Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 июн 2025, 11:41

«рокотаху»- рокот низкие по звучанию,дробные раскатистые звуки , похожие на рокот грома.

Грозный пророк Илья — повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных.
Наше современное значение слова гроза – буря с громом и молнией.
Древнерусское значение слова гроза –« грозящая гибель» - проявляется и данных фольклора и лексике диалектов. В Рукописном сборнике пословиц XYII –XYIIIвека, сообщенный Л. Н. Майковым. 1880г : « За плечьми гроза» - т. е. « то, что может тебя погубить». Из Онежской былины : « Ты теперь – то во моих руках – да под моей грозой» т. е. « я могу тебя погубить». Слово грозить в русском языке не имело сколько – нибудь заметной эволюции. Его значение внушать страх повиновение. Самое древнее значение слова гроза –« угрожающая гибель , кара». « Бысть сеча сильна, яко посветяше молонья, блечтяшеся оружье,и бе гроза велика, и сеча сильна и страшна»( «Повесть временных лет»,6532 г.).» Нощь стонущи ему грозою птичь убуди»( « Слово о полку Игореве»).
Гроза стихийное явление с громом и молниями. ”Бытии грому великому…”от сильного грома люди испытывают ужас, страх. Ответная реакция тела на сильные раскаты грома: дрожь, напряжение мышц сердцебиение, испуг.
«...княземъ славу рокотаху» автор Боян напоминает князьям о возмездии за нелепые , грешные , плохие поступки:
« Тому вещеи Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда Божиа не минути".
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 июл 2025, 07:23

Zinchenko_tanya писал(а):Ложная инверсия изменяет в свадебном обряде нормальный порядок слов, их перестановку и последовательность . Пример « Сон Святослава» в «Слове…» похож на сон невесты, который она традиционно рассказывает матери утром в причётах «недели»…
При помощи логической инверсии автор Боян изменяет текст истинного свадебного обряда на ложный.

Душа невесты, Татьяна, покидает отчий дом, улетает в дом супруга, как и на похоронах кнес терема разбирали, когда грешный человек, особенно колдун, мается перед смертью и его душа не могла найти выход. В «мутен сне» душу Святослава собирают в дальний путь в Вышеграде, на горах Киевских, где стяги Рюрика и Давыда стояли вместе с мая 1187 до реальной смерти Святослава в июле 1194. СПИ написано к сентябрю 1188 до смерти Ярослава Осмомысла 01.10.1188, ровно через 100 лет после смерти Никона Великого (Бояна из СПИ).
Так что никакой «ложной инверсии» в СПИ нет, есть метафоры и игра с воображением читателей, таких же книжников, как и сам Автор.

Zinchenko_tanya писал(а):«рокотаху»- рокот низкие по звучанию,дробные раскатистые звуки , похожие на рокот грома.
Грозный пророк Илья — повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных.

Нельзя вырывать слово из словосочетания и делать на этом "вывод". Лебеди-персты касались чернильных струн и князьям СЛАВУ рокотали. Так Автор описывает работу летописца Никона Великого (Бояна в СПИ).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 июл 2025, 18:32

Добрый вечер ,Лемурий!
«начяти
старыми словесы
трудныхъ повестий
о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича.
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню»
В данном тексте представлено линейное время , это такое время где прошлое , настоящее («сего времени» ) и будущее наступают последовательно друг за другом . Только поход Игоря от начала до конца написан в настоящем времени (1185 год), все события произошедшие до похода - это время прошедшее . У времени нет начало, но автор сам произвольно выбирает первую точку отсчета времени «Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице...», прошедшего времени не существует , но оно остается у нас в памяти,как переданные из поколение в поколения события « старыми словесы» ( устно) и « трудныхъ повестий» (письменно).
Все события, описанные автором , в будущем озаглавлены текстом «не по замышлению Бояню». Эпическое мышление в «Слове...» проявляется в осмыслении действительности и в стремлении изобразить события не только в настоящем времени «поход Игоря и его сына Владимира»», но и связать их с прошлым и будущем.
«замышлению Бояню»
Замысел - задуманное в настоящем времени , а реализованное в будущем т .е время настоящее в будущем . «Боянъ бо вещий...» - вещий - предвидящий будущее, предсказывающий будущее. Истинный пророк в настоящем времени ( 1185г) предсказывает будущее и провозглашает волю небес:
«Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".
«Боянъ бо вещий,аще кому хотяше песнь творити...» Песня передает предысторию,содержит описание событий, персонажей , мест ,а припев «пръвое припевку» - это самая запоминающая часть песни, содержит основную идею или послание о последним всеобщим суде Божием над людьми , которые совершили «нелепые» поступки и за грехи получат наказание ,пойдут в ад и никто не сможет избежать наказания. Данное предсказание Бояна о будущем, говорит нам о логике конца.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 июл 2025, 11:25

