Разгадка"Слова о полку Игореве..."

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Серый волк и лисицы.

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 июн 2008, 22:09

Интересная дискуссия! Только позвольте задать вопрос: если птицы - дозорные, а волки - пограничники, то кто такие лисицы, которые "брешут на червленые щиты"?
Здравствуйте, Бенни!
Хочу «добить» волка, а затем перейду к лисицам. Уж очень интересно проследить поэтическое мировосприятие, уходящее корнями в глубь веков. В « Слове…» автор упоминает волка в образе лютого зверя «скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ…» « скочи влъкомъ до Немиги…» и есть волк, который наряду с лютостью имеет и другие свойства характера. Это « …акы серыи влъци…», «… Гзак бежитъ серымъ влъкомъ…».Вспомним Пушкина, строки из пролога к поэме «Руслан и Людмила» :
« В темницы там царевна тужит ,
А бурый волк, ей верно служит…».
Названия животным часто даются по цвету шерсти. Такая роль волка в народной памяти вполне объяснима : волк это впервые прирученная собака, в мезолите собака стала помощницей охотника. Цвет волка даёт нам понять , что этот образ передаёт ещё и такие свойства личности , как верность и преданность. Гзак , возможно и самый лютый из всех половецких владык, но он и верно и преданно служит Кончаку « Гзак бежитъ серымъ влъкомъ, Кончакъ ему следъ правитъ…».
Теперь вспомним о лисицах. Это достаточно простой текст для понимания : «Лисицы брешутъ на чръленыя щиты. О руская земле, уже за шеломенем еси». В русском земледельческом календаре каждый день был отмечен какой - нибудь приметой. Так 27 апреля это день Мартына – лисогона. «На Мартына лисица норы меняет : старые на новые. В этот день происходит переселение лисиц в новые норы». (Круглый год, составление Некрыловой А. Ф., Москва, 1991г.). Также и войско Игоря оставило русскую землю и отправилось «… поискати града Тьмутороканя…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение sasha a » 06 июн 2008, 01:39

Продолжаем разговор (с).

Вижу, с "волками" уже разобрались. Справедливость восторжествовала, и в Слове волки оказались не только "жадины-говядины", но также неутомимые охотники и верные друзья (я как раз вспоминала сегодня картину: Васнецов, кажется, - Иван-царевич похищает Василису Прекрасную на Сером Волке. Волк там выглядит очень даже дружелюбным, упитанным, холеным.)

Теперь вспомним о лисицах. Это достаточно простой текст для понимания : «Лисицы брешутъ на чръленыя щиты. О руская земле, уже за шеломенем еси». В русском земледельческом календаре каждый день был отмечен какой - нибудь приметой. Так 27 апреля это день Мартына – лисогона. «На Мартына лисица норы меняет : старые на новые. В этот день происходит переселение лисиц в новые норы». (Круглый год, составление Некрыловой А. Ф., Москва, 1991г.). Также и войско Игоря оставило русскую землю и отправилось «… поискати града Тьмутороканя…».

Таня, вы хотите сказать, что русские просто вздумали поменять место жительства? Игорю стало тесно в старой "норе", и он отправился в Тмутаракань? Хм-м-м... Это - очень оригинальная трактовка Слова...
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Новые земли.

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 июн 2008, 15:28

Таня, вы хотите сказать, что русские просто вздумали поменять место жительства? Игорю стало тесно в старой "норе", и он отправился в Тмутаракань? Хм-м-м... Это - очень оригинальная трактовка Слова...
Здравствуйте sasha a .
Я хочу сказать, что Игорь оставил русскую землю « О, руская земле уже за шеломянемъ еси…», завоевал часть половецкой земли, «… потопташа поганыя плъкы половецкыя…» и поставил на бывшей половецкой земле своё «стружие», символ его княжеской власти. Образ старой лисьей норы - русская земля, а новой – завоёванные новые земли.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение sasha a » 06 июн 2008, 16:25

Тогда не понятно, почему "лисы" Игоря "брешут" (хулят, браняться, по словарю "Слова") на красные знамена - мир замной, согласно вашей трактовке?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Лисицы брещут.

