Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 июл 2025, 15:31

Добрый день , Лемурий.
Кто -то допустил ошибку, объединив персонажа Бояна с «Велесовым внуче». А Вы эти ошибки повторяете . Ведь легко все проверить .ВНУК -ТЕРМИН КРОВНОГО РОДСТВА  . Последователь - тот кто продолжает чью-либо деятельность. Зачем Вы путаете термины?
Цари (императоры) фараоны возводили родословную к богам в разных древних странах. Это было связано с традициями государственной религии, при которой император почитался как бог (культ императора). 
Примеры таких традиций: Древний Египет, Древний Китай, Древний Рим и Древняя Япония и т.д. 
Князь считался наместником бога и на Руси . «Велесовъ внуче » князь Святослав киевский - это он одержал победу над половцами в 1184 году « звенитъ слава в Киеве».
Я уже несколько раз объясняла этот текст ,а Вы повторяете как мантру: Никон - Боян "песнотворец XI века , но воспевает походы XII века". Вы понимаете что Вы пишите? Вот уж нелепость так нелепость !!
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 июл 2025, 23:27

Эко всё намешано, Татьяна!
Велесовым внуком назван Боян прямым текстом без всяких додумок:

    Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче

Где тут Святослав? Ау! Нет и близко! Ветры, если что, тоже названы «Стрибожи внуци». Разве ветры князи? Нет.
Это просто эпитет.

Вторая припека Бояна начинается не с 1184-го, а с событий февраля-марта 1185, с самого начала летописной статьи 1185 года, Автор как бы приглашает песнотворца старого времени Бояна начать летописную статью = трудные повести временных лет за 1185 год:

    В год 6693 (1185). Даровал Господь избавление — дал победу русским князьям, Святославу Всеволодичу и великому князю Рюрику Ростиславичу, месяца марта в первый день. Узнав о бегстве Кончака, послали за ним следом Кунтугдыя с шестью тысячами воинов.[= Комони ржуть за Сулою] Но тот, преследуя, не смог его догнать, ибо помешала распутица за Хоролом. Святослав же и великий князь Рюрик одержали победу [=звенить слава въ Кыеве] по молитвам святых мучеников Бориса и Глеба и пошли каждый восвояси, славя Бога в Троице — Отца и Сына и Святого Духа.

    А князь Ярослав Черниговский не пошел с братом своим Святославом, говоря так: «Я послал к половцам мужа своего Ольстина Олексича и не могу пойти войной на своего мужа»; этим и оправдался перед братом своим Святославом. Игорь же отвечал Святославову мужу: «Не дай Бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!» [=трубы трубять въ Новограде (Cеверском)] Потом стал совещаться Игорь с дружиной: каким путем поехать, чтобы соединиться с полками Святослава. Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь, как птица: вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идет из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?» Игорю не по душе пришлись эти слова дружины, хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить со Святославом [=стоять стязи въ Путивле!].
    (Ипат. 1185 перевод О. В. Творогова)

Комони ржуть за Сулою - это всадники Кунтугдыя с шестью тысячами воинов, посланного преследовать Кончака.

Звенить слава въ Кыевѣ! - это Рюрик со Святославом с триумфом возвратились в Киев;

Трубы трубять въ Новѣградѣ - это Игорь вещает Святославову мужу: «Не дай Бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!»

Стоять стязи въ Путивлѣ - это полки Игоря дальше границ своего княжества НЕ поехали, сославшись на распутицу.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 июл 2025, 14:26

Событие конца 1184 и начало 1185г«О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты cіa плъкы ущекоталъ, скача славію по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы. Пѣти было пѣснь Игореви того внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому». Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче: «Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ;» Написано событие в «Слове....» « старыми словесами».
Это же событие записано письменно « трудных повестий»и в летописи .В год 6693 (1185). Даровал Господь избавление — дал победу русским князьям, Святославу Всеволодичу и великому князю Рюрику Ростиславичу, месяца марта в первый день. Узнав о бегстве Кончака, послали за ним следом Кунтугдыя с шестью тысячами воинов.[= Комони ржуть за Сулою] Но тот, преследуя, не смог его догнать, ибо помешала распутица за Хоролом. Святослав же и великий князь Рюрик одержали победу [=звенить слава въ Кыеве] по молитвам святых мучеников Бориса и Глеба и пошли каждый восвояси, славя Бога в Троице — Отца и Сына и Святого Духа.