Zinchenko_tanya писал(а):«начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича.
Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню»
В данном тексте представлено линейное время , это такое время где прошлое , настоящее («сего времени» ) и будущее наступают последовательно друг за другом . Только поход Игоря от начала до конца написан в настоящем времени (1185 год), все события произошедшие до похода - это время прошедшее . У времени нет начало, но автор сам произвольно выбирает первую точку отсчета времени «Помняшеть бо рече, първыхъ временъ усобице...», прошедшего времени не существует , но оно остается у нас в памяти,как переданные из поколение в поколения события « старыми словесы» ( устно) и « трудныхъ повестий» (письменно).
Все события, описанные автором , в будущем озаглавлены текстом «не по замышлению Бояню»…

Вы упустили, Татьяна, главное - начало, а там глагол-связка "бяшеть" в прошедшем времени:

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?

Т.е. уже нелепо начинали старыми словесами трудных (=героических) повестей временных лет о пораженческом походе Игоря Святославича = по-старому, этой же песне начаться по-другому по былинам сего времени = по-новому.
Будущего времени здесь нет и быть не может, ибо человек только предполагает и лишь Бог располагает.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 июл 2025, 13:57

«начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича.
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню.»

Этот текст рассказывает о «временной перспективе». Такое понятие введено К. Левином( 1890-)1947) немецким и американским психологом ,а автор «Слова ...» знал о ней еще в XII веке. «Временная перспектива» помогает придать событиям упорядоченности и смысл. Самое простейшее и первое свойство времени -это способность упорядочивать. Мир без времени ждет хаос,в котором нет понятий позже или раньше, до или после . И самой первой дифференцировкой времени служит слово «начяти» сначала. После этого можно строит ось времени, на которой автор в «Слове ...» и разместил события . Особой точкой является выделение настоящего времени
«о пълку Игореве,Игоря Святъславлича.
Начати же ся тъй песни
по былинамь СЕГО времени» .
Исчисляется время по примечательному событию , оно должно быть уникальными индивидуализированным и отмечать настоящее время на оси линейного времени . Тогда временной порядок возникает сам собой. События прошлого размещаются ДО похода Игоря «начяти старыми словесы ,трудныхъ повестий» , а будущее - ПОСЛЕ похода «а не по замышлению Бояню». Линейное время - это представление о времени, как об однонаправленном движении из прошлого через настоящее в будущее, которое наступает последовательно.
Понятие времени носит субъективный характер и зависит от точки отсчета автора ,взятого за настоящее время «поход Игоря», более ранние события будут прошлым, более поздние будущем .

