Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 18 июн 2011, 16:00

Zinchenko_tanya писал(а):Сегодня мне хочется Вам рассказать о символическом значении текста «тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедей».
Следующее символическое число 10.В основе 10 заповедей Закона Божьего лежит любовь: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Здесь парафраз не просто о 10, а о "десятиструнных гуслях" и "живых струнах", а это из ПЕДАГОГА Климента Александрийского:

Хвалите Его [Господа] на струнах и органе: органом называет Он наше тело, а струны суть телесные нервы, собой посредствующие гармоническое его настроение; будучи трогаемо Духом Святым, наше тело издает звуки человеческого голоса. Хвалите Его на звучных кимвалах: кимвал - это язык во рту, ударяющий в уста. Потому сей Дух Святой взывает к человечеству: Все дышащее да хвалит Господа (Пс. 130:3-6)...

Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири. Пойте Ему новую песнь (Пс. 32:1-2). Но под десятиструнной псалтирью разумеет он не Логоса ли, не Иисуса ли ? Он, ведь, символически обозначается через десятиричное число.
-------------
Климент Александрийский. ПЕДАГОГ кн.2, гл.4


Ещё раз про Пирогощую напишу подробнее в соответствующей теме. Сумаруков Г.B. в книге "Кто есть кто в Слове о полку Игореве". М.: Изд. МГУ, 1983, с. 67-74 замечательный анализ всех церквей Киева сделал и не скрыл своего удивления по поводу столь политически некорректного выбора Игоря. Но об этом позже...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 18 июн 2011, 16:25

Konrad писал(а):Оборотнями являются Боян - потомок хтонического бога Велеса, князь Всеслав, князь Игорь, его жена Ярославна, воины его брата Всеволода - волколаки - и загадочный Овлур (половец? вайнах или алан из Тмуторокани?).

т.е. по Вашей "формуле" волколак получается любой, кто возвышенно мыслит, как Даниил Заточник: "бых мыслию паря, аки орел по воздуху" или передвигается быстро, как Святослав Игоревич: "легъко ходя, аки пардусъ"... ??? :wink:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 18 июн 2011, 16:49

Здравствуйте , Лемурий!
Я уже и заскучала без Ваших каверзных вопросов .Рада Вашему появлению на форуме.

Лемурий писал: «Либо "голову свою приложить", либо "испить смертную чашу"...
А где положительный исход события, по правилам противопоставления ".... а любо...."?».

А где Вы видите противопоставление в тексте: «луце же потяту быти, неже полонёну быти». И то и другое плохо , т.е. «Масло масленое».
«В христианстве, по крайней мере, четыре легендарные чаши имеют статус священных реликвий. Первой из них, Чашей Бессмертия, владел еще библейский Адам, но в результате грехопадения этот чудесный сосуд был утрачен. О второй чаше также упоминается в Ветхом Завете—в ней пророк Илия получал питье от ангела небесного. Остальные две реликвии связаны с именем Христа. Одна из них послужила ему сосудом во время Тайной Вечери, а во вторую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Спасителя, стекавшую с Его креста.
В христианском культе важнейшая роль отводится чаше Евхаристии (причащения) — золотому или серебряному церемониальному бокалу, в котором содержится освященное вино, аллегорически представляющее кровь Христову, пролитую на кресте. Из этой чаши, символизирующей искупление грехов человечества Иисусом Христом, верующие причащаются во время таинства Евхаристии».
В «Слове…» ту кровавого вина не доста, ту пир докончаша храбрии русичи, сваты попоиша , а сами полегоша за землю Рускую». В данном тексте тоже символическое искупление грехов , только Игоря .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 18 июн 2011, 17:50

Zinchenko_tanya писал(а): А где Вы видите противопоставление в тексте: «луце же потяту быти, неже полонёну быти». И то и другое плохо , т.е. «Масло масленое».

НЕТ здесь противопоставления, есть токмо выбор "меньшего из зол". Лучше в бою пасть с честью, нежели в бесславный плен попасть.

Другое дело - альтернативный союз а любо:

Хощу бо, рече (Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго, съ вами, Русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону.

И ркоша бояре князю: „Уже, княже, туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону!“

1097: И посем хотѣхъ проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци, да любо налѣзу собѣ славу, а любо голову сложю за Русьскую землю. - цит. СССПИ "а любо".

