Спасибо большое, уважаемый Лемурий.
Между прочим, даже по статье Рыбакова можно сделать интересные выводы, например, Идриси трижды повторяет Матраху-Тмуторокань, плохо согласовывая маршруты, и называет "городами" не только Русию и Матраху, но а Аланию и Козарию, то есть Хазарию, хотя ясно, что речь идет об областях (Газария в генуэзских источниках - область).
В статье Бейлиса "Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель" из авторитетнейшего сборника "Древнейшие государства на территории СССР", 1982 (Москва: Наука, 1984), выложенной на этом же сайте, можно убедиться, что "городами" у Идриси являются и Матарха, и Русия, и Алания, и Хазария и даже Кумания - она тоже "город". Вот что по этому поводу пишет Бейлис:
"Здесь и ниже название города дает имя народу, а не наоборот: от названия города ал-Ланиййа происходит имя алан, от названия ал-Хазариййа - хазары. По понятию информатора ал-Идриси, а возможно, и самого географа, нисба - относительное имя, обозначающее происхождение из города или страны, могла быть лишь производной, а название города первичным. ... Напрашивается предположение, что названия городов были ошибочно заимствованы с ... карты, а описание городов страны ...взято из сообщений информаторов."
Итак, Кумания - страна, Алания - страна, Хазария - страна, следовательно, и Матраха - земля, Тмутороканское княжество, а не только город Тмуторокань, а Русия - тоже земля, страна Русь!!! И войны Матрахи с ней - это именно противостояние князей изгоев Тмуторокани с князями собственно Руси.
Города Русия не существовало, была страна Русь.
***
А, кстати, Вы разделяете этимологии Баскакова? У Вас они не вызывают фразы "Меня терзают смутные сомнения" (с)?
Например, выводы Малова типа топчакъ - "пушкарь", при том, что пушек нету, а пушкари, получается, есть уже

- явно хромают. То же могу сказать о Рашоньи, почитав его. Сулейменов - вне обсуждения по причине сугубо психиатрической, Менгес часто выглядит относительно убедительным, но не везде. Баскаков и вовсе, несмотря на читанные мною книги его о каракалпакском и прочих языках, стал вызывают сомнения. Например, мог ли Арбуга стать ревугом, при том, что язык русинов достаточно точно воспроизводил все остальные имена и этнонимы? А этимология татранов вызывает подозрения у... самого Баскакова

. Его пассаж про Велеса и Мокошь и вовсе приличествовал бы Сулейменову. Он до сих пор воспроизводится в тюркоманьяческих газетных публикациях как огромное достижение науки

.
Так и здесь, со всеми этими "недоуздками". Ведь мы фактически не знаем, действительно ли это черные клобуки или кто-то подобный им. Действительно ли это вообще тюркские слова. Нам так сказали в период зарождения, а затем и бурного разрастания тюркологии, подогреваемого мы обязаны верить вроде как. По смыслу, по контексту логично было бы "со своими витязями, молодцами, удальцами, хватами..."