Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 19 май 2025, 09:45

Образцом гос.устройства для Бояна была относительно единая Русь 2й половины княжения Ярослава Мудрого. Правильность предложенного выше прочтения текста "Слова" подтверждает и надпись в Киевской Софии о покупке Бояновой земли матерью Святослава Всеволодовича. Боян был соратником Олега, крупным боярином-землевладельцем, наделенным и творческим даром. По-моему, все логично.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 19 май 2025, 19:05

Тамара писал(а):Еще И. Е. Забелин предположил, что в "Слове" мы имеем 2х: Бояна и самого автора. Поддерживал это и Д. С. Лихачев. Сам автор- не Боян, он пишет "по былинам сего времени", говорит о современных ему событиях. Боян жил ранее. Но когда? Предложенное выше прочтение текста дает понять, что Боян жил во времена усобиц Олега и был его " песнотворцем".

Оба они исходили из полностью раскрытого текста, без сокращений, а это потом пришли филологи (слависты - палеографы) и поправили:

Правильно будет: СТЪ + СЛАВЛЮ = "[ходына] святъ, славлю". Иларион (Никон Великий в схиме, он Боян из СПИ) так и писался через СТЪ:

см. Ф. 304.I Сборник // Главное собрание рукописей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры Ф.304/I №13, Л.210

л. 210. Слово святаго Лариона, митрополита киевьского (избр. 1051 г.). Нач. Потщимся, братие и сестры, к вечней жизни светлей, яже нам Господь, по своей милости, туне даеть. Издано в Приб. к Твор. св. Отцев 1844 г., стр. 293–296, но не по сему списку.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24751
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 19 май 2025, 19:41

Тамара писал(а):Образцом гос.устройства для Бояна была относительно единая Русь 2й половины княжения Ярослава Мудрого. Правильность предложенного выше прочтения текста "Слова" подтверждает и надпись в Киевской Софии о покупке Бояновой земли матерью Святослава Всеволодовича. Боян был соратником Олега, крупным боярином-землевладельцем, наделенным и творческим даром. По-моему, все логично.

О, как! Кстати, Мария (Агафья) 1110-1181 дочь Мстислава Великого, после смерти мужа 1146 была самостоятельной и могла совершать сделки с недвижимостью от своего имени. Только дело опять в той же палеографии.

    "Всеволожая княгиня купила ("крила") землю Бояню всю за 700 гривен, дав за нее задаток в 70 гривен собольих. Начертания таких характерных букв, как Ж и Ч, указывают на последнюю четверть XI в., встречаясь в надписях 1068, 1073, 1076, 1092, 1096 и 1097 гг. Начертания букв б и є сближают купчую запись с надписями середины XI - самого начала XII в. Передвинуть запись во вторую половину XII в. по палеографическим признакам невозможно. А это делает необоснованным и ее приурочение к вдове Всеволода Ольговича, умершей в 1179г. Более вероятно отнесение покупки Бояней земли к жене Всеволода Ярославича, умершей 7 октября 1111 г. В пользу этой даты (конец XI-начало XII в.) говорит и состав послухов. Между перечнем попов и бояр (три последних имени с отчествами) указаны два послуха с необычными определениями по женским именам: Михаил Елисавиничь и Иван Янъчин. Елисава - порфироносная вдова, мать Святополка Изяславича, умерла 4 января 1107 г., а Янка - дочь Всеволода Ярославича, основательница Янчина монастыря, скончалась 3 ноября 1112 г. Оба выделенных мною послуха были, очевидно, духовниками княгини Елисавы и княжны Янки, а так как со смертью их "духовных дочерей" их функции кончались, то и наименование этих попов по Елисаве и Янке ограничено датой 1107 - 1112. Самостоятельные действия Всеволожей княгини естественнее отнести ко времени смерти самого великого князя и, таким образом, датировать купчую запись о Бояней земле 1093-1107 гг., но, зная о юридической независимости русских женщин средневековья, можно допустить и более раннюю дату. Ранний рубеж может быть ещё понижен, так как Янка, как вполне полноправное юридическое лицо (основательница монастыря), упоминается уже в 1086 г. Палеография купчей записи этому не противоречит, так как содержит признаки, сближающие ее с надписями 1068-1091 гг...