ЛИБО Победа, Слава - ЛИБО Поражение, Бесчестие

Zinchenko_tanya писал(а):В христианском культе важнейшая роль отводится чаше Евхаристии (причащения) — золотому или серебряному церемониальному бокалу, в котором содержится освященное вино, аллегорически представляющее кровь Христову, пролитую на кресте. Из этой чаши, символизирующей искупление грехов человечества Иисусом Христом, верующие причащаются во время таинства Евхаристии».
В «Слове…» ту кровавого вина не доста, ту пир докончаша храбрии русичи, сваты попоиша , а сами полегоша за землю Рускую». В данном тексте тоже символическое искупление грехов , только Игоря .

Да разве ж в строке "ту кровавого вина не доста" сказано, что ГРЕШНИК Игорь достаточно искупил свои грехи? НЕТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 18 июн 2011, 21:19

а мои ти Куряни свѣдоми къмети... сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю славѣ
Это речь Всеволода, здесь - сравнение, как и у Даниила Заточника, вызванное славянским культом воина-зверя, волколака, но во всех прочих случаях говорится без сравнительного союза, напрямую, как в казках, песнях, передавая звериную или птичью ипостась ("другое тело") осведомленного в магии человека:
Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу. По волколаках в поэме - труды Ито, Мериджи, Балушка, Зализняка, Фигурного, а также полезно посмотреть Кардини о средневековом рыцарстве.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 18 июн 2011, 23:27

Konrad писал(а):По волколаках в поэме - труды Ито, Мериджи, Балушка, Зализняка, Фигурного, а также полезно посмотреть Кардини о средневековом рыцарстве.

Отчего ж не посмотреть, очень даже можно. Вот хотя бы сравнительный анализ эпоса о Всеславе Полоцком (работа стоящая, на неё ссылались Л.В. Соколова и Б.В. Сапунов в своих работах по Всеславу Полоцкому):

:arrow: Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, p. 68-69

перевод:

У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот


Ну и где ж здесь "рыцарство" и всякие положительные причуды, которыми окутывают отрицательного "героя" СПИ Всеслава Полоцкого :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 19 июн 2011, 09:20

