Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 июн 2025, 06:32

Здравствуйте Лемурий и Lukman .

Что забыл Яр Тур Всеволод в бою ?
«Яр туре Всеволоде!
Стоиши на борони,
прыщеши на вои стрелами,
гремлеши о шеломы мечи харалужными.
Камо, туръ, поскочяше,
своимъ златымъ шеломомъ посвечивая,
тамо лежатъ поганыя головы половецкыя.
Поскепаны саблями калеными шеломы оварьскыя,
отъ тебе, яръ туре Всеволоде!
Кая раны дорога, братие, забывъ чти, и живота,
и града Чрънигова, отня злата стола,
и своя милыя хоти красныя Глебовны
свычая и обычая?»

Во время стресса , который вызван внешними причинами войной, а ,значит, угрозой здоровью «Кая раны дорога...» и даже жизни «живота» ,происходит изменение в восприятии времени. Оно ощущается сжатым, невзирая на фактическую длину временного отрезка. В момент боя время пролетает молниеносно. Такое психологическое время человека ( дисторсия) может вызывать искажение восприятия прошлого, его забывание «забывъ чти». В русской традиции честь связана с совестью, правдой . А в средние века « чти» имело понятие чести и богатства и их взаимосвязь « богат муж везде знаем... их же ризы светлы(«одеваются божественным светом яко ризою») тех речь честна» ( «Слово Даниила заточника...»). Яр Тур Всеволод забыл в битве , что ищет «воздаяние за труды» почести, награду ,которую получали победители « множеством вои зане мужи злато добудут» ( « Слово Даниила заточника...»). «забывъ чти, и живота...» «не до жиру, быть бы живу».
И следующая тема о чем забыл Яр Тур Всеволод «града Чрънигова, отня злата стола» о символе власти по наследству. Престолонаследие - право Всеволода при монархической форме правления. Обеспечивает легитимность и преемственность власти.
«обычая» - порядок престолонаследия освещался обычаем .
В бою Яр Тур Всеволод забыл о любимой
«и своя милыя хоти красныя Глебовны
свычая». Свычаи - привычка, привязанность одного человека к другому. В христианстве считали мужа и жену одной плотью .
« Не свивайся трава со былинкою
Не лестися , не лестися
Голубь со голубкою
Не свыкайся молодец со девицею
Хорошо было свыкаться,
Тяжело расставаться». ( Песенник 1780 года часть IVстр .99)
При расставании с женой ЯрТур Всволод испытывает ту же боль , что и при физической травме «Кая раны дорога...» равны по боли с расставанием «своя милыя хоти красныя Глебовны».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 июн 2025, 08:12

Тактика боя Яр Тур Всеволода

«Яр туре Всеволоде!
Стоиши на борони,
прыщеши на вои стрелами,
гремлеши о шеломы мечи харалужными.
Камо, туръ, поскочяше,
своимъ златымъ шеломомъ посвечивая,
тамо лежатъ поганыя головы половецкыя.
Поскепаны саблями калеными
шеломы оварьскыя,
отъ тебе, яръ туре Всеволоде!»

«Яр туре Всеволоде!
Стоиши на борони,
прыщеши на вои стрелами».

Как далеко находился Яр Тур Всеволод в начале боя от половцев ?
Стрелы - это оружие дальнего боя. Перестрел- мера расстояния равная полету стрелы, пущенной из лука ( примерно 70 метров).
« стрелище- перестрел расстояние на какое достигает выстрел стрелою» И. И. Срезневский Словарь том 3 С П б1912 стр.569.
Бой стрелами называется лучный бой.Лучники - один из самых известных видов войск во всем древнем мире и первые луки появились во время мезолита . Тактика ведения боя Яр Туром Всеволодом начинается выстрелом стрелы издалека. Он пытается поразить половцев до того как они приблизятся на опасную дистанцию ближнего боя .
«гремлеши о шеломы мечи харалужными» Всеволод воин - универсал. Он быстро вступает в ближней бой, используя « мечи харалужные». С мечами шли воины первой шеренги, длина меча не позволяла срубить врага через впереди стоящего воина. Яр Тур Всеволод наносил и отбивал удары мечом,прикрываясь щитом и шлемом .
Камо, туръ, поскочяше,
своимъ златымъ шеломомъ посвечивая,
тамо лежатъ поганыя головы половецкыя.
Поскепаны саблями калеными шеломы оварьскыя,
отъ тебе, яръ туре Всеволоде»
Бой на конях с саблями был характерен для кавалерии в походе Игоря . Сабля оружие ближнего боя . Тактика боя обход и удары во фланги или в тыл. Цель расчленить построения половцев на небольшие группы и уничтожить их рубкою и топтать лошадьми .
В бою мечи и сабли могут ломаться, да и люди тоже. После боя, сопротивления, наступает следующая стадия стресса истощение ресурсов.
«Бишася день,
бишася другый;
третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы.
Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы;»
Сломленный человек - испытывает чувство безнадежности и подавленности .
«Ничить трава жалощами,
а древо с тугою къ земли преклонилось.»
Надо укреплять мечи и сабли, а также человека «иже истягну умь крепостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ».
«Ваю храбрая сердца
въ жестоцемъ харалузе скована
а въ буести закалена.»
«мечи харалужными» и «храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована». Ковка меча- в процессе ковки металл уплотняется, что повышает его прочность . «Поскепаны саблями калеными» «въ буести закалена» Закаливание металла - это процесс нагревание до высокой температуры и охлаждение . В результате закалки повышается прочность и твердость , что делает металл долговечным устойчивым к механическим повреждениям .
Закаливание человека направленное на повышение организма к неблагоприятным факторам внешний среды холоду - жаре. Цель- укрепить адаптационные способности .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 июн 2025, 10:39

