краевед писал(а):Можно сделать вывод. что "Слово" было написано позже того. как появились летописные рассказы о походе. Б.И.Яценко сделал вывод. что в риторической речи летописца: "и тако въ день Святого Воскресения... место желю нареце каялы" речь идет не о реке Каялы, а о неком символическом упоминании места гибели названное Каялы.
Уважаемый краевед, именно так. Только вопрос когда написано. Некоторые считают что только после объединения сводов в 1200-м. Рыбаков и Франчук видят в летописях, начиная с 1147 года, язык, слова и выражения сходные. По контексту СПИ не могло быть написано позже смерти Осмомысла, к которому обращается Автор к живому, глаголами настоящего времени:
Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! Высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота, меча времены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная.
◊ Сѣдиши — 2-е л. ед. ч.
наст. вр.«Подпирал» Галич железными полками Королевский путь до зимы 1188/89 гг, когда Бела III захватил галицкие города по обе стороны Карпат: Перемышль на болони реки Сан и Плесненск - ключевые города - склады торгового пути из Регенсбурга (нѣмци) - Прагу (морава) в Киев.
Летописи нельзя было купить, доступ к «совестным книгам» был только у монашеской братии, ведущей летописи и князей. В первой же строке местоимением НЫ (=нам) Автор причисляет и себя к этой летописной братии. Поэтому у него был доступ к разным версиям похода Игоря и до 1200.
Что касается гидронима Каяла, то ещё Дмитриев писал, что это производная
от глагола каяти. С этим даже спорить не стоит, ибо так и есть. Каяла и река Трубеж, с которой Святополк полелеял меж угорскими иноходцами своего отца (=тестя) Тугоркана и река Сюурлий - место поражения Игоря.
Текстологов единицы, а таких как Шахматов, Присёлков, Бережков и вовсе нет и, наверное, уже не будет, к сожалению. Попробуйте воспользоваться поиском по
Грамматический анализ Киевской летописи.