Существуют события в настоящем времени, прошлого уже не существует, а события будущего еще не наступили . События о прошлом сохраняются в памяти человека «Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей»
Протяженность временной перспективы означает насколько глубоко автор обращается в прошлое. Следующий глубинный отрезок погружение в прошлое короче и определяется точкой отсчета «трудныхъ повестий» «Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря. Слово «почнем» начало счисление прошлого времени по протяженности рода.
Будущее время люди представляют на основе воображения « замышлению».
Для древних людей значимость времени постягается связью его со смертью .Время неизбежно ведет каждого рожденного человека к смерти. Предсказания совершаются в настоящем времени ,а реализуются в будущем . Предсказание вещего Бояна для князей:
«Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".
«пытьцю горазду» важных птиц, птиц высокого полета т.е. князей после смерти ждет всех Божий суд.
Предсказание о будущем для дружины представлено, как связь астрономического события ,затмения солнца, с предвестниками несчастий и смерти:
«Тогда Игорь възре
на светлое солнце
и виде отъ него тьмою
вся своя воя прикрыты.»
Покрытые тьмой воины в начале похода в будущем все погибли . В конце произведения судьба всех дружинников и воинов определена, так как она предсказана затмением солнца «А Игорева храбраго плъку не кресити» « дружине
Аминь.»
И еще одно предсказание о будущем представлено в тексте «Слова...» это сон Святослава, сноведения произойдут в будущем на самом деле. Святославу снится его смерть и перемещение души в подземный мир ада.
«А Святъславь мутенъ сонъ виде
въ Киеве на горахъ.
"Си ночь, съ вечера, одевахуть мя - рече -
чръною паполомою
на кроваты тисове...и несошася къ синему морю". Сюжетная линия Святослава киевского завершится в будущем смертью.
Будущее время представлено в « Слове...» как предсказания вещего ( прорицателя , пророка)Бояна ,толкования затмения солнца и сна Святослава. В будущем время неизбежно приводит людей к смерти .

Обладая огромной властью над людьми, время становится основанием мироздания.Оно творит , поддерживает и разрушает мир и упорядочивает его .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 июл 2025, 00:15

Zinchenko_tanya писал(а):Этот текст рассказывает о «временной перспективе». Такое понятие введено К. Левином( 1890-)1947) немецким и американским психологом… Будущее время люди представляют на основе воображения « замышлению».

Звучит как немецкий и американский патологоанатом по фамилии Левин учит формам будущего времени в древнерусском языке…
Так понимаю, он не знаком с примерами из Срезн. I:930, где черным по белому написано, что замышление - это "замысел" того, что УЖЕ состоялось, а формы будущего времени на Руси XIIв использовалось в сослагательном, желательном наклонениях, а в изъявительном только в совершенном виде будущего времени.

Да и как может быть: «по замышленію Бояню» о будущем, если «славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 июл 2025, 18:45

Здравствуйте , Лемурий.
Виды времени в «Слове...»:
1)Мифологическое
2) Историческое
3) Личностное
4) Цикличное
5) Линейное
6) Физическое
7) Критическое
Астрономическое
9) Психологическое
Надеюсь в данных видах Вы найдете все формы времени и поможет Вам словарь И.И. Срезневского или Ваш любимый Никон. Удачи .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 11 июл 2025, 18:22

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий.
Виды времени в «Слове...»:
1)Мифологическое
2) Историческое
3) Личностное
4) Цикличное
5) Линейное
6) Физическое
7) Критическое
Астрономическое
9) Психологическое
Надеюсь в данных видах Вы найдете все формы времени и поможет Вам словарь И.И. Срезневского или Ваш любимый Никон. Удачи .

Конечно, Татьяна, древнерусским летописцам и витиям незнакомы были современные критерии из пособия по философии с выдержками о времени из Августина, Лейбница, Канта. Они оперировали иными критериями:

1. Семь тысячелетий (=веков) существования человечества по числу дней сотворения Мира, рассуждения Кирика Новгородца о текущем 7-м веке (=тысячелетии).

2. "Вещие гораздьньства" (Криница) мниха Георгия Амартолы, рассуждения автора о «естество душевное видяхъ яко бисеръ блещащься».

3. Осемь греховных помыслов из Слова Евагрія мниха ко осми мысли».

4. Понятие сарказма и иронии из «птохо-продромических» поэм и т.д.

