Лемурий писал(а):краевед писал(а):...автор только обращается к "братии" о желании написать повесть о полку Игореве, а она оказывается уже написанной ранее...
Сперва, уважаемый краевед, были написаны летописные версии Лавр. и Ипат. о походе Игоря к 1188 году уже были написаны, но «нелепо» в стиле «старых словес героических повестей» временных лет, стилем, задуманным основателем русского летописания Никоном (Бояном) с прямой речью участников событий, которые летописцы «вспоминали», прикладывая слух к бывшим между цесарями ратями.
Недавно на «Спасе» была передача о СПИ:
«Слово о полку Игореве». Кто автор величайшего памятника русской словесности?//«Вечность и время», Александр Ужанков, Борис Костенко
Всё начинает правильно и про то, что Автор напрямую переводит с греческого, и что «княже» + «господине» традиционное обращение к князьям церковных иерархов, и то, что писал великий книжник, использующий редкие церковные книги, но как касается времени написания то тут у них как у Н.С.Демковой как затмение какое-то, что раз Киевский свод был составлен в 1200 году Моисеем, то раньше этого года летописи не писали. При этом А.Н. Ужанков упоминает работы Б.А.Рыбакова, который как раз писал о сходстве языка СПИ и летописца «Мстиславова племени» с 1146 года. Позже его поддержит В.Ю. Франчук:
Франчук В. Ю. Мог ли Петр Бориславич создать «Слово о полку Игореве»?: (Наблюдения над языком «Слова» и Ипатьевской летописи) // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 77—92
Разве они пишут о создании летописи в 1200 году? Нет, они пишут о сподвижнике Изяслава Мстиславича, но между Климентом Смолятичем и Петром Бориславичем выбирают «окаянного» боярина. А «совестные книги» на Судный День князьям мог писать ТОЛЬКО клирик.
Летописи дополнялись ежегодно, по смерти князей им писали панегирики, вот и вставка Моисеем в Киевский свод 1200 года из Галицкой летописи оказалась сдвинутой на год - смерть Ярослава Осмомысла, свадьба Верхуславы, возвращение Владимира Игоревича из плена - события 1188 года записаны под 1187 по незнанию переписчика.
Уважаемый Лемурий, в том, что Петр Бориславич не мог быть автором такого произведения как "Слово" я с Вами солидарен. Видимо, для науки важна более только чисто теоритическая связь между летопиными сообщениями, приписываемые Петру Бориславичу совершенно игнорируя морально - этические принципы, которые даже при убедительной аргументации не вызывают особого желания вообще рассматривать Петра Бориславича как кандидата на авторство "Слова". Невозможно видеть автором такого проникновенного произведения как "Слово" предателя своего князя, при непосредственном участии которого был захвачен Киев и восседающего на ворованном коне.
Относительно начальной фразы "Слова" в статье В.Ю.Франчук. Мог ли Петр Бориславич создать "Слово о полку Игореве"отмечается (С. 83) : "Употребление в "Слове..." вспомагательного глагола "быти" в прошедшем времени со значением "было бы" отмечено А.И.Соболевским: "пети было песне Игореве того внуку"; "Чи ли въспети было вещии Бояне Велесовъ внуче"; "Не лепо ли ны,бяшетъ братие, начати старыми словесы трудныхъ повестии о полку Игоря Игоря Святъславлича". А ведь при таком переводе или взгляде на грамматическое построение фразы уже следует говорить о сослагательном наклонении - Не хорошо ли нам было бы братие, начать...".
Что - то и кандидатура игумена Моисея на авторство "Слова", предложенная А.Н.Ужанковым не вызывает у меня особой поддержки. И речь здесь не в самой датировке "Слова", а в отношении автора к Рюрику Ростиславичу и его брату Давыду. Многие исследователи замечали, что автор довольно негативно относится в "Слове" к обоим Ростиславичам: "не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша"; "Сего бо ныне сташа стязи Рюриковы а друзии Давыдовы. Нъ рози нося имъ хоботы пашуть копия поютъ". Что - то не видно в этих строках похвалы, скорее они написаны с осуждением. Совершенно выступает это диссонансом к Похвальному Слову Моисея Рюрику по поводу сооружения подпорной стены Выдубицкого монастыря. "Похвальное слово Моисея" и "Слово о полку Игореве" писали совершенно разные люди и в разное время. У меня есть догадки, что в написании "Слова" мог принять участие Митуса в 1240 г.