userdez писал(а):Получается, "нашего попа" вдохновила идея Заточника, обратиться к князю. Только тот писал нагловато и изыскано, а он заискивающе и простовато. И это понятно: Заточник не рисковал своей головой, а поп мог её потерять. Сюжет же взял из СПИ, благо всё было под рукой.
Разве "Задонщина" эпистолярный жанр? Никоей буквой. Стиль писания скомпилировал со СПИ, очевидно же под рукой была та самая драгоценная рукопись с Лаче озера. А вот зачем он понаделал столько анахронизмов, да рязанских бояр, чей князь воевал на стороне Мамая, многократно увеличил ("
70 бояр рѣзаньских") и как героев представил - вот в чём вопрос:
"Карамзинъ считалъ вторую редакцію составленной рязанскимъ іереемъ СоФроніемъ въ исходѣ XV вѣка. Что этотъ редакторъ или составитель не былъ современникомъ описываемому имъ событію, доказательствомъ, по мнѣнію Карамзина, служатъ многочисленные анахронизмы и несообразности въ изложеніи. Во время побоища, напримѣръ,
Кипріанъ еще не былъ митрополитомъ;
образъ Богоматери, писанный Лукой, привезенъ въ Москву при сынѣ Дмитрія Донского;
бѣлозерскихъ князей на самомъ дѣлѣ было два, а не восемь; имена остальныхь князей — участниковъ битвы или перебиты или вымышлены;
Евдокія, говорить повѣсть, пошла въ теремъ со снохою, но въ 1380 г . послѣдней еще не было;
28 августа названо субботой, но въ тотъ годъ оно приходилось во вторникъ и пр..."
---
Шамбинаго С.К. Повести о Мамаевом побоище, СПб. 1906, С.3
Очевидно, что рукопись "Слова о полку Игореве" с места заточения Даниила Заточника на Лаче озере, куда попал поп Ивана Вельяминова (1378), попала далее к Вельяминовым (в Москву или Рязань) в течении 15-25 лет, ведь упомянутое в "Задонщине" предание о переносе иконы Богоматери из Владимира в Москву появилось не ранее 1395 года (3-х недельного стояния войск Тимура у границ Московского княжества), когда эти события и происходили: см.
Повесть о Темир-Аксаке (1402-1418).