


Модератор: Лемурий
Лемурий только пытался оградить читателей от 800 летнего наноса поздних употреблений и переиначенных значений...giganic писал(а):Гиганиц. Лемурий привёл достаточно средневековых примеров употребления этого символа, но научная постановка вопроса обязывает добавить ссылки:Мифы народов мира,т.2.М.,1992, с 629-631 ("Числа"); 206-208 ("Небо"). Выражаясь поэтически- "Седьмое небо в небесехъ...".
Словарь древнерусского языка(11-14 вв),т.2,М.,1989,с 292-294
Не хотел вмешиваться пока не закончите, но своими НЕ обоснованными нападками вынуждаете вмешаться.giganic писал(а):Гиганиц. Неправильное прочтение Лемурием летописного известия о рождении Всеслава (1044) не позволяет считать предложенную конъектуру обоснованной, поскольку возникают сомнения в том, что в летописи говорится о рождении Всеслава в "сорочке"...
Въ лето 6552 (1044). Володимеръ съдела городъ Новьгородъ.
Въ се же лето умьре Брячиславъ и Вьсеславъ, сынъ его седе на столе отьца своего.
* Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие.
------
Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 471
Въ лето 6552. Сего роди мати от волхования. Матере бо родивше его, и бе ему язвено, яма на главе его; рекоша бо волсви матери его: "Все язвенно навяжи на нь, да носит его до живота своего", еже носил Всеслав и до смертнаго дне на собе; сего ради немилостивъ есть на кровопролитие...
-------
ПСРЛ, т. 43 Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского
Того же лета умре Брячислав князь, сын Изяслав[ль], и Всеслав, сын его, сяде на столе отца своего. Его же роди мати от волхвования. Матери бо родивши его, бе ему на главе язвено, крест, яма на главе его. Рекша волсви матери его: “Все язвено навяжи ему, да носит до живота своего”. Сего ради немилостив есть на кровопролитие.
-------
ПСРЛ т. 34 - Пискаревский летописец
И рѣша старци и боляре: "М[е]чемъ жребии мечемъ жребии на отрока и дѣвицю на него же падеть того зарѣжемъ б(ого)мъ..."
Бѣ жа Варягъ то пришелъ изъ Грекъ . [и] держаше вѣру христеяньску. И бѣ у него сынъ красенъ лицемъ и душею. На сего паде жребии по зависти дьяволи...
-------
Лаврентьевская летопись 6478 (983)
34. Но поелику у нас было намерение сказать о блуднице (слич. глав. 29), то прииди, блаженный Исаия, послушаем мы, что ты говоришь о Вавилоне. Сниди, сяди на землю дево, дщи Вавилоня, сяди на земли дщи Халдейска, яко не приложиши к сему прозватися мягка и юна. Возми жерновы, мели муку, открый покрывало твое, открый седины, возсучи голени, прейди реки: открыется стыд твой, явятся укоризны твоя: праведное от тебе возму, к тому не придам человеком, (рече) избавивый тя Господь Саваоф, имя ему святый Израилев: сяди умиленна, вниди во тму, дщи Халдейска, к сему не прозовешися крепость царства (Ис. 47, 1-5).
35. Разгневался на люди моя, осквернила ecu наследие мое: Аз вдах в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила ecu зело. И рекла ecu: в век буду владычица: не помыслила ecu сих в сердце твоем, ниже помянула ecu последних. Ныне же спиши сив юная, седящая, уповающая, глаголющая в сердце своем: аз есмь, и несть иныя, не сяду вдовою, и не познаю сиротства. Ныне же приидут на тя два сия в один день, безчадие и вдовство внезапу приидет на тя, в волшебстве твоем, и в крепости волхвов твоих зело, в надеянии блуда твоего. Ты борекла ecu: аз есмь. И приидет на тя пагуба, и не увеси пропасть, и впадеши в ню: и приидет на тя печаль, и не возможеши чиста быти: и приидет на тя внезапу пагуба, и не увеси. Стана ныне с волхвы твоими и со многими чары твоими, им же научилася ecu из юности твоея, аще возмогут ти помощи. Утрудилася ecu в советех твоих: да станут и спасут тя звездочетцы небесе, смотрящий звезд, да возвестят ти, что имать на тя прийти. Се вcu яко хврастие огнем тако погорят, и не изъимут души своея из пламене, понеже имаши углие огненное, сяди на них. Сии будут тебе помощь: трудилася ecu в преложение от юности, человек сам в себе прельстися, тебе же не будет спасения (Ис. 47, 6-15).