    Сумма в 700 гривен была очень значительной; в 1100 г. Святополк дал Давыду Игоревичу два городка (Дубно и Черторыйск), а другие князья дали ему по 200 гривен. По этому расчету Бояня земля равнялась стоимости (или доходу) семи городков. Тот Боян, которому принадлежала земля, по своему имущественному положению может быть приравнен к боярину. К сожалению, у нас нет никаких данных о местоположении Бояней земли..."

    ----
    Рыбаков Б.А. "Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве" М. 1972, С.415-417
Все названные послухи при сделке жили в конце XI века, когда мать Святослава даже не родилась + палеография букв последняя четверть XI века. Так что полностью исключается мать Святослава, да и сам Боян, он же Никон Великий в своих "совестных книгах" временных лет хулил разжигателей усобиц Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого. Прописал им такую "славу", из которой, по убедительному настоянию Автора СПИ, их потомкам (Ольговичам и Всеславичам) надо выпрыгнуть, чтобы чести и славы себе поискать.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24751
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 19 май 2025, 23:44

Тамара писал(а):Слова об "Олеговом хоти", песнотворце Олега отнести к самому Бояну. Тогда в тексте останутся: сам автор, современник Святослава Всеволодовича и похода Игоря, и Боян, живший во времена Олеговых усобиц. И тот, и другой связаны с разными поколениями одного клана Ольговичей. Идеалом для Бояна была относительно единая Русь Ярослава Мудрого. Этой же линии держались в свое время Святослав и автор "Слова", который, будучи " книжником", пользовался творческим наследием Бояна.

Не к "Ольгова хоти" речь Бояна, а к "коганя хоти", а каганами в СЗБ Иларион назвал ТОЛЬКО Владимира Святого и Ярослава Мудрого, как первых христианских князей. Почитайте контекст СЗБ, там других русских князей "каганами" в принципе быть не может. Ранее хазары, принявшие иудаизм, владели русскими князьями, а теперь при Владимире и Ярославе русские князья владеют хазарами. Христианская Благодать над иаа как дейским Законом. Всё, точка, никакого продолжения. Поэтому «коганя хоти» может быть только супруга Ярослава Мудрого Ингигерд, к которой обращается Иларион, в своём СЗБ по имени Ерина. Она, действительно, жила вдали от мужа в Старой Ладоге и на этот счёт есть много саг. Но в данном случае без всяких намёков: плохо когда жена вдали от мужа, тяжело и мужу вдали от жены. Муж- голова, жена - плечи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24751
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 20 май 2025, 10:01

Цитата из Б.А.Рыбакова, бесспорно, хороша.
Но это только предположение, что покупка Бояновой земли была совершена вдовой Всеволода Ярославича, а не матерью Святослава Всеволодовича. Напр., С.А. Высоцкий, открывший эту надпись, так не считал. (см.Энц.Сл.).
Но и это предположение Б.А.Рыбакова принципиально ничего не меняет. Основная часть жизни Бояна, видимо, пришлась примерно на годы жизни и усобицы крамольного Олега (г.ж.1055-1115 ). Автор "Слова" прямо называл Бояна "Олеговым песнотворцем". Сам он жил уже во времена Святослава Всеволодовича, был "книжником" и по роду занятий, очевидно, был знаком с творчеством Бояна.
Старинную лирическую историю про нелюбимую жену Ярослава Мудрого, жившую вдали от мужа, исключаем. Она не имеет отношения к походу Игоря на половцев.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 20 май 2025, 19:41

Тамара писал(а):Цитата из Б.А.Рыбакова, бесспорно, хороша.
Но это только предположение, что покупка Бояновой земли была совершена вдовой Всеволода Ярославича, а не матерью Святослава Всеволодовича. Напр., С.А. Высоцкий, открывший эту надпись, так не считал. (см.Энц.Сл.).

