Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Владимир Медведев » 29 июн 2011, 09:08

Уважаемый Konrad!
Вопреки Л. Е. Махновцу "Слово о полку Игореве" само собою показывает, что оно было создано главным героем поэмы - Великим Киевским князем Святославом Всеволодичем Златословом (ок. 1125 -1194). Все попытки опровергнуть авторство Святослава оказались безуспешными. Подробности см. на сайте ""СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" - ГЛАВНАЯ РУССКАЯ КНИГА": http://slopig.narod.ru .
Интересно бы узнать, что Вы можете сказать обо всем этом.
12-2.jpg
12-2.jpg (45.95 КБ) Просмотров: 10352
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 29 июн 2011, 12:02

Владимир Витальевич, с возвращением! Вы бы указали, что это за "попытки", что "оказались безуспешными", а то как с Домом и Гномом получается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 29 июн 2011, 13:03

Лемурий писал(а):Там про греческое писание речь шла и про греческих священников, а это уровень ниже епископского, на который митрополиты-греки действительно старались брать "своих". Чтобы заменить всех пресвитеров Зихии на греков - пол Константинопольского клира на службу отправлять пришлось бы, если, конечно, сами греческие священники Зихии не были бы местными жителями...


Хороши же "греки" с князем-многоженцем и прической Святослава (русины и их князь с точно такими же горят в огне на византийской мозаике Страшного Суда в Торчелльо, это возле Венеции).
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 29 июн 2011, 13:06

Уваажаемый Владимир, рад знакомству!
Увы, у меня Ваша ссылка не открывается!!!
А что Вы скажете о той же земле незнаемой? Почему она незнаемая, по-Вашему?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 30 июн 2011, 09:49

Konrad писал(а):Хороши же "греки" с князем-многоженцем и прической Святослава (русины и их князь с точно такими же горят в огне на византийской мозаике Страшного Суда в Торчелльо, это возле Венеции).

С "прической Святослава" так понимаю нижний ?

Изображение
"Страшный суд". Византийская мозаика собора Санта Мария Ассунта, Торчелло, Италия. Ок. 1130 г. Фрагмент "Жатва плевел".

Раз уж пошел разговор об этой мозаике, то обращаю внимание на

"Жатва плевел" на седьмом апокалиптическом веке = "На седьмомъ веце Трояни...Токъ на Немизе. Снопы стелют головами...".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 июл 2011, 08:57

Здравствуйте , Лемурий!
Девятая заповедь Закона Божия .
Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
Не произноси на другого ложного свидетельства.
Не послушествуй - не произноси (послух - свидетель); на друга твоего - на другого, на ближнего твоего; свидетельства ложна - неправильного, ложного свидетельства.
Девятая заповедь запрещает наговаривать, злословить, клеветать. Апостол Павел говорит: "отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы члены друг другу" (Ефес. 4, 25). Слово есть дар Божий. Иисус Христос сказал: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Матф. 12, 36-37). Никогда не надо укорять и осуждать других, как это делают в «Слове…» «немци, венедицы .греци и морава …поют славу Святославлю каютъ князя Игоря» . 9 заповедь запрещает всякую попытку очернить нашего ближнего путём язвительного злословия. Конечно , Игорь своим поражением дал тему для слухов , сплетен и пересудов «уже лжу убудиста которою». Бог категорически заявил"Не судите, да не судимы будете".Оценку действием Игоря в златом слове Святослав киевский даёт не осуждением или насмешкой, а любовью «О мои сыновча Игорю и Всеволод. Рано еста начали половецкую землю мечи цвелити , а себе славы искати …Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена». Ужасное зло - клевета . Священное Писание говорит: «Триязычные уста многих потрясли и изгнали от народа в народ, разрушили твердые грады и ниспровергли домы князей; они изгнали доблественных жен и лишили их своих стяжаний» (Сир. 28, 17). Царь Давид молился Богу: «Господи, избави мя от клеветы человеческие, и сохраню заповеди Твоя» (Пс. 118, 144). Диавольское это дело клевета , ибо имя Диавол значит клеветник. Антихрист всегда в образе лжепророка, который лжёт и клевещет. Коваше , ковати , коваху - это слово употреблено в СПИ 3 раза: «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земли сеяше»; «И начяша князи... сами на себе крамолу ковати» ; «А князи сами на себе крамолу коваху»;
В « Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского глагол клепати представлен следующими значениями: ковать , бить, ударять во что – нибудь звонкое для созывания.
В словаре В.И. Даля ковать – клепать, соединять металлические вещи холодной ковкой, пропустя гвоздь и расплющив концы. Прямое значение ковать – клепать производить шум: от бить ,заколачивать. Клепало – язык в колоколе, било - доска в которую стучат сторожа. Клепец – молоток. Отметим развитие значений от прямых к переносным, от физического воздействия до морального ( ср. поклёп отмеченное в «Русской правде», клевета – обвинение). Ковать – клепать значит клеветать – несправедливо обвинять, возводить напраслину. Таким образом, развитие семантики слов ковати – клепати прошло путь от обозначения физического действия до значений, выражающих вид социальных отношений. «И начяша князи... сами на себе крамолу ковати» т.е. несправедливо обвинять: «рекоста бо брат брату: «Се мое, а то мое же» И начаша про малое» се великое молвити…».. Ложь – это намеренное желание сделать зло ближнему. Девятую заповедь нарушают те, кто клевещет – сознательно, говорит о других людях ложь с целью им повредить.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 июл 2011, 10:08