Путь Игоря из плена .

«Погасоша вечеру зари.
Игорь спитъ,
Игорь бдитъ,
Игорь весь день спал и проснулся ( бдит - бодрствование) , когда погасли зори, ночью .

«Игорь мыслию поля меритъ
отъ великаго Дону до малаго Донца.»
«мыслию» - первая мысль после пробуждения определяет основное направление ночи . Пространственное мышление , вид умственной деятельности, который позволяет создавать пространственные образы и оценивать расположение, расстояние между элементами «отъ великаго Дону до малаго Донца». В то далекое время люди не знали км и версты и пространство измеряли временем . Игорь прикидывает за сколько времени он преодолеет путь со скоростью в одну лошадиную силу от Дона к Малому Донцу, ему надо попасть к вечеру . Поэтому свой путь Игорь с Влурем начинает в полночь «Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за рекою». Они проезжают путь
«Въвръжеся на бръзъ комонь
и скочи съ него бусымъ влъкомъ.
И потече къ лугу Донца,
и полете соколомъ подъ мьглами,
избивая гуси и лебеди
завтроку,
и обеду,
и ужине.» И к вечеру , к ужину пребывают к месту назначения
«Донецъ рече:
"Княже Игорю». Только здесь Игорь может укрыться от погони половцев
«одевавшу его теплыми мъглами
подъ сению зелену древу;
стрежаше его гоголемъ на воде,
чайцами на струяхъ,
чрьнядьми на ветрехъ". С помощью тумана от реки «одевавшу его теплыми мъглами», спрятаться в зарослях деревьев
«подъ сению зелену древу» , а также прислушиваться к крикам птиц , не встревожены ли они половцами
«стрежаше его гоголемъ на воде,
чайцами на струяхъ,
чрьнядьми на ветрехъ". Люди нашли место ,укрытие, осталось разобраться с лошадьми .

«претръгоста бо своя бръзая комоня». Слово «претръгоста» поясняется союзом «бо»- потому что «бръзая комоня» - борзый о коне , подвижный, быстрый, скорый .И пока хозяева коней будут спать на берегу
«стлавшу ему зелену траву
на своихъ сребреныхъ брезехъ» кони могут разбежаться . Поэтому коней надо «пре -_тре -госта» т.е.
с- тре-ножить . Это означает связать путами ноги лошади две передних с одной задней ,так лошадь не уйдет от хозяина .
«претрегоста»
пре - направленность движение через какое то пространство.
тръ - тре связать путами три ноги лошади.
госта (коста ) - кость , путовый сустав, путовая кость, часть ноги лошади в том месте , где связывают веревками ноги коня , чтобы он не убежал .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 июн 2025, 12:11

«Нелепо, смешно, безрассудно, Безумно...» 

