Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение sasha a » 13 июн 2021, 18:27

Лемурий писал(а):Речь была изначально: должна ли была православная княжна отказываться от своей веры, выходя замуж за половецкого хана. Ответ очевиден: НЕ должна....Или Вы считаете, что православные должны были бы принимать новую веру как католики и православные в династическом браке.


Не так быстро, уважаемый Лемурий.

Все зависило от условий династического брака.
Русская княжна не должна была менять вероисповедание, ЕСЛИ
1) брак не предусматривал сожительства супругов и рождение детей
2) жених не был заинтересован в приданом невесты.

Православная церковь запрещает иноверцам входить в церковь. Как иноверец не мог войти в церковь, так он не мог овладеть православной женой.
НО без консуммации брака муж не получал юридического права распоряжаться жениным приданым.
Так, княжна Елена Иоанновна, выходя замуж за вел.кн. Александра, должна была остаться в своей вере, о чем особо говорилось в брачном договоре. Ей было запрещено менять "порты" (одеваться по европейской моде), при ней находились специальные бояре, которые строго следили за соблюдением закона. Ее приданое осталось нетронутым, оно хранилось в монастыре и было вскрыто для аудита после ее смерти. Детей в браке не было, хотя ходили слухи о рождении у нее внебрачной дочери

На таких условиях ни один из половецких ханов не захотел бы иметь в своем гареме православную княжну-бесприданницу.

Лемурий писал(а):Например, Анна Французская дочь Ярослава Мудрого Agnès de Russie принимала ли католичество? По идее, должна была, как Ингигерда, жена Ярослава Мудрого, православие под именем Ерины (СЗБ). В любом случае, переход из одной концессии в другую сопровождался изменением имени, если мы о такой перемене не знаем, то и говорить о совершённом переходе не можем.


Переход в иное вероисповедание может осуществляться тремя способами
- через таинство Крещения
- через таинство Миропомазания
- через таинство Покаяния

Смена имени происходит при Крещении. В других случаях имя не переменяется. Анна приняла католичество через Миропомазание во время свадьбы и одновременной коронации (так, например, поступили во время свадьбы царя Дмитрия и Марины Мнишек. Марина приняла православие через Миропомазание, как царица, и имя не переменила).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 июн 2021, 23:51

sasha a писал(а):Русская княжна не должна была менять вероисповедание, ЕСЛИ
1) брак не предусматривал сожительства супругов и рождение детей
2) жених не был заинтересован в приданом невесты.

Ай да sasha a, ай да молодец! Бесценно было бы и ссылку получить, но с учётом, что мы рассматриваем не законодательство XVв, а обычаи XI-XII-го. Да и если Башкорд был язычник разве нужны ли ему были православные обряды, права на наследство? Он в степи хозяин, у него другие приоритеты. Он получил в жены княжну и стал отчимом её сыну.

sasha a писал(а):Переход в иное вероисповедание может осуществляться тремя способами

- через таинство Крещения
- через таинство Миропомазания
- через таинство Покаяния

Смена имени происходит при Крещении. В других случаях имя не переменяется. Анна приняла католичество через Миропомазание во время свадьбы и одновременной коронации (так, например, поступили во время свадьбы царя Дмитрия и Марины Мнишек. Марина приняла православие через Миропомазание, как царица, и имя не переменила).

Ну, тут лишь охватывает гордость, что Вы среди моих знакомых/друзей. Этим вопросом ранее не интересовался, но был бы признателен за ссылку на исследовательские материалы по этой теме.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Въ Кіевѣ на горахъ

Сообщение Лемурий » 14 июн 2021, 01:02

А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ

Интересную библейскую параллель к этому отрывку увидел Перетц 1930:305

Перетц Владимир Николаевич «Слово о полку Игореве» и древнеславянский перевод библейских книг // ИпоРЯС. 1930. Т. 3, кн. 1. С. 289—309.

    "22 На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства..."(Иез. 37:22)
Хороший намёк книжника, с учётом того, что на момент написания в сентябре 1188 в Киеве был дуумвират, а Автор СПИ был явно на стороне Мстиславичей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение sasha a » 14 июн 2021, 05:28

Лемурий писал(а):Этим вопросом ранее не интересовался, но был бы признателен за ссылку на исследовательские материалы по этой теме.