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 июн 2008, 19:32

Здравствуйте, sasha a !
«Брешутъ» - «Лаять – о собаке, лисице и некоторых других животных издавать характерные, громкие, резкие и отрывистые звуки». Отталкиваемся от характера сходных признаков. Первыми чужих чуют собаки и начинают «брехать», лаять. Также поступают и лисицы на половецкой земле. Почему они распознали чужих ? Да по красным щитам «…брешутъ на чръленыя щиты…», которые были у русских.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Вълци по яругам...

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 июн 2008, 13:35

«Игорь къ Дону вои ведетъ…» В какой – то момент Игорь с войском должен перейти со своей родной стороны на чужую половецкую, где спокойно течет река Дон. И начинается крутой спуск в глубины подземного мира. «Яруга» – овраг противоположность, горе, первичному холму. В « яруге» механизм переживания времени подобен восприятию пространства: в глубоком ущелье, в овраге, оно кажется сжатым. В предельно сжатом психологическом времени нет будущего, всё в настоящем , всё актуально. Кроме того человек забывает в прошлом всё, что «не идёт в дело». Игорь и войско достигают предельной глубины в овраге, где находится как бы вход в «подземный мир». Нужно преодолеть врата охраняемыми грозными стражами «влъци …по яругамъ…». Цель «влъка» пропустить любого в подземный мир и не выпустить его назад: «Уже соколома крильца припещали поганыхъ саблями, а самаю опуташа въ путины железны», «соколца опутаеве красною девицею».
К концу дня и Бог Солнца переходит со своей дневной ладьи в ночную и опускается за горизонт в мир усопших : «Темно бо бе въ 3 день:два солнца померкоста, оба багряая стлъпа погасоста … тьмою ся поволокоста и въ море погрузиста…». Конечно, можно возвратиться к жизни и это возвращение автор связывает с весенним пробуждением природы «по былинамъ сего времени». С этим обрядом связаны и ритуалы копания земли – сева. А текст «Слова…» можно озаглавить пословицей « Что посеешь, то и пожнёшь»: «… сеяшется и растяше усобицами…», « Чръна земля подъ копыты (проведение телят, они должны были затоптать семена) костьми была посеяна. А кровию польяна, тугою взыдоша по Русской земли». И сбор «урожая». « Ток на Немизе, снопы стелютъ головами молотять чепи харалужными на тоце животъ кладут отъ душу от тела». Автор « Слова…» представляет смерть как нарушение гармоничного единства «души» и «тела». Именно «душа» отвечает на загробном суде, за грехи совершённые человеком при жизни: « Ни хитру, ни горазду, ни птицу горазду суда божия не минути».
С текста « О руская земле уже за шеломянемъ еси» войско Игоря переходит на половецкие земли, которые автор отождествляет с подземным «загробным миром».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

все смешалось в доме облонских (с)

Сообщение sasha a » 08 июн 2008, 17:58

Здравствуйте, Таня.
Не знаю, как у других читателей, но у меня возникает ощущение кучи-малы.
Судя по вашим постам, "Слово" представляет собой хаотическую смесь христианских представлений о душе и теле, примет народного календаря для средней полосы северного нечерноземья, шаманских камланий (автор Слова был родом из племен, практиковавших шаманство?), древнегреческих представлений о загробном мире (волки - это, очевидно, те самые карлики, которые гоняются за журавлями, в нашем случае - птицами на дубах, на краю Земли - параллель из Илиады напрашивается сама собой), закодированных пословиц и поговорок, аллюзий со свадебными обрядами и т.д.

А где же само Слово?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Мне за Вас стыдно.