Критерии, которые Автор знал и пользовался, а темы вроде «влияние сознательного и бессознательного на психотип современного человека», «либидо и чувство стыда» и т.п. это ищите у Фрейда и Юнга, но не раньше.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 июл 2025, 09:26

Здравствуйте , Лемурий!
«Похоть »— чувственное половое влечение, сладострастие,желание.
Либидо -*( желание , влечение )- понятие в психологии , которое обозначает сексуальное влечение.
В чем отличие?
Три реакции на стресс бей ,беги, замри сформировались в глубокой древности, когда древний человек сражался с мамонтом ,саблезубом тигром и медведем. Эти реакции помогали человеку выжить в схватке со зверем. Они сохранились в неизменном виде и до сего дня. Американский физиолог Уолтер Кэннон в 1920 годах описал формирование этих реакций в очень далеком прошлом людей в схватке с животными .Есть эти реакции и в «Слове...»,я подробно уже писала : бей- бой Яр тур Всеволода, беги -бег Всеслава,замри - «Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ».
Психология человека не изменилась с древнейших времен.

Мифологическое время рассматривается , как начальное « Първыхъ временъ...», первое время,раннее. Время мифов , сказок, языческих богов . Мифологическое время связано с образом мышления древних людей и восприятия мира на основе цикличности, где нет прошлого ,настоящего и будущего .Это сакральное время предшествует реальному историческому времени.
Историческое время - это такое время ,где каждому событию есть уникальное место на временной оси, и связанно оно с историческими личностями . Вот только в «Слове...» историческое время часто заменено на мифологическое ,а система образов подчинена главной теме «НЕЛЕПО».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 12 июл 2025, 16:08

Zinchenko_tanya писал(а):Три реакции на стресс бей ,беги, замри сформировались в глубокой древности, когда древний человек сражался с мамонтом ,саблезубом тигром и медведем. Эти реакции помогали человеку выжить в схватке со зверем. Они сохранились в неизменном виде и до сего дня. Американский физиолог Уолтер Кэннон в 1920 годах описал формирование этих реакций в очень далеком прошлом людей в схватке с животными .Есть эти реакции и в «Слове...»,я подробно уже писала : бей- бой Яр тур Всеволода, беги -бег Всеслава,замри - «Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ».
Психология человека не изменилась с древнейших времен.

Нельзя современными критериями, Татьяна, описывать древнерусское произведение, иначе будут непременно ошибки из-за поздних знаний, изменивших прежнее мировоззрение.
Например, ожидание Судного Дня до 7000 (1492) года, поиск астрономических примет, ожидание прихода Антихриста. Сейчас это уже давно забыто, а тогда народ этим жил.
Поэтому и писали князьям «Совестные книги на Судный День», поэтому Боян из СПИ клирик и летописец раз Страшным Судом Всеславу Полоцкому грозил, ведь он как летописец в его «Совестные книги» мог внести что угодно, что и было сделано.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 июл 2025, 07:37

Здравствуйте , Лемурий.
Словарь И.И. Срезневского был написан в 1850 году , а «Слово...» -в 1185, разница почти в VII веков и это по - вашему «современные критерии»?
С помощью словарей мы можем понять смысл слов, находя их лексическое значение , но в обряде значение слов меняется и сокол уже не птица , а жених. В тексте «Слова...» лексическое значение имеет даже порядок слов .

В основе «Слова... лежит историческое событие поход Игоря на половцев в 1185году. В «Слове...» историческое время заменено мифологическим и в результате фольклорного переосмысления исторические факты искажены (сон Святослава , похож сон невест всей Руси - это выдумка автора, сказочный разговор Игоря с Донцом ,и «полет» Ярославны на реку Каялу через реку Дунай и т.д.), гиперболизированный герой Яр тур Всеволод и его бой с половцами, сравнения князей с языческими богами и их родство «Велесовь внуче»,»Даждь - Божа внука». Автор отбирает то те исторические события ,которые отвечают его замыслу, а главный замысел не в тексте песне , а в его припевке «Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути". И эта главная тема относится ко всем событиям в «Слове...» ,а не только к Всеславу. Будешь верен христианским заповедям , не будешь делать нелепые( нелепо - плохо) поступки , после смерти и Божьего суда попадешь в рай , а за те поступки , что описал автор Боян в «Слове...» каждому уготован ад . Поход Игоря на поверхности , а глубинная тема - христианская, исполнения заповедей Бога .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 13 июл 2025, 09:33

Zinchenko_tanya писал(а):Словарь И.И. Срезневского был написан в 1850 году , а «Слово...» -в 1185, разница почти в VII веков и это по - вашему «современные критерии»?
С помощью словарей мы можем понять смысл слов, находя их лексическое значение , но в обряде значение слов меняется и сокол уже не птица , а жених. В тексте «Слова...» лексическое значение имеет даже порядок слов.

