Добрый день, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Между двумя линиями рода «старого Владимира» :потомками Ярослава Мудрого и Изяслава Полоцкого шла междоусобная борьба: « Ярославе вси (сыновья Ярослава Мудрого ) , внуце Всеславль (внук Изяслава Полоцкого )! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочисте изъ дедней славе. Вы бо своими крамолами начясте наводите поганыя на землю Русскую, на жизнь Всеславлю.»
Конечно, понимаю, что Вы хотите защитить "честь" Всеслава Полоцкого, но зачем идти такими "лукавыми путями"?
Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени, уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣСравните:
Галичкы Осмомыслѣ Ярославе!◊ Ярославе —
зват. пад. - слово в ед. числе, обращение к ОДНОМУ князю - Ярославу (Черниговскому), к которому до этого места в СПИ ещё не обращались.
Далее стоит соединительный союз "И", т.е. Ярослав(1) И все внуки Всеславовы.
Ярослав (Черниговский) и все внуки Всеславовы*!
Уже склоните стяги свои, вонзите свои мечи вредоносные (от вередити, вережу - вредить (Срезн.),
Уже же выскочите из дедовой "славы" {печально известные "славы" разжигателей междоусобных войн: Олега Гориславича - деда Ярослава Черниговского и немилостивого на кровопролитие Всеслава Полоцкого).
Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово, которому настало насилие от земли Половецкой!
Это обращение к родному брату и родственникам жены немощного киевского князя, ослабленного поддержкой родственников.
Святослав обратил в пепел внешние укрепления Друцка и, не теряя времени, шел к Киеву, сопровождаемый
толпами Половцев.
Сие-то гибельное обыкновение, в войнах междоусобных дружиться с иноплеменными хищниками и призывать их для ужасных злодейств в недра государства, всего более обесславило Князей Черниговских в нашей древней истории и было одною из причин народной любви к Мономаховым потомкам, которые дотоле гнушались оным (если исключим Георгия Долгорукого) и, следуя наследственным правилам, отличались Великодушием.
---------
Н.М.Карамзин. История государства Российского. Том 3, Междоусобица 1180 года
Zinchenko_tanya писал(а):Автору необходимо объяснить какой претендент их этих двух родов имеет законное основание занять киевский стол .Для этого он поясняет с текста : «Уже бо Сула не течетъ сребреными струями к граду Переяславлю, а Двина болотомъ течетъ онымъ грозным полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ.
Вообще-то речь о потери контроля над торговыми путями. Посмотрите, где Сула и где Двина:
К.В. Кудряшов Солоный и Залозный путь// Половецкая степь. Записки всесоюзного географического общества. Новая серия.
Том 2. Очерки исторической географии, М. ОГИЗ 1948, с.1072 "среброносных" торговых пути Солоный и Залозный перестали "течь" через Переяславль.
Западная Двина, проходящая через Полоцк, когда-то служила часть важного торгового пути "из Варяг в Греки", а ныне устье Двины контролировалось литовскими племенами. Некогда оживленный поток торговых судов ныне "болотом" тек, давая Полоцку малую прибыль.
Zinchenko_tanya писал(а): Единъ же Изяславъ, сын Васильковъ ( христианское имя Владимира ум. 1015г.) позвони своими острыми мечи о шеломы литовскыя». Изяслава (1001) убили литовцы «а сам подъ чрълеными щиты на кровавее траве притрепан литовскими мечи». Изяслав Полоцкий умер1001г раньше своего отца Владимира ум 1015г и поэтому его род не имел право наследовать Киевский престол по патриархальной линии...
Автор «Слова…»текстом « и с хотию на кровать…» рассказывал о событиях происходившим под знаком борьбы между патрилинейным принципом наследования престола и принципом наследования через дочь князя в 980г., где
«хоти» - Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода;
«княже» – Рогволод князь полоцкий.
« Брячяслав и Всеволод» – братья Рогнеды и сыновья Рогволода.
Уже писал Евгению. Если хоть одна "шестеренка" "темного места" не крутится, весь "механизм" версии надо пересматривать.
По кому по Вашей версии трубили "трубы городенЬскіи"?
Действительно, крестное имя Владимира Святого - Василий (Василько для князей), но и крестное имя Владимира Мономаха тоже Василий (Василько).
Притяжательное прилагательное "
городенЬскіи" встречается в летописи два раза:
" В лето [6640 (1132)] Ходи Мьстиславъ на Литву съ сынми своими и съ Олговичи и съ Всеволодомъ ГороденЬскимъ ...
В се же лето [1141] преставися Всеволодъ ГороденЬскии ... "И оба раза они относятся к Всеволоду (Всеволодко) Давидовичу, кн. городеньскому, сыну Давыда Игоревича, внуку Игоря Ярославича.
