Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 09 сен 2025, 12:12

Цитаты подробные, обстоятельные, но они не отменяют тот факт, что сам автор "Слова" называл свое произведение в т.ч. и "песней". Содержание его "песни" далеко выходит за рамки погребальных псалмов о христианских душах дружинников, погибших в походе Игоря.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 12 сен 2025, 10:19

Подводя итоги. По-моему, очевидно, что в самом тексте "Слова" 2 песнотворца из разных времен: Олегов, деда Игоря, песнотворец Боян и безымянный песнотворец Святослава, современник похода Игоря. Более поздний по времени опирается и цитирует более раннего. Но какое положение они могли занимать в тогдашнем обществе? Прямых фактов практически нет.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 12 сен 2025, 10:28

Но, если вспомнить про надпись в Софии Киевской о купле-продаже Бояновой земли, то Боян похож на приближенного Олега. Относительно него есть хорошая версия Л.А.Никитина, что он был знатным обрусевшим болгарином (см.Энц.Сл.) Боян - имя болгарское. А безымянный песнотворец Святослава похоже, был уже церковным лицом. Из людей той эпохи, сведения о которых дошли до нас, на эту роль подходит, напр., "премудрый книжник Тимофей", в дальнейшем духовник Мстислава Удатного. Такую версию не исключал и Б.А.Рыбаков (см.Энц.Сл.).
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 14 сен 2025, 07:41

Тамара писал(а):Цитаты подробные, обстоятельные, но они не отменяют тот факт, что сам автор "Слова" называл свое произведение в т.ч. и "песней". Содержание его "песни" далеко выходит за рамки погребальных псалмов о христианских душах дружинников, погибших в походе Игоря.

В том-то и дело, что ни в ПВЛ, ни в Киевском Своде 1200 нет других значений слова "песнь", современным значением это слово переводить не надо, рифмованные стихи под музыку появились не раньше чем при Иване Грозном.

А были ли в XII веке "песни" в современном смысле этого слова? Сколько читаю древнерусской литературы, не встречал ничего похожего ранее XVI века: «Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» из сборника «Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах», более известной по к/ф «Иван Васильевич меняет профессию». Кирша Данилов свой сборник песен составлял в конце XVIII века, в его сборнике все древние песни записаны речитативом.

Подобные же СПИ по стилю памятники древнерусской литературы, обращенные к аудитории, именовались «Словом». В эпистолярном жанре к одному адресату: «Посланием». С придуманным сюжетом «Сказом». С придуманным сюжетом с намёками на реальные события: «Былинами». Пересказ текущих событий - «Повесть». Запись текущих событий как «плоды покаяния» «мысленному древу» (= христианину), как правило князю его летописцем из монашеской братии - «Совестными книгами».

Поэтому прежде чем утверждать, что в XII веке были песни в современном значении - приведите пример.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 14 сен 2025, 09:18

Тамара писал(а):Подводя итоги. По-моему, очевидно, что в самом тексте "Слова" 2 песнотворца из разных времен: Олегов, деда Игоря, песнотворец Боян и безымянный песнотворец Святослава, современник похода Игоря. Более поздний по времени опирается и цитирует более раннего. Но какое положение они могли занимать в тогдашнем обществе? Прямых фактов практически нет.

Подводить «итоги» можно только предоставив «доказательную базу», какой Вы не обладаете.
Где синтаксический разбор отрывка из которого следует, что Боян песнотворец Олега Гориславича, а не «старого времени Ярославова-Ольгова»?
Из какой «табакерки» выпрыгнул безымянный песнотворец Святослава? В этом отрывке второй не фигурирует ни двойственным числом, ни намёком, никак. Исключительно плод Вашего понимания отрывка на базе субъективного когнитивного представления, что Автор СПИ как-то относится к Ольговичам, если о них пишет.
Феодор Продром когда написал своё сатирическое произведение «Катамиомахия» тоже описывал события, как будто он там присутствовал, однако к котам и мышам не относился:

    «Хор
    Мне мудрым и пристойным представляется
    Поднять совместный плач о славном юноше.

    Супруга Креилла
    Разумно слово. Начинай рыдание!