Труды н а з в а н н ы х мною лиц Вы, увы, искать не захотели. Спасибо, переводить не надо, английский - один из тех языков, коими я владею.
Но, во-первых, даже та реконструкция праславянского мифа (а это именно реконструкция) уж очень сильно напоминает описание в поэмы судьбы... Игоря Святославича. Его дерзкие деяния пугают старшего родича - Святослава Киевского. Он силен и кровожаден, жаждет битв. Он бросает вызов затмившемуся Солнцу-Даждьбогу, своему предку. Он по желанию может по ночам, во мгле превращаться в сокола, волка, горностая. Половцы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает князя. и ему достаются все трофеи. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в добычу, из преследователя в преследуемого, и наоборот.
Во-вторых, в былине Волх Всеславич (волхв Всеслав Брячиславич) является именно положительным персонажем, собравшим дружину и совершающим поход на "Индею", то есть Синдику античных источников - Тмутороканское княжество, где засел правитель-инородец, и превращающимся при этом в волка и горностая (никого не напоминает, помимо Всеслава?), подслушивающим у окна разговор правителя. В былине волхв Всеслав упоминается именно как правитель Киева, и именно как киевского великого князя его воспринимает и уважает автор поэмы, сожалея, что тот вернулся к себе в Полоцк.
В-третьих, при создании образа Всеслава в поэме автор руководствовался народной обрядовой поэзией, причем приписывает ему черты положительного главного героя этой поэзии: именно главный герой колядок задолго до того, как куры запели, собирает своих побратимов, отправляясь за примеченной им девой в тереме, именно главный герой колядок судит суды и раздает города, сражается в битвах и так далее. То есть Всеслав совершает именно те деяния, которые фольклор воспринимает позитивно.
В четвертых, в отличие от великорусского фольклора, где превращение в волка есть только в былинах, южных по происхождению, в фольклоре украинцев и белорусов волколак - положительный образ. Умение воина, например, козака-характерника (колдуна) превращаться в волка оценивалось всегда исключительно положительно как признак его выдающихся воинских качеств и способностей. Точно так же положительно оценивались все прочие чародеи, умеющие принимать волчье обличье, при этом добродушно высмеивались те, у кого эти чары не удавались. К обращенным не по своей воле тоже относились сочувственно. Волколаки в легендах считались предками родов, их особенность воспринималась как нечто обыденное.
В-пятых, если автор поэмы действительно являлся галичанином, то он не мог отрицательно оценивать Всеслава, ведь точно так же, как Всеславов отец, Брячислав, находился в союзе с князем тмутороканским Мстиславом Лютым против Ярослава, в таком же союзе против Ярославичей, по заключению медиевистов, находился полоцкий князь Всеслав с... правильно, тмутороканским князем Ростиславом - предком Ярослава Осмомысла и Ярославны. После смерти Ростислава Ярославичи установили контроль над Тмутороканью, чуть позже пленили Всеслава. Как и князь Игорь, князь Всеслав являлся пленником, а потом обрел свободу при помощи сочувствующих ему людей - в его случае отважных киевлян, желавших сражаться с половецкими ордами и избравших его на вече. Изяслав Киевский с приспешниками бежал на запад, к польским союзникам, кстати, по дороге опустошив Галицию. как показывает упомянутый в "Правде Ярославичей" прецедент с Дорогобужем (Дрогобычем). Сына Всеволода, Владимира, отправили вместе с боярином Ставром в Новгород. Им пришлось пробираться через лесные земли враждебных к Руси и русинам вятичей, что и перед смертью Владимир Мономах будет считать своим подвигом. Получив законную власть в Киеве, Всеслав не только перераспределил княжеские владения в Поднепровье и заставил князей сражаться с половцами, но и утвердил свое правление в Тмуторокани, которая вызывает большой интерес у автора поэмы. В то же время на совести трех братьев Ярославичей привод поляков, репрессии в Киеве, усобица, временная потеря крайних западных территорий. Негативно оценивая то, что потомок триумвирата Ярославичей - Олег Святославич начал привлекать к усобицам половцев, автор поэмы положительно оценивает попытку его внука Игоря совершить поход к Тмуторокани, ведь Игорь - муж Ярославны, законной наследницы. А если автором действительно являлся Владимир Ярославич, то он мог и сам жаждать княжить в Тмуторокани.
Последний раз редактировалось Konrad 19 июн 2011, 10:12, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 июн 2011, 09:48

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал «Да разве ж в строке "ту кровавого вина не доста" сказано, что ГРЕШНИК Игорь достаточно искупил свои грехи? НЕТ.»
Понять в чём грех Игоря помогает предложение : «Луце жъ бы потяту быти ,неже полонену быти».Смерть противопоставляется жизни в плену . В шестой заповеди Закона Божьего «Не убий» запрещается отнятия жизни и у самого себя и у других людей . Поэтому всякая война это большое зло допускаемое Богом , чтобы учит народы не грешить и исправляться. Конечно на войне каждый воин готов отдать свою жизнь, но и на войне могут быть и преступные убийства .Это тот случай когда побеждённый сдаётся в плен, а воин убивает сдающегося .Так поступил Игорь «Помяняхутъ азъ грехы своя передъ господомъ богомъ моимъ, яко много убийство, кровопролитье створихъ в земле крестьянской, якоже бо азъ не пощадехъ хрестьянъ, взяхъ на щитъ городъ Глебовъ у Переяславля… живые мертвымъ завидятъ, а мертви радовахуся, аки мученици святеи огнемъ от жизни сея искушения приемши.Старцы поревахуться, уноты же лютыя и немилостивыя раны подъяша, мужи же пресекаемы и рассекаемы бывають…». Заповедь «не убий» в Ветхом завете основана на страхе, страхе быть наказанным за проступок. «и се ныне вижю отместье от Бога моего» Что подтверждается притчей Соломона. Глава 14. Стих 27 «Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти». И только страх является основой послушания. «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили» (Исх.,20:20). Заповедь Не убий упоминается В Новом Завете в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея, Бог говорит: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «пустой человек», подлежит суду; а кто скажет: «безумный, подлежит геене огненной» (Матф., 5:21 - 22). Причина убийства гнев. И гнев появляется всякий раз, когда не реализуется какое – то желание. «Хочу… испить шеломомъ Дону», а для этого «хочу копия приломити съ вами , русици, хочу главу свою приложити». Сначала человек предаётся гневу , а потом идёт на убийство . Чтобы подавить гнев , надо исключить малые обиды когда «гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», чтобы исключить большие, т.к. за большими обидами идёт раздор. «И начаша князи про малое се великое млъвити, а сами на себя крамолу коваху».
В Откровении Иоанна Богослова (в Апокалипсисе) в главе 18. Стихе 8 указано на всемогущество Бога и на то, что будет со всеми людьми , если осмелятся они противиться и не повиноваться заповедям Его.
«За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее». «И так в день святого воскресения низвел на нас господь гнев свой, вместо радости обрёк нас на плач, а вместо веселья на горе(уже бо братия не веселая година встала) на реке Каялы»(летопись) (иже погрузи жир во дне Каялы, на реце на Каялы тьма светъ покрыла» (В СПИ). Битва Игоря началась в пятницу «Съ зарания в пятокъ» и «бишася день , бишася другый третьего дня к полуднию падоша стязи Игоревы», т.е. Игоря бился пятницу , субботу и в воскресенье, и к полудню, проиграл битву. День Воскресения выбран автором не случайно , ну об этом в следующий раз.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 19 июн 2011, 10:51