Все еретики разделяются на три рода: к первому принадлежат те, которые не веруют во Святую и Единосущную Троицу и не совершают троякого погружения в воду при крещении; их, равно как и язычников и магометан, должно крестить, как повелевает 19-е правило первого вселенского собора. Второго рода еретики суть те, которые веруют в Бога в Троице единого и крещаются троекратным погружением, но имеют свои заблуждения и ереси, и кроме крещения или совсем не признают других таинств, или, совершая другие таинства неправильно, отвергают св. миропомазание. Их крестить не должно, потому что они крещены; но после отречения их от своих ересей и исповедания православной веры должно присоединить их к церкви посредством таинства миропомазания, как предписывает 7 правило второго вселенского собора. Третьего рода еретики, называемые отступниками, содержат все семь таинств, равно как и миропомазание, но, отделившись от единства св. православной церкви, дерзают примешивать к чистому исповеданию веры свои заблуждения, противные древнему учению св. апостолов и отцов церкви, вводят многие пагубные мнения в церковь и, отвергая древние благочестивые обряды церкви, устанавливают новые обычаи, противные духу благочестия. Таковых во второй раз мы не крещаем и не помазываем св. миром; они после отречения от своего отступничества и раскаяния во грехах своих исповедуют символ православной веры и очищаются от грехов своих молитвами и святительским разрешением.»


Подробнее в справочнике Булгаков С.В. Настольная книга для священослужителей. Киев, 1913.
Раздел "Принятие в Православную церковь"
Там все ссылки на решения Вселенских соборов и др. источники.
Читать - здесь: http://www.odinblago.ru/nastolnaya_kniga_1/

Кстати, в тексте сказано, что несториане принимаются в лоно православной церкви через таинство Покаяния. С. 1012.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение sasha a » 14 июн 2021, 06:03

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):Русская княжна не должна была менять вероисповедание, ЕСЛИ
1) брак не предусматривал сожительства супругов и рождение детей
2) жених не был заинтересован в приданом невесты.

Ай да sasha a, ай да молодец! Бесценно было бы и ссылку получить, но с учётом, что мы рассматриваем не законодательство XVв, а обычаи XI-XII-го.


Вот интересная статья. Назаренко А. "Зело неподобно правоверным". Межконфессиональные браки на Руси в XI-XII вв.

Порядок проведения свадебного венчания (4 разновидности) указан в Домострое.
Кое-что пришлось разрабатывать самой:
Таймасова Л.Ю. Дипломатический этюд времен Ливонской войны: скандальная свадьба в Новгороде
См. стр. 19 и ниже ("Чья власть, того и вера")

Интересно, что Таинство венчания могло совершиться в отсутствие жениха, через посредника, или «ходатая». Согласно Кормчей книге, «Муж во отшествии си от дому своего, может ходатаем или посланием писания, сиречь грамотами, брак сотворити и жену в дом свой привести» (Глава 49, грань 4, стих 5).

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):. Да и если Башкорд был язычник разве нужны ли ему были православные обряды, права на наследство? Он в степи хозяин, у него другие приоритеты. Он получил в жены княжну и стал отчимом её сыну.


Ну, значит, взял в жены русскую княжну по большой любви. Этот брак считать династическим нет оснований.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 июн 2021, 15:54

sasha a писал(а):
«Третьего рода еретики, называемые отступниками, содержат все семь таинств, равно как и миропомазание, но, отделившись от единства св. православной церкви, дерзают примешивать к чистому исповеданию веры свои заблуждения, противные древнему учению св. апостолов и отцов церкви, вводят многие пагубные мнения в церковь и, отвергая древние благочестивые обряды церкви, устанавливают новые обычаи, противные духу благочестия. Таковых во второй раз мы не крещаем и не помазываем св. миром; они после отречения от своего отступничества и раскаяния во грехах своих исповедуют символ православной веры и очищаются от грехов своих молитвами и святительским разрешением.»

Подробнее в справочнике Булгаков С.В. Настольная книга для священослужителей. Киев, 1913.
Раздел "Принятие в Православную церковь"
Кстати, в тексте сказано, что несториане принимаются в лоно православной церкви через таинство Покаяния. С. 1012.

