Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 фев 2025, 15:39

userdez писал(а):
Еще же иное дѣло скажем сего блаженнаго отрока, еже въ младѣ телесе старъ смыслъ показа.

Обратите внимание на портрет Варфоломея и возраст

Там же написано: "отрока", а в СДЗ про отрока ни слова. СДЗ адресовано Ярославу Владимировичу, "сыну великого царя" безземельного Мачешича, который на "царском" "золотом столе" просидел несколько дней и то когда его сводный брат Изяслав Мстиславич в 1147 году вместе с Климентом Смолятичем в Киеве оставил за порядком следить, это когда Игоря Ольговича киевляне забили. Ярослав Владимирович новгородским князем был с 1187 по 1196 и с 1197-1199 гг. В 1182-1184 гг. он был только представителем князя Всеволода Большое Гнездо, что уже говорит об авторитете владимирского князя. Новгород просил представителя только у самого сильного князя на текущий момент.
По контексту: Не лгалъ бо ми Ростиславъ [ум. 14.03.1167] князь: "Лепше бы ми смерть, ниже Курское княжение…" минимум 20 лет назад Ростислав Мстиславич, хорошо знавший Заточника, что-то предлагал ему. Даже если речь идёт о мало-мальски сформировавшемся отроке, которого хорошо знает князь, то это минимум 20-25 лет + 20 (минимальных) получается 40-45 минимальных лет, отроком "юн возраст имеющий", в любом случае, не назовёшь, поэтому трактовка только такая: книжные знания Даниила Заточника, накопленные веками, много старше его возраста.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 фев 2025, 18:41

userdez писал(а):7 октября 1337 г. не попадает на воскресение.

7 октября 1337 года - это вторник - ст.ст. (день мчч. Сергия и Вакха 290-303)
7 октября 1341 года - воскресенье. Вполне допуская, что год рождения Варфоломея (Сергия Радонежского) вычислили неверно, 23 года от этой даты получается 1318, с учетом разницы ультрамартовского, мартовского и сентябрьского стилей летоисчислений допускаю верной дату 3 мая 1319 года, указанную в Житии, составленным Никоном (Рождественским):

    "3 мая (здесь и далее даты даны по ст. ст. – Ред.) 1319 г. в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии Бог дал сына...На сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним Святое Крещение и в то же время исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, Который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во Святом Крещении имя Варфоломей, конечно, потому, что в этот день [11 июня 1319 пн.] праздновалась память святого апостола Варфоломея, ибо сего требовал тогдашний церковный обычай..."
    ---
    Арх. Никон (Рождественский) Житие преподобного Сергия Радонежского, М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014

По поводу воскресного дня пострижения:

    "В Древней Руси пострижение происходило, видимо, за воскресной литургией. Целый ряд историков, опираясь на этот факт, проводят мысль о тождестве митрополита Иллариона и преподобного Никона Великого. «Принимая остроумное предположение профессора Шлякова — что пострижения того времени происходили обычно в воскресение, причем, постригаемый получал имя святого, память которого падала в этот день, получаем любопытное подтверждение нашей догадки о тождестве Иллариона и Никона. Память Никона падала на воскресенье между 1051–1054 гг. один раз: это воскресенье 7 ноября 1053 г.»311. Добавим, что это предположение вполне согласно с каноническим правом, так как
    епископ, принявший схиму, лишается власти епископа, но священства не лишается, а ведь именно преподобный Никон постригал (священствовал) в монастыре преподобного Феодосия до того, как сам Феодосий был рукоположен.
    Это мнение о том, что постриги в Древней Руси обычно совершались в воскресный день седмицы 312, можно считать не безосновательным. Это связано, видимо, с тем, что братия имела обычай собираться на общее богослужение всем без исключения именно в воскресный день.Этот обычай до сих пор имеет место во многих афонских скитах и келиях..."
    ---
    311 Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси. СПб.,
    1913. С. 182–183.
    312 Никон, иеромон. Монастыри и монашество на Руси (X–XII вв.) // Вопросы истории. 1991. № 12. С. 27.