Дорогая Таня! У наших предков считалось позорным сдаться живым в плен, это описывают византийские и арабские источники, они предпочитали самоубийство смерти в плену, поскольку тогда их ждала незавидная участь на том свете.
Распределение дней похода в поэме соответствует, как давно показал Степан Пушик, распределению дней традиционного (украинского) свадебного обряда и даже может соотноситься с его действами и текстами.
Я Вас спросил о тексте про "Настью" и кручину природы. Откуда он? Сообщите, пожалуйста.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 июн 2011, 12:39

Konrad писал(а):во-первых, даже та реконструкция праславянского мифа уж очень сильно напоминает описание в поэмы судьбы... Игоря Святославича.

Даже близко ничего общего, начиная с рождения.

Konrad писал(а):Во-вторых, в былине Волх Всеславич (волхв Всеслав Брячиславич) является именно положительным персонажем, собравшим дружину и совершающим поход на "Индею", то есть Синдику античных источников - Тмутороканское княжество, где засел правитель-инородец...

Правитель - инородец был "куръ Олексий" (Алексей Комнин), который Олега Гориславича 3 года на Родосе прятал, женил на Музалон и с его помощью отвоевал Тмуторокань у Руси. Посмотрите на тмутороканскую печать византийского наместника: "Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии", что принадлежала Олегу Гориславичу, если сомневаетесь.

Konrad писал(а):В-третьих, при создании образа Всеслава в поэме автор руководствовался народной обрядовой поэзией, причем приписывает ему черты положительного главного героя этой поэзии: именно главный герой колядок задолго до того, как куры запели, собирает своих побратимов, отправляясь за примеченной им девой в тереме, именно главный герой колядок судит суды и раздает города, сражается в битвах и так далее. То есть Всеслав совершает именно те деяния, которые фольклор воспринимает позитивно.

Об этом слишком много писали и обсуждали каждую строку, повторяться не буду...

Подробно в теме: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Konrad писал(а):В четвертых, в отличие от великорусского фольклора, где превращение в волка есть только в былинах, южных по происхождению, в фольклоре украинцев и белорусов волколак - положительный образ. Умение воина, например, козака-характерника (колдуна) превращаться в волка оценивалось всегда исключительно положительно как признак его выдающихся воинских качеств и способностей...

Лютый зверь на седьмом (апокалиптическом) веце - это библейские парафразы, а не фольклорные.

Konrad писал(а):В-пятых, если автор поэмы действительно являлся галичанином, то он не мог отрицательно оценивать Всеслава, ведь точно так же, как Всеславов отец, Брячислав, находился в союзе с князем тмутороканским Мстиславом Лютым против Ярослава...

А с какой стати "галачанину" призывать Киевский стол поблюсти Всеволоду Большое Гнездо, ко всем Мстиславичам хвалебно обращаться, с шестикрылами (высший чин ангельской иерархии) их "не худое гнездо" сравнивать?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 июн 2011, 12:49

Zinchenko_tanya писал(а):Понять в чём грех Игоря помогает предложение : «Луце жъ бы потяту быти ,неже полонену быти». Смерть противопоставляется жизни в плену ...

