Изяслава Владимировича (ум.1001)

Про ГороденЬские трубы ещё год назад с Робертом спорили и нашли, что в СССПИ совсем другое притяжательное прилагательное рассматривают, отсюда и с городом осечка.

А Изяслав - это Изяслав Мстиславич, ходивший на литву с отцом, братом Всеволодом новгородским и Всеволодом ГороденЬским в 1132 году:

144 Един же Изяслав*, сын Васильков*, позвенел своими острыми мечами о шеломы литовские, потрепал "славу" деда своего Всеслава*, а сам под червлеными щитами на кровавой траве потрепан литовскими мечами. Исходил тогда на кровь* да
145 и рек*:
146 «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь полизали»
147 Не было тут ни брата Брячислава*, ни другого – Всеволода*, первый(Брячислав) изронил жемчужную душу* из "храброго" тела чрез златое ожерелье.
148 Приуныли голоса, поникло веселье, трубы трубят городенЬские*.

"В лeто [6640 (1132)] Ходи Мстиславъ на Литву съ сынми своими и съ Олговичи и съ Всеволодомъ ГороденЬскимъ и пожгоша я, а сами (литовцы) ся расхорониша (спрятались); а Кианъ тогда много побиша Литва; не утягли (не успели) бо бяху съ княземъ но последи идяху (позади идущие) по немъ особе" (Ипат.)

* Сын Васильков - Василько княжеское имя имени Василий, которое в крещении носили Владимир Святой и Владимир Мономах - оба предки по отцовской линии Изяслава Мстиславича. В данном случае употреблено духовное имя, значит и сын Васильков не обязательно должен быть его родным сыном. Это продолжатель дела Старого Владимира (Василия).

* После брака родной сестры Изяслава Мстиславича (Ксении) с князем Брячиславом Давыдовичем, их семьи породнились. Теперь Брячеслав "брат" Мстиславу, а дед Брячеслава (Всеслав Полоцкий) "дед" Изяславу.

* <Исхоти ю на кров ать> и рекъ: - исходить на кровь - сражаться, не жалея живота своего. Очень странно, как по-Вашей версии, Изяслав мог отчитаться князю о его (князя) дружине, если он "умер"?

Если у Вас есть летописные свидетельства Вашего литовского похода с городенЬскими участниками - давайте рассмотрим.

Zinchenko_tanya писал(а):А для Всеслава Полоцкого законный приход на киевский стол будет только через женщину « на седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицу себе любу» . Муж вдовы мог призываться к наследию престола.

Сами города рассматривались как "девы" или "блудницы" см.
Действительно, в ряде традиций, прежде всего древних ближневосточных, известны тексты, где город рассматривается как дева.
Ср., например, в обращении к Иерусалиму: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий. . .»Мф. 21,5 (ср. Ио, 12, 15)...
Наконец, неоднократно встречаются места, где Иерусалим, дщерь Сион, выступает как невеста, ожидающая жениха (Господа, Спасителя). Ср.: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его — как горячий светильник. . . Не будут уже называть тебя «оставленным» [собств. — «оставленной». — В. Т.], и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с д е в о ю, так сочетаются с тобою сыновья Твои; и как жених радуется о н е в е с т е, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исайя, 62, 1, 4—5)
-------
В. Н. Топоров Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте


Zinchenko_tanya писал(а):Автор высказывает свою позицию « Тому вещий Боян и пръвое припевку смыслёный рече:»Ни хытру, ни горазду ни птицу горахду суда божиа не минути...