Спасибо, дорогая sasha a, за ценный источник, с подобным работал по облачению священнослужителей, но этот более полный. Кстати, если несториан причислили к третьему разряду, то расхождения в вероисповедании минимальные, исключительно в обычаях.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 июн 2021, 22:25

sasha a писал(а):Порядок проведения свадебного венчания (4 разновидности) указан в Домострое.
Кое-что пришлось разрабатывать самой:
Таймасова Л.Ю. Дипломатический этюд времен Ливонской войны: скандальная свадьба в Новгороде

Есть два замечания автору статьи:

1.
    "Согласно представлениям православной веры, во время венчания муж-христианин символизировал собой самого Христа, а жена христианка – святую церковь Христову. Как иноверец не мог войти в святую церковь, так и муж, исповедовавший другую веру, не мог овладеть своей женой. Традиции же требовали, чтобы брачная ночь состоялась, и молодая жена сменила кику на кокошник. В противном случае брак носил фиктивный характер, и супруг не получал юридических прав на владение приданым.
    Так, великий князь Литовский Александр Казимирович, исповедовавший Католичество, лишился приданого своей жены великой княжны Елены Ивановны потому, что их брак, совершившийся в Вильне (Вильнюсе) в 1495 г., не получил для невесты завершения по православному чину и консуммация брака не состоялась..."
    (Указ. соч. С.106)
Где ссылка на такую традицию?

2. Жена никогда "церковь" не символизировала.

(СДЗ) Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей» = (Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве..."

Христос - глава Церкви, а не жена. Муж - глава семьи, а жена - плечи (шея) мужа, куда повернёт шея - туда и голова смотрит.

XV и XI-XII вв законодательство было разное. Вспомним Ингигерду (ум. 1050), поменявшую веру и ставшую после крещения Ириной (Ериной в СЗБ). Ни Ярослав Мудрый получал "приданное своей жены", а он сам дал ей в свадебный дар как вено (плату за невесту) землю Ingermanland (Старую Ладогу - Aldeigjuborg и прилегающие земли).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение sasha a » 15 июн 2021, 01:24

Лемурий писал(а):Есть два замечания автору статьи:
.


1) Такая традиция вытекает из свадебных чинов, указанных в Домострое, где отводится важное место обряду "вскрытия" молодой жены после первой брачной ночи. Только после соблюдения этого обряда отец невесты благословляет молодых иконой и жалует их вотчиной и людьми.


2) Если обратиться не к вторичному источнику - СДЗ, а к первичному - Посланию к Ефесянам, то все становится на свои места:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. (Еф. 5:22-33).


Как видим, здесь муж уподобляется Христу, а жена - Церкви.

P.S.
XV и XI-XII вв законодательство было разное. Вспомним Ингигерду (ум. 1050), поменявшую веру и ставшую после крещения Ириной (Ериной в СЗБ). Ни Ярослав Мудрый получал "приданное своей жены", а он сам дал ей в свадебный дар как вено (плату за невесту) землю Ingermanland (Старую Ладогу - Aldeigjuborg и прилегающие земли).


Гугл говорит, что "Судя по «Сагам об Олафе Святом» Снорри Стурлусона, по брачному договору принцесса Ингигерда получила в приданое город Альдейгаборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, а посадником (ярлом) Ладоги (Альдейгаборга) по просьбе Ингигерды был назначен ярл Вестергётланда Рёгнвальд Ульвссон, её родственник по материнской линии".
Т.Н.Джаксон. О Скандинавских браках Ярослава Мудрого и его потомков.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 16 июн 2021, 00:02

Лемурий писал(а):
краевед писал(а): Судя по количеству войска, собранного Игорем для похода, оно было бы неизмеримо мало против воинов Кончака. Скорее всего поход мог быть направлен на более малочисленный состав половцев. каковыми могли быть половцы Поорельские...

А как же, уважаемый краевед, похвальба Игоря переломить копьё в конце поля половецкого?

    «прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем...»(Пс.45:10)
Похвальба равносильная пройдём территорию до конца и уничтожим оружие за ненадобностью, окончательно уничтожив врага. Подробно здесь.

Аналогичная похвальба в Лавр. версии похода, не надо только одну из версий похода на веру брать, а другую отбрасывать, войско было многочисленное. По Татищеву только пленных 5000.