Добрый день, Татьяна!
"Лучше смерть, чем ПОЗОР плена" - фраза, которую вкладывает в уста "героя" Автор, заведомо зная, что ни один из Ольговичей не выбрал смерть позорному плену. Как относится к своему "герою" сам Автор Вам решать, но это лучше всего видно из выбора церкви, к которой Автор направляет Игоря...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 19 июн 2011, 14:49

Останусь при своем мнении, тем более, что лютый зверь фигурирует и в былинах, и в украинском фольклоре, и в подписях к позднесредневековой картине "Козак Мамай". И семь - типично фольклорное число, восходящее к иранской шаманистической символике. Кстати, как и образ горностая.
О рождении Игоря речь не идет вообще, сравнивать нечего. А вот вся его судьба на протяжении поэмы - точно злоключения храброго и удачливого князя-волколака, строго по пунктам Романа Якобсона. Князь новгород-северский является волком-оборотнем, положительным образом такого величественного и стойкого мировоззрения, как славянская языческая религия. Последняя в галицко-Волынском княжестве сохраняла позиции вплоть до монгольского нашествия. Судя по подношениям, сделанным в больших функционировавших в открытую святилищах, раскопанных археологами Русановой и Тимощуком, к помощи древних родных Богов там прибегали бояре и князья.

"Правитель - инородец был "куръ Олексий" (Алексей Комнин), который Олега Гориславича 3 года на Родосе прятал, женил на Музалон и с его помощью отвоевал Тмуторокань у Руси. Посмотрите на тмутороканскую печать византийского наместника: "Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии", что принадлежала Олегу Гориславичу, если сомневаетесь".

А как бы еще греческие или грекоязычные резчики передали титул неверховного князя Тмуторокани? Необязательно быть наместником, чтобы тебя определили как архонта, что подтверждают и материалы российского византолога Бибикова. Обычный термин для князя Руси. Олега не прятали, а держали в заточении по наущению хазар, в то время как Тмуторокань получил родич византийцев Всеволод, прогречески настроенный член триумвирата, лояльный к хазарам. И Всеслав бегал в Тмуторокань в 1068 году, за десять лет до поимки Олега хазарами. Былинный правитель-инородец Азвяк Ставрульевич убитый волхвом Всеславом, - явно какой-то половецкий династ, а не гречин. Обращение к Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо считают не лишенным иронии и сарказма в указании на его мощь, подогревавшихся тем, что с Всеволодом враждовал его единокровный брат Андрей Боголюбский, рожденный от половчанки, дочери хана Аепы. Андрей, очевидно, считался незаконнорожденным, поскольку не использовал княжеский герб-тризуб, и имел даже половецкое имя: «Се аз великий князь Китай, нареченный во святом крещении Андрей Юрьевич…» из грамоты Боголюбского Киево–Печерскому монастырю... Резиденция князя, построенная после захвата Киева, до сих пор сохранила свое нерусское название - Китаево. Половцы были союзниками Боголюбского. Больше всего Андрей напоминает венгерского короля Ласло Куна, посадившего жену-француженку в заточение, взявшего двух наложниц-половчанок и кочевавшего с дикими родичами своей матери. У Всеволода были причины истреблять половцев.
А по поводу шестокрильцев существуют и иные версии, как известно. В частности, это название сокола, связанное с особенностями его оперения, и именно в такой функции фигурирует в героическом эпосе болгар и сербов Н. М. Карамзин (История Государства Российского, т. III. СПб., 1816, примеч. 266): «Сравнивая сих трех братьев с пернатыми, он называет их шестокрылыми для того, что у трех птиц шесть крыльев». Н. В. Шарлемань (Из реального комментария к «Сл. о п. Иг.». —

