Модератор: Лемурий
corvin писал(а):Нет ничего общего между суровым монахом Никоном и застольным певцом, славящем князей, Бояном.
Если бы Ярославна была язычницей, то обращалась бы к самому Стрибожу, а не к силам природы ему подвластным.Только после моитвы Ярославны мы видим. что в СПИ появляется явно христианский элемент: "Бог путь кажетъ изъ земли Половецкои на землю Рускую...".
А вот это показательный момент: упоминание языческих богов у Автора точно уравновешивается “христианским элементом”. Нейтральность удерживается до конца.
В СПИ: князьям слава! А дружине? Аминь! Клирик никогда не станет употреблять аминь в таком светском значении. Достаточно вспомнить Батум Булгакова, где окончательное решение об исключении Сталина из семинарии принимают после сказанного им “аминь” в конце списка учительских обвинений.
Лемурий писал(а):краевед писал(а):Особенно интересен первый корень имени белки. который выводят от древнескандинавского - "rati" - "путешественник". А не зашифровал ли древнерусский вития в образе белки жизненные испытания, выпавшие на долю Никона, которому в связи с тем, что он попал в немилость к князю Изяславу пришлось совершить путешествие в Тмуторокань в 1061 г.
Уважаемый краевед, скандинавская версия, конечно, красивая, только контексту не соответствует. В СПИ "скачет" славий по «мысленному древу», как Давид перед киотом с заповедями Господними (см. «Ущекоталъ скача» Якобсон).
Мы же, когда находим изюм в булке, не говорим, что всё хлебобулочное изделие - виноград, так и здесь, в длинном списке церковных метафор: «мысленное древо», «живые струны», «вещие персты», «славий» (обращение к гимнографу Роману Сладкопевцу Мин.1 Окт), «песнотворец» (обращение к гимнографу Косме Маюмскому Мин.12 Окт.), свивание обапол (=краестрочий) тропарей (=слав сего времени) в акростих - всё это перевешивает образ скандинавской белки, не подкреплённый другими метафорами. Но версия, повторюсь, красивая.
краевед писал(а):Но можно задаться вопросом. если Боян. это Никон, то почему автор СПИ выбирает своим предшественником Бояна - Никона. Не намек ли это на то, что и автор СПИ клирик. к тому же занимающий довольно высокое положение в духовной иерархии?
краевед писал(а):В одном и другом случае присутствует мысленное древо. с той лишь разницей. что в одном случае упомянута белка. как я понимаю Ротатоск, в другом случае соловей - славий. Как уже писал. автор СПИ мог специально акцентировать внимание на белке. зашифровав в ней слово "путешественник". намекая на неоднократные ходы Никона в Тмуторкань.
краевед писал(а): Наблюдения В.Даля показывают, что "мысью" в Псковской губернии называли белку - летягу. что корреспондируется с предположением о переписывании списка СПИ в Псковских землях. указывая на написание слова "шизымъ орломъ", относя это написание к псковским областным диалектам.
Не знаю. можно ли это воспринимать как аргумент в пользу написания СПИ К.Смолятичем, но вполне возможно. что автор СПИ выбирая в свои предшественники Бояна (Никона) этим намекает, что и сам имеет высокое духовное звание в церковной иерархии.
Лемурий писал(а):С Новым 2022 Годом, уважаемый краевед!краевед писал(а): Наблюдения В.Даля показывают, что "мысью" в Псковской губернии называли белку - летягу. что корреспондируется с предположением о переписывании списка СПИ в Псковских землях. указывая на написание слова "шизымъ орломъ", относя это написание к псковским областным диалектам.
Вот когда «рак на горе свистнет», «лошадь прокукарекает», а «волк поползёт», вот тогда и по «древу» можно будет растекаться мышью или белкой. Удивительные исследователи, если что-то не понимают, как то с Ярославом Черниговским и всеми Всеславичами, с Аминь в значении "гибель, конец", с отрывком «рекъ Боянъ», то начинают не свои прорехи знаний устранять, а «Слово» под свои идефиксы переписывать, "испорченные" слова искать, страницы местами переставлять и т.д.
«Древо» здесь не природное, а «мысленное древо» деяний князей, которое нужно мысленно созерцать, мыслью растекаться по их «древу» трудов и поступков на предмет соответствия 10 заповедям Господним (метафорических струн Псалтири).
corvin писал(а):Боян и Никон два разных человека. Никон это суровый монах, принципиальный и не уступчивый в спорах с князьями. Боян сказитель, поющий князьям мирскую славу на пирах.
краевед писал(а):Если Вы не доверяете мнению Л.В.Соколовой, исследования которой неоднократно ставили в пример. тогда не знаю. В статье ЭСПИ Л.В.Соколова относительно слов "мысль и "мысь" пишет: "Скорее всего. в авторском тексте читалось все же слово "мысь". Об этом говорит прием параллелизма. использованный в расматриваемом фрагменте. свидетельствующий о том. что на ряду с волком и орлом здесь упомянут зверек или птичка, так же прочно связанный в нашем сознании с деревом как орел с небом. волк - с землей. Таким зверьком и является белка".
Боян же пел не по заказу, а кому хотел песнь сложить, чей жизненный путь нужно было измерить на исполнение заповедей Господних и вынести вердикт - достоин ли князь покаяния.
corvin писал(а):Судя по надписи в церкви, Боян имел земельную собственность. Т.е. труд его вознаграждался.
corvin писал(а): Образцы песен Бояна даны. По отношению к летописям и церковной литературе они и близко не лежали.
corvin писал(а): У Бояна вещие (умелые) пальцы сами князьям славу играют. У вас же эти умелые пальцы на метафорических струнах без участия ума наяривают.
Это сколько нужно было выступать, чтобы на 7 городков напеть?
Как назвать эту землю? Земля Илариона? Нельзя, он сменил имя на схимническое Никон.
Славу князьям не «вещие персты» рокотали, а «живые струны» - 100% церковная метафора из писаний о псалмотворце Давиде.
corvin писал(а):Рудаки — Стихи о старости:
Мне сорок тысяч подарил властитель Хорасана,
Пять тысяч дал эмир Макан – даренья недурные.
У слуг царя по мелочам набрал я восемь тысяч,
Счастливый, песни я слагал правдивые, прямые.
Итого: 53 000 (дирхемов?). 1 дирхем = 3,9 г серебра. 53 000 X 3,9 = 206,7 кг
Боян: 700 гривен. 1 гривна = 200 г серебра. 700 X 200 =140 кг (при условии, что не гривна-кун. Иначе 140 кг / 4 = 35 кг)
corvin писал(а): Илларион и Никон разные люди.
corvin писал(а):Нет, персты. Для струн было бы “оне”.
На Руси серебра не было, в XI-XIII вв был «безмонетный период», в гривны переплавляли арабские и европейские монеты, серебро ценилось очень высоко, если за 200 гривен покупали 2 городка.
Даже абстрагируясь от версии М.Д. Присёлкова, достаточно посмотреть на контекст СПИ: Боян обращается к жене кагана Ярослава, а так русских князей (Владимира и Ярослава) называл ТОЛЬКО Иларион в СЗБ.
С «онѣ» мн.ч. ж.р. согласен, но глагол рокотать с перстами не сочетается.
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32