Зачем ссылаться на чьи-то выводы в ЭСПИ, когда ранее давал прямые ссылки на основные исследования по "Бояновой земле".
Самое главное это состав послухов:

«М(ѣся)ця енаря въ 30 с(вя)т(а)го Ип(оли)та крила землю княгыни Бояню Всеволожаа передъ с(вя)тою Софиею передъ попы. А ту былъ попинъ Якимъ Дъмило, Пателеи, Стипъко, Михалько Нѣжьнович, Мих(а)л, Данило, Марко, Сьмьюнъ, Михал Елисавиничь, Иванъ Янычянъ, Тудоръ Тубыновъ, Илья Копыловичь, Тудоръ Бързятичь. А передъ тими послухы купи землю княгыни Бояню вьсю, а въдала на неи семьдесятъ гривьнъ соболии. А въ томь драниць семьсъту гривьнъ»

Среди послухов - духовник вдовствующей княгини Елисавы («Михаил Елисавинич») и духовник княжны Янки Всеволодовны («Иван Янчин»). "наименование этих попов по Елисаве и Янке ограничено датой 1107 - 1112" по датам жизни этих княгинь (см. Рыбаков 1972:415). Поэтому жена с 1126/7 Всеволода Ольговича 100% не подходит на роль княгини Всеволожей.

Тамара писал(а):Но и это предположение Б.А.Рыбакова принципиально ничего не меняет. Основная часть жизни Бояна, видимо, пришлась примерно на годы жизни и усобицы крамольного Олега (г.ж.1055-1115 ). Автор "Слова" прямо называл Бояна "Олеговым песнотворцем". Сам он жил уже во времена Святослава Всеволодовича, был "книжником" и по роду занятий, очевидно, был знаком с творчеством Бояна.

Сперва "трудные повести" временных лет названы "замышлением Бояна" как редакция 1073 ДКС Никону Великому.
Затем сказано, что Бояну принадлежат летописные вставки об Ярославе, Мстиславе, Редеди и Романе Красном, также принадлежащие Никону.
Затем Автор приводит прямую речь Бояна Всеславу Полоцкому, когда тот был ещё в Киеве. Как раз в это время июль-август 1068 ходына из Тмуторокани в Новгород и обратно Никон останавливается в Киеве, где общается с "клюками" - пастырями церкви, помогших освободиться Всеславу из поруба.... можно продолжать бесконечно и все события из жизни Никона совпадут с описанием Бояна.

Тамара писал(а):Старинную лирическую историю про нелюбимую жену Ярослава Мудрого, жившую вдали от мужа, исключаем. Она не имеет отношения к походу Игоря на половцев.

Почему "нелюбимую"? Хоть(хоти) как раз переводится не просто как жена, а как желанная супруга, а то что наговаривают, мы не рассматриваем, просто акцентирую внимание, что какой-то период жила отдельно от Ярослава у себя в Альдейгьюборге: «Коганя хоти, тяжко ти [= же] головы [= мужу] кромѣ плечю [= жены] , зло ти тѣлу [= cемье] кромѣ головы [= мужа]» = (СДЗ) "Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24751
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 21 май 2025, 09:19

Можно обсудить разбивку слова "Святославля", предложенную М. В. Щепкиной. Пусть будет " стъ+славлю".Что это меняет в трактовке текста? Автор "Слова" все равно переходит к Бояну ("ходы на"), славит Бояна и приводит его слова о голове без плеч и теле без головы. От себя автор добавляет, что и Русской земле плохо без Игоря.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 21 май 2025, 09:24

Боян и при такой разбивке текста остается "песнотворцем старого времени Ярославля и Олегова хоти". А все эти романтические истории про жену, жившую врозь с мужем, Никона Великого, выступившего вдруг под псевдонимом Боян, смотрятся не очень убедительно. Слишком много придется придумывать.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 21 май 2025, 21:33

Тамара писал(а):Можно обсудить разбивку слова "Святославля", предложенную М. В. Щепкиной. Пусть будет " стъ+славлю".Что это меняет в трактовке текста? Автор "Слова" все равно переходит к Бояну ("ходы на"), славит Бояна и приводит его слова о голове без плеч и теле без головы. От себя автор добавляет, что и Русской земле плохо без Игоря.

Такая разбивка делает из «темного места» согласованный и легко читаемый отрывок:

Рекъ Боянъ и ходына с(вя)тъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова: «Коганя хоти, тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы».