Главная тема обозначена первым словом в тексте « Нелепо». Лепо - хорошо, нелепо - плохо. Что такое хорошо и что такое плохо ? Этот вопрос вечная загадка человечества. Как необходимо автору «Слова...» в обряде Посвящения раскрыть перед Владимиром Игоревичем нравственные ориентиры?
«начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича». В результате развития общества складывались и этические и нравственные нормы и договоренности о том, что такое хорошо и что такое плохо ( нелепо). Сначала в дописьменное время « старыми словесами» , в племени, создаются понятия плохого,затем представления о «нелепо» меняются с течением времени в «трудных повестей» в письменных летописях, и осознаются в настоящем времени «трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени».
Возникновения морали и этики ( что такое хорошо и что такое плохо - нелепо) имеют историческое развитие. Когда начался процесс формирования этики?В древности каждое общество,достигшее определенного уровня развития, имело свою собственную календарную систему, бравшую начало от каких - то реальных событий. В « Слове...» автор считал что таким исходным событием стало :
«Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей».
В свадебном обряде соколы определяли женихов , а лебеди - невест. Тотем - родоначальник племени связан с « первыми временами». Все люди , принадлежащие к одному тотему ( животному или растению) связывались кровным родством . Поэтому появляется закон табу,запрещающий вступать в брак с лицами собственного тотема. Стремление обезопасить свой род от кровосмешения и негативных последствий. Нелепо - плохо, виновный в инцесте наказывался изгнанием из племени или смертью. С тотемом возникает и экзогамия - заключение брака с другими тотемами: сокола с лебедем . Половые конфликты выносятся за пределы тотема «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей»,юноши из тотема сокола завоевывают девушек - лебедушек, а внутри общины сохраняется мир ,это лепо - хорошо . В сообществе тотема действовал закон запрещающий убийство ближайших родственников и самого тотема,а мясо тотема ( лебедя) не употребляли в пищу . Экзогамные браки служили укреплением взаимоотношений между племенами. Кончак хочет достичь мира с русичами ,женив Владимира Игоревича на своей дочери : «Рече Кончакъ ко Гзе:
"Аже соколъ къ гнезду летитъ,
а ве соколца опутаеве
красною девицею". Но главной преградой для экзогамных браков была религия «побарая за христьяны
на поганыя плъки!». Отец Владимира Игорь христианин и с течением времени меняются представления о лепо и нелепо . Игорь нарушает табу и убивает тотемных гусей- лебедей «избивая гуси и лебеди
завтроку,
и обеду,
и ужине.».
Христиане не соблюдают языческих запретов на убийство тотема. Да и половцы для русичей христиан всего лишь поганые «тамо лежатъ поганыя головы половецкыя.» Экзогамные браки могли носить различный характер:
- территориальный
- религиозный
Гзак предупреждает Кончака, что из его затеи «соколца опутаеве
красною девицею» ничего хорошего не выйдет :
«И рече Гзакъ къ Кончакови:
"Аще его опутаеве красною девицею,
ни нама будетъ сокольца,
ни нама красны девице,
то почнутъ наю птици бити
в поле Половецкомъ".
И за «беше насилие
отъ земли Половецкыи!» половцев ждет кровная месть
«побарая за христьяны
на поганыя плъки»даже после свадьбы «сокольца» Владимира Игоревича с Кончаковной.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Тамара » 25 июн 2025, 09:24

"Слово" написано в конце 12 века. Это уже далеко не первобытные времена.
И для правильного понимания текста, по-моему, лучше делать упор на общую и близкую, в т.ч. и нам, христианскую символику.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 июн 2025, 09:06

Добрый день ,Тамара.
21 век далеко не первобытные времена, но мы же с Вами говорим : солнце встало ,солнце садится,река бежит , облака плывут и т.д. Олицетворение - форма древнейшего мышления человека, передача растениям животным,явлениям природы качеств присущих человеку .
Древнейшая лирическая песня ,которую мы поем и сегодня « Во поле береза стояла… я пойду, пойду погуляю белую березу заломаю…»В свадебных обрядах девушка переходила в род мужа ,символически отламывая ветку от своего «генеалогического древа».
« У ворот берёза стояла,
Ворота ветками застлала,
Туда Марьюшка въезжала
И верх той берёзы сломала.
Стой, моя берёзонька,
Стой теперь без верху.
Живи, мой батюшка,
Теперь без меня…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 июн 2025, 20:52

Zinchenko_tanya писал(а):В « Слове...» автор считал что таким исходным событием стало :
«Помняшеть бо рече, първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей».
В свадебном обряде соколы определяли женихов , а лебеди - невест…

Приветствую, Татьяна!
Удобней отвечать, если будете писать коротко и тезисно, но больше сообщений.
По поводу соколов и лебедей, в СПИ Автор сам расшифровывает метафору, остальное предлагает сделать читателю.

Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху.
=
    «Давыду убо сыну Осееву некогда пасущу овцы отца своего, и сотворив себе гусли и накладая на многогласные струны свои многоочитыя персты, и ударяя в них своими персты, и испущаху многоразличныя гласы. Несмыслен ж скоти приходяще и слушающе. Мы ж ныне приемлем чисту бумагу, и пакладаем пером и чернилом слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны. Устне бо движа, языком со гласом своим якоже бряцалом бряцаше, и громогласно звеняше, и прочим человеком в слухи преподавая бытейския деяния истории сия. И егда ж Давыду над Саулом в гусли гудяше, и отгоняя от Саула давившему его духу нечистому. Егда ж и мы начнем в сиа духовныя гусли или орган играти или пети и бога хвалити. и начнут и от нас отбегати беси и нечистыя мысли. И тако пояше Давыд в гуслех и органех своих, хваляще бога <...>»[«Хронограф» 1641 г. (ГБЛ, собр. Музейное, № 7751].
    —-
    Дёмин А. С. «Слово о полку Игореве» и предисловие к «Хронографу 1641 г.»// «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978 г. С. 87-94.

Т.е. подсказка Автора, что он будет писать метафорами и расшифровку смотрите в гимнографии, а Боян был гимнограф (митрополит Иларион) и первый редактор ДКС (Никон Великий, он же Иларион в схиме).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 27 июн 2025, 04:42

Доброе утро , Лемурий.
"Гусли ведь настраиваются перстами, а тело крепится жилами;" « Слово Даниила заточника...»
"нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше,"( Слово...»)
 Традиция использования жилы животных, живых существ, для изготовления струны уходят глубоко-глубоко в древность.
 ЗАДЕВАТЬ ЗА ЖИВОЕ.  Действовать на самолюбие, гордость.
Задеть за струну. Устар. Касаться вопроса, особенно трогающего или задевающего кого-либо.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 27 июн 2025, 10:11

Zinchenko_tanya писал(а):"Гусли ведь настраиваются перстами, а тело крепится жилами;" « Слово Даниила заточника...»
"нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше,"( Слово...»)

Задеть за струну. Устар. Касаться вопроса, особенно трогающего или задевающего кого-либо.

Вы не там ищите ответ на метафоры, Автор СПИ и СДЗ - клирик и книжник великий, все его метафоры связаны с толкованиями святителей и церковной литературой XI-XII вв.

Поэтому и Даниил Заточник про гусли-тело и жилы-струны пишет, это тот же образ, не просто гуслей, а «гуслей мысленных»:

    «Възвышь гусли своя мысльныи, отьче вѣщани яко Давыдъ богодъхновеныи удваряеши, скача добродѣтели свѣтъмь…» (Мин. 3 Окт.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Тамара » 27 июн 2025, 15:47

Добрый день, Татьяна.
Соглашусь с вами. Просто не надо заходить слишком далеко в поисках поэтических красот.
Например, река не только "бежит", но и "течет".
Девушка может отломить ветку у березы, красивый обряд. Но если вдруг береза захочет что-то отломить у девушки, это будет уж слишком...
Так и в тексте "Слова". Одно дело, когда Игорь вспоминает события, связанные с рекой Донцом. И совсем другое, если сам Донец разговаривает с Игорем человеческим языком.
Иначе говоря, во всем должна быть мера, не стоит злоупотреблять олицетворениями.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 445
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 июн 2025, 05:21

Доброе утро , Лемурий !
Гимнография - в православии песнопения ,прославляющие Бога.Это лепо.
В «Слове... «нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху» автор поет о дурной славе. Если Вы внимательно прочитаете текст, то поймете , что все! персонажи совершают плохие ( нелепые) поступки. Плохая слава или дурная слава появляется у человека после совершения плохого поступка, который не соответствует моральным нормам или вызывает осуждение.Это нелепо.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 июн 2025, 11:08

Zinchenko_tanya писал(а):Если Вы внимательно прочитаете текст, то поймете , что все! персонажи совершают плохие ( нелепые) поступки. Плохая слава или дурная слава появляется у человека после совершения плохого поступка, который не соответствует моральным нормам или вызывает осуждение.Это нелепо.

Если внимательно читать, Татьяна, то с точностью, да наоборот, НЕЛЕПО начали о пораженческом походе Игоря Святославича старыми словесами героических повестей временных лет Лавр. и Ипат. версии, этой же иронической песне начаться ЛЕПО по былинам сего времени, а не по замышлению Никона Великого - родоначальника русского летописания, автора стиля трудных повестей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 июн 2025, 21:21

Добрый вечер , Лемурий.
«Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»
1)«Боянъ» - слово
2)«10 соколовь на стадо лебедей пущаше» - свадебный обряд
3)«нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше» - музыка
«они же сами» - синкретизм - слитность: слова ,обряда и музыки, характерная для древней поэзии.
«княземъ славу» - тщеславие ,гордыня корень всех бед человека.
«рокотаху»- рокот низкие по звучанию,дробные раскатистые звуки , похожие на рокот грома.
Теория синкретизма в древней поэзии получила развитие в трудах Веселовского, который обосновал её фактическим материалом.В самых архаичных формах поэзии выделяются сросшиеся со словами и музыкой обряды. Автор в «Слове...» так представляет синкретизм в своем произведении.
Последний раз редактировалось Zinchenko_tanya 30 июн 2025, 08:12, всего редактировалось 1 раз.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 июн 2025, 08:53

Zinchenko_tanya писал(а):«Боянъ же, братие, не 10 соколовъ на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами княземъ славу рокотаху.»