    ---
    ХАРИН Е.С. БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНЕРУССКОГО МОНАШЕСТВА XI–ХIII ВВ., Ижевск 2015, С.111

P.S. Надо иметь ввиду, что проф. Шляков "остроумно замечает" о воскресных пострижениях периода Устава ВКЦ, ведь с 1070 до XIVв был Студийский Устав, а позже со времени митр. Алексия (1354-1378) Иерусалимский.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 фев 2025, 14:37

И́горь О́льгович (в крещении — Георгий; в иночестве — Гавриил; в схиме — Игнатий

Лемурий, не посмотрите на какой день недели приходится 4 декабря 1146 года- день памяти Архангела Гавриила. С именем Игнатий, чем - то не согласны Успенские.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 фев 2025, 15:13

userdez писал(а):Лемурий, не посмотрите на какой день недели приходится 4 декабря 1146 года- день памяти Архангела Гавриила. С именем Игнатий, чем - то не согласны Успенские.

4 декабря 1146 года- среда Рождественский пост - день Варвары и Иулиании (ок. 306), а также Иоанна Дамаскина (776)

День же памяти Архангела Гавриила - 26 марта (вт) и 13 июля (сб), если про 1146 год речь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 фев 2025, 15:24

Дни памяти
8 апреля - Собор

26 июля - Собор

21 ноября


https://azbyka.ru/days/sv-arhangel-gavriil

21 ноября по новому- 4 декабря по старому. Первые две даты не подходят, в плен Игорь попал только 13 августа.
............
Что-то здесь напутано: не Гавриил, а Михаил.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 фев 2025, 15:40

userdez писал(а):21 ноября по новому- 3 декабря по старому. Первые две даты не подходят, в плен Игорь попал только 13 августа.

Имя дают новое по 2-м правилам см. Успенские 2017:100: ИЛИ по дню Святого, когда постриг, ИЛИ созвучное первому, с той же буквы начало: Георгий - Гаврила.

Так понимаю, речь о Игоре Ольговиче. В то время руководствовались правилами Номоканона, нельзя стать схимником без "искуса" (1/2 - 3 года) рясофора:

    "Недостоит без искуса пострищи инока, или рясу возложити на него с страстию, но со искусом. искус же знаемым, и местным да будет, шестомесячия время, или егда увидит игумен, изволение добродетели их, и прилежания. аще ли же страннии суть и незнаемии. в трех летех искус да будет, по божественным правилом. искус же с мирскими одеждами должен есть быти, а не со иноческими..." (80 правило Номоканона)
Успенские 2017:248 говорят, что не меняли при постриге из рясофора в малую схиму, хотя где-то читал, что Рюрику и его жене Анне Юрьевне при постриге в рясофор имена меняли, он потом расстригся и вернул своё мирское имя, а она постриглась далее в схимники и снова поменяла.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 фев 2025, 16:29

Тогда надо посмотреть 26 марта 1147 года. Июль 1146 рано, а июль 1147 года, скорее всего поздно, в это примерно время он был уже убиен.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 фев 2025, 23:18

userdez писал(а):Тогда надо посмотреть 26 марта 1147 года. Июль 1146 рано, а июль 1147 года, скорее всего поздно, в это примерно время он был уже убиен.

Среда, но это Студийский Устав, а Шляков «остроумничал» про период Устава ВКЦ до 1060-х.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 03 фев 2025, 23:06

Странно пострижение Кирилла, как бы понарошку: Тимофей поругается, тогда расстрижем и снимем рясу. Хотя при рясофоре обеты не даются. Что-то там не так, как пишут в Житие. Смущает меня это "скоропостижное пострижение".
Не для хулы на Святого(да и станет им он позже), но думаю, только тяжкий грех заставил его пойти на это, а Стефану, вопреки всем канонам совершить пострижение.

https://stefmon.ru/saint/%D0%B6%D0%B8%D ... 1%86%D0%B0
Промыслом Божиим было устроено так, чтобы в некоем человеке по имени Косьма, ищущем духовного совета, опытный старец прозрел будущего великого подвижника и угодника Кирилла Белозерского. Воспитанник и сродник великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича Вельяминова, Косьма был казначеем его имения, но с юных лет имел тайное желание удалиться в монастырь. Косьме было уже около сорока лет, когда (около 1380 года) в Москву прибыл преподобный Стефан. Узнав об этом, Косьма искал встречи с ним и со слезами просил игумена Махрищского постричь его в монахи, вопреки воле Тимофея Васильевича. Преподобный Стефан облек его в иноческие одежды (в рясофор) без произнесения подобающих обетов, но нарек ему новое имя – Кирилл, а непреклонному опекуну представил дело так, будто бы Косьма уже пострижен в монахи
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 04 фев 2025, 00:00