Составлен, Татьяна, а не написан, из примеров древнерусской литературы XI-XIV вв. Всё дело в базе знаний, на которой они основываются. Например, словари Ожегова, Даля, Кузнецова не могут быть применены из-за изменившихся значений слов.
Намедни Вы приводили пример с заменой понятия "либидо" на "похоть" и считали, что это равнозначные значения.
«Похоть» - это один из «осми мысли» греховных помыслов. Осмомысл, живя в блуде с женой попа Петра Анастасией был одержим всеми «осми мысли» (= восьмью греховными помыслами) поэтому и был "богобоин".
А "либидо" попытка Юнга и Фрейда вывести подсознательное чувство из рамок запретов, т.е. ровно противоположное: "похоть" - это грех, "либидо" - дозволенное подсознательное чувство.
Так и с другими современными критериями, которыми нельзя исследовать древнерусское произведение из-за поздних изменений значений.

Zinchenko_tanya писал(а):В основе «Слова... лежит историческое событие поход Игоря на половцев в 1185году. В «Слове...» историческое время заменено мифологическим и в результате фольклорного переосмысления исторические факты искажены (сон Святослава , похож сон невест всей Руси - это выдумка автора, сказочный разговор Игоря с Донцом ,и «полет» Ярославны на реку Каялу через реку Дунай и т.д.), гиперболизированный герой Яр тур Всеволод и его бой с половцами, сравнения князей с языческими богами и их родство «Велесовь внуче»,»Даждь - Божа внука». Автор отбирает то те исторические события ,которые отвечают его замыслу, а главный замысел не в тексте песне , а в его припевке «Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда божиа не минути". И эта главная тема относится ко всем событиям в «Слове...» ,а не только к Всеславу. Будешь верен христианским заповедям, не будешь делать нелепые( нелепо - плохо) поступки , после смерти и Божьего суда попадешь в рай , а за те поступки , что описал автор Боян в «Слове...» каждому уготован ад . Поход Игоря на поверхности , а глубинная тема - христианская, исполнения заповедей Бога .

Какая-то явная путаница у Вас с авторством. Боян - песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича, т.е. середина - конец XI века, напрямую обращается к Всеславу Полоцкому (ум 1101), грозит ему Божьим Судом тет-а-тет. Каким образом он попал в XIIв во времена похода Игоря (1185)?
Пока с последовательностью событий не определитесь, будет постоянная путаница.

P.S. А насчёт припевки про "птицегадателя" - напомню где искать: на Лаче озере.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 июл 2025, 14:33

Здравствуйте , Лемурий!
«Нелепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича. Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню.»
Определяю, какие герои есть в тексте: «Игоря Святъславлича», «Боян».Основное внимание направляю на персонажей.
Боян - («Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити») песнотворец. ««Свт.Кирилл Туровский. СЛОВО. на похвалу 318 святых отец. Как историки и витии, то есть летописцы и песнотворцы, прислушиваются к рассказам о бывших между царями войнах и битвах, чтобы в изящной речи ПЕРЕДАТЬ слышимое ...»Песнотворец Боян - главное звено в передаче информации .Социальная передача информации песнотворца Бояна происходит при помощи слов «старыми словесы»: говорение , речь , песнь - создание сигналов для передачи информации и слушание.
«трудныхъ повестий» - письменное использование графических символов для записи слов, (как в «Повести временных лет) , чтение и расшифровка букв . С помощью устной и письменной речи создается «песнь творите», которая является процессом передачи информации. Сначала информацию люди передавали из уст в уста, а после научились и письму .
«Боянъ бо вещий»-образец знаний, мудрости, выступает персонажем ,который ПЕРЕДАЕТ свои знания . Он может быть учителем ,наставником , советчиком.