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 июн 2008, 21:13

Здравствуйте, sasha a !
Это месть за «тюркские» яруги ? Я Вас прощаю.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение sasha a » 08 июн 2008, 22:24

Таня, вы меня с кем-то путаете: я такими глупостями не занимаюсь.
Мне действительно интересно: если текст Слова вторичен по отношению к греческому, шаманскому, христианскому, фолклерному и т.д. началам, то почему оно все же является великим литературным произведением?

Пэ.Сэ. А что произошло с тюркскими яругами?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Рада, что всё разъяснилось.

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 июн 2008, 00:25

Здравствуйте , sasha a!
Рада, что у Вас настоящий интерес к « Слову…». Рассказывая о походе Игоря , автор использует речь, знания, символы XII в. Ему свойственно бинарность мышления : время – пространство, язычество – христианство, материальное – идеальное, добро и зло , свет и тьма т. д.. В основе художественного метода – символизм и многозначность слова в прямом и переносном значении. Христианская символика тесно переплетается с фольклором и обрядами. До нашего XXI в. дошли какие – то небольшие куски информации. Так образ мирового древа уходит в очень глубокую древность и присутствует во многих верованиях, в том числе и шаманских. А трех частное строение Вселенной свойственно многим древним религиям. Познать «Слово…» легко, если мыслить общими понятиями характерными для XII в.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

"...некто землю распашет..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 09 июн 2008, 15:56

Дело идёт не о сравнении человеческой жизни с природой, а о сопоставлении по признаку действия. Текст « по былинам сего времени…» поможет понять «Слово» Кирилла Туровского составленное на «новую неделю после пасхи». « Сегодня весна красуется, оживляя зимнюю природу… и земля, питая семена, родит зелёную траву, ибо весна прекрасная есть Христова вера, которая обновляет человеческую природу». В «Повести Временных лет…» под 1037годом летописец пишет о Ярославе Мудром « Как некто землю распашет, а другой засеет, иные же жнут и едят обильную пищу, так и этот (т. е. Ярослав). Ибо отец его Владимир, распахал землю и сделал её мягкой, т. е. просвятил крещением, а этот засеял сердца людей книжными словами , а мы пожинаем, принимая книжное учение». Здесь разумеется автор упоминает не « «старыми словесы», а идеи ( «Возлюби ближнего как самого себя») новой христианской религии « по былинам сего времени». А что сделали русские князья после смерти Ярослава Мудрого? Разве они поступали по - христиански? Его внук Олег Святославич (ум. 115г.)(Гориславич) посеял и растил усобицы « …при Олзе Гориславличи, сеяшется и растяшетъ усобицами …». Внук Олега Игорь продолжил его «дело» «… среди земли Половецкыи. Черна земля подъ копыты костьми была посеяна, а кровию польяна, тугою взыдоша по Русской земли». «В 1067г. Всеслав Полоцкий занял Новгород. Трое Ярославичей Изяслав , Святослав и Всеволод, собрав воинов пошли на Всеслава… .И встретились противники на Немиги …И была сеча жестокая…». Почему же и эти князья вели себя как язычники , попавшие в подземный мир, и собрали там страшный «урожай»: « Ток на Немизе, снопы стелютъ головами молотять чепи харалужными на тоце животъ кладут отъ душу от тела». Ответ я нашла «В Повести Временных лет…» в год 1078. «… Господь сказал: «Кто положит душу свою за други своя»… Если кто говорит: «Люблю бога, а брата своего ненавижу это - ложь. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить бога, которого не видит?». И всё – таки в «Слове о полку…» происходит обновление человеческой природы, возвращаясь на Русь Игорь «едетъ… къ святей Богородици Пирогощей».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Рада, что всё разъяснилось.

Сообщение sasha a » 10 июн 2008, 02:35

Zinchenko_tanya писал(а):... Познать «Слово…» легко, если мыслить общими понятиями характерными для XII в.