[1116]Володимерь[Мономах] отда дщерь свою Огафью за Всеволодка.
[1128 ]Мьстиславъ съ братьею своею многъı Кривичи четъıрьми путьми ... Всеволодка из Городка.
Его отец Давыд Игорьевич был печально известен тем, что в 1097 году ослепил Василька Теребовльского, за что на Витечевском съезде князей в 1100 году был лишён своего города Владимира Волынского. Вместо этого он получил волынские города Буск, Острог, Дубно и Черторыйск, а вскоре Дорогобуж. В этом же княжестве он основал новый городок, который так и назвали в последствии Давид-Городок. Этот Городен (Городок) - Волынское кн. был основан после 1100 года, что
никак не попадает во времена Изяслава Владимировича (ум.1001)
Про ГороденЬские трубы ещё год назад с Робертом спорили и нашли, что в СССПИ совсем другое притяжательное прилагательное рассматривают, отсюда и с городом осечка.
А Изяслав - это
Изяслав Мстиславич, ходивший на литву с отцом, братом Всеволодом новгородским и Всеволодом ГороденЬским в 1132 году:
144 Един же Изяслав*, сын Васильков*, позвенел своими острыми мечами о шеломы литовские, потрепал "славу" деда своего Всеслава*, а сам под червлеными щитами на кровавой траве потрепан литовскими мечами. Исходил тогда на кровь* да
145 и рек*:
146 «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь полизали»
147 Не было тут ни брата Брячислава*, ни другого – Всеволода*, первый(Брячислав) изронил жемчужную душу* из "храброго" тела чрез златое ожерелье.
148 Приуныли голоса, поникло веселье, трубы трубят городенЬские*.
"
В лeто [6640 (1132)] Ходи Мстиславъ на Литву съ сынми своими и съ Олговичи и съ Всеволодомъ ГороденЬскимъ и пожгоша я, а сами (литовцы) ся расхорониша (спрятались); а Кианъ тогда много побиша Литва; не утягли (не успели) бо бяху съ княземъ но последи идяху (позади идущие) по немъ особе" (Ипат.)
* Сын Васильков - Василько княжеское имя имени Василий, которое в крещении носили Владимир Святой и Владимир Мономах - оба предки по отцовской линии Изяслава Мстиславича. В данном случае употреблено духовное имя, значит и сын Васильков не обязательно должен быть его родным сыном. Это продолжатель дела Старого Владимира (Василия).
* После брака родной сестры Изяслава Мстиславича (Ксении) с князем Брячиславом Давыдовичем, их семьи породнились. Теперь Брячеслав "брат" Мстиславу, а дед Брячеслава (Всеслав Полоцкий) "дед" Изяславу.
* <Исхоти ю на кров ать> и рекъ: - исходить на кровь - сражаться, не жалея живота своего. Очень странно, как по-Вашей версии, Изяслав мог отчитаться князю о его (князя) дружине, если он "умер"?
Если у Вас есть летописные свидетельства Вашего литовского похода с городенЬскими участниками - давайте рассмотрим.
Zinchenko_tanya писал(а):А для Всеслава Полоцкого законный приход на киевский стол будет только через женщину « на седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицу себе любу» . Муж вдовы мог призываться к наследию престола.
Сами города рассматривались как "девы" или "блудницы" см.
Действительно, в ряде традиций, прежде всего древних ближневосточных, известны тексты, где
город рассматривается как дева.
Ср., например, в обращении к Иерусалиму: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий. . .»Мф. 21,5 (ср. Ио, 12, 15)...
Наконец, неоднократно встречаются места, где
Иерусалим, дщерь Сион, выступает как невеста, ожидающая жениха (Господа, Спасителя). Ср.: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его — как горячий светильник. . . Не будут уже называть тебя «оставленным» [собств. — «оставленной». — В. Т.], и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с д е в о ю, так сочетаются с тобою сыновья Твои; и как жених радуется о н е в е с т е, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исайя, 62, 1, 4—5)
-------
В. Н. Топоров Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте
Zinchenko_tanya писал(а):Автор высказывает свою позицию « Тому вещий Боян и пръвое припевку смыслёный рече:»Ни хытру, ни горазду ни птицу горахду суда божиа не минути...
Ну про якобы внуков Ярослава Мудрого в призыве сложить мечи вредоносные уже писал см. выше, а вот эта это припевка Бояна весьма примечательна.
Можете здесь прочитать:
Л. В. Соколова Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ, т.53, СПб, 2003, с.55 "
Ни хытру, ни горазду суда Божиа ни минути" список "Слова Даниила Заточника" Буслаева (см.: Ф. И. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. 1. СПб., 1861, стр. 37)
В СПИ Автор добавляет "ни птицю горазду", т.е. ясновидца (гадателя) птичьему -
авгуру, предсказателя будущего по полету и поведению птиц.