Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 май 2015, 12:57

Zinchenko_tanya писал(а):«Слово…» пропето Владимиру Игоревичу во времена христианства в1185г,но « начяти старыми словесы», т.е. словами, обозначающие современные события языческой символикой. И тут противоречий нет:

О, как! А ничего, что Владимир Игоревич в 1185-м году в половецком плену до лета 1187 года "женихался"? Кто ж ему там "пропел"?
« чръныя тучя с моря идутъ,
хотятъ прикрыти 4 солнца,
а въ нихъ трепещуть синии млънии.
Быти грому великому,
итти дождю стрелами съ Дону великаго!»
Этот текст можно отнести и к Перуну , и к Илье.

"Лилово-синие" молнии у Перуна, но никак у Ильи. А как же Ваша другая, тоже хорошая версия, что пренебрегнув знамением Божьим Игорь попадает во власть языческих сил, с ними терпит сокрушительное поражение и только после его покаяния Бог помогает ему бежать из плена, указывая путь "столпом облачным".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 май 2015, 13:18

Лемурий, последнее событие, упомянутое в «Слове…» это желание насильно женить Владимира Игоревича
«Рече Кончакъ ко Гзе:
"Аже соколъ къ гнезду летитъ,
а ве соколца опутаеве
красною девицею".

И рече Гзакъ къ Кончакови:
"Аще его опутаеве красною девицею,
ни нама будетъ сокольца,
ни нама красны девице,
то почнутъ наю птици бити
в поле Половецкомъ".»
С этой временной точки автор и смотрит на все произведение.
« Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети:

"Слава Игорю Святъславличю,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!"
Автор сочинил это произведение по случаю предстоящей женитьбы Владимира и передал в нем всю информацию о мире , пространстве , времени , движении материи в физических формах ,об ошибках в ведении войны, правовые знания о наследии и дал понятия о силе власти и её потери и т.д. Всё эти знания должны были пригодиться Владимиру во взрослой жизни , после женитьбы .
Последний раз редактировалось Zinchenko_tanya 23 май 2015, 10:23, всего редактировалось 1 раз.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 22 май 2015, 14:19

Никакого покаяния Игоря в тексте СПИ нет. Нет даже намека на него.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 май 2015, 14:29

В "Слове..." нет покаяний , а есть преступление и наказание .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 май 2015, 14:34

Лемурий , я пока рассматриваю тему княжеской власти и силы.Божественный промысел , борьбу темных и светлых сил оставила на потом .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 май 2015, 16:17

Zinchenko_tanya писал(а):В "Слове..." нет покаяний , а есть преступление и наказание .

С первой же строки СПИ Автор пишет, что знаком с летописными версиями похода Игоря, но считает, что написаны они "не лепо" - "старыми словесами ратных повестей" о пораженческом походе Игоря Святославича. Эту же песнь он намерен изложить иначе, а не по замышлению Никона-Бояна.

Покаяния в СПИ нет, но то, что Бог Игорю помогает только после покаяния по летописи следует принимать как само собой разумеющееся, поколику Автор летописный ход событий знает:

Внимательное сопоставление обоих текстов [Ипатьевского и Лаврентьевского] обнаруживает не только две различные точки зрения на Ольговичей. Оказывается, что рассказ Киевской летописи не просто подробнее: он как будто бы последовательно отвечает на все упреки владимиро-суздальского рассказа. Обстоятельным, информированным повествованием, ведущимся бесстрастным тоном, киевский летописец снимает почти все обвинения с князя Игоря, кроме одного — обвинения в неудержимом юношеском задоре. Если владимирский летописец подчеркивал легкомысленность и беззаботность Ольговичей в организации похода, то киевский летописец подробно и обстоятельно описывал княжеские сборы, выступление, „тихое" движение по Черниговщине Игорева войска, собирающего все новые силы, настойчивое желание Игоря не оставаться на ночь в степи. Если владимирский летописец писал о непродолжительности плена Игоря («по малех днех»), что, по-видимому, соответствовало исторической действительности, то киевский отмечал, что Игорь собирался долго быть в плену (к нему приехали священник и слуги). Если владимирский летописец напоминал о гибели политического и военного соперника Игоря — Владимира Глебовича, князя переяславского, то киевский вкладывал в уста Игоря длинную покаянную речь — раскаяние в разорении им города Глебова у Переяславля.