    «Братья наша ходили с Святославомъ, великим князем, и билися с ними, зря на Переяславль, а они сами к ним пришли, а в землю ихъ не смѣли по них ити. А мы в земли их есмы, и самѣхъ избили, а жены их полонены, и дѣти у насъ. А нонѣ поидемъ по них за Донъ и до конця избьемъ ихъ…»(Лавр.1186)

Вопрос о количестве воинов, принявших участие в П., решается исследователями достаточно приблизительно, на основании общих соображений и летописных сведений о численности войск в др. походах рус. князей. Оценки колеблются гл. образом в пределах 4—9 тысяч воинов (Афанасьев. Вероятный путь... — ок. 4 тыс.; Федоров. Кто был автором... С. 27—28 — 6—8 тыс.; Гетманец. Тайна реки... 1-е изд. С. 93; 2-е изд. С. 59, 99 — 6—8 тыс.; Гойгел-Сокол. «Слово...». С. 152 — 4—9 тыс.; Грум-Гржимайло. О битве... С. 25—5 тыс.; Иванов А. «Тули отворени...». С. 181 — 6—8 тыс. и др.), что примерно соответствует сведениям Татищева о том, что в результате поражений рус. войск на Каяле половцы «многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5000» (История Российская. Т. 3. С. 136). По мнению Б. Зотова, высказанному без какой-либо аргументации, в П. принимало участие 10—14 тысяч воинов (Шел к синему морю. С. 53).
------
А.Г. Бобров А. Г. Поход Игоря Святославича на половцев 1185 г.// Энциклопедия СПИ в 5 т., СПб., 1995. Т. 4., С. 160—169


Уважаемый Лемурий, относительно фразы "Слова": "Хощу бо рече копие приломити конецъ поля половецкого" придерживаюсь взгляда на толкование этой фразы А.Л.Никитиным: "выражение "приломить копье", т.е. ликвидировать возможность продолжения боевых действий. было этикетной формулой заключения мира, тем более, что указывалось, где это должно произойти: не в Поле. а на границе. Существование схожего обычая отмечено и в русско - литовских летописях под 1375 г., где Ольгерд, заключая мир с московским князем Дмитрием Ивановичем выговаривает себе право "копье о стену замковую сокрушити", что. наряду с заключением мира. подчеркивает характер его "завоеванности".
Никитин А.Л. Основания русской истории// М., Аграф, 2001, С. 451
Речь идет о желании Игоря о символическом завоевании половецкой земли. Конечно же, речь может идти не о завоевании всех земель половцев. а конкректных земель одного из половецких родов посредством преломления копья о земли половцев в начале половецкого поля. а не в конце его. "Завоевание" носит мирный характер, соответственно и поход в половецкую степь по "Слову" имел не боевые намерения.
Даже предположение о наличие до 14.000 воинов в войске Игоря не дает оснований на категоричное утверждение. что поход 1185 г. был направлен на Кончака.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 16 июн 2021, 01:46

sasha a писал(а):1) Такая традиция вытекает из свадебных чинов, указанных в Домострое, где отводится важное место обряду "вскрытия" молодой жены после первой брачной ночи. Только после соблюдения этого обряда отец невесты благословляет молодых иконой и жалует их вотчиной и людьми.

Домострой - сборник нравственных поучений XVIв, скомпилированный Сильвестром для царя из аналогичных поучительных византийских и европейских сборников. Мы же рассматриваем не поучения, а законодательную базу XI-XIIвв.

sasha a писал(а):2) Если обратиться не к вторичному источнику - СДЗ, а к первичному - Посланию к Ефесянам, то все становится на свои места:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. (Еф. 5:22-33).


Как видим, здесь муж уподобляется Христу, а жена - Церкви.

Соглашусь и лишний раз убежусь, что Истина рождается именно в споре. Как Христос венчает Церковь, так и муж (голова) жену (плечи) - метафора из СПИ.

sasha a писал(а): "Судя по «Сагам об Олафе Святом» Снорри Стурлусона, по брачному договору принцесса Ингигерда получила в приданое город Альдейгаборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, а посадником (ярлом) Ладоги (Альдейгаборга) по просьбе Ингигерды был назначен ярл Вестергётланда Рёгнвальд Ульвссон, её родственник по материнской линии".
Т.Н.Джаксон. О Скандинавских браках Ярослава Мудрого и его потомков.