А князь Ярослав Черниговский не пошел с братом своим Святославом, говоря так: «Я послал к половцам мужа своего Ольстина Олексича и не могу пойти войной на своего мужа»; этим и оправдался перед братом своим Святославом. Игорь же отвечал Святославову мужу: «Не дай Бог отказаться от похода на поганых: поганые всем нам общий враг!» [=трубы трубять въ Новограде (Cеверском)] Потом стал совещаться Игорь с дружиной: каким путем поехать, чтобы соединиться с полками Святослава. Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь, как птица: вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идет из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?» Игорю не по душе пришлись эти слова дружины, хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы. Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить со Святославом [=стоять стязи въ Путивле!]. (Ипат. 1185 перевод О. В. Творогова)
Главное в текстах передача информации с помощью посредника . В «Слове ...» посредник Боян , в летописи « вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идет из Киева в воскресенье». И Боян и "муж от Святослава" одно лицо !!!. Информация передается Игорю «Пѣти было пѣснь Игореви того внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому» и Святославу киевскому «Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне,( кому)Велесовь внуче». «Вещий Боян» воспевает , а «Велесов внуче» слушает .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 июл 2025, 20:25

Добрый вечер ,Лемурий.

Поход Игоря и свадебный обряд.

Автор « Слова о полку Игореве», для своих замыслов, гениально соединил историческое повествование поход Игоря со свадебным обрядом . Для сравнения я использовала книги :
1) Русская свадьба (Свадебный обряд на Верхней и средней Кокшеньге и на Уфтюге Вологодской области) « Современник» Москва. 1985г.
2). Русская народная поэзия (обрядовая). Ленинград. « Художественная литература». 1984г.
Я уже писала о том, что текст «Слова…» построен на синтезе исторических фактов и свадебного обряда. Чтобы воспринять богатство обрядовой поэзии, надо знать о каких обрядах идёт речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня. Свадебный обряд это многоактное драматическое действо, т.е. в «Слове…» автор применил не один обряд , а целую систему обряда. Различные песни поются на разных этапах ритуала. Среди них мы найдём песни метафоры и песни комментирующие обряд. Автор «Слова…» подобрал и расположил метафоры по этапам свадебного ритуала, чьи песни определённо связаны с тем или иным обрядом. Свадебные обряды отражают архаичные социальные нормы в выборе брачного партнёра.
Говоря о свадебном ритуале есть основание говорить не об одном обряде, а о целой системе обрядов.
1)Закрывание невесты
2) Приезд сватов
3)Смотрины, сговор (рукобитие)
4) Предсвадебная неделя
5) Девичник
6)Сон невесты
7 Утро свадебного дня.
 Приезд жениха и стол в доме невесты, запой.
9) Постельный обряд
В русском обрядовом фольклоре получили распространения свадебные песни о соколе – юноши и лебёдушке девушке, как о женихе и невесте
« Ты Сокол Соколович,
Да ты летал перелетывал
Да замечал себе лебедушку»
В «Слове…» « пущашеть10 соколов на стадо лебедей».

Началом самой свадьбы было закрывание невесты платком, для которой мерк белый свет.
«Перекатное красное солнышко
Закатилось за облачко».
В «Слове…» «…възре на светлое солнце и виде от него тьмою…».