Таким образом можно говорить о несомненной политической конфронтации двух летописных текстов, созданных примерно в одно и то же время. Перед нами один из интересных эпизодов политической борьбы владимиро-суздальских и черниговских князей в конце XII в., затронувший сферу и литературных текстов. Автор "Слова" не стоял в стороне от этой борьбы...
--------
Демкова Н.С. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» // Д е м к о в а Н. С. Средневековая русская литература. Поэтика, интерпретации, источники: Сб. статей. СПб., 1997. С. 47
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 22 май 2015, 16:28

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий , я пока рассматриваю тему княжеской власти и силы...

Изображение

Ярослав Николаевич Щапов "Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв." М., 1972

Княжеские суды как правило заканчивались судебным поединком, называемым "Поле" или "Суд Божий". Т.е. всё равно судьба человека по средневековым понятиям находилась в руках Бога. Время надо учитывать.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 май 2015, 08:18

Здравствуйте Лемурий!
Я продолжу свою тему.
На протяжении истории человечества понятие «власть» изучается самыми различными науками: философией, социологией, психологией и другими. И автор «Слова…» посвятил этой теме немало строк , исследуя власть и её виды. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.
Власть — это сила — концепция, согласно которой, чем выше в иерархии находится человек, тем сильнее он в рукопашной схватке. Логическая цепочка незатейлива: в битве побеждает тот, кто сильней, власть — это сила, следовательно, чем больше у человека власти, тем он сильней. И свой высокий ранг он доказывает силой .
«храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми»,
«Мстислав находился в Тмуторокани и пошел на касогов . Касожеский князь Редедя сказал Мстиславу: « Чего ради погубим дружины? Но сойдемся , чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатство мои , и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твоё всё»… «Не оружием будем биться , а борьбой». Мстислав одолел Редедю, выхватил нож и зарезал его. И пойдя в землю его , забрал все богатства и дань возложил на касогов».
Мстислав олицетворяет силу власти , в то время как образ «красному Романови Святъславличю» - ВЛАСТЬ БЕССИЛИЯ.
« В год 1079. «Пришел Роман с половцами . Всеволод же стал у Переяславля и сотворил мир с половцами. И возвратился Роман с половцами назад, и убили его половцы, месяца августа во 2 день. И до сели еще лежат кости его там, сына Святослава , внука Ярослава».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 май 2015, 08:30

Здравствуйте Лемурий!

Вы пишите : «С первой же строки СПИ Автор пишет, что знаком с летописными версиями похода Игоря, но считает, что написаны они "не лепо" - "старыми словесами ратных повестей" о пораженческом походе Игоря Святославича. Эту же песнь он намерен изложить иначе, а не по замышлению Никона-Бояна.»
Хочу Вам напомнить : характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. В построении А. Н. Веселовского теория синкретизма, в основном, сводится к следующему: в период своего зарождения поэзия не только не была дифференцирована по родам (лирика, эпос, драма), но и сама вообще представляла далеко не основной элемент более сложного синкретического целого: В определении А. Н. Веселовского синкретизм — «сочетание песни, музыки и слова». То ,что мы наблюдаем в «Слове о полку Игореве» .
«Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»
« Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети:».
В «Слове…» формулы параллелизма, заложенные в особенностях первобытного мышления:
«Солнце светится на небесе, -
Игорь князь въ Руской земли»,
Традиционная символика народной поэзии( жемчуг – слезы ), мифологическая основа поэтического языка , где прародительницу рода представляли в образе птицы лебедя(тотемизм) «Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука,
вступила девою на землю Трояню,
въсплескала лебедиными крылы
на синемъ море у Дону», упоминание языческих богов .
Связь поэзии с народным обрядом, в «Слове…» это похоронные причитания и выросшие из них свадебные плачи.
« Старые словеса» образуют с музыкой, песней, обрядом и словом неделимое целое. По мнению автора "Слова..." «не лепо» излагать «старыми словесами ратных повестей», когда существует уже молодая книжная поэзия , и летописный рассказ о походе Игоря уже обособляется и от музыки, и от пения, и от обряда .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 24 май 2015, 10:10