Zinchenko_tanya писал(а): ( ср. поклёп отмеченное в «Русской правде», клевета – обвинение). Ковать – клепать значит клеветать – несправедливо обвинять, возводить напраслину. Таким образом, развитие семантики слов ковати – клепати прошло путь от обозначения физического действия до значений, выражающих вид социальных отношений. «И начяша князи... сами на себе крамолу ковати» т.е. несправедливо обвинять: «рекоста бо брат брату: «Се мое, а то мое же» И начаша про малое» се великое молвити…»...

Доброе утро, Татьяна! Вы куда-то уезжали?
Здесь НЕЛЬЗЯ рассматривать слово "ковати" отдельно. Здесь неделимая идиома "крамолу ковати", а слово "крамола" Вы под "ложь" никак не подведете, это по Срезн. 1) бунт, мятеж; 2) раздор; 3) преследование.

Можно в крайнем случае приравнять "крамолу ковати" к "крамолити" = журить; увещевать усильно (Срезн.)

Что же касается парафраза "И начяша князи про малое „се великое“ млъвити", то он = "Малое не мало будет, егда великиим си сверши:" Флав. Полон. Иерус. (Истр.), I, 156 - цит. по СССПИ "Малый".

Хотя Новый указывал более близкую библейскую аналогию, сразу сейчас не найду...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Ilik » 01 июл 2011, 12:26

Konrad писал(а):Вы пропустили главное - жители Тмуторокани носят ту же прическу, что и князь Святослав.

Если я что-то пропущу, то вы мне, конечно, сразу укажете, что главное, а что нет. Итак, прическа князя Святослава:
... безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода...

(Лев Диакон. История. IX. 11.).

А вот, что сказано в отчете Юлиана о внешности людей в Матрике:
Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... ml?id=3949

При внимательном сравнении видим, что жители Тмуторокани НЕ носят ту же прическу, что и князь Святослав. Святослав безбородый, а все мужчины в Матрике тщательно растят бороды; у Святослава очень длинные усы (чрезмерно длинные волосы над верхней губой), а у жителей Тмуторокани Юлиан такую особенность не отмечает; у Святослава с одной стороны голой головы свисает клок волос, а у жителей Тмуторокани все мужчины наголо бреют головы и только знатные над левым ухом оставляют немного волос. И эта "недобритость" головы над левым ухом у местной элиты тоже на самом деле не похожа на свисающий у Святослава с одной стороны клок волос наподобие оселедца.
Словом, главное, по вашим словам, доказательство существования Тмутороканского княжества в XIII веке таковым не является, если только заглянуть в источники, а не ограничиваться общими заявлениями.