По свадебному ритуалу невеста расставалась с « дивий волей» « Я из див здивовалась». По поверьям дивья красота уходила в лес и садилась на верхушку дерева. В « Слове…» «Збися див кличет върху древа…» ..
Самое знаменательное событие, предшествующее свадьбе, это встреча двух родов – сватовство. В свадебных песнях мосты мостить означало свататься, а мотив перевода по тоненькой мостиночке замужество
« По мостиночкам дубовым
Идёт наша барыня».
В «Слове…» «…красные девкы половецыя … начаша мосты мостите…».

Название свадебного обряда « запоручивать» происходит от того ,что обе стороны бьют по рукам – сговариваются.
« Во сегодняшний день, что не громы грянули
То родители мои по рукам ударили».
Во время сговора невеста причитала:
« Наставала тучка тёмная
Туча тёмная страховитая
Со громом, с частой молнией»
В «Слове…» « Чърныя тучя с моря идут …а в них трепещут сини млънии».

Сон Святослава похож на сон невесты , который она рассказывает матери утром . «Привиделся мне страшный сон».
В « Слове…» « Святослав мутенъ сонъ виде…».
В плаче невесты « Да всё пуста стоит хоромина
Да углы все отвалились».
В «Слове…» « Уже дъски без кнъся в моем тереме златовръсем».
В обряде « Мягкая то постелюшка
Да как на синем море…»
В «Слове… « …на кроваты тисове… и не сош лю к синему морю».

ЗАПОЙ.Застолье у невесты - в «Слове…» . « ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбріи Русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую.»

После застолья совершался постельный обряд – молодых отводили в спальное помещение и оставляли наедине. В «Слове …» « с хотию на кровать…» СВАДЕБНЫЙ обряд выполнял юридическую функцию, он утверждал законность брака между женихом и невестой.


Игорь в поход взял своего сына Владимира. В плену у половцев он женился на дочери половецкого хана Кончака « сокольца опутаеве красною девицею». Может поэтому в «Слове..» так много свадебных метафор? А может быть все проще : Свадьба - это распространение генетической информации , а ,значит , и жизни , а «повесть о плъку Игореве» - это война и уничтожение информации на основе генетического материала«сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую»  «А Игорева храбраго плъку не крѣсити!», что и определяет символ смерти .Тогда поход Игоря и свадебный обряд символически показывают борьбу жизни и смерти в произведении.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 июл 2025, 08:57

Zinchenko_tanya писал(а): Главное в текстах передача информации с помощью посредника . В «Слове ...» посредник Боян, в летописи « вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идет из Киева в воскресенье». И Боян и "муж от Святослава" одно лицо !!!. Информация передается Игорю «Пѣти было пѣснь Игореви того внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому» и Святославу киевскому «Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне,( кому)Велесовь внуче». «Вещий Боян» воспевает , а «Велесов внуче» слушает .

Боян, Татьяна, не "посредник", а основоположник русского летописания, стиля трудных повестей временных лет Никон Великий (XIв). Автор (XIIв) гипотетически представляет АБЫ (= как бы) он начал эту летописную статью. Хорошо что увидели тоже, только «стада галок, бегущих к Дону Великому» это уже середина летописной статьи 1185 года, а вот вторая припевка - начало.

Причем тут «муж от Святослава» = гонец и песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича.

Zinchenko_tanya писал(а):Поход Игоря и свадебный обряд.

Тогда должны поддержать версию к какому событию написано СПИ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 июл 2025, 14:27

В данном тесте метафора свадебного обряда. При чем тут летописец Никон ?Какие припевки Бояна -Никона Вы здесь нашли ? Учите свадебные обряды .
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".