    Хор
    Тебе начатки горести приличнее!»
    (из оного)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 14 сен 2025, 09:46

Тамара писал(а):Но, если вспомнить про надпись в Софии Киевской о купле-продаже Бояновой земли, то Боян похож на приближенного Олега. Относительно него есть хорошая версия Л.А.Никитина, что он был знатным обрусевшим болгарином (см.Энц.Сл.) Боян - имя болгарское. А безымянный песнотворец Святослава похоже, был уже церковным лицом. Из людей той эпохи, сведения о которых дошли до нас, на эту роль подходит, напр., "премудрый книжник Тимофей", в дальнейшем духовник Мстислава Удатного. Такую версию не исключал и Б.А.Рыбаков (см.Энц.Сл.).

Кем по социальному статусу были послухи продававшие землю княгине Всеволожей? Клирики Софии Киевской. Тот же Андрей Леонидович об этом писал:

    «В переводе и толковании С.А.Высоцкого первая группа, состоящая из священников («попы»), представлена людьми, названными то по имени, то по имени с отчествами. Между тем хорошо известно, что духовные лица, начиная с диакона и кончая патриархом, в древней Руси назывались только по имени. Высоцкий произвольно сгруппировал их имена, но оказался прав, выделив из общей массы «попина Якима», открывающего перечень свидетелей, однако не потому, что тот был якобы «сведенным епископом», а потому, что состоял благочинным (протоиереем) церкви св. Софии. Именно поэтому за ним по именам названы члены софийского клира, простые попы — Домило, Пантелей, Степан, Михаил, Данило, Марк и Семен. Исключение составляет среди них «Михалько», имеющий определение «нежьнович», которое отличало его от следующего за ним тезоименного попа Михаила указанием на молодость («Михалько») и, по-видимому, на целибат («неженович» = «неженатик»), который в то время допускался православной церковью...».
    —-
    Никитин А. Л. О купчей на «землю Бояню»// Герменевтика древнерусской литературы ХI-ХIV вв. Сб. 5. М., 1992, с. 350- 369
Проданная земля имела огромный размер и если была на балансе кафедрального собора, то принадлежать могла только значимому церковному иерарху, среди которых болгарских имен НЕТ. Но есть одно логичное объяснение такого имязамещения:

День памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю).

Иларион Киевский идеально подходит под года, когда эта земля была продана, став схимником Никоном Великим, он своё имущество оставлял церкви. Нельзя было бы сказать «земля Никона», схимники не имеют неддвижимости, но чтобы обозначить объект торговли придумали такое имязамещение.

Также, могу напомнить, что у Никона (Бояна из СПИ) по ЖФП была своя земля, которую он передал Феодосию Печерскому.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 15 сен 2025, 11:30

Андрей Леонидович много чего писал. Напр., Дива он считал не половецким божеством (для христианина дьяволом, чертом), а всего лишь аистом. Выражение "стяги глаголют" понимал в том смысле, что стяги у половцев стояли в виде буквы "Г" и тп. (см.Энц.Сл.). Тут хорошо подходят слова Гомера о том, что смертному быть отличным во всех делах невозможно. Далее. Все предлагаемые вами имязамещения выглядят слишком конспирологично.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 15 сен 2025, 18:51

Тамара писал(а):Андрей Леонидович много чего писал. Напр., Дива он считал не половецким божеством (для христианина дьяволом, чертом), а всего лишь аистом. Выражение "стяги глаголют" понимал в том смысле, что стяги у половцев стояли в виде буквы "Г" и тп. (см.Энц.Сл.). Тут хорошо подходят слова Гомера о том, что смертному быть отличным во всех делах невозможно.

Прежде всего А.Л. Никитин хороший текстолог и знаток древнерусского языка. Пользуйтесь его удобным для обработки летописных сообщений XII века изданием:

см. Никитин А.Л. «Текстология русских летописей XI — начала XIV вв. Выпуск 2. Южно-русское и Владимиро-Суздальское летописание XII в.»

Тамара писал(а):Все предлагаемые вами имязамещения выглядят слишком конспирологично.