Я бы не исключил и причастности Кирилла к написанию Задонщины еще в 80 -е гг, учитывая его осведомленность о семействе Вельяминовых и возможный след СПИ в К-Б.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 04 фев 2025, 12:23

userdez писал(а):Странно пострижение Кирилла, как бы понарошку: Тимофей поругается, тогда расстрижем и снимем рясу. Хотя при рясофоре обеты не даются. Что-то там не так, как пишут в Житие. Смущает меня это "скоропостижное пострижение".
Преподобный Стефан облек его в иноческие одежды (в рясофор) без произнесения подобающих обетов, но нарек ему новое имя – Кирилл, а непреклонному опекуну представил дело так, будто бы Косьма уже пострижен в монахи

    "В монастырях существовал еще особый, промежуточный, чин — рясофорные монахи. Эти послушники носили монашескую одежду — рясу
    и камилавку, которые получали во время своеобразного малого пострига, но еще не давали монашеских обетов [Требник. ОР РНБ, Кир. Бел., 529/786. Л. 147]"
    (Хорин 2015:106)
Сразу постригать без мин. 6 месячного макс. 3-х летнего "искуса" - нарушение 80-го Правила Номоканона. Даже что сразу в иноческую одежду одели - уже нарушение этого же правила:

    Правило 80.

    Недостоит без искуса пострищи инока, или рясу возложити на него с страстию, но со искусом. искус же знаемым, и местным да будет, шестомесячия время, или егда увидит игумен, изволение добродетели их, и прилежания. аще ли же страннии суть и незнаемии. в трех летех искус да будет, по божественным правилом. искус же с мирскими одеждами должен есть быти, а не со иноческими..."
    (Номоканон)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 04 фев 2025, 19:35

Вероятно, Козьма имел отношение к поимке Ивана Васильевича, прямое или косвенное(могли использовать втемную). Он не предполагал, что это обернется усечением головы(да и кто мог это предвидеть- случай беспрецендентный) . Как пишет летопись: многие "прослезиша о нем и плакашася". Козьма мог быть в их числе и нести грех косвенного смертоубийства на себе. Отсюда и экстренное пострижение в иноки.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 04 фев 2025, 21:51

Летопись говорит, что поп Ивана Васильевича, а не "от И. В", значит можно предположить, что это "наследственный" поп семьи тысяцких. Поэтому Козьма его прекрасно знал по своему статусу в семье, а также по своей богобоязни и боголюбию с юных лет, о чем известно из его Жития.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 фев 2025, 16:09

userdez писал(а):Летопись говорит, что поп Ивана Васильевича, а не "от И. В", значит можно предположить, что это "наследственный" поп семьи тысяцких. Поэтому Козьма его прекрасно знал по своему статусу в семье, а также по своей богобоязни и боголюбию с юных лет, о чем известно из его Жития.

Не мог он быть тем же "попом", поскольку Косьма - это мирское имя казначея, которое он в 1380 поменял на иноческое Кирилл, а заточник с Лача озера уже в 1378 был "попом" (иереем белого духовенства с крестильным именем или иеромонахом с именем схимническим). Другое дело, что Лаче озеро рядом с Белым озером.

    Кому Бѣло озеро, а мнѣ чернѣй смолы;
    Кому Лаче озеро, а мнѣ, на нем сѣдя, плачь горкий..."
    (СДЗ)
Вполне могли встречаться "попы" Вельяминовых и делиться рукописями.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 05 фев 2025, 21:20

Лемурий писал(а):Не мог он быть тем же "попом", поскольку Косьма - это мирское имя казначея, которое он в 1380 поменял на иноческое Кирилл, а заточник с Лача озера уже в 1378 был "попом" (иереем белого духовенства с крестильным именем или иеромонахом с именем схимническим).

Никогда не говорил о тождественности попа И. В. с Козьмой, а только их знакомстве.

Вполне могли встречаться "попы" Вельяминовых и делиться рукописями.

А вот о множестве попов Вельяминовых не понял Вашу мысль.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 16