Zinchenko_tanya » 18 июн 2008, 09:24
К формам переживания психологического времени нечувствительны стрелки даже самых точных часов. Ведь этими стрелками движут механизмы, работа которых зависит именно от того, как человек живёт и какой он видит свою жизнь в прошлом и будущем. «Непрерывное» время – общее, единое, т. е. каждое последующее событие происходит вследствие предыдущего. Различные типы временных представлений прошлого, настоящего и будущего включаются друг в друга.
В «прерывистом» времени события располагаются порознь и имеют множественное число. Сравним в «Слове…» два древа: в первом « мыслию по древу, серымъ влъкомъ …, шизым ъ орломъ», существительные: древо, волк и орёл названы в единственном числе. В тексте « … по дубию… влъци грозу…орли клекотом» те же существительные: дубы, волки, орлы названы во множественном числе.
Распространенное деление мира на сферы – небесную, земную, подземную – отвечает представлениям о троичности природы человека (душа, дух, тело). Смерть в соответствии с воззрениями автора «Слова…» « веютъ душу отъ тела…» « тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы» « орли клектом на кости звери зовутъ» нарушала гармоничное единство всех составляющих.
Христианство на Руси было принято в среде язычников, исповедовавших многобожие. Языческий пантеон князя Владимира (ум. 1015г) был многочисленным. В летописи сообщается «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна, деревянного, а глава его серебрена, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь». Каждая природная стихия олицетворялась в каком – нибудь боге. У каждого народа существовал свой бог. Получалось так, что мир был разорван на отдельные, часто враждебные друг другу части. Этносы находятся в постоянном развитии и процессы, происходящие в них, разделяются на две основные типологические группы: этническое разделение и этническое объединение. На ранних этапах истории происходило то слияние родственных по языку и культуре народов, то деление на территориально обособленные части.
Когда «братия» сражались между собой, близкие родственники гибли в распрях « Тъй бо Олегъ мечемъ крамолы коваше… В княжихъ крамолахъ веци человекомъ скратишась» , « Отвори врата Новеграду… На Немиге снопы стелютъ головами». Вся история человечества полна вражды, ненависти, кровопролития. Утверждение единства Бога стало утверждения единства нравственности по отношению ко всем людям. Христианский бог требует «Возлюбить ближнего как самого себя». Любя бога, человек любит и других людей созданных по его образу. Братская любовь «Игорь ждетъ мила брата Всеволода» объединяет людей « Один братъ… ты Игорю, оба есве Святславличя», а ссоры, междоусобия их разъединяют « Усобица княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: «Се мое,а то мое же».. Братские отношения между людьми не факт, а задача, стоящая перед человеком. Убивая, человек посягает на образ Божий. « ... на реке Каялы. Воскликнул тогда, говорят, Игорь: « Вспомнил я о грехах своих пред господом богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской…, разлучаемы были отцы с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими, дочери с матерями своими, подруга с подругой своей». ( Из Ипатьевской летописи . В год1185… ).Автор « Слова…» предаёт огромное значение братству, обращаясь к своим читателям « братие», и любви « возлюби ближнего» к этой объединяющей людей заповеди сводится по существу весь текст «Слова…».
Татьяна