Справедливости ради замечу, что не все с этим согласны:

:arrow: Глазырина Г.В. Свадебный дар Ярослава Мудрого шведской принцессе Ингигерд (к вопросу о достоверности сообщения Снорри Стурлусона о передаче Альдейгьюборга/Старой Ладоги скандинавам)

Но больше верю сагам, поскольку:
1. Ярослав чем-то переманил Ингигерд от Олафа II, с которым у них была назначена свадьба.
2. Старая Ладога (Альдейгьюборг) - ключевой порт Волжского серебряного пути, где скандинавы меняли морские драккары на речные суда, способные проходить пороги.
3. В СПИ Боян обращается к Ингигерде (хоти кагана, очевидно, Ярослава по СЗБ) «Коганя хоти, тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы» тяжко мужу без жены, так и жене без мужа, т.е. супруги живут поодаль.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 16 июн 2021, 02:06

краевед писал(а):...относительно фразы "Слова": "Хощу бо рече копие приломити конецъ поля половецкого" придерживаюсь взгляда на толкование этой фразы А.Л.Никитиным: "выражение "приломить копье", т.е. ликвидировать возможность продолжения боевых действий. было этикетной формулой заключения мира, тем более, что указывалось, где это должно произойти: не в Поле. а на границе. Существование схожего обычая отмечено и в русско - литовских летописях под 1375 г., где Ольгерд, заключая мир с московским князем Дмитрием Ивановичем выговаривает себе право "копье о стену замковую сокрушити", что. наряду с заключением мира. подчеркивает характер его "завоеванности".
Никитин А.Л. Основания русской истории// М., Аграф, 2001, С. 451
Речь идет о желании Игоря о символическом завоевании половецкой земли. Конечно же, речь может идти не о завоевании всех земель половцев. а конкректных земель одного из половецких родов посредством преломления копья о земли половцев в начале половецкого поля. а не в конце его. "Завоевание" носит мирный характер, соответственно и поход в половецкую степь по "Слову" имел не боевые намерения.

Вы, уважаемый краевед, упускаете очевидный библеизм. Не о первое препятствие копьё переломить, не в середине поля, а именно в конце:

    «прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем...»(Пс.45:10)
Преломил копьё (= уничтожил оружие) когда завоевал ВСЁ вражеское пространство. Подробно см.

:arrow: Добродомов И.Г. К символике действий с копьем в "Слове о полку Игореве"// Вестник Литературного института им. А.М. Горького, М. 2014, №1, С.6-9

краевед писал(а):.Даже предположение о наличие до 14.000 воинов в войске Игоря не дает оснований на категоричное утверждение. что поход 1185 г. был направлен на Кончака.

Многовато для "свадебного" похода, но мало для завоевания византийской Матархи (Тмуторокани) и крохи для завоевания ВСЕГО поля половецкого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение sasha a » 16 июн 2021, 06:37

Рада, что смогла в чем-то помочь.

Лемурий писал(а):Домострой - сборник нравственных поучений XVIв, скомпилированный Сильвестром для царя из аналогичных поучительных византийских и европейских сборников. Мы же рассматриваем не поучения, а законодательную базу XI-XIIвв.


Домострой появился не на пустом месте. В его основе -опыт предыдущих поколений.
Русский брачный обряд был сформирован уже к 11 веку, о чем свидетельствует Устав князя Ярослава в его пространной редакции (12 век), где содержится следующая статья:
Аще кто иметь красти сватебное (Свадебное приданое - СА) и сгородное (Подарки невесте на сговоре, видимо - вено - СА) — все митрополиту[

http://xn--e1aaejmenocxq.xn--p1ai/node/13620#ref-45

Таким образом, уже в древности свадебный обряд распадался на две фазы - сговор (обручение) и собственно свадьба (Домострой не соврал). Не вызывает сомнений, что и процедура передачи мужу юридических прав на приданое жены через консуммацию брака и обряд "вскрытия" невесты также была разработана на заре истории Киевской Руси.