Если не знать материал, то это "лучшее" возражение.
Никона, исходившего Русь от Киева до Тмуторокани, от Тмуторокани до Новгорода, от Новгорода до Киева и Тмуторокани и снова до Киева, не могли назвать Ходыной от глагола "ходити"?
Или Боян про которого никто не знает "вдруг" оказывается владельцем крупного церковного надела? В чём нестыковка?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 16 сен 2025, 08:45

Нестыковка в том, что "Слово" посвящено походу Игоря на половцев, а не хождению Никона по Руси, в ходе которого он приобрел "крупный церковный надел" и прозвище "Ходына". Пора переходить к новому месту.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 17 сен 2025, 08:17

Тамара писал(а):Нестыковка в том, что "Слово" посвящено походу Игоря на половцев, а не хождению Никона по Руси, в ходе которого он приобрел "крупный церковный надел" и прозвище "Ходына". Пора переходить к новому месту.

Надел относится к «Бояновой земле», а «Ходына стъ» - отношение к Бояну Автора.

А «песнь» о том, как Ольговичи, не принимая участие в общерусских походах, дружину погубили корысти ради. Автор же призывает «Мстиславово племя» к общерусским интересам - защите торговых путей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 17 сен 2025, 10:54

Итак, получается тот же вывод, что в "Слове" 2 песнотворца из разных времен: Боян и сам автор "Слова". Автор через " золотое слово Святослава" и на примере современного ему неудачного похода Игоря, призывает всех русских князей, не только мстиславичей, к единению. Единство будет, и торговые пути появятся.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 17 сен 2025, 12:06

Тамара писал(а):Итак, получается тот же вывод, что в "Слове" 2 песнотворца из разных времен: Боян и сам автор "Слова". Автор через " золотое слово Святослава" и на примере современного ему неудачного похода Игоря, призывает всех русских князей, не только мстиславичей, к единению. Единство будет, и торговые пути появятся.

Никакого единения в СПИ нет! Есть призыв к «Мстиславову племени» защитить «среброносные ручьи» Переяславля, загородить врата «Русской земли» ( = Киевской волости Рюрика по ряду 1180/81 года). Родного брата же Святослава и всю родню его полоцкой жены Автор призывает склонить стяги и вонзить мечи вредоносные, выпрыгнуть из «славы» их дедов - разжигателей усобиц.
Слава детей на чести отцов и дедов строится. Дед Ольговичей отдал Византии Тмуторокань, где он сидел византийским наместником «архонт и дука Таматархи и всей Хазарии», а его внуки теперь собрались «поискать ветра в поле», «поискать иголку в стоге сена» = «поискать» родовой город, отвоёванный у Руси для Византии их крамольным дедом.

Автор СПИ, действительно, считает себя «внуком» = последователем, продолжателем дела Бояна.

    «Того внуку. После слова того в Ар. и П. поставлено в скобках Олга. Это "Олга" Мусин-Пушкин вставил "для большей ясности речи" (по его собственному выражению). "Того внуку" мы понимаем как "потомку Бояна", т.е. позднейшему поэту...»
    ---------
    Орлов А.С. "Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, С.94
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 17 сен 2025, 13:44

Как же нет призыва к единению, если в "золотом слове Святослава" есть обращение и к Всеволоду Большое гнездо, и к Ярославу Галицкому, и к другим князьям не "мстиславова племени"?
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 17 сен 2025, 14:15

Тамара писал(а):Как же нет призыва к единению, если в "золотом слове Святослава" есть обращение и к Всеволоду Большое гнездо, и к Ярославу Галицкому, и к другим князьям не "мстиславова племени"?

ВСЕ они участвовали в усобице 1180/81 года на стороне "Мстиславова племени" ПРОТИВ Святослава и др. Ольговичей, оный никак их призывать не мог ни по обращению "господине" вместо "брате", ни по призыву прилететь издалека в Киев "злат стол" Юрия Долгорукого поблюсти.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 19 сен 2025, 10:28

Ваш довод можно охарактеризовать словами: не верь глазам своим. Если его воспринимать серьезно, то мы лалеко зайдем и вынуждены будем текст "Слова" признавать подделкой. Снова и снова призываю читать САМ текст.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5