------
Ипполит Римский Слово о Христе и антихристе
Въ лето 6552 (1044). Володимеръ съдела городъ Новьгородъ.
Въ се же лето умьре Брячиславъ и Вьсеславъ, сынъ его седе на столе отьца своего.
Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие.
-------
Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 470-471; 473-474
40. По сих видех ина ангела, сходяща с небесе, имуща область велию: и земля просветися от славы его. И возопих крепости, гласом велиим глаголя: паде, паде, Вавилон великий, и бысть жилище бесом, и хранитель всякому духу нечисту, и хранилище всех птиц нечистых и ненавидимых: яко от вина ярости любодеяния своего напои вся языки: и царие земстии с нею любы деяша, и купцы земстии от силы сластей ея разбогатеша. И слышах глас ин с небесе глаголющ: изыдите из нея, людие мои, да непричаститеся грехом ея, и от язв ея да невредитеся. Яко прилепишася греси ея даже до небесе, и помяне Бог неправды ея (Апок. 18, 1-5).
------
Ипполит Римский Слово о Христе и антихристе
Исследователи единодушны в том, что под девицей подразумевается город (добывание города и девицы взаимно символизировалось), но высказывают разные точки зрения по поводу того, какой город подразумевается под девицей Киев или Новгород.
---
Л. В. Соколова Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ, т.53, СПб, 2003, с.27
Действительно, в ряде традиций, прежде всего древних ближневосточных, известны тексты, где город рассматривается как дева.
Ср., например, в обращении к Иерусалиму: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий. . .»Мф. 21,5 (ср. Ио, 12, 15) в соответствии с подобными образами ветхозаветной литературы: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: сей, Царь твой грядет к тебе. . .» (Захар. 9, 9) или: «Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой. . .» (Исайя, 62, 11 и т. п.; ср.: «Так говорит Господь Бог дщери Иерусалима. . .» Иезек 16,3 и др.), или: «... с чем сравнять тебя, дщерь Иерусалима? чему подобить тебя, чтоб утешить тебя, дева,дщерь Сиона?» (Плач Иер. 2, 13) и др. Наконец, неоднократно встречаются места, где Иерусалим, дщерь Сион, выступает как невеста, ожидающая жениха (Господа, Спасителя). Ср.: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его — как горячий светильник. . . Не будут уже называть тебя «оставленным» [собств. — «оставленной». — В. Т.], и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с д е в о ю, так сочетаются с тобою сыновья Твои; и как жених радуется о н е в е с т е, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исайя, 62, 1, 4—5)
-------
В. Н. Топоров Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте
И рѣша старци и боляре: "М[е]чемъ жребии мечемъ жребии на отрока и дѣвицю на него же падеть того зарѣжемъ [языческим] б(ого)мъ...
Бѣ жа Варягъ, то пришелъ изъ Грекъ [и] держаше вѣру христеяньску. И бѣ у него сынъ красенъ лицемъ и душею. На сего паде жребии по зависти дьяволи... (Лавр. 983)
Реша старци и бояре: "Мечемъ жребьи на отрокы и на девици: на него же падеть, того зарежем б(о)г(о)мъ"...(Радз. 983)
Новый писал(а): я решил начать с того, что в любой биографии хронологически предшествует всему остальному, т. е. с появления Всеслава на белый свет. Точнее - с вопроса о том, правда ли, что в народе имелась традиция представлять и изображать само рождение этого человека тёмным и "безбожным". "Слово о полку Игореве" с фольклорной традицией связано достаточно основательно, и мы обязательно должны разобраться в народных преданиях о Всеславе для того, чтобы лучше уяснить себе отношение к нему автора поэмы. Поэтому проанализируем дошедшую до нас в нескольких вариантах былину "Волх Всеславьевич" - простонародную новеллу, основным прототипом главного героя которой является Всеслав Брячиславич.
По саду, саду, по зеленому,
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютова на змея;
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну.
А втапоры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветя светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич...