Konrad писал(а):Венгр Юлиан у себя дома видел только русских чабанов и крестьян, с воинским сословием дела не имел, а здесь столкнулся, вот и описывает его довольно подробно.

Какие русские чабаны и крестьяне дома у Юлиана? Вы источник прочтите, на который ссылаетесь. Вот:
Начал же брат обратный путь за три дня до праздника св. Иоанна Крестителя (20 июня 1236 г.), по дороге отдыхал немного дней и, [путешествуя] то по воде, то по суше, на второй день после рождества господня вступил в ворота Венгрии, а по Руси и Польше ехал верхом.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... ml?id=3949

С настоящей Русью Юлиан знаком по той простой причине, что проезжал через нее на обратном пути и никаких ассоциаций между этой подлинной Русью и Матрикой мы в его отчете не встречаем.

Konrad писал(а):Зихией он называет здешний край именно потому, что опирается на слова встреченных здесь "греческих священников", а для них это была Зихийская епархия.

Ну да. И все те 50 дней, что Юлиан пробыл в Матрике и общался с людьми, в том числе, по его словам, и с главной женой короля он так и не понял, что находится не в Зихии и среди зихов, а на самом деле в Тмутороканской Руси. Так ему (согласно вашему домыслу) задурили голову греческие священники.

Konrad писал(а):Поэтому мы вполне можем считать, опираясь на этот венгерский источник первой половины ХІІІ века, что населением Тмуторокани являлись преимущественно русины, которые формально исповедовали христианство, но придерживались своих древних языческих обычаев.

На самом деле в данном венгерском источнике первой половины ХІІІ века об этом ни слова. Но вы, конечно, можете считать всё, что вам хочется.

Konrad писал(а):В Рубруке для меня интересно то, что Тмуторокань даже после нашествия монголов не утратила свое значение. И что Константинополь для неё - иностранный город, с купцами которого она торгует.
Да, именно, Руссия там - Русь, а никакой не византийский порт.

Руссия у Рубрука - северная страна из которой через Солдайю везут меха в сельджукскую Малую Азию:
...город, именуемый Солдаия, который обращен к Синополю наискось, и туда пристают все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руссии и северных стран и желающие переправиться в Турцию. Одни привозят горностаев, белок и другие драгоценные меха; другие привозят ткани из хлопчатой бумаги, бумазею (gambasiо), шелковые материи и душистые коренья.

А Матрика торгует сушеной рыбой с Византией:
...а купцы из Константинополя, приставая к вышеупомянутому городу Матрике, посылают [оттуда] свои лодки (barsas) до реки Танаида, чтобы закупить сушеной рыбы, именно осетров, чебаков (hosas barbaras) и других рыб в беспредельном количестве.

И это ее значение ко времени появления Рубрука сохранялось уже лет этак 1600, со времен древнегреческой колонизации.
К тому же, как указывает Рубрук, находится город не на север, а на восток от Солдайи:
В восточной же части этой области есть город, именуемый Матрика, где река Танаид впадает в море Понта, имея в устье 12 миль в ширину. Именно эта река, прежде чем впасть в море Понта, образует на севере как бы некое море...

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubr ... etext1.htm

И опять ни слова о том, что Матрика является центром Тмутороканского русского княжества.

Konrad писал(а):Сообщение Идриси трудно рассматривать как реминисценцию, соответственно, и на данные абул-Фиды и Саида мы можем и будем смотреть как на актуальные, а не как на выписанные у Птолемея. Хотя почему-то именно в российском востоковедении и византинистике особенно часто провозглашают любые источники компиляциями.

Если вам очень хочется верить в то, что российские византинистика и востоковедение провозглашают любые источники компиляциями(!), то верьте. Но не могли бы вы привести гиперссылки на работы западных авторов, в которых сообщения Идриси, Ибн Саида и Абу-л-Фиды о Северном Причерноморье признаются актуальными именно для их времени?
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 июл 2011, 13:21

Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову


Изображение

Получается, что "знатный клок" на византийской мозаике собора Санта Мария Ассунта (Торчелло, Италия) не в знак "знатности рода" - он ведь изображен над правым ухом. И всё же, в этой мозаике тоже склонен видеть Святослава Игоревича.