Ну про якобы внуков Ярослава Мудрого в призыве сложить мечи вредоносные уже писал см. выше, а вот эта это припевка Бояна весьма примечательна.
Можете здесь прочитать:
Л. В. Соколова Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ, т.53, СПб, 2003, с.55

"Ни хытру, ни горазду суда Божиа ни минути" список "Слова Даниила Заточника" Буслаева (см.: Ф. И. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. 1. СПб., 1861, стр. 37)

В СПИ Автор добавляет "ни птицю горазду", т.е. ясновидца (гадателя) птичьему - авгуру, предсказателя будущего по полету и поведению птиц.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 сен 2010, 08:42

Здравствуйте , Лемурий!
Сначала разберём текст : «Ярославе и вси внуце Всеславли!»
В первом издания «Слова…» и в екатерининской копии читается не «Ярослвли», а Ярославе, но т. к. исследователи никакого Ярослава не нашли в усобице с внуками Всеслава Полоцкого , то посчитали , что вкралась ошибка и исправили текст: не «Ярославе», а « Ярославли вси и внуце Всеславы». Сначала определим время КОТОРЫ - вражды, ссоры, раздора , распри. « Отвори врата Новуграду, расшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дуду. Токъ на Немизе. Снопы стелют головами ….!» В летописи «В лето 6575( г 1067) Заратися Всеславъ, сынъ Брячиславль, Полоческе, и зая Новгородъ. ЯРОСЛВИЧИ же трие,Изяславъ, Святославъ и Всеволодъ,- совокупише вои, идоша на Всеслава …к Немизе, и Всеслав поиде противу… И бысть сеча зла, и мнози и падоша…».Все эти события произошли при княжения Изяслава (ум 1078г)Киевского. Действующие лица которы :"Ярославе вси" - Ярослава Мудрого (ум 1054) сыновья «ЯРОСЛВИЧИ же трие,Изяславъ, Святославъ и Всеволодъ,»и " внуце Вселав" Полоцкий- ( дед -«Изяслав сын Васильков(ум 1001) …. притрепа славу деду своему Всеслав»).Эти события предшествовали занятию киевского престола Всеславом Полоцким « дочтеся стружиемъ злата стола киевского …»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Владимир Медведев » 05 сен 2010, 10:08

Необходимо заметить, что обращение "Ярославе, и вси внуце Всеславли!" в исправлении не нуждается. Исказить бесценный текст всегда легче, чем дойти до его истинного смысла. Подробнее об этом я говорю здесь: http://slovoyar.ru/forum/topic15-avtor- ... ov-p4.html .
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 сен 2010, 11:41

Здравствуйте Владимир Медведев!
События и действующие лица должны совпадать и они главные ориентиры в истории, а не запятая .

В Вашей в книге время события "которы" определено верно:" На Немизъ снопы стелютъ головами, молотять чепи харалудными... В январе, пишите Вы ,1067 г Всеслав Полоцкий взял Новгород. Вскоре в ответ на это трое Ярославичей_Изяслав, Святослав и Всеволод разорили Минск. Когда же братья возвращались с полоном домой, на них напал Всеслав. В ожесточённой битве на реке Немиге 3 марта, одолели Ярославичи, но потери с обеих сторон огромны, на что и обращает внимание автор "Слова...".

Данный текст "Слова..." - отношение автора к битве на Немиге:" Ярославе вси(сыновья Ярослава Мудрого(ум1054)) и внуце Всеслав(внук Изяслава Полоцкого(ум1001)). Уже понизити стязи свои вонзите свои мечи вережени....".А у Ярослава Глебовича Минского есть алиби , он не участвовал в битве на Немиге.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 сен 2010, 09:00

Доброе утро, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а): Сначала разберём текст : «Ярославе и вси внуце Всеславли!»
В первом издания «Слова…» и в екатерининской копии читается не «Ярослвли», а Ярославе, но т. к. исследователи никакого Ярослава не нашли в усобице с внуками Всеслава Полоцкого , то посчитали , что вкралась ошибка и исправили текст: не «Ярославе», а « Ярославли вси и внуце Всеславы».

Примерно тоже самое с Робертом обсуждаем по поводу начала СПИ, в котором с первых же строк Автор причисляет себя местоимением "ны" ("мы" в дат. пад.) к монашеской братии, имеющей отношение к летописанию "трудных повестей" временных лет.