P.S. Интересно, что сама Глазырина считает этот эпизод из Саги - о передаче вено/приданого Ингигерде Старой Ладоги - неправдоподобным

Применительно к русскому материалу можно заключить, что сообщение «Саги об Олаве Святом» о передаче князем Ярославом Мудрым Альдейгьюборга / Старой Ладоги в качестве свадебного дара шведской принцессе Ингигерд как условии заключения династического брака вряд ли является достоверным, поскольку противоречит данным об имущественно-правовом состоянии общества Скандинавии и Руси в начале XI в
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 июн 2021, 13:16

Здравствуйте , Лемурий!
Исследователи«Слова о полку Игореве» главной темой считают патриотизм, « именно на нем основан и сюжет произведения, и его основная мысль»..
«.А главная идея и суть "Слова о полку Игореве" - это стремление к единству Руси, к объединению князей и народа против внешних врагов.»
Что такое патриотизм? Любовь к Родине, к Русской земле.
По тексту « Слова…»после призыва о помощи «Загородите полю ворота
своими острыми стрелами
за землю Рускую» , ни один из князей не пришел на помощь , не противостоял на своих границах войскам половцев . Одни Ольговичи вышли с войском , да прождали Давыда и опоздали на битву с ворогом «Донъ ти, княже, кличетъ
и зоветь князи на победу.
Олговичи, храбрыи князи, доспели на брань...». «Святослав задержался ,ожидая Давыда со смоленцами .И так опоздали князья русские и не догнали половцев.»
Это не патриотизм , а государственная измена . Не было объединения князей против внешних врагов и тем более патриотизма .
Так какую же тему считать главной в «Слове…»? Каков тот основной вопрос , который ставит перед собой автор , и основное утверждение, которое Боян доказывает на протяжении всего текста ? Чтобы найти главную тему, нужно отыскать в тексте ключевые фразы, в них автор вкладывает особую силу. Стартовое событие указывает на точку запуска процесса :
«Тогда Игорь възре
на светлое солнце
и виде отъ него тьмою
вся своя воя прикрыты.
И рече Игорь
къ дружине своей:
"Братие и дружино!
Луце жъ бы потяту быти,
неже полонену быти;»
Свидетельствует рассказ о затмении в Ипатьевской летописи: "... Игорь жь возревъ на небо и виде солнце стояще яко месяць. И рече бояромъ своимъ и дружине своеи: "Видите ли? Что есть знамение се?" Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: "Княже! Се есть не на добро знамение се." Игорь же рече: "Братья и дружино! Таины Божия никто же не весть, а знамению творець Богъ и всему миру своему! А намъ что створить Богъ, или на добро или на наше зло, а то же намъ видити."
Затмение описано в Лаврентьевской летописи: "Месяця мая въ 1 день на память святаго пророка Иеремия, в середу на вечерни, бы знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человекомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко месяць, из рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье Божье..."
И в Ипатьевской летописи и Лаврентьевской астрономические явления на солнце связаны с «Тайной Божия», и «знаменьем Божьем».
В чем тайна Божия? Что хотел сказать Бог данным знамение воинам , прикрытыми тьмою ? Ответ на вопрос и есть главная тема «Слова…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 июн 2021, 01:14

sasha a писал(а):Таким образом, уже в древности свадебный обряд распадался на две фазы - сговор (обручение) и собственно свадьба (Домострой не соврал). Не вызывает сомнений, что и процедура передачи мужу юридических прав на приданое жены через консуммацию брака и обряд "вскрытия" невесты также была разработана на заре истории Киевской Руси.

Где написано про "вскрытие невесты" до свадьбы? Во время "сговора" (обручения) сваты и отец невесты определяли размер вено или приданного. "У вас товар, у нас купец". В каждом случае индивидуально.

sasha a писал(а):P.S. Интересно, что сама Глазырина считает этот эпизод из Саги - о передаче вено/приданого Ингигерде Старой Ладоги - неправдоподобным

Больше Мельниковой в этом вопросе верю, а эту статью привёл как альтернативное мнение. Ярослав должен был пойти на уступки. Ключевой город Старая Ладога (Альдейгьюборг) - хорошее предложение в качестве вено, причём речь не об отчуждении города, а о праве княжения там ярла Рёгнвальда Ульвссона - двоюродного брата Ингигерд. Дань же от города поступала в казну Ярославу Мудрому:

    "Рёгнвальд Ульвссон был ярлом над Альдейгьюборгом; они с Ингигерд княгиней были детьми сестер. Он был великий вождь и обязан данью Ярицлейву конунгу, и дожил до старости. И когда Олав Святой Харальдссон был в Гардарики, был он у Рёгнвальда Ульвссона и между ними была самая большая дружба, потому что все знатные и славные люди очень ценили Олава конунга, когда он был там, но всех больше Рёгнвальд ярл и Ингигерд княгиня, потому что они любили друг друга тайной любовью..."
    ---
    https://norse.ulver.com/src/konung/eymu ... #_ednref57
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 17 июн 2021, 01:44

Рады снова видеть Ваше участие в обсуждениях, Татьяна!