Ах, как я люблю легкость в решении ребусов!
И почему никто раньше Zinchenko_tanya не догадался?!!!
Хотя, нет, постойте.... Заходил тут один товарищ, по фамилии Чернов, он тоже в два счета вывел Автора Слова на чистую воду, и методика у него была точно такая же: "надо мыслить категориями 12 века".
Таня, должна вас огорчить, у товарища Чернова - приоритет.

Дожна сказать, что методика Чернова дает невероятные результаты. Припоминаю его выдающийся перевод "Гамлета", где Гамлет душит Офелию.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Время в "Слове..." непрерывное и прерывистое.

Сообщение Zinchenko_tanya » 10 июн 2008, 17:08

Здравствуйте, sasha a!
Я с уважением отношусь к исследователям и любителям «Слово о полку Игореве…». Оно даёт возможность глубоко вникнуть в духовное наследие Древней Руси.
И предоставляет обширную и подробную информацию об истоках древнерусской цивилизации. Изучающие литературу, откроют для себя величественный поэтический шедевр. Те, кто изучает психологию, обнаружат своеобразный взгляд на природу сознания, поведение человека, и философское понимание личности. А тех, кто занят духовными поисками «Слово…» знакомит с несложным практическим руководством к высшей ступени самопознания. « Слово…» представляет собой культурную программу духовного возрождения человеческого общества. В своих наставлениях автор часто приводит примеры из истории. Поскольку самое важное в повествовании не хронологический порядок, а философская мудрость, которая призвана совершить переворот в неправильной жизни заблудших людей. Своим изложением текста автор пытается указать путь к совершенству всем людям.
Наверное, автор «Слова…» один из первых кто занимался изучением психологического время человека. Он же оставил нам и метафоры, которые в последствии подтвердили американские учёные Р. Кнепп и Дж.Гарбатт. Исследователи составили список метафор, которые чаще всего используются в литературе, чтобы передать переживание времени. Время, которое тянется слишком долго ассоциируется с такими образами : громадное небесное пространство, лестница , ведущая вверх., дорога через холм ( чресъ поля на горы).Психологическое время способно и ускорять своё течение в овраге «яруге», ущелье, пещере оно кажется сжатым. В « Слове…» тоже происходит постепенное сужение образов, когда образы следуют друг за другом от образа с наиболее широким объёмом к образу с наиболее узким объёмом содержания. Сначала автор показывает панораму всего обитаемого пространства « Солнце светится на небеси, Игорь князь въ русской земли, девицы поют на Дунаи,- вьются голоси чрезъ море…» , затем отмечена середина пространства «до Киева» и сужение « по Боричеву» подъём от пристани к центру Киева. И последний самый маленький образ иконы «… святой богородицы Пирогощей…». На ней и фиксируется главное внимание. Чрезмерно сжатое время способствует насыщенному настоящему. Так переживается долго ожидаемое событие.
Психологическое время может переживаться непрерывным , или прерывистым, разорванным на отдельные части. Время в «Слове …» прерывается, когда мы имеем основания говорить , о некотором душевном надломе Игоря, психологическом кризисе. Именно чрез ощущения прерывистости времени автор передаёт сложную жизненную ситуацию героя своей повести. Переживание прерывного времени в каком – то смысле близко с ощущением конца жизни , тупика. После текста «…любо испити шеломом Дону…», автор прерывает повествование о походе Игоря, рассказом о приходе Святославого мужа за помощь к Игорю «О Бояне, соловию старого времени…». Поражение Игоря в том ,что он не поступил также, не обратился к Святославу Киевскому за поддержкой. Затем опять «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить» (Гамлет). Игорь и Всеволод оказались в труднейшей ситуации, и психологическое время обрывается рассказом « Были вечи Трояни… были пълци Ольговы…». Как видим, формы переживания ,и свойства психологического времени весьма разнообразны. «Сжатое», «растянутое», «непрерывное» , «прерывистое» - наиболее распространённые в «Слове…» и типичные его измерения.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Владимир Медведев » 17 июн 2008, 10:30