Ходына от глагола "ходити" - это прозвище Никона (Бояна из СПИ), ходившего из Киева до Тмуторокани, оттуда до Новгорода, оттуда до Киева, где застал Всеслава Полоцкого, оттуда до Тмуторокани и обратно в Киев.
Иларион (Никон в схиме) был канонизирован и писался через СТЪ см. Л. 210. Всё совпадает 1:1.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24751
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 22 май 2025, 09:22

1:1 совпадает лишь при большом желании. Откуда известно, что Никон ходил пешком? Он мог передвигаться и более комфортно, в телеге, в лодке. Напр., согласно Житию преподобного Феодосия Печерского, ему доводилось ездить и в княжеской колеснице. Идем далее. Можно рассмотреть такое место, чуть выше "мутного сна Святослава": " Уныша бо градом забралы, а веселие пониче". Обычно предлагают странный перевод:"Приуныли у городов забралы, а веселие поникло". Забралы - верхняя часть городских стен. Как стены могут "приуныть"?
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 22 май 2025, 09:28

Заглянем в словари. По Фасмеру слова "ныти, унывать"- родственны словам " навь, навей", т.е."мертвец". С учетом этого можно дать такой перевод: "Побиты градом защитники (т.е.полк Игоря), а веселие поникло". Любопытно, что и до сих пор есть похожее народное южнорусское выражение: " Хай их гром побьет".
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 22 май 2025, 14:01

Тамара писал(а):1:1 совпадает лишь при большом желании. Откуда известно, что Никон ходил пешком? Он мог передвигаться и более комфортно, в телеге, в лодке. Напр., согласно Житию преподобного Феодосия Печерского, ему доводилось ездить и в княжеской колеснице.

Это хорошо, что Вы пока "сопротивляетесь", больше аргументов приведу.

    "Тъгда же великий Никонъ и другый чьрньць святаго Мины манастыря, болярина тако наречемъ, съвѣщавъшася, тако отъидоста, хотяща особѣ сѣсти. И пришьдъша надъ море, ту же и разлучистася отъ себе, якоже се апостола Павьлъ и Варнава на проповѣдание Христово, якоже пишеться въ Дѣянихъ апостолъ. Боляринъ же, идый къ Костянтиню граду, обрете островъ средѣ моря и ту въселися въ ньмь. Поживе лѣта многа, трьпя зиму и гладъ, и тако успе съ миръмь. Се же и донынѣ островъ тъ зовомъ есть Боляровъ. Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь...

    Тъгда же великий Никонъ, умьръшю Ростиславу князю острова того, умоленъ бысть отъ людий тѣхъ преити къ Святославу князю [в Новгород] и молити и́, да пустить къ нимъ сына своего, да сядеть на столѣ томь. Таче яко и пришьдъ, прииде въ манастырь блаженааго отьца нашего Феодосия, и яко видѣста другъ друга, падъша оба въкупѣ, поклонистася, и тако пакы охопистася, и надълзѣ плакастася, якоже много время не видѣвъшася... Тъгда же великий Никонъ обѣщася ему, глаголя, якоже «тъкмо дошьдъ тамо и манастырь свой обрядивъ, и ту абие възвращуся въспять»; якоже и сътвори: дошьдъ бо съ князьмь Глѣбъмь острова того, и оному сѣдъшю на столѣ въ градѣ томь, Никонъ же възворотися въспять. Таче пришедъ въ манастырь великааго отьца нашего Феодосия, и вься своя благая предавъ блаженууму..."

    ---
    Житие Феодосия Печерского
Не только Ходына от глагола "ходити", но ещё и "Велесов внуче" - ушёл пешком ни с чем, вернулся с доходами от монастыря, который обустроил в Тьмуторокани и всю казну передал Феодосию.

Тамара писал(а):Идем далее. Можно рассмотреть такое место, чуть выше "мутного сна Святослава": " Уныша бо градом забралы, а веселие пониче". Обычно предлагают странный перевод:"Приуныли у городов забралы, а веселие поникло". Забралы - верхняя часть городских стен. Как стены могут "приуныть"?

Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глѣбову!.

Для этого надо знать историю с горожанами городка Римов близ Переяславля, которые забрались на городские стены, которые от большого веса обрушились.

    "То слышавше половци и возвратишася от Переяславя. Идущи же мимо, приступиша к Римови. Римовичи же затворишася в городѣ и возлѣзъше на заборолѣ, и тако Божиимъ судомъ летѣста двѣ городници с людми тако к ратнымъ..."(Ипат.1185)
Автор СПИ - современник этих событий, он переживает за судьбу страны, интересы которой пострадали в результате пораженческого похода, о всех событиях этих годин знает не понаслышке.