Zinchenko_tanya писал(а):Исследователи«Слова о полку Игореве» главной темой считают патриотизм, « именно на нем основан и сюжет произведения, и его основная мысль»..
«.А главная идея и суть "Слова о полку Игореве" - это стремление к единству Руси, к объединению князей и народа против внешних врагов.»

Это избитая фраза историков-марксистов, цитирующих классика:

    "Весьма жалкой книгой является: Эйххоф «История языка и литературы славян». Париж, 1839... Субъект этот приводит также образцы славянской национальной поэзии в подлинниках наряду с французским переводом. Среди них я и нашел поход Игоря. Суть поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ. Примечательно одно место в поэме: «Вот готские красавицы запевают свои песни на берегу Черного моря». Выходит, что геты, или готы, праздновали победу тюркских половцев над русскими. Вся песнь носит героически-христианский характер, хотя языческие элементы выступают еще весьма заметно..."
    ----
    Письмо Маркса Энгельсу в Манчестер от 5.03.1856 [Лондон]// Полн. собр. соч. К.Маркса и Ф.Энгельса, изд.2, Т.29, М.,1962, С.16
Автор обращается ТОЛЬКО к представителям "Мстиславова племени" и их союзникам.

    "Автор не назвал в своих призывах ни одного "Ольговича" из родичей Святослава, и перечислил девять родичей Рюрика, которых он призвал "загородить ворота"...
    Порядок обращения к князьям строго подчинен принципу генеалогического старшинства. Личного обращения Святослава здесь, безусловно, нет, так как цесарь Руси не мог называть "господином" ни Ярослава Галицкого, ни Рюрика с провинившимся Давыдом. Однако призывы адресованы почти исключительно представителям "Мстиславова племени", где старшим в то время был Рюрик, соправитель Святослава. К "злодеям Мстиславичей" туровским князьям "Слово о полку Игореве" не обращалось, как не обращалось к потомкам "мачешича" (боковой ветви Мстиславичей), тоже враждебного основным Мстиславичам. Эту выборность следует учитывать..."

    -------
    Рыбаков Б.А. ПЕТР БОРИСЛАВИЧ. Поиск автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, С. 131-132

Zinchenko_tanya писал(а):Одни Ольговичи вышли с войском , да прождали Давыда и опоздали на битву с ворогом «Донъ ти, княже, кличетъ и зоветь князи на победу.
Олговичи, храбрыи князи, доспели на брань...».

В СПИ "доспели на брань" это ИРОНИЯ. Во все предыдущие общерусские походы они только обещали доспеть, но на брань так и не доспевали. А тут доспели и все живыми в плен попали. НИКОГО не осталось из Ольговичей кроме Святослава и его брата. К которому Автор тоже обращается, но не с призывом о помощи, а с призывом сложить свои стяги и вонзить мечи вредоносные, выпрыгнуть из "славы" дедов - разжигателей усобиц Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого, о которых ретроспективное упоминание в СПИ.

Zinchenko_tanya писал(а):Затмение описано в Лаврентьевской летописи: "Месяця мая въ 1 день на память святаго пророка Иеремия, в середу на вечерни, бы знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человекомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко месяць, из рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье Божье..." И в Ипатьевской летописи и Лаврентьевской астрономические явления на солнце связаны с «Тайной Божия», и «знаменьем Божьем».
В чем тайна Божия? Что хотел сказать Бог данным знамение воинам , прикрытыми тьмою ? Ответ на вопрос и есть главная тема «Слова…»

Христос - Солнце праведное (ПКС) Затмение Солнца - отвернулся от них Господь. Весь поход во тьме языческих сил. Солнце всходит только в конце СПИ: Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.

О походе во тьме: :arrow: ACADEMIA. Александр Ужанков. "Загадки "Слова о полку Игореве". 2-я лекция
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Лемурий и гости: 17