Византийцы, изображая сцену Страшного Суда (Жатва плевел), должны были изобразить головы "праведников" И головы "грешников" (в их понимании). Святослав для них был как раз тем самым язычником, которого они в начале XII в. воспринимали как наказание Божье. Справа от него можно увидеть голову в арабской чалме, которая на голову христианского "праведника", опять-таки в понимании Мастера из Торчелло, никак не подходит.

Что же касается описания Льва Диакона (История. IX. 11), то он описывает ратников, приехавших после ТРИЗНЫ, во время которой мужчины бреют головы, пьют хмельной мед, участвуют в ристалищах (отчего у остальных его воинов и была одежда грязная).

Было бы описание воинов Святослава в МИРНОЕ время о постоянном ношении такой "прически" можно было бы судить наверняка....
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 01 июл 2011, 16:48

Ну, о том, что так бреют голову в честь тризны, у Льва Калойского ничего не сказано, положим...
Давайте избегать таких толкований и предположений.
Там внизу еще, в огне горят такие же, с дюжину человек. В нижнем ярусе... Вверху же - не Святослав, а просто стереотипный русский князь, а рядом стереотипные сарацины, еретики и т.д.
А эта прическа за ухо заправлялась до начала 19. века. Теми же людьми, что пели все эти колядки и свадебные песни, которые я Вам цитирую... Обычно за левое, как объяснял Антон Головатый великому князю. Но беседу о ней давайте отложим чуток. Как и о Тмуторокани, хотя я все еще предполагаю, что в городе сохранялось русское население до нашествия монголов и русская власть...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 01 июл 2011, 17:12

Zinchenko_tanya писал(а): «И начяша князи... сами на себе крамолу ковати» т.е. несправедливо обвинять: «рекоста бо брат брату: «Се мое, а то мое же» И начаша про малое» се великое молвити…».. Ложь – это намеренное желание сделать зло ближнему. Девятую заповедь нарушают те, кто клевещет – сознательно, говорит о других людях ложь с целью им повредить.

Про НАПРАСЛИНУ Вы совершенно метко заметили, токмо в этом отрывке вот что имелось ввиду, правда не Новый этот парафраз первый отметил, а Барац Г. М. О библейском элементе в "Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с.29

"И начяша князи про малое «се великое» млъвити, и сами на себѣ крамолу ковати... "
=
"...вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» " (Амос. 6:13)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24692
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 июл 2011, 18:50

"И начаша про малое се великое молвити" - делать из мухи слона.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 01 июл 2011, 19:40

Уважаемая Таня, хочу у Вас попросить источник песни о "Настье", которую Вы приводите в связи с травой и жалощами!
Заранее благодарю.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 июл 2011, 08:25

Здравствуйте, Konrad.
Прежде чем указать Вам источник песни о "Настье", сообщите хотя бы цитату.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 июл 2011, 08:27

Здравствуйте , Лемурий!
КРАМОЛА – слово пришло к нам из церковнославянского языка .
В Новг. перв. лет. под 1235 говорится, что дьявол «въздвиже крамолу межи русьскыми князи, да быша человеци не жили мирно» Ложь, злословие , клевета- силы, работающие на самых ранних стадиях конфликта. Слово КРАМОЛА употребляется в «Слове…» пять раз: «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше» (С. 15); «...въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась» (С. 17); «И начяша князи... сами на себѣ крамолу ковати» (С. 19); «А князи сами на себе крамолу коваху» (С. 21);
«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую». В летописи6576 « Придоша иноплеменьници на Русьску землю половьци много… Грехъ же ради нашихъ пусти богъ на ны поганыя…» « … Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его, из-за того и навёл бог поганых». Видимо, понятие крамолы у автора «Слова…» гораздо шире чем по Срезн. 1) бунт, мятеж; 2) раздор; 3) преследование.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 30