То есть раз уж СПИ - не летописная повесть, то и Боян - не летописец. Сравнивать можно только подобное.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 май 2015, 12:31

Здравствуйте, Nikola.
Летописный рассказ о походе Игоря и «Слово…» совпадают по теме т.к. описывают одно и то же событие, но резко отличаются отбором художественных выразительных средств речевого материала, которыми общенародный язык Руси располагал в то далёкое историческое время, в 1185г.
Художественный стиль автора «Слова…» выражает его мировоззрение, воплощенное в образах языковыми средствами « старыми словесами».
А летописный рассказ не стоит вне времени и соотносится с летописным стилем своей исторической эпохи .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 май 2015, 15:41

Nikola писал(а):То есть раз уж СПИ - не летописная повесть, то и Боян - не летописец. Сравнивать можно только подобное.

А Вы внимательней читайте:

    Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!
Это Боян родоначальник стиля "старых словес", которым написаны "трудные повести" временных лет, а Автор СПИ решает писать иным слогом.

Так что разница стилей только в "копилку" летописца Бояна!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 май 2015, 08:59

Здравствуйте , Лемурий!
«Старые словеса» возникли с появлением человека на земле, и называет их автор песнью « начяти старыми словесы» « Начати же ся тъй песни».
Что такое песня ? Песнь – устная поэзия, соединенная с музыкой. В глубокой древности вообще не существовало самостоятельных видов искусств – они выступали вместе в единстве : поэзия + музыка +миф + обряд +эпос + драма + лирика. Каждая из « сестёр» в дальнейшем развивается в самостоятельное искусство . Рассмотрю песню только , как соединение поэзии с музыкой. В песнях живое движение мелодии, ритмическое начало и ощутимая связь строения поэтической строфы и музыкальной фразы, мелодической каденции. Поэтому автор называет струны, из которых пальцы музыканта извлекают музыкальные звуки «живыми».
« нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»
В области отображения чувств, настроений , душевной жизни человека музыка имеет важное преимущество перед другими искусствами. Однако она не в состоянии точно обозначить , что именно вызывает в человеке то , или иное чувство. Возможностями такой конкретизации обладает речевой язык .
Общее происхождение и постепенная дифференциация поэзии и музыки достаточно ясны, отсутствие живой мелодии в книжной поэзии, в летописании, делают поэзию «мертвой», предназначенной для бумаги .
Песня в «Слове …» звучит от начала произведения и до конца:
« Начати же ся тъй песни… та аще кому хотяше песнь творити… преди песнь пояше… Пети было песнь Игореви… Чи ли въспети было…поютъ славу Святъславлю… поютъ время Бусово… соловии веселыми песньми… девици поютъ на Дунаи... Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети». Т.Е. всё произведение написано «старыми словесами» - песней..
Текст: « Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню…» говорит мне только об одном , что произведение автора Бояна правдивое, события описаны так, как они протекали во времени « по былинамь сего времени» и лишены вымысла «а не по замышлению Бояню».



Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 май 2015, 16:05

Добрый день, Татьяна! А вот Автор пишет, что "не лепо" было начинать "старыми словесами трудных повестей" о пораженческом походе Игоря:

    Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
    Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!
Т.е. стиль "трудных повестей" временных лет и замышление Бояна - идентичны, и Автор свою песнь начинает иначе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 май 2015, 16:38

Zinchenko_tanya писал(а):Что такое песня ? Песнь – устная поэзия, соединенная с музыкой. В глубокой древности вообще не существовало самостоятельных видов искусств – они выступали вместе в единстве : поэзия + музыка +миф + обряд +эпос + драма + лирика.

Татьяна, опять Вы светский фольклор с гимнографией путаете:

Гусли какие? 10 струнные. Струны какие? "Живые". "Живые струны" при 10-ти струнных гуслях для того времени устойчивая идиома к светскому не имеющая никакого отношения:

Изображение
Серегина Н.С. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» и русская певческая гимнография XII века. М.: Памятники исторической мысли, 2011, С.210
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24696
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 281