Тамара писал(а):Заглянем в словари. По Фасмеру слова "ныти, унывать"- родственны словам " навь, навей", т.е."мертвец". С учетом этого можно дать такой перевод: "Побиты градом защитники (т.е.полк Игоря), а веселие поникло". Любопытно, что и до сих пор есть похожее народное южнорусское выражение: " Хай их гром побьет".

Навь и ныть - отличаются КОРНЕВОЙ гласной. Это как ТрАян - римский император и ТрОян - отец трёх сыновей. Как "сор" и "сыр", как "пол" и "пыл", как "лук" и "лог" и т.д.

А уж про "град" на полк Игоря и вовсе молчу, улыбнули... Уныша бо градомъ забралы, а веселіе пониче = затихли городские заборолы, а веселье поникло.

◊ Уныша — 3-е л. мн. ч. аориста;
бо = же, ведь
◊ Градомъ — дат. пад. мн. ч.
забралы = части городских стен, где горожане всматривались вдаль, ожидая возвращения своих воинов. Раз затихли, то нет больше надежды на их возвращение.

Ниже же аналогичная метафора: Уныли голоси, пониче веселіе, трубы трубятъ Городеньскіи = затихли голоса, поникло веселье, [уныло] трубы трубят Городеньские.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24751
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 23 май 2025, 09:56

"Ходить" автор Жития Феодосия понимал в переносном смысле. В том же Житии князья и бояре "приходили" к Феодосию, надо полагать, не пешком. Да и сколько времени надо для того, чтобы всю тогдашнюю Русь пешком обойти? Пресловутых "внуков богов" также до сих пор никто не обнаружил. Только духовных детей. Далее, "унывшие забрала" городов выглядят много смешнее полегшего полка Игоря. Граждане на забралах и сами "унывшие забрала" городов- это, по-моему, две большие разницы.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 23 май 2025, 14:56

Тамара писал(а):"Ходить" автор Жития Феодосия понимал в переносном смысле. В том же Житии князья и бояре "приходили" к Феодосию, надо полагать, не пешком. Да и сколько времени надо для того, чтобы всю тогдашнюю Русь пешком обойти?


С "клюкой" и кувшином вина? От Тмуторокани до Новгорода, без всяких "турагентств".

Изображение
    М. 205:"Антоний же прииде к Кыеву..." (Радз. 1051)

Тамара писал(а):Пресловутых "внуков богов" также до сих пор никто не обнаружил. Только духовных детей.

Кто такой духовник знаю, но кто такие "духовные дети"? Только Иисус в 12 лет ходил в синагогу старцев поучать (Лк.2:42-47), но это уникальный случай.

Тамара писал(а):Далее, "унывшие забрала" городов выглядят много смешнее полегшего полка Игоря. Граждане на забралах и сами "унывшие забрала" городов- это, по-моему, две большие разницы.

Вы опять мерите древнерусскую полисемию мерками современного русского языка. Так Вы всю красоту "Слова" не увидите:

    "Якоже видя тя, живодавьче Христе, страстотьрпьць твои на дрѣвѣ крьстьнѣмь, страхъмь одьржимъ бѣ ума; солнца унывъша како бо неразумьнии предъ Пилатъмь поставишя, како же богоненавидьци разбоиника испросиша..." (Мин. 1096 г., окт. л.58).
    ---
    "Языкъ рещи унынеть..."(Мин. Пут. XIв., л.45)

Второй пример = по значению "умолкнет", "речи прекратятся".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24751
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 26 май 2025, 09:56

Про "детей Божьих, сынов, чад" и как ими стать, можно почитать в Библии. А вот про "внуков Бога" там не упоминается. Картинки также хорошие, но припасов для пешего путешествия из Новгорода в Тмуторокань там маловато. И относительно мнимых красот текста. Какая поэзия в "кричащих телегах, говорящем Донце, быке Всеволоде, Ярославе, подпирающем неизвестно для чего своими полками горы"? Реалистичное прочтение текста, по-моему, будет вернее.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 368
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 3