Уважаемые исследователи и почитатели "Слова"!
В связи с обсуждаемыми здесь вопросами позвольте обратить ваше внимание на новый сайт "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" - ГЛАВНАЯ РУССКАЯ КНИГА:
http://slopig.narod.ru .
Хочу также сообщить, что тема "Автор "Слова о полку..." - Святослав
Златослов", открытая в прошлом году на ГЕРОДОТЕ, продолжается и ждет
интересующихся.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Объединение и разделение.

Сообщение Zinchenko_tanya » 18 июн 2008, 09:24

К формам переживания психологического времени нечувствительны стрелки даже самых точных часов. Ведь этими стрелками движут механизмы, работа которых зависит именно от того, как человек живёт и какой он видит свою жизнь в прошлом и будущем. «Непрерывное» время – общее, единое, т. е. каждое последующее событие происходит вследствие предыдущего. Различные типы временных представлений прошлого, настоящего и будущего включаются друг в друга.
В «прерывистом» времени события располагаются порознь и имеют множественное число. Сравним в «Слове…» два древа: в первом « мыслию по древу, серымъ влъкомъ …, шизым ъ орломъ», существительные: древо, волк и орёл названы в единственном числе. В тексте « … по дубию… влъци грозу…орли клекотом» те же существительные: дубы, волки, орлы названы во множественном числе.
Распространенное деление мира на сферы – небесную, земную, подземную – отвечает представлениям о троичности природы человека (душа, дух, тело). Смерть в соответствии с воззрениями автора «Слова…» « веютъ душу отъ тела…» « тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы» « орли клектом на кости звери зовутъ» нарушала гармоничное единство всех составляющих.
Христианство на Руси было принято в среде язычников, исповедовавших многобожие. Языческий пантеон князя Владимира (ум. 1015г) был многочисленным. В летописи сообщается «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна, деревянного, а глава его серебрена, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь». Каждая природная стихия олицетворялась в каком – нибудь боге. У каждого народа существовал свой бог. Получалось так, что мир был разорван на отдельные, часто враждебные друг другу части. Этносы находятся в постоянном развитии и процессы, происходящие в них, разделяются на две основные типологические группы: этническое разделение и этническое объединение. На ранних этапах истории происходило то слияние родственных по языку и культуре народов, то деление на территориально обособленные части.
Когда «братия» сражались между собой, близкие родственники гибли в распрях « Тъй бо Олегъ мечемъ крамолы коваше… В княжихъ крамолахъ веци человекомъ скратишась» , « Отвори врата Новеграду… На Немиге снопы стелютъ головами». Вся история человечества полна вражды, ненависти, кровопролития. Утверждение единства Бога стало утверждения единства нравственности по отношению ко всем людям. Христианский бог требует «Возлюбить ближнего как самого себя». Любя бога, человек любит и других людей созданных по его образу. Братская любовь «Игорь ждетъ мила брата Всеволода» объединяет людей « Один братъ… ты Игорю, оба есве Святславличя», а ссоры, междоусобия их разъединяют « Усобица княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: «Се мое,а то мое же».. Братские отношения между людьми не факт, а задача, стоящая перед человеком. Убивая, человек посягает на образ Божий. « ... на реке Каялы. Воскликнул тогда, говорят, Игорь: « Вспомнил я о грехах своих пред господом богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской…, разлучаемы были отцы с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими, дочери с матерями своими, подруга с подругой своей». ( Из Ипатьевской летописи . В год1185… ).Автор « Слова…» предаёт огромное значение братству, обращаясь к своим читателям « братие», и любви « возлюби ближнего» к этой объединяющей людей заповеди сводится по существу весь текст «Слова…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39