--------
Былина "Волх (В)сеславьевич"//собр. Киршею Даниловым
Новый писал(а):Я уверенно утверждаю, что между "Словом" и той фольклорной "субкультурой", к которой принадлежит данная новелла, имеется родственная связь.
1. Образы природы - "Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки, медведи по ельникам, соболи, куницы по островам..."...
Новый писал(а):2. Дружина как действующее лицо: этого больше нет ни в одной былине...
Новый писал(а):3. Буквальное или метафорическое "волшебство" героя... Уникальная схожесть образов.
Итак, между "Словом" и этой новеллой налицо существенная родственность традиции, и данное сказание информативно для понимания фигуры Всеслава в СПИ.
Новый писал(а):"...ходила княгиня в зеленОм саду, и ступала княгиня с камня на камень, со бела камня ступала на люта змея; и обвивался Змеище-Горынище, обвивался вкруг резвых ног...".
("Добрыня Никитич и Алеша Попович", изд-во "Наука", Москва, 1974, текст № 5)
Потом, в этом же тексте, Добрыня находит женщину в "пещере" змея, причём у неё на обеих руках - по "змеинчишку".
Новый писал(а):ИСХОДНО эта тема "рождения от змея" никоим образом с Волхом НЕ связана.
Что касается текста Кирши Данилова, то в бОльшей части моментов я считаю наиболее репрезентативным именно его; но НЕ в том, что касается рождения. Ибо этот момент - в отличие от ряда других в новелле о Волхе, - НЕ уникален, мы видели его также и в совсем ином сказании, только для которого он и органичен.
Подытожим: какою бы "каиновой печатью" ни был мечен Всеслав по летописи, нет оснований считать, что ему приписывалась, в народном представлении, "змеиная" природа.
Лемурий писал(а):...И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим...
"...Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть...
...и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
...И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца...
...И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира..."
В Откровении Иоанна "Лютый Зверь" тоже власть от "Лютого Змея"(Дракона) получает и тому поклоняются "все живущие на земле" (звери в том числе).
Лемурий писал(а):Новый писал(а):...Дружина как действующее лицо: этого больше нет ни в одной былине...
"...Да наехала дружина та Чурилова... и т. д."
Лемурий писал(а):Новый писал(а):... Буквальное или метафорическое "волшебство" героя... Уникальная схожесть образов.
Итак, между "Словом" и этой новеллой налицо существенная родственность традиции, и данное сказание информативно для понимания фигуры Всеслава в СПИ.
Отнюдь. Просто налицо то, о чем писала Владышевская:
"...Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности (Т. Ф. Владышевская Музыка в синтезе древнерусских искусств)
Традиции общие, так называемый "знаменный распев" будет одинаков почти в любом сказании той поры. Связь-то в чём? И там и там Всеслав. В былине он рожден Лютым Змеем, в СПИ Лютым Зверем в полночь оборачивается, перстами аки серпами на току Немиги русские души от тел веет, волчьими кусами славу Новгороду расшибает. И там и там ДАЛЁК от образа христианского князя - только и всего.
Лемурий писал(а):... Вот интересно, Вы же хотели "отбелить" Всеслава былиной о "Волхе Всеславиче", а теперь получается что весь пост напрасный и первоначальный Ваш источник "репрезентативен"...
Новый писал(а):"...ходила княгиня в зеленОм саду, и ступала княгиня с камня на камень, со бела камня ступала на люта змея; и обвивался Змеище-Горынище, обвивался вкруг резвых ног..."...
... ИСХОДНО эта тема "рождения от змея" никоим образом с Волхом НЕ связана.
Что касается текста Кирши Данилова, то в бОльшей части моментов я считаю наиболее репрезентативным именно его; но НЕ в том, что касается рождения. Ибо этот момент - в отличие от ряда других в новелле о Волхе, - НЕ уникален, мы видели его также и в совсем ином сказании, только для которого он и органичен.
Подытожим: какою бы "каиновой печатью" ни был мечен Всеслав по летописи, нет оснований считать, что ему приписывалась, в народном представлении, "змеиная" природа.
Новый писал(а):Здесь я прежде всего дам ссылку на очень серьёзную статью, в которой оспаривается, помимо прочего, тенденция воспринимать Всеслава как безусловно зловещую фигуру...
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es ... p&istext=1
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 276