Если у кого-то "темное место" СПИ не сходится с его версией, он всяческими "лукавыми путями" старается обойти этот "пассаж" вместо того, чтобы откинуть версию и искать свои ошибки. Вот в чем БЕДА таких "исследователей".

Никакой ошибки в первом издании и екатерининской копии - НЕТ. Крамольных князей, о которых идет в СПИ повествование, ДВА:
Олег Гориславич (первый упомянутый) и Всеслав Полоцкий (второй).

Соответственно и выскочить из дедовой крамольной "славы" Автор призывает ДВЕ ветви:
- Ольговичи: кроме Ярослава Черниговского всё равно из них никого не осталось, одни пленены, иной "немощен" (первые);
- и потомки Всеслава Полоцкого (вторые).

Zinchenko_tanya писал(а): Сначала определим время КОТОРЫ - вражды, ссоры, раздора , распри. « Отвори врата Новуграду, расшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дуду. Токъ на Немизе. Снопы стелют головами ….!» В летописи «В лето 6575( г 1067) Заратися Всеславъ, сынъ Брячиславль, Полоческе, и зая Новгородъ. ЯРОСЛВИЧИ же трие,Изяславъ, Святославъ и Всеволодъ,- совокупише вои, идоша на Всеслава …к Немизе, и Всеслав поиде противу… И бысть сеча зла, и мнози и падоша…».Все эти события произошли при княжения Изяслава (ум 1078г)Киевского.

Тут очень ВАЖНЫ параллельные тексты:
Tокъ на Немизѣ:
Тьгда явится антихресть олученый въ тме кромешняя...
власы главы его остри яко и стрелы.
око десное яко и десница вьсходящия на заутрия а другое яко медница.
уста ему яко лакть.
зуби ему пяди.
прьсти ему яко сьрпи
...
--------
Вопросы Иоанна Богослова господу на горе Фаворской// И.И. Срезневский Древнеславянские памятники юсового письма, Спб., 1868 с.407

С три (волчьих) кусы отвори врата Нову граду = зуби ему пяди.
Токъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла = прьсти ему яко сьрпи.
14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.
---------
Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова (14:14-16)

"Немилостивый на кровопролитие" представлен не с самой "лучшей стороны".
Подробно в теме: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Zinchenko_tanya писал(а): Действующие лица которы :"Ярославе вси" - Ярослава Мудрого (ум 1054) сыновья «ЯРОСЛВИЧИ же трие,Изяславъ, Святославъ и Всеволодъ,»и " внуце Вселав" Полоцкий- ( дед -«Изяслав сын Васильков(ум 1001) …. притрепа славу деду своему Всеслав»).Эти события предшествовали занятию киевского престола Всеславом Полоцким « дочтеся стружиемъ злата стола киевского …»

Давайте, Татьяна, договоримся. Если в первом издании и екатерининской копии НЕТ того или иного окончания, то мы за Автора СПИ этих несказаных слов и интонаций придумывать НЕ будем. Ок?
В тексте:
Ярославе(1) и вси внуце Всеславли!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Владимир Медведев » 06 сен 2010, 09:14

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте Владимир Медведев!
События и действующие лица должны совпадать и они главные ориентиры в истории, а не запятая .

В Вашей в книге время события "которы" определено верно:" На Немизъ снопы стелютъ головами, молотять чепи харалудными... В январе, пишите Вы ,1067 г Всеслав Полоцкий взял Новгород. Вскоре в ответ на это трое Ярославичей_Изяслав, Святослав и Всеволод разорили Минск. Когда же братья возвращались с полоном домой, на них напал Всеслав. В ожесточённой битве на реке Немиге 3 марта, одолели Ярославичи, но потери с обеих сторон огромны, на что и обращает внимание автор "Слова...".