ТОДРЛ, т. VI. М. — Л., 1948, с. 113): «Шестокрилци, по-видимому, тоже соколы, у которых обычное для большинства птиц (кроме страусов, киви и пингвинов) деление оперения крыла на три части ...особенно ясно видно во время парения. Таким образом, весь летательный аппарат сокола состоит как бы из шести частей, отсюда — „шестокрилци“». Н. М. Дылевский (Лексич. и грамматич. свидетельства подлинности «Сл. о п. Иг.» по старым и новым данным. — В кн.: «Сл. о п. Иг.» — памятник XII века. М. — Л., 1962, с. 191): «...в „юнацких“ песнях болгар и сербов, воспевающих подвиги одного из „младших“ богатырей-юнаков (используя русскую эпическую терминологию) — „Рельо“ (Хрельо), употребляется искомый эпитет „шестокрилец“. Это — легендарный „Рельо Шестокрилец“, — историческая личность XIV в. — протосеваст Хрель, превращенный народной фантазией в полусказочного героя. Он же — „Рельо Крилати“ сербского эпоса. В указанном контексте „шестокрилец“ уже не стилистический нонсенс, а выразительно звучащий эпитет „юнацкой“ народной песни. Вот один из примеров употребления слова „шестокрилец“ в песне „Похвальба мадьярского короля: убиение его Марком Кралевичем“, записанной в Западной Болгарии русским славистом В. В. Качановским: „Останали троица юнаци: Останал Марко Кралевик, И останал Реле шестокрилец, И останал Кобилич войвода“ (Памятники болгарского народного творчества, вып. 1. Сборник западноболгарских песен с словарем. СПб., 1882, № 144, с. 320, — примеч. Н. М. Дылевского)». А. В. Соловьев (Восемь заметок к «Сл. о п. Иг.». 2. Не худа гнезда шестокрилци. — ТОДРЛ, т. XX. М. — Л., 1964, с. 371): «В „Материалах“ Срезневского мы найдем начиная с XI в. целый ряд примеров на слова: „шестокрилатый, шестокрильный, шестокрилъ, шестокрилство“, которые все применяются лишь к серафимам. ...легко можно допустить, что в просторечии „шестокрылыми“ называли и хищных птиц, и витязей. ...В сербском словаре Вука Караджича мы найдем и прилагательное „шестокрили“, ...и существительное „шестокрилка“... Крупный вассал Стефана Душана, кесарь Хреля, умерший в 1342 г., воспевается в сербском эпосе как „Реля Крилатица“ ...тройное значение имеет слово ξεφτερι в новогреческом языке. ...„1) вид сокола, 2) в переносном смысле человек, отличающийся быстрыми движениями и большой энергией, 3) церковные рипиды с изображением серафимов“. Итак, слова „шестокрил, шестокрильц“ обозначали в древнерусском, как и в новогреческом языке (а вероятно, и в болгарском и сербском), одинаково библейского серафима, быстрого сокола и, наконец, быстрого удалого витязя». Ф. Я. Прийма (Гнездо шестокрылых соколов. — Молодая гвардия, 1975, № 12, с. 287—288): «...записанное Вуком Караджичем на далматинском побережье причитание сестры над умершим братом ... „...Сив соколе шестокрили, брате, срећо!...“ ...Причитающая сестра называет брата „соколом шестокрылым“ — это выработанная в веках формула восхваления человека. ...в фольклоре южных славян эпитет „шестокрылый“ получил самое разнообразное применение. И образ соколов-шестокрыльцев в древней русской поэзии, и аналогичный образ в сербскохорватских причитаниях возник в одном и том же гнезде, имя которому старославянская народная поэзия». Мне лично эта версия ближе, тем более, что о сынах-соколах в фольклоре речь идет постоянно, а то как-то еретично говорить о гнездах ангелов-серафимов (где они вылупливаются из яиц, снесенных не буду говорить кем?). "Слово о полку Игореве", на мой взгляд, является, национально-государственнической поэмой, построенной на языческих воззрениях на Богов, судьбу, честь, славу и прочие ценности.

А с такой стати, что Всеволод - родной брат матери этого самого галичанина!
Последний раз редактировалось Konrad 11 окт 2012, 17:29, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 июн 2011, 16:27

Konrad писал(а):А как бы еще греческие или грекоязычные резчики передали титул неверховного князя Тмуторокани? Необязательно быть наместником, чтобы тебя определили как архонта, что подтверждают и материалы российского византолога Бибикова. Обычный термин для князя Руси.

А Вы сравните её с последующей печатью Гориславича, токмо и всего.

