Zinchenko_tanya » 26 мар 2020, 06:09
Здравствуйте ,Лемурий и краевед !
Не лепо ли ны бяшетъ, братие…
Слово « брат, братие» имеет несколько значений:
1)Брат – мужчина , каждый из сыновей в отношении к другим детям от тех же родителей .
2)Братья близнецы – дети одной матери и появившиеся на свет в результате одних родов .
3)Старший брат, тот кто родился раньше младшего брата .
4) Братие – люди принадлежавшие к одной общественной среде :
боевое братство – князь и старшая дружина.
5)Члены религиозного братства – монахи .
Определение в «Слове…», где брат каждый из сыновей. « И рече ему буй тур Всеволод: « Один брат один свет светлый ты Игорю, оба есве Светславличя.» Прежде чем рассказывать о Игоре и Всеволоде ,автор начинает повествование о других братьях « та преди песнь пояше старому Ярославу храброму Мстиславу иже зареза Редедю предъ плъкы касожескими .»В 1024 году между Мстиславом и его СТАРШИМ братом произошла война . « И пошли Мстислав с Ярославом друг на друга и была сеча сильна ...» Ярослав потерпел поражение и убежал к Новгороду. Мстислав послал за Ярославом говоря : « Садись в своем Киеве ты СТАРШИЙ брат,а мне пусть будет эта сторона Днепра…И разделили по Днепру Русскую землю.»( Повесть временных лет …) В сказках сохранился архаичный мотив несправедливого раздела братьями отцовского наследства. Сказочный сюжет точно отображает историческую ситуацию между « старым» (старшим братом ) Ярославом и младшим - храбрым Мстиславом .Старший брат отстаивает «свое место под солнцем»пытается устранить конкурента ,а младшему брату в сказках достается незначительная доля наследства . « Брат на брата – пуще супостата « Среди аллегорий в мировых религиях не существует более углубленного типа ,чем аллегория о двух братьях. Они несут такие качества ,как дуализм и представляют пару противоположностей : Озирис и Сет , Каин и Авель , Вритра и Индра. О двою брату о Тите и Евагрии (Слово 23 Печерский патерик ).Братья как общность являются конфликтующими силами тьмы и света и представляют собой пару противоположностей. Все эти примеры символизируют неизбежность существования противоположностей в дуалистической сфере проявления.»
Тема сотрудничества, взаимовыручки , любви раскрывается в образах братьев Игоря и Всеволода .. Такие отношения свойственны братьям – близнецам . В « Ригведе» такими братьями представлены Ашвины -«обладающий конями» . В «Слове… « Садись брате на свои бръзыи комони.»
.Ашвины принадлежат к небесным божествам и связаны с предрассветными и вечерними сумерками. Ашви́ны — божества, символизирующие рассвет и закат.
В «Слове…» Игорь выступает в поход вечером « Солнце ему тьмою путь заступаше …» и появляется на заре « Долгая ночь меркнет заря свет запала .»
«Ашвины сравнивают с птицами (орёл, гуси), быками, буйволами, газелями. Позднейшая иконография уточняет эти описания Ашвинов.»В « Слове …» буй тур Всеволод.В « Ригведе» одного из братьев Ашвинов называли Дасра ( светлый дар), а Игорь « один брат свет светлый …».
« Главная особенность Ашвинов — парность[; и, хотя Ашвины — близнецы, иногда указывается, что они родились порознь.». В образе Ашвинов, по всей вероятности, нужно видеть следы древнего индоевропейского культа близнецов. Ашвины близки древнегреческим Диоскурам, сыновьям Зевса. Как и Ашвины, они связаны с конями, сменой дня и ночи… в «Ригведе», позже Насатьей называли одного из близнецов, другого называли Дасра («светлый дар»). Исходя из популярной этимологии, имя Насатья трактуется как на+асатйа «не лживый»="истинный".»
Жорж Дюмезиль проводит параллель между Ашвинами, греческими Диоскурами и скандинавскими близнецами Фрейром и Фрейей, считая всех их олицетворением третьей общественной функции — плодородия и благополучия. Все эти мифологические образы божественных близнецов, по мнению Дюмезиля, восходят к общеиндоевропейским временам.»
« Ашвины символизируют собой эту трансформацию от двойственности к единению. Более высокие уровни знания парадоксальны. Обычные средства постижения действительности на этих уровнях преодолеваются, а все формы частного знания объединяются в светоносное Сознание.» «Миф о братьях оказывается хорошей площадкой для всего бинарного символизма и трактуется как ситуация абсурда, т. е. код братьев интерпретируется в качестве бинарной организации в полном противоречии с очевидным единством – тождеством .»
Татьяна