Данный текст "Слова..." - отношение автора к битве на Немиге:" Ярославе вси(сыновья Ярослава Мудрого(ум1054)) и внуце Всеслав(внук Изяслава Полоцкого(ум1001)). Уже понизити стязи свои вонзите свои мечи вережени....".А у Ярослава Глебовича Минского есть алиби , он не участвовал в битве на Немиге.

Извините, Татьяна Николаевна, но с событиями и героями "Слова" у Вас получился полный кавардак. Если хотите разобраться во всем как следует, то я посоветовал бы Вам еще раз заглянуть в мои комментарии, благо они у Вас под рукой.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 сен 2010, 09:18

Zinchenko_tanya писал(а):Данный текст "Слова..." - отношение автора к битве на Немиге:" Ярославе вси(сыновья Ярослава Мудрого(ум1054)) и внуце Всеслав(внук Изяслава Полоцкого(ум1001)). Уже понизити стязи свои вонзите свои мечи вережени....".А у Ярослава Глебовича Минского есть алиби , он не участвовал в битве на Немиге.

А как же более поздние события 1069:
155 Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣла-града, обѣсися синѣ мьглѣ.
=
Всеславъ бывшю нощи утаися Кыанъ бѣжа из Бѣлагорода кь Полотьску (Ипат. 1069)

Выскочите из дедовой "славы" текст после изложения всех событий киевского княжения князя-оборотня.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 сен 2010, 09:25

Здравствуйте Владимир Медведев и Лемурий!
Текст « текст трубы трубят городеньскии» и «той же звон слыша»– имеют одно значение. « Той же звон..»слышали и «великий Ярослав» и «сын Всеволожь Владимир».Это были удары в колокол или в звонило – железную сторожевую плиту, как сигнал к сбору людей в случае пожара, и тревожный призыв на помощь при внезапном нападении противника. «Но колокола стали употребляться верующими не сразу с появлением христианства В Ветхозаветной церкви верующие созывались не колоколами , а звуками труб»(Закон Божий 2008 , прот С. Слободский стр. 637).Игорь и Всеволод созывали воинов в поход на половцев при помощи труб: «Трубы трубят въ Новеграде- стоятъ стязи в Путивле Игорь ждёт мила брата Всеволода…А мои ти куряне сведома къмети: под трубами повити …»
В Свадебном обряде для созыва людей тоже использовали трубы :
«Не в трубушку трубили рано по заре –
Расплакалась Прасковья по русой косе»
Текст «Уныли голоси пониче веселие, трубы трубят городенские…» говорит нам о том ,что по городам начался сбор воинов, для участие в которе «Ярославе вси и внуце Всеслав».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 сен 2010, 11:09

Zinchenko_tanya писал(а): « Той же звон..»слышали и «великий Ярослав» и «сын Всеволожь Владимир».Это были удары в колокол или в звонило – железную сторожевую плиту, как сигнал к сбору людей в случае пожара, и тревожный призыв на помощь при внезапном нападении противника.

По тексту СПИ это "звон златого стремени" в отвоеванном Византией с помощью крамольго князя Олега Гориславича града Тмуторокани.
О том что Византия любыми средствами будет стремиться возвратить этот важнейший форпост Зихии - порт Матарху, откуда поставлялась нефть для "греческого огня", это ещё старый Ярослав предвидел.

Так что "звон колоколов" в данном случае НЕ при чем. В этом Вы совершенно правы.

Zinchenko_tanya писал(а):Текст «Уныли голоси пониче веселие, трубы трубят городенские…» говорит нам о том ,что по городам начался сбор воинов, для участие в которе «Ярославе вси и внуце Всеслав».

Трубы трубят по разному:

Изображение
Победно трубят после победы переяславцев Радз.1136 (М.394)

Изображение
Уныло трубят трубы. Ольговичи у Киева Радз. 1137 (М.397)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24229
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 62