В свадебном обряде подружки невесты так сообщали ей о приезде сватов: «Не бывать ветрам да повеяли , не бывать боярам да наехали». «Не с буяр ветры завеяли, незваные гости наехали» ( Ай, дунули ветры да со чистого поля… да наехали гости …) ( Обрядовые песни стр 420)( Будто вороны слетались , там два свата съезжались»( стр . 390)
Это только иносказание «Не буря соколы занесе» в «Слове...», и песня в свадебном обряде:
«Не сама я к вам залетела
Занесло меня погодою
Что погодою несносною
Что несносным буйным ветром.» « Обрядовая поэзия стр. 323-324).
«галици стады бежать
къ Дону великому».Ситуация складывалась так, что русские были вынуждены воевать с половцами: «Двинулся окаянный и безбожный трижды проклятый Кончак с бесчисленными полками на Русь».(летопись 1184-85гг)
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 июл 2025, 15:13

Zinchenko_tanya писал(а):В данном тесте метафора свадебного обряда. При чем тут летописец Никон ?Какие припевки Бояна -Никона Вы здесь нашли ? Учите свадебные обряды .
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".

Автор только предполагает КАК БЫ воспел этот поход Боян/Никон Великий.
Первая припевка о сборе войска, бегущего аки галки на уедие:

    «В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля. И у Ярослава испроси помочь — Ольстина Олексича, Прохорова внука, с коуи черниговьскими. И тако идяхуть тихо, сбираюче дружину свою, бяхуть бо и у нихъ кони тучни велми...»(Ипат.1185)
Если что, летописным Доном назывался Скверный Донец, куда и направлялись потихоньку на тучных конях воины Игоря. А половцам к Северскому Донцу (=Дону) идти было не надо, их вежи и так там располагались.

А про то, что Боян есть Никон Автор несколько раз намекает. В частности, упоминанием летописных вставок, записанных Никоном Великим. Когда они писались? В редакцию 1073 ДКС Никоном, когда Боян из СПИ и жил.

Zinchenko_tanya писал(а):В свадебном обряде подружки невесты так сообщали ей о приезде сватов: «Не бывать ветрам да повеяли , не бывать боярам да наехали». «Не с буяр ветры завеяли, незваные гости наехали» ( Ай, дунули ветры да со чистого поля… да наехали гости …) ( Обрядовые песни стр 420)( Будто вороны слетались , там два свата съезжались»( стр . 390)
Это только иносказание «Не буря соколы занесе» в «Слове...», и песня в свадебном обряде:
«Не сама я к вам залетела
Занесло меня погодою
Что погодою несносною
Что несносным буйным ветром.» « Обрядовая поэзия стр. 323-324).
«галици стады бежать
къ Дону великому».Ситуация складывалась так, что русские были вынуждены воевать с половцами: «Двинулся окаянный и безбожный трижды проклятый Кончак с бесчисленными полками на Русь».(летопись 1184-85гг)

Свадебный обряд и намёки на свадьбу в СПИ есть:
1. В «мутен сне» Святослава.
2. «ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую» - намёк на брак Владимира Игоревича с Кончаковной, ценой поражения русского войска.
3. В конце СПИ: «голова - муж, плечи - жена» намёк на свадьбу сына Игоря на дочери хозяина «всей Русской земли» Рюрика.
Всё. Остальные эпизоды к свадебным обрядам не относятся.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 июл 2025, 16:49

К какому событию написано СПИ?
Песнотворец Боян передает своим «братиям» знания к каким событиям они должны уметь « песнь творите».В былинах и сказках встречается такой расхожий сюжет: человек стоит перед каменем. На камне надпись, с выбором предстоящего пути. Вернее с его описанием. Отчего камни называются вещими.