1)«Боянъ» - слово
2)«10 соколовь на стадо лебедей пущаше» - свадебный обряд
3)«нъ своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше» - музыка
«они же сами» - синкретизм - слитность: слова ,обряда и музыки, характерная для древней поэзии.
«княземъ славу» - тщеславие ,гордыня корень всех бед человека.
«рокотаху»- рокот низкие по звучанию, дробные раскатистые звуки , похожие на рокот грома.

Расшифровка, Татьяна, должна подтверждаться, а не быть субъективной.

1) Боян = замена имени гимнографа = пѣснотворца (Мин. 12 Окт.) Илариона (в схиме Никона Великого). День памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю).

2) 10 соколов-перстов на струны-лебеди и каждый перст находил свою струну, т.е. речь идет о 10-ти струнных гуслях, какими были только гусли-псалтырь.

3) «Живые струны» = языки.

    «Некогда Давид пел хвалу в псалмах, а сегодня и мы с Давидом. У него была кифара с неживыми (букв, неодушевленными) струнами; у Церкви [же] кифара, на которой натянуты живые (букв, одушевленные) струны. Наши языки — струны той кифары <разума>, исторгающие [хотя и] нестройный звук, но созвучное благочестие…» (гомилия Иоанна Златоуста, посвященная страстной неделе)
4) «вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше» = работа гимнографа:

    «Давыд в преисподнем аде седя, накладая очитыя персты на живыя струны...» (Списки пространной редакции "Слова о Лазаревом воскресении")
5) «они же сами княземъ славу рокотаху» = работа летописца:

    «Давыду убо сыну Осееву некогда пасущу овцы отца своего, и сотворив себе гусли и накладая на многогласные струны свои многоочитыя персты, и ударяя в них своими персты, и испущаху многоразличныя гласы. Несмыслен ж скоти приходяще и слушающе. Мы ж ныне приемлем чисту бумагу, и пакладаем пером и чернилом слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны. Устне бо движа, языком со гласом своим якоже бряцалом бряцаше, и громогласно звеняше, и прочим человеком в слухи преподавая бытейския деяния истории сия. И егда ж Давыду над Саулом в гусли гудяше, и отгоняя от Саула давившему его духу нечистому. Егда ж и мы начнем в сиа духовныя гусли или орган играти или пети и бога хвалити. и начнут и от нас отбегати беси и нечистыя мысли. И тако пояше Давыд в гуслех и органех своих, хваляще бога <...>» («Хронограф» 1641 г. ГБЛ, собр. Музейное, № 7751).
Митрополит Иларион был гимнографом = пѣснотворецъ (Мин. 12 Окт.), славий (Мин. 1 Окт.)
Он же после смены имени на Никон Великий был основоположником русского летописания, автором летописных вставок в ДКС, упомянутых в СПИ за авторством Бояна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 июн 2025, 09:23

Доброе утро , Лемурий.
«пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей»и«не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше»
- логическая инверсия( логическое отрицание) с помощь логического отрицания «не» меняет истинность логического высказывания на ложно . Пример: «Москва - столица России» истинно ,на «Москва - не столица России» на ложно. Ложная инверсия изменяет в свадебном обряде нормальный порядок слов, их перестановку и последовательность . Пример « Сон Святослава» в «Слове…» похож на сон невесты, который она традиционно рассказывает матери утром в причётах «недели»: «Привиделся мне страшный сон».
В « Слове…» « Святослав мутенъ сонъ виде…».
В плаче невесты « Да всё пуста стоит хоромина
Да углы все отвалились».
В «Слове…» « Уже дъски без кнъся в моем тереме златовръсем».
В обряде « Мягкая то постелюшка
Да как на синем море…»
В «Слове… « …на кроваты тисове… и несошася к синему морю».
Сон невесты разгадывался подругами « Мы рассудим страшный сон…».
В «Слове…» сон осмысливался боярами « И ркоша бояре князю…».
При помощи логической инверсии автор Боян изменяет текст истинного свадебного обряда на ложный.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 43

cron