Передача информации осуществляется двумя способами : с помощью речи( вербальная коммуникация и при размножении(передачи генетической информации).
Генетическая передача информации происходит через наследование генов от родителей к потомкам « Игоря Святъславлича» , от отца Святослава к Игорю .Передача генетической информации способствует социальной организации общества и разделение его на две категории : свободные феодалы, обладающих наследственной властью ( как Игорь- князь), поэтому в тексте закрепляется имя, как часть рода по отцу «Игоря Святъславлича»и зависимых людей , таких как Боян . Боян не имел своей родословной ,но был слугой, песнотворцем у князя «...Боянъ и Ходына, Святъславля песнотворца стараго времени Ярославля, Ольгова коганя», имя князя Святослава киевского представлено целым родом .
«Не лепо ли ны бяшетъ, братие...»
«Нелепо ли нам было братия» осознавать, что передача информации в биологических( генетических) ( «о пълку Игореве, Игоря Святъславлича») и социальных системах («начяти старыми словесы трудныхъ повестий») часть нашего существования на Земле, а все живое представляет собой средство для передачи информации.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 18 июл 2025, 10:12

Доброе утро , Лемурий!
В цепочке эпизодов в «Слове...» происходит участия персонажей «Игоря Святъславлича»и «Бояна» . Их объединяет деятельность: Игорь - полководец «о пълку Игореве», он руководит крупным воинским формированием . Боян - песнотворец.«Свт.Кирилл Туровский. СЛОВО. на похвалу 318 святых отец. Как историки и витии, то есть летописцы и песнотворцы, прислушиваются к рассказам о бывших между царями войнах и битвах, чтобы в изящной речи ПЕРЕДАТЬ слышимое ...». Они необходимы друг другу полководец и летописец.
«Но Авраам одержал телесную победу над видимыми войсками, а св. отцы одолели в духовной битве, победив невидимых бесов.»(Кирилл Туровский. СЛОВО. на похвалу 318).
У каждого персонажа есть свое войско .У Игоря дружина «И рече Игорь къ дружинѣ своей: «Братіе и дружино»- материальное воплощение войска. У Бояна только слова - служат для духовной битвы. Войну Игорь ведет вместе с дружиной , а у Бояна - война информационная .
Кто сильнее? Боян воздействует по воинов Игоря , побуждая их выступить в поход вместе со Святославом киевским весной 1184года «О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...» «петь соловьём» ораторствовать, говорить красноречиво, говорить с увлечением, разливаться соловьем.... Боян обладает способностью влиять на других воинов, петь, как соловей , красиво , мелодично ,талантливо,говорить о чем-л. с жаром, с увлечением .Влияние слов на человека происходит одновременно на нескольких уровнях: психологическом, эмоциональном и физиологическом.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 июл 2025, 09:15

Zinchenko_tanya писал(а):Боян воздействует по воинов Игоря , побуждая их выступить в поход вместе со Святославом киевским весной 1184года «О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...» «петь соловьём» ораторствовать, говорить красноречиво, говорить с увлечением, разливаться соловьем...

АБЫ = ЕСЛИ БЫ - это гипотетическое предположение Автора, Татьяна, как бы песнотворец XIв мог бы спеть о походе века XII-го.
Кстати, если уж вспомнили об этом отрывке Кирилла Туровского, то он как и первая строка указывает на то, что и Автор был летописцем, как и Боян, чьим «внуком» = последователем он себя называет.

«Яко же историци и ветия, рекше летописьци и песнотворци, прикланяють своя слухи к бывшая межю цесари рати и въпълчения…»(Кирилл Туровский)
=
«Что МИ шумить, что МИ звенить давечя рано предъ зорями? - Игорь плъкы заворочаетъ…»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38

cron