Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 10 фев 2025, 07:34

Лемурий писал(а):Казначей он и в чернецах склад ума не поменяет...В данном случае это называется взаимовыгодные условия.

Юн возраст имеете, Лемурий, но стар смысл в Ваших словах))
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 10 фев 2025, 07:57

userdez писал(а):Что-то не открывается.

Скачайте сперва, затем из папки Загрузки откройте программой DjVu.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 10 фев 2025, 18:27

Тут вот какой вопрос появился: а правильно мы понимаем летопись Ипат.1164:

    «Приде митрополитъ Иванъ в Русь, и не хотѣ его Ростиславъ [Мстиславич] приятии, занеже отрядилъ бяше Ростиславъ Гюряту Семковича къ цареви, хотя справити Клима въ митрополью, и възвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитомъ и с царевымъ посломъ. И присла царь дары многы Ростиславу, оксамиты и паволокы и вся узорочь разноличная…» (Ипат. 1164)
Получается митрополит Иван уже пришел в Русь (= Киевскую волость) и великий князь (1161-1167) Ростислав его изначально не принял, т.е. местоположение Ивана на начало записи Киев. Теперь далее, Ростислав в Киеве не принял его потому, что отрядил своего посланника Гюряту Семковича к византийскому патриарху. Разве, как и в случае с митрополитом Митяем в 1379, личное присутствие кандидата в Константинополе не требуется?


В своей работе А. А. Спицын не указал источник сообщения, явно, что он отличается от Ипат, откуда появился Галич, как место транзита? Может это отрывок галицко-волынской летописи? По идее, отвергнутый Клим, которому князь Ростислав "красно лицо явил", променяв его митрополитство на царёвы подарки:
"Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть..." (СДЗ), должен был отправиться к себе на кафедру во Владимир-Волынский (Присёлков 2003:214) как раз через Галич.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Wagner » 10 фев 2025, 23:51

Sehr geehrter Userdez,

для ознакомления, выслал на Ваш электронный адрес интересующие Вас монографии С.З. Чернова и Л.В. Черепнина (в формате PDF)
о Феодальных архивах XIV-XV вв. (другие периоды, вероятно, в данный момент Вас не интересуют).
Есть ещё архивы феодальных грамот (оригиналы, скоропись) РГАДА, но там очень большие объёмы
и необходимо точно знать шрифты хранения для поиска нужных данных, иначе очень долгий поиск по каталогам XIX в.

Бог в помощь.

Mit freundlichen Grüßen
Wagner
Der Wahrheit dienen!
Аватара пользователя
Wagner
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 13 авг 2006, 12:44

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 11 фев 2025, 07:25

Про Смолятича, уважаемый Лемурий, ничего не могу сказать - это Ваша " епархия".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 11 фев 2025, 07:34

Danke schon, уважаемый Герр Wagner. Всегда знал, что userdez и Россия могут рассчитывать на искреннюю поддержку немецких трудящихся!
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 11 фев 2025, 14:01

userdez писал(а):Отравить? Сомнительно и бессмысленно.

"Лютые зелья" для того и предназначены, не хворь же ими лечить на поле боя. Переломить хотел итог битвы, подсыпав зелье в войсковой котел, Иван Вельяминов-то, напомню, на стороне татар был, вот и попа его истязали нещадно ни просто так. Хотел бы отравить колодец, направился бы в город, а он пришёл на поле боя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 11 фев 2025, 16:12

Лемурий писал(а): Переломить хотел итог битвы,

Эко! Известен правда случай в 15 веке, когда некий ушлый и беспринцыпный поп отравил просфорой!! какого-то знатного литвина, да и Митяй, скорее всего, не просто так "захворал" в дороге на Царьград. Но здесь соглашусь с Wagner про "травку" для личного пользования. И это явно не та трава, о которой пел половецкий гудец.