На камне написано: "Налево пойдешь - богатым быти, направо пойдешь - женатым быти, а прямо пойдешь - убитым быти". Вот главные события в жизни человека к ним и написан текст «Слова...». 
1 ) событие « богатым быти»
«Богатый князь «Игорь Святъславлич» поководец возращается из похода «Игорь князь въ Руской земли» Что должен сделать песнотворец и летописец «Свт.ших между царКирилл Туровский. СЛОВО. на похвалу 318 святых отец. Как историки и витии, то есть летописцы и песнотворцы, прислушиваются к рассказам о бывями войнах и битвах, чтобы в изящной речи ПЕРЕДАТЬ слышимое ...». Песнотворец должен уметь  «княземъ славу рокотаху.» воспевать их военные «подвиги».
2)Событие «женатым быти». Песнотворец обязан знать обряд свадьбы и обряд Посвящения.  «соколца опутаеве
красною девицею".Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети:
"Слава Игорю Святъславличю,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!" Вся информация в этом событии ,накопленная племенем, родом, семьей, перед свадьбой, переходит от старого поколения к молодым, к Владимиру Игоревичу. Он должен знать ответ на вопрос « Чей ты ,какого ты роду племени ...» и т.д.

3)« убитым быти» « а дружине!Аминь.»
Песнотворец должен донести до людей , что главное не свадьба,и не слава князей, а спасение души .Для этого все должны знать этические нормы , что такое хорошо и что такое плохо « лепо и нелепо». А так как мы все смертны , то после смерти всех ждет Божий суд «Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути". Будешь поступать хорошо , пойдешь в рай , а если твои поступки « нелепы»- иди в ад .
Вот три события к которым и написано «Слово...».
И ученики автора Бояна « братия» на «Слове...» должны научится « песнь творите» правильно .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 26 июл 2025, 20:49

Zinchenko_tanya писал(а):К какому событию написано СПИ?

1. СПИ написано к 25-27.09.1188 - к свадьбе Верхуславы, дочери Всеволода Большое Гнездо и Ростислава Рюриковича, где собрались более 20 князей в основном «Мстиславова племени» к которым Автор напрямую и обращается.

Первое обращение к отцу невесты - Всеволоду Большое Гнездо, с предложением «Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола [Киев] поблюсти?», т.е. занять место Святослава, которому «княже ми непособіе наниче ся годины обратиша» в его дуумвирате в Рюриком.

Второе обращение к отцу жениха - Рюрику Ростиславичу.

2. Цель обращения - контроль торговых путей близ Переяславля.

3. На этой свадьбе было решено отдать сына Игоря Святослава (жених = голова), за дочь хозяина «всей Русской земли» Ярославу:

    «Створи же Рюрикъ Ростиславу велми силну свадбу ака же несть бывала в Руси. И быша на свадбѣ князи мнози за 20 князѣи. Сносѣ же своеи далъ многи дары и городъ Брягинъ. Такова же свата и с бояры отпусти ко Всеволоду в Суждаль с великою честью и дары многими одаривъ.

    "Тоѣ же недѣлѣ [=воскресенье 25 сентября 1188] отда Рюрикъ [1180: Рюрикъ … собе возя всю Рускую землю] дчерь свою Ярославу за Игоревича за Святослава в Новъгородъ Сѣверьскии.[=Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Руской земли безъ Игоря.]

    Тогда же приде Володимѣрь ис Половѣць с Коньчаковною и створи свадбу Игорь сынови своему [= сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую] и вѣнча его и с дѣтятемь...»
    (Ипат. 1187/ события 1188)
И как резюме:
Слава Игорю Святославичу, буй-тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!
Князьям - Слава, а дружине - Аминь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 июл 2025, 12:03

