Zinchenko_tanya писал(а):"Слово о полку..."- это пародия .
Редедя предложил Мстиславу, во избежание кровопролития, без применения оружия, решить дело поединком на условиях, что победивший возьмёт семью, и землю. Поединок начался не в пользу Мстислава. Могучий Редедя стал давить его к земле. «И нача изнемогати Мстислав, бо бе велик и силен Редедя, и рече Мстислав - «О пресвятая Богородица, помози ми, аще бо одолею сего, съзижду церковь во имя твое». И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю». «Повесть временных лет».
Не "пародия", Татьяна, а
ИРОНИЯ.
Zinchenko_tanya писал(а):1)Образ Мстислава - герой дурак, который приходит к успеху благодаря волшебным помощникам, как в сказках: Емеля и щука , Иван дурак и конек горбунок , или Сивка -бурка, или другая волшебница . В сказках ,все сложные дела за Ивана-дурака делают волшебные помощники. Мстиславу помогает победить Редедю «пресвятая Богородица». И возникает вопрос : «А был ли подвиг?» И так ли уж Мстислав храбр.
Зарезать соперника
в борьбе без оружия "нехитрая" задача, сарказм в том, что "помолясь Богородице". В данном случае Автор упоминает известный пассаж в "трудных повестях" временных лет и "летописная братия" точно знала КТО
автор этой вставки.
Zinchenko_tanya писал(а):2)Герой мудрец -Боян.
Мудрец обладает творческими способностями и творческим потенциалом.
«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити»
Вещий - умный, мудрый, знающий, сведущий.
«О Бояне, соловию» - Петь соловьем — говорить о чем-л. с жаром, с увлечением, красноречиво . Он хорошо владеет словом .
Оружие архетипа мудреца — истина и знание.
«не по замышлению Бояню». Произведение песнотворца о походе Игоря лишены «замышления» - выдумок.
"Замышление" = замысел (Срезн. I:930), т.е. именно Боян создал стиль "трудных повестей" временных лет, где "припомнил" речь первых усобиц, на которых никогда не был. Поэтому он и "вещий"= "знающий то, что другим неведомо". Летописцы прекрасно знали все эти "ляпы":
- О Романе, предавшего своих половецких союзников, из-за чего они его сделали "красным" и кости его до сих пор лежат близ Тмуторокани без погребения и автор этой вставки (редактор 1073 ДКС Никон Великий) тому самовидец;
- О Мстиславе, зарезавшего Редедю, помолясь Богородице, в борьбе без оружия;
- Панегирик Ярослава Мудрого.
Разве летописная братия XII века не назвала бы автора этих вставок без затруднения? Безусловно бы знала основоположника стиля ПВЛ, редактора 1073 ДКС.
Zinchenko_tanya писал(а):3)Герой- полководец - Игорь воплощением «доблести», и трагического противостояния судьбе: «наполънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую».
Отличие «дорожного» сюжета здесь в том, что путешествие героя изначально — не беспечная прогулка, а тяжелый путь, полный испытаний. Все дороги, по которым идет Игорь- полководец, ведут к пункту назначения, а от него зависит только то, каким путем он желаем до него добраться. Иногда он можем заблудиться, застрять на каком-то участке дороги или колебаться в выборе направления. Но конечная цель Игоря "Игорь едет по Боричеву къ святей богородици Пирогощей».
"Наполнился ратного духа", а раньше сия пустота чем была наполнена?
Ольгович едет
к церкви Мстислава Великого (своих соперников) как "победитель" или как признающий своё политическое фиаско?
Zinchenko_tanya писал(а): «Слово....»- это пародия на летописные источники : на рассказы о походе Игоря в Ипатьевской и Лаврентьевской летописи, а также на « Повесть временных лет....» с ироничными характеристиками персонажей, событий ,ситуаций, где смешное перемешено со страшным.
Не совсем так.
"Внимательное сопоставление обоих текстов [Ипатьевского и Лаврентьевского] обнаруживает не только две различные точки зрения на Ольговичей. Оказывается, что рассказ Киевской летописи не просто подробнее: он как будто бы последовательно отвечает на все упреки владимиро-суздальского рассказа. Обстоятельным, информированным повествованием, ведущимся бесстрастным тоном, киевский летописец снимает почти все обвинения с князя Игоря, кроме одного — обвинения в неудержимом юношеском задоре. Если владимирский летописец подчеркивал легкомысленность и беззаботность Ольговичей в организации похода, то киевский летописец подробно и обстоятельно описывал княжеские сборы, выступление, „тихое" движение по Черниговщине Игорева войска, собирающего все новые силы, настойчивое желание Игоря не оставаться на ночь в степи. Если владимирский летописец писал о непродолжительности плена Игоря («по малех днех»), что, по-видимому, соответствовало исторической действительности, то киевский отмечал, что Игорь собирался долго быть в плену (к нему приехали священник и слуги). Если владимирский летописец напоминал о гибели политического и военного соперника Игоря — Владимира Глебовича, князя переяславского, то киевский вкладывал в уста Игоря длинную покаянную речь — раскаяние в разорении им города Глебова у Переяславля.
Таким образом можно говорить о несомненной политической конфронтации двух летописных текстов, созданных примерно в одно и то же время. Перед нами один из интересных эпизодов политической борьбы владимиро-суздальских и черниговских князей в конце XII в., затронувший сферу и литературных текстов. Автор "Слова" не стоял в стороне от этой борьбы..."
--------
Демкова Н.С. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» // Д е м к о в а Н. С. Средневековая русская литература. Поэтика, интерпретации, источники: Сб. статей. СПб., 1997. С. 47
Любая летописная статья, "совестная книга на Судный День", излагала события в интерпретации князя, для которого она была написана. Ольговичи оправдывали поход, Мстиславичи - порицали. Автор, безусловно, был на стороне "Мстиславова племени". Он тоже порицает, но не прямым текстом, а образами (метафорами) и парафразами из известных древнерусских памятников.