Мономах погубил поганых измаильтян, называемых половцами, изгнал хана их Отрока во Обезы (Абхазию - авт.) за Железные врата. Сырчан же хан остался у Дона, рыбою оживши. Тогда Владимир Мономах пил золотым шеломом Дон и захватил землю их всю и загнал окаянных агарян.

По смерти же Владимира у Сырчана остался гудец Орь. И послал его Сырчан во Обезы к хану Отроку, говоря:

– Скажи Отроку: Владимир умер, воротись, брат, пойди в землю свою. Молви ему мои слова, пой ему песни половецкие. Если же не захочет тебя слушать, дай ему понюхать зелье, именем емшан (полынь - авт.).

Отрок же не захотел вернуться, ни песен слушать. И дал ему Орь зелье. Тот же понюхал и, заплакав, сказал:

– Лучше на своей земле костьми лечь, нежели на чужой славну быть.

И пришел во свою землю.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 11 фев 2025, 16:54

userdez писал(а):Но здесь соглашусь с Wagner про "травку" для личного пользования. И это явно не та трава, о которой пел половецкий гудец.

Эко Вы с Wagner ГВЛ "переосмыслили"!

    "По смерти же Володимерѣ оставъшю у Сырьчана единому гудьцю же Ореви, посла и во обезы, река: «Володимеръ умерлъ есть. А воротися, брате, поиди в землю свою. Молви же ему моя словеса, пой же ему пѣсни половѣцкия. Оже ти не восхочеть, дай ему поухати зелья, именемь евшанъ. Оному же не восхотѣвшю обратитися, ни послушати, и дасть ему зелье. Оному же обухавшю, и восплакавшю, рче: «Да луче есть на своей землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быти». И приде во свою землю. От него родившюся Кончаку, иже снесе Сулу пѣшь ходя, котелъ нося на плечеву...»
    ---
    ГВЛ 1201
Суть передачи певцом травы [емшан или евшан (из чагат. ‎и туркм. jaušan, каз. жусан) — то же, что и полынь] в том, чтобы передать запах родной степи, потому что отец Кончака Отрок сразу степь родную вспомнил.

    "..Встаёт певец, и песни он
    50 Поёт о былях половецких,
    Про славу дедовских времён
    И их набегов молодецких, —

    Отрок угрюмый принял вид
    И, на певца не глядя, знаком,
    55 Чтоб увели его, велит
    Своим послушливым кунакам.

    И взял пучок травы степной
    Тогда певец, и подал хану —
    И смотрит хан — и, сам не свой,
    60 Как бы почуя в сердце рану,

    За грудь схватился… Всё глядят:
    Он — грозный хан, что ж это значит?
    Он, пред которым все дрожат, —
    Пучок травы целуя, плачет!

    65 И вдруг, взмахнувши кулаком:
    «Не царь я больше вам отныне! —
    Воскликнул. — Смерть в краю родном
    Милей, чем слава на чужбине!»

    Наутро, чуть осел туман
    70 И озлатились гор вершины,
    В горах идёт уж караван —
    Отрок с немногою дружиной.

    Минуя гору за горой,
    Всё ждёт он — скоро ль степь родная,
    75 И вдаль глядит, травы степной
    Пучок из рук не выпуская..."

    --
    Майков А.Н. ЕМШАН (1874)
А на поле боя Воже из Орды полынь везти было не надо, она под ногами росла, в летописи же сказано мешок ЗЛЫХ зелий и специально из Орды на поле боя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 11 фев 2025, 19:22

Лемурий писал(а):А на поле боя Воже из Орды полынь везти было не надо, она под ногами росла, в летописи же сказано мешок ЗЛЫХ зелий и специально из Орды на поле боя.