Konrad писал(а):Олега не прятали, а держали в заточении по наущению хазар, в то время как Тмуторокань получил родич византийцев Всеволод, прогречески настроенный член триумвирата, лояльный к хазарам. И Всеслав бегал в Тмуторокань в 1068 году, за десять лет до поимки Олега хазарами.

Боюсь Вас разочаровать, но Олег в "заточении" НЕ был. Да и шутка ли сразу после "заточения" жениться на дочери влиятельного византийского рода, да ещё быть во главе византийско-половецкого войска. Здесь одним "интузазизмом" не обойдешься.

Konrad писал(а):Обращение к Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо считают не лишенным иронии и сарказма в указании на его мощь...

А зачем его тогда призывает Автор злат стол Киева поблюсти? "Не лишенным иронии" обращение к Всеволоду считают токмо те исследователи, которые пытаются найти Автора среди Ольговичей, что само по себе НЕ лепо.

Konrad писал(а):А по поводу шестокрильцев существуют и иные версии, как известно.

Лепше один раз увидеть, нежели сто услышать...

Изображение
Фасадная скульптура Георгиевского Собора (Юрьев-Польский). Южный фасад.
из книги Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964, табл. V.


Приведите пример своего "шестокрылого ТРЕХ сокола", большего и не прошу...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 20 июн 2011, 10:20

Следующую печать резал русин. А эту и княгини - гречин. Где ж Вы в дикой Тмуторокани среди вояк и местных дикарей, платящих дань, впопыхах приличного резчика сыщете?
А что до Музалонов, то Олег, чтобы освободиться, сделал правильный ход. На северных людей, блондинов гречанки только так вешались. Вспомните тот восторг, который вызвал предводитель норманнов у Анны Комнины. Падки они тогда были до них, ой падки. Небось новые родичи - чиновники, родня покойного патриарха - и вытянули, помогли втереться в доверие к императору Никифора III Вониату. Вот выскочила девица или, может, даже вдовушка Феофано Музалонисса за знатного иностранца и не прогадала - вернулся тот домой, князей-изгоев помельче нагнал, хазар вырезал (мда, совсем не политкорректный эпизод) и нормально начал править. Чеканил серебряную (!) монету – по типу византийских полумилиарисиев Михаила VII Дуки Парапинака (1071–1078). Интересно, что если Олег себе сделал печать архонта Матрахи, Зихии и всея Хазарии, как бы показывая себя вне сообщества русских князей, подчеркнув особое положение своих тмутараканских владений в системе русских земель, то Феофано заказала себе печать архонтиссы Руси, то есть для неё эти земли были Русью, а не частью Византии.
Говорить о вмешательстве Константинополя, в духе фантазий Карамзина и Лопарева, право, не стоит - Олег, скорее всего, опирался на антихазарски настроенное местное население. Мирволил греческим колониям, токмо и всего.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 21 июн 2011, 00:53

Konrad писал(а):Следующую печать резал русин. А эту и княгини - гречин..

Токмо она (Музалон) - архонтесса Росии, а её муж (Олег) - архонт Матархи. Если вспомните в какие византийские города в 1166 Мануил I, а в 1192 Исаак II Ангел запрещали заходить генуэзким судам - увидите до боли известные названия.

Konrad писал(а):Вот выскочила девица или, может, даже вдовушка Феофано Музалонисса за знатного иностранца и не прогадала - вернулся тот домой, князей-изгоев помельче нагнал, хазар вырезал (мда, совсем не политкорректный эпизод) и нормально начал править.

И всё ОДИН как бы без византийской помощи... Станиславский бы по этому поводу так бы и сказал: "Не верю!"(с)

Konrad писал(а):Интересно, что если Олег себе сделал печать архонта Матрахи, Зихии и всея Хазарии, как бы показывая себя вне сообщества русских князей, подчеркнув особое положение своих тмутараканских владений в системе русских земель, то Феофано заказала себе печать архонтиссы Руси, то есть для неё эти земли были Русью, а не частью Византии...

Росия - это НЕ Русь, а византийский город так назывался портовый (Керчь, скорее всего).

Если не читали статью: Day, Gerald W., "Manuel and the Genoese: A Reappraisal of Byzantine Commercial Policy in the Late Twelfth Century" (The Journal of Economic History, Vol. 37, No. 2 [1977], 289-301 - завтра отсканирую.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28