Модератор: Лемурий
userdez писал(а):Словарь книжников и книжности под ред. Д С Лихачева о взаимовлиянии. Можно говорить о влиянии первоначального перевода Заточником всей фразы целиком на последующие переводы.
userdez писал(а):В фонд 304/1, номер 735 просто "стрела с чемеремь" (лист 80, 10 стр. от низа).
Лемурий писал(а):краевед писал(а):речь может идти не о "мысленном древе" Игоря. а Ольговичей, отправившихся в поход с Игорем. В этом случае под Дивом мог подразумеваться сам Игорь, возглавивши поход.
В этом слуае под "Тмутороканским блъваном" мог подразумеваться не Игорь. а его противник - половецкий хан
Уважаемый краевед, как совершенно правильно заметил уважаемый Усердец:userdez писал(а):На "мысленном древе" может быть только "мысленный Дивъ"
«Мысленное древо" - это САМ христианин, плоды же этого древа - труды и подвиги, достойные покаяния, листья - слава.
У каждого князя было своё «мысленное древо», которое летописцы из монашеской братии оценивали на плоды - достойны ли они покаяния или "содомские" для "дивих зверей" и птиц как на "дубе Навуходоносора".
Нельзя забраться самому на себя даже мысленно. Див, совершенно очевидно, что Игорем быть не может, а вот под "дивого зверя" вполне подходит. Див предупреждает о звука земли неосвоенной (степи) пограничные земли, колыбели христианства Руси и некоего истукана, как жена Лотова обернувшаяся на Содом (Быт. 19:26) и ставшая бълванъ (соляным столпом), к которому применим эпитет "тмутороканский" (а ныне черниговский). Истукан, не слышащий опасность, исходящую от степи, один, очевидно, что он предводитель и от его дальнейших поступков зависит судьба его спутников.
userdez писал(а):не согласен с пониманием смысла произведения. Приоритеты митрополита: Бог, Русь, князь. У Вас же все диаметрально наоборот - "Кто митрополита ужинает... ". Не думаю, что он "белый и пушистый", но и не такой беспринципный, как Вы его хотите изобразить, хотя и не желая того.
краевед писал(а):Вопрос в другом, почему Див взгромоздился на "мысленное древо" Игоря? Не потому ли, что Игорь отправляясь в поход отступил от Божих заповедей. за что и был наказан Господом. Получается, что "мысленным древом" князя Игоря завладел дьявол - Див (Дый) и только после поражения Игоря, раскаивавшегося за свои грехи дьявол свергнулся с "мысленного древа" Игоря, которому Господь открыл путь к покаянию и прощению.
краевед писал(а):крик Дива можно ассоциировать с самим Игорем. грозящим половецким землям. Вообще-то в СПИ прослеживается логичеcкая цепочка, позволяющая ассоциировать образ Дива с Игорем: "Тогда вступи Игорь князь въ златъ стремень" - "Дивъ кличетъ връху древа велитъ послушати землямъ незнаемымъ" - "Игорь къ Дону вои ведетъ" - ИГОРЬ - ДИВ - ИГОРЬ. Имя Игоря окружает Дива.
краевед писал(а):Див обращается к землям незнаемым в повелительной форме, какое уж тут желание предупредить своих, скорее от Дива половецким землям исходит угроза: - "Иду на Вас"!
краевед писал(а): Цитируется по СССПИ В.Л.Виноградовой. Статья Див. Дополнения.
Изъявительное наклонение обозначает действие во времени и если Автор СПИ наблюдал со стороны происходящее, то можно предположить. что он участник похода Игоря
Лемурий писал(а):краевед писал(а): Цитируется по СССПИ В.Л.Виноградовой. Статья Див. Дополнения.
Изъявительное наклонение обозначает действие во времени и если Автор СПИ наблюдал со стороны происходящее, то можно предположить. что он участник похода Игоря
В СССПИ Дополнение, уважаемый краевед, помещаются не основные, а альтернативные мнения. Из контекста явствует, что Див велит послушать степь и далее КОМУ?/ЧЕМУ? Много было версий, вот и Б.А.Рыбаков пишет:« Что касается образа грифона, то он был известен праславянам еще в далекое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье для украшения наверший знамен применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось охранительное, апотропеическое значение, и грифоны нередко изображались в активной позе терзания. (Срезневский И. И. Материалы..., т. I, с. 18. ДИВЪ - gryphus (в Житии св. Власия)...
А мы стали разбирать его версию и видим, что грифон у скифов применялся в повозках, а не на штандартах (см. Шлеев 1950:53-61, gryphus из Жития св.Власия это архангел Рафаил, а не грифон.
"збися Див, кличет верху древа" - содержится в самих скифских истоках этого образа…. Див над деревом - символ угрозы враждебным степнякам; Див поверженный - подтверждение поражения русских…»
-------
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. Грифон-Див
Не годятся обе эти версии об угрозах со стороны Дива.
Что как касается "участника похода"… Вы и правда считаете, что Игорь Дива повстречал и Автор это видел?
краевед писал(а):Оставаясь на позициях, что под образом Дива может скрываться намек. что тот восседал на древке знамени или же боевой палице в виде навершия. я тем не менее рассматриваю и иные версии толкования образа Дива и все больше убеждаюсь в этом случае в правоте Б.А.Рыбакова относительно символа Грифона как образ Дива - навершия на знаменах или же на древке княжеской власти в виде навершия.
А посему автор СПИ как участник похода мог видеть этого Дива на вершине знамени. а то и нести его сам. Такое толкование не расходится с контекстом СПИ и могло быть облечено автором в поэтическую форму. когда безмолвный Див поэтически угрожает всей половецкой земле. В те времена по стягам которые несло войско можно было определить с какими намерениями оно идет. этот же случай мы видим и в образе "глаголющих", т.е. говорящих половецких стягах выступивших против Игоря половцев. Князья по ним "прочли", какие половецкие роды выступили против них.
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33