Не горькую полынь, а "сладкую травку".И как попасть из татарского войска в русское? Если только поп сразу шел "у плен" и вел туда же всю татарскую Орду.
Мешок с лютыми зельями? А у кого нет слабостей и кто не без греха?
Не попасть бы под статью: если что, Лемурий, надеюсь на Ваши показания в суде))

КоАП РФ Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений,

Вот в той же Орде и в это время остро стоял вопрос с алкоголем и именно у попов- бельцов, о чем пишет епископ Матвей Сарайский в "Златой чепи" в 70-е гг. 14 века.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-11/
РГБ, Ф 304/1, №11, 14 век, "Златая чепь", "Слово о попехъ" , лист 3-3об.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 12 фев 2025, 11:34

userdez писал(а):Не попасть бы под статью: если что, Лемурий, надеюсь на Ваши показания в суде))

Wagner попросите показания дать в Вашу защиту на немецком языке, Вы же сами знаете чей суд самый гуманный в Мире!

userdez писал(а):Вот в той же Орде и в это время остро стоял вопрос с алкоголем и именно у попов- бельцов, о чем пишет епископ Матвей Сарайский в "Златой чепи" в 70-е гг. 14 века.
https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-11/
РГБ, Ф 304/1, №11, 14 век, "Златая чепь", "Слово о попехъ" , лист 3-3об.

Не найду ничего про алкоголь на указанных страницах. Скорее всего речь о вине/кагоре для причастия. В Орде с алкоголем было всё в порядке, пили кумыс в больших количествах, другое дело, для причастия молоко кобылиц не подходит.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 12 фев 2025, 12:03

Первый столбец, про три чаши наливать, более не нудить.
https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... 11/005.jpg
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 16 фев 2025, 21:07

Лемурий писал(а): В Орде с алкоголем было всё в порядке, пили кумыс в больших количествах, другое дело, для причастия молоко кобылиц не подходит.


(Лемурий . )
Это называется «аттическая соль», без рассказов как скифы доили кобыл Геродота читать никто бы долго не выдержал.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 фев 2025, 07:48

И вскоре после его молитвы задумал архимандрит писать некую книгу и потому повелел блаженному Кириллу перейти из поварни в келью, чтобы там писать книгу. Услышав это, Кирилл перешел в келью, рассудив, что Пречистая не отвергла его, но приняла его прошение.

И там он также подвизался в писаниях,

Житие Кирилла Белозерского.
БЛДР, том 7.

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tse ... si-tom-7/4
Обратил внимание, что не "переписывать", а " писать". Уж не о "Задонщине" идет речь? Потому и Вельяминовы в центре повествования, Кирилл прекрасно знал всю семью.И это в начале 80-х, до того, как он стал игуменом в 1388 году.
https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elekt ... 69E#tabs-4
Житие Кирилла.
РНБ, собрание К-Б, № 18/1095.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2208
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 фев 2025, 12:42

userdez писал(а):Обратил внимание, что не "переписывать", а " писать". Уж не о "Задонщине" идет речь? Потому и Вельяминовы в центре повествования, Кирилл прекрасно знал всю семью.И это в начале 80-х, до того, как он стал игуменом в 1388 году.

Давайте, тогда уж, слов из Жития не выкидывать:

    "Родился К[ирилл] в Москве у «благородных и благочестивых родителей», в детстве был обучен грамоте, учился хорошо. После смерти родителей воспитывался, служа казначеем в доме своего «сродника», Тимофея Васильевича Вельяминова, принадлежавшего к одному из самых знатных московских родов, бывшего окольничим при дворе великого князя Дмитрия Ивановича. В возрасте от 33 до 43 лет К. против воли Тимофея Васильевича постригся в монахи и стал иноком незадолго до того основанного (ок. 1370 г.) Симонова монастыря. Игумен Симоновский Феодор отдал К. в послушание старцу Михаилу (в дальнейшем это — епископ Смоленский, заказчик знаменитой Киевской Псалтири), определил на работу в монастырской хлебне и поварне и иногда поручал ему писать книги. Прикидываясь глуповатым, К. юродствовал, но был правильно оценен Сергием Радонежским, дядей игумена..."
    ---
    Кирилл Белозерский (в миру Козма) (1337—1427) // Словарь книжников и книжности Древней Руси
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 21