Здравствуйте , Лемурий.
"Слово о полку..."- это пародия .
«старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми»
По сообщению Лаврентьевской и Никоновской летописей, в 6530 (1022) году в поход против касогов выступил тмутараканский князь Мстислав. Узнав об этом, Редедя вышел навстречу неприятелю. Редедя предложил Мстиславу, во избежание кровопролития, без применения оружия, решить дело поединком на условиях, что победивший возьмёт семью, и землю. Поединок начался не в пользу Мстислава. Могучий Редедя стал давить его к земле. «И нача изнемогати Мстислав, бо бе велик и силен Редедя, и рече Мстислав - «О пресвятая Богородица, помози ми, аще бо одолею сего, съзижду церковь во имя твое». И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю». «Повесть временных лет».
1)Образ Мстислава - герой дурак, который приходит к успеху благодаря волшебным помощникам, как в сказках: Емеля и щука , Иван дурак и конек горбунок , или Сивка -бурка, или другая волшебница . В сказках ,все сложные дела за Ивана-дурака делают волшебные помощники.Мстиславу помогает победить Редедю «пресвятая Богородица». И возникает вопрос : « А был ли подвиг?»И так ли уж Мстислав храбр.
2)Герой мудрец -Боян.
Мудрец обладает творческими способностями и творческим потенциалом.
«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити»
Вещий - умный, мудрый, знающий, сведущий.
«О Бояне, соловию» - Петь соловьем — говорить о чем-л. с жаром, с увлечением, красноречиво . Он хорошо владеет словом .
Оружие архетипа мудреца — истина и знание.
«не по замышлению Бояню». Произведение песнотворца о походе Игоря лишены «замышления» - выдумок.
3)Герой- полководец - Игорь воплощением «доблести», и трагического противостояния судьбе.«наполънився ратнаго духа,
наведе своя храбрыя плъкы
на землю Половецькую
за землю Руськую»
Отличие «дорожного» сюжета здесь в том, что путешествие героя изначально — не беспечная прогулка, а тяжелый путь, полный испытаний .Все дороги, по которым идет Игорь- полководец, ведут к пункту назначения, а от него зависит только то, каким путем он желаем до него добраться. Иногда он можем заблудиться, застрять на каком-то участке дороги или колебаться в выборе направления. Но конечная цель Игоря "Игорь едет по Боричеву
къ святей богородици Пирогощей».

«Слово....»- это пародия на летописные источники : на рассказы о походе Игоря в Ипатьевской и Лаврентьевской летописи, а также на « Повесть временных лет....» с ироничными характеристиками персонажей, событий ,ситуаций, где смешное перемешено со страшным.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 28 июл 2025, 16:37

Zinchenko_tanya писал(а):"Слово о полку..."- это пародия .
Редедя предложил Мстиславу, во избежание кровопролития, без применения оружия, решить дело поединком на условиях, что победивший возьмёт семью, и землю. Поединок начался не в пользу Мстислава. Могучий Редедя стал давить его к земле. «И нача изнемогати Мстислав, бо бе велик и силен Редедя, и рече Мстислав - «О пресвятая Богородица, помози ми, аще бо одолею сего, съзижду церковь во имя твое». И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю». «Повесть временных лет».

Не "пародия", Татьяна, а ИРОНИЯ.

Zinchenko_tanya писал(а):1)Образ Мстислава - герой дурак, который приходит к успеху благодаря волшебным помощникам, как в сказках: Емеля и щука , Иван дурак и конек горбунок , или Сивка -бурка, или другая волшебница . В сказках ,все сложные дела за Ивана-дурака делают волшебные помощники. Мстиславу помогает победить Редедю «пресвятая Богородица». И возникает вопрос : «А был ли подвиг?» И так ли уж Мстислав храбр.

Зарезать соперника в борьбе без оружия "нехитрая" задача, сарказм в том, что "помолясь Богородице". В данном случае Автор упоминает известный пассаж в "трудных повестях" временных лет и "летописная братия" точно знала КТО автор этой вставки.

Zinchenko_tanya писал(а):2)Герой мудрец -Боян.
Мудрец обладает творческими способностями и творческим потенциалом.
«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити»
Вещий - умный, мудрый, знающий, сведущий.
«О Бояне, соловию» - Петь соловьем — говорить о чем-л. с жаром, с увлечением, красноречиво . Он хорошо владеет словом .
Оружие архетипа мудреца — истина и знание.
«не по замышлению Бояню». Произведение песнотворца о походе Игоря лишены «замышления» - выдумок.

"Замышление" = замысел (Срезн. I:930), т.е. именно Боян создал стиль "трудных повестей" временных лет, где "припомнил" речь первых усобиц, на которых никогда не был. Поэтому он и "вещий"= "знающий то, что другим неведомо". Летописцы прекрасно знали все эти "ляпы":
- О Романе, предавшего своих половецких союзников, из-за чего они его сделали "красным" и кости его до сих пор лежат близ Тмуторокани без погребения и автор этой вставки (редактор 1073 ДКС Никон Великий) тому самовидец;
- О Мстиславе, зарезавшего Редедю, помолясь Богородице, в борьбе без оружия;
- Панегирик Ярослава Мудрого.
Разве летописная братия XII века не назвала бы автора этих вставок без затруднения? Безусловно бы знала основоположника стиля ПВЛ, редактора 1073 ДКС.

Zinchenko_tanya писал(а):3)Герой- полководец - Игорь воплощением «доблести», и трагического противостояния судьбе: «наполънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую».
Отличие «дорожного» сюжета здесь в том, что путешествие героя изначально — не беспечная прогулка, а тяжелый путь, полный испытаний. Все дороги, по которым идет Игорь- полководец, ведут к пункту назначения, а от него зависит только то, каким путем он желаем до него добраться. Иногда он можем заблудиться, застрять на каком-то участке дороги или колебаться в выборе направления. Но конечная цель Игоря "Игорь едет по Боричеву къ святей богородици Пирогощей».

"Наполнился ратного духа", а раньше сия пустота чем была наполнена?
Ольгович едет к церкви Мстислава Великого (своих соперников) как "победитель" или как признающий своё политическое фиаско?

Zinchenko_tanya писал(а): «Слово....»- это пародия на летописные источники : на рассказы о походе Игоря в Ипатьевской и Лаврентьевской летописи, а также на « Повесть временных лет....» с ироничными характеристиками персонажей, событий ,ситуаций, где смешное перемешено со страшным.

Не совсем так.

    "Внимательное сопоставление обоих текстов [Ипатьевского и Лаврентьевского] обнаруживает не только две различные точки зрения на Ольговичей. Оказывается, что рассказ Киевской летописи не просто подробнее: он как будто бы последовательно отвечает на все упреки владимиро-суздальского рассказа. Обстоятельным, информированным повествованием, ведущимся бесстрастным тоном, киевский летописец снимает почти все обвинения с князя Игоря, кроме одного — обвинения в неудержимом юношеском задоре. Если владимирский летописец подчеркивал легкомысленность и беззаботность Ольговичей в организации похода, то киевский летописец подробно и обстоятельно описывал княжеские сборы, выступление, „тихое" движение по Черниговщине Игорева войска, собирающего все новые силы, настойчивое желание Игоря не оставаться на ночь в степи. Если владимирский летописец писал о непродолжительности плена Игоря («по малех днех»), что, по-видимому, соответствовало исторической действительности, то киевский отмечал, что Игорь собирался долго быть в плену (к нему приехали священник и слуги). Если владимирский летописец напоминал о гибели политического и военного соперника Игоря — Владимира Глебовича, князя переяславского, то киевский вкладывал в уста Игоря длинную покаянную речь — раскаяние в разорении им города Глебова у Переяславля.

    Таким образом можно говорить о несомненной политической конфронтации двух летописных текстов, созданных примерно в одно и то же время. Перед нами один из интересных эпизодов политической борьбы владимиро-суздальских и черниговских князей в конце XII в., затронувший сферу и литературных текстов. Автор "Слова" не стоял в стороне от этой борьбы..."

    --------
    Демкова Н.С. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» // Д е м к о в а Н. С. Средневековая русская литература. Поэтика, интерпретации, источники: Сб. статей. СПб., 1997. С. 47
Любая летописная статья, "совестная книга на Судный День", излагала события в интерпретации князя, для которого она была написана. Ольговичи оправдывали поход, Мстиславичи - порицали. Автор, безусловно, был на стороне "Мстиславова племени". Он тоже порицает, но не прямым текстом, а образами (метафорами) и парафразами из известных древнерусских памятников.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 авг 2025, 08:31

Доброе утро , Лемурий!
Образ Бунтаря. Главная стратегия этого архетипа - обратить на себя внимание и заявить о своих правах. Мотив бунта становится одним из основных  в тексте «Слова...».
Архетипы персонажей бунтарей в «Слове...»
являются отправной точкой для создания  антигероев - разрушителей. Все князья, после смерти своих отцов, считают себя обделенными в наследстве. И это Мстислав «храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю », Роман «красному Романови Святъславличю и
и Олег «были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя». Младшие князья начинают войны против старшего брата или дяди .

Мстислав решил сделать переворот , но не приняли его киевляне. «Старый Ярослав» потерпел поражение в 1024г , а Мстиславу удалось выиграть бой за счет наемников, «а дружина своя цела» и только после этого « разделили по Днепру русскую землю».Бунт закончился победой Мстислава . Сильные стороны бунтаря : готов к чему угодно , хитрый, ведет за собой . Положительный результат бунта .

А вот красному Роману не повезло , Всеволод подавил мятеж, он договорился с половцами, которые и убили Романа в 1079. Роман недооценил противника и за самонадеятельность поплатился . Это слабые стороны бунтаря . Отрицательный результат .

И «Олег Гориславич» поднял бунт против дядей Всеволода, Изяслава. Сначала проиграл битву в 1078г., потом все - таки вернул себе земли . Результат и так, и сяк.
«Переворот», «восстание», «мятеж» являются родственными и их часто путают, разные люди разными словами называют одно и то же событие.Мятеж – это окончившаяся неудачно попытка переворота или восстание. Люди осознанно идут на вооруженное насилие, зная, что в ответ могут получить смерть , как «красный Роман». Три различных образа бунтаря: Мстислав и его попытка переворота в Киеве , Роман - мятеж против Всеволода , и Олег ,сбежавший с поля боя .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 авг 2025, 10:00

Мыслить, Татьяна, надо критериями современников Автора СПИ, а для них «бунтари» - разжигатели усобиц:

    «Усобная же рать бываеть от сважения Дьявола. Богъ бо не хощеть зла вь человецехъ, но блага. А Дьяволъ радуеться злому убииству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти братоненавидения, клеветы...» (Ипат.1067)
Романа сделали «красным» его союзники половцы, тех кто поганых призывает на христиан тоже не любили:

    «Сие-то гибельное обыкновение, в войнах междоусобных дружиться с иноплеменными хищниками и призывать их для ужасных злодейств в недра государства, всего более обесславило князей Черниговских в нашей древней истории и было одною из причин народной любви к Мономаховым потомкам..." (Карамзин об усобице 1180 г.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 авг 2025, 21:08

Война двух братьев состоялась в 1024 году, «Слово... написано в настоящем времени в 1185году.
1185 - 1024 = 161 год. прошел от упомянутого события.
У нас сейчас 2025 год.- 161= 1864год.
Попробуйте и ВЫ помыслить" критериями современников" 1864 года.
Читать текст «Слова...» надо так, как передает информацию автор .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 авг 2025, 16:10

Zinchenko_tanya писал(а):Попробуйте и ВЫ помыслить" критериями современников" 1864 года. Читать текст «Слова...» надо так, как передает информацию автор .

Вот это большая ошибка, Татьяна, пытаться прочитать по-современному, вместо того чтобы окунуться в быт конца XII века, учитывая их верования, свычаи и обычаи и прочитать по "былинам" ТОГО времени, на древнерусском, с учётом событий до сентября 1188 года и не месяцем позже. Только тогда увидите красоту и величие